Теоретические основы использования дидактических методов при обучении младших школьников приемам сложения

Теоретические основы использования дидактических методов при обучении младших школьников приемам сложени

1.1 Дидактические методы при обучении математике младшихшкольников

 

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач [20, с. 26].

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

· словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

· наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

· практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ — это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний [22, с. 486].

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений [22, с. 487].

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения [22, с. 491].

Лекция — монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно [22, с. 493].

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. [20, с. 269].

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса [20, с. 270].

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования [20, с. 272].

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разрабатывали классификацию методов обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.

С этой точки зрения они выделяли следующие методы [22, с.497]:

· объяснительно-наглядный (репродуктивный);

· проблемное изложение;

· частично-поисковый (эвристический);

· исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный методсостоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.

Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения. Частично-поисковый метод включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

Ю. К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. К. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:

1) методы организации и осуществления учебной деятельности,

2) методы ее стимулирования и мотивации,

3) методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

В каждой группе имеется совокупность методов. Так, в 1-ой группе помещены методы по названным выше классификациям. Во 2-ой группе — методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры. В 3-й группе — методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Выбор того или иного из рассмотренных методов обучения, конечно, не должен быть случайным. Оптимальным является такой выбор методов, который опирается на требования теории обучения о соответствии методов содержанию обучения, особенностям контингента обучаемых, количеству учебного времени и т.п. Вместе с тем, руководствуясь теорией, не следует забывать, что обучение — дело творческое, в котором многое зависит от накопленного опыта, личных способностей и склонностей преподавателя, а также от имеющихся в наличии средств обучения.

О Андрей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.