Систематизация античных монет

А. Н. Зограф в свое время предложил заменить географический принцип систематизации античных монет хронологическим (синхронным). В основе этого предложения лежит мысль об одновременном, синхронном показе монетного чекана различных государств архаической, классической и эллинистической эпох истории Греции. Действительно, такой обзор дал бы нам широкую картину развития монетного дела и денежного обращения одновременно в ряде центров греческого мира. Внешние данные — типологические и технические, легко позволяют сгруппировать античные монеты по вышеуказанным трем группам.

Архаические монеты. Особенности техники изготовления архаических монет отразились на их внешнем виде. Монетный слиток имеет еще очень выпуклую форму, обычно бобовидную. Изображения имеются только на лицевой стороне, на оборотной стороне мо-

57

неты — quadratum incusum. Они крайне просты и лаконичны, обычно это эмблема (παράσημον) города без дополнительных элементов. Надписей еще нет или имеются только первые буквы названия города, чеканившего монету.

Классический период. Некоторые усовершенствования технических приемов внесли изменения во внешний облик монеты. Монетный кружок становится более плоским, постепенно приобретая правильную форму. От quadratum incusum сохраняется след в виде квадратного углубления, внутри которого помещается изображение Существуют более развернутые надписи — название города, имена магистратов и резчиков штемпелей.
Эллинистический период. Монетный кружок приобретает плоско-выпуклую форму или выпукло-вогнутую форму. Появляются первые портретные изображения эллинистических правителей на лицевой стороне монеты. Размеры надписей крайне увеличиваются, часто помещается развернутая титулатура царей, имена магистратов и монетных мастеров, монограммы мастерских, серии выпусков, даты. Появляются многочисленные дополнительные изображения.
Таким образом, внешние данные позволяют нам объединить, греческие монеты в три основные хронологические группы, внутри которых монеты должны располагаться согласно географическому принципу. Следует сделать оговорку — эта схема имеет отвлеченный, общий характер, не все монеты можно уложить в эти рамки; четкую грань (хронологическую) для разных географических пунктов установить иногда невозможно.

Римский период. Республиканские римские денарии по фактуре мало чем отличаются от денариев императорского времени, которое А. Н. Зограф 1 предлагал выделить в отдельный самостоятельный период. Отличительной чертой монетного дела в это время является дальнейшее усовершенствование техники чекана. Монетный кружок имеет правильную круглую форму, плоский. В это время характерной становится одна особенность — точечный ободок (реже линейный), внутри .которого помещается изображение. Надписи становятся обильными, целиком или в сокращенном виде помещается титулатура императоров.
Такова новая схема систематизации монетного дела в древности. Преимуществом ее перед системой Эккеля является то, что она дает наглядное представление о характере монетного чекана и денежного обращения, как единого процесса, свойственного той или иной эпохе.

Типы античных монет. Основные изображения, постоянно присущие той или иной группе монет, принято называть монетным типом. Монетный тип дает представление о месте и времени выпуска монеты, ее номинале и т. д. Большую роль в атрибуции монет играют надписи или легенды, которые позволяют определить принадлежность монеты тому или иному городу. На основе монетных надписей иногда удается определить местонахождение неизвестных географических центров, выяснить имена незасвидетельствованных другими документами государственных деятелей, решить некоторые спорные вопросы палеографии.
Не меньшую роль играют изображения на лицевой и оборотной сторонах монеты. Однако основное изображение сопровождается рядом дополнительных изображений, значков, монограмм, которые носят название добавочных элементов монетного типа. Изображения были разнообразны по своему содержанию и значению (табл. XVIII).
Существует несколько теорий, объясняющих причины возникновения монетных типов. Если .мы возьмем современные монеты, то все их изображения объясняются просто. На лицевой стороне современных европейских монет обычно изображается олицетворение республики, если это страна с республиканским строем правления, или портрет короля или императора, если это монархия. На оборотной стороне монеты, как правило, помещается герб государства. Нередко бывает еще проще: на лицевой стороне помещается герб, на оборотной—номинал. Разнообразие же монетных типов в греческих полисах, многообразие и сложность сюжетов изображений с трудом поддаются общему единообразному объяснению2. Многочисленные теории по-разному пытаются объяснить значение монетных типов и их систематизировать. Первую попытку объяснить монетные изображения и каким-то образом их сгруппировать сделал уже Эккель. Он распределил все античные монеты по их изображениям на шесть групп. Эккель выбрал чисто формальный принцип, основанный на внешних признаках, сгруппировав монеты в следующие серии: 1) с изображением архитектурных сооружений; 2) с изображением божеств и предметов культа; 3) с изображением животных или растений и т. д. Сколько-нибудь четких объяснений для появления этих изображений Эккель выдвинуть не смог.
Только в середине XIX в. возникают первые попытки объяснить причины появления тех или иных изображений на античных монетах. Первой теорией была теория Бэргона, принятая позже известным нумизматом Перси Гарднером3. Эта теория объясняет появление монетных типов религиозными причинами. П. Гарднер считает, что основными и самыми ранними изображениями на монетах были изображения богов или их атрибутов (Афина — сова, змея.

копье; Зевс — орел, скипетр, молния; Аполлон — треножник, лира, лебедь; Посейдон — трезубец и т. п.). Этому объяснению противопоставил свою точку зрения английский нумизмат Риджвей4, выдвинувший теорию коммерческого происхождения монетных типов. Согласно этой теории, на монетах изображались предметы, игравшие в данной области до момента появления монет роль всеобщего эквивалента стоимости — натуральных денежных единиц, или наиболее распространенные и ценные продукты данной области. Свои положения он аргументировал примерами изображения черепахи на монетах о. Эгины, славившейся изделиями из черепахи, щита на монетах Беотии, тунца на монетах г. Кизика, пшеничного колоса на монетах г. Метапонта и т. д.
Третья точка зрения греческого ученого Героянниса5, который пытался объяснить первоначальное происхождение изображений на монетах апотропаическими (отпугивающими) причинами. Он привел много примеров ранних монет с изображением апотропаического характера — маски Горгоны, химеры, чудовищ, быков, головы льва, сцен растерзания животных и т. д. Однако все эти попытки объяснить происхождение первоначальных монетных типов имеют односторонний характер, они не объясняют общих тенденций развития монетного типа, а останавливаются на частных: случаях. Эту ограниченность прежних гипотез заметил уже в начале XX в. английский исследователь Макдональд6, который предложил компромиссную точку зрения, объединившую все три гипотезы его предшественников. Макдональд старался свести все монетные типы в одну систему и, стремясь проследить общую эволюцию монетного типа, признал право на существование религиозной, коммерческой и апотропаической теории. Он правильно объяснил непонятные с других точек зрения некоторые изображения на ряде монет, носящие геральдический характер, так называемые «говорящие гербы» (armes parlantes), например, фоке — тюлень на монетах Фокеи. сиде-гранатовое яблоко на монетах г. Сиде в Памфилии, льва на монетах г. Леонтин, селинон (сельдерей) на монетах г. Селинунта и т. д. Макдональд выдвинул четыре фактора, обусловивших появление монетных типов: декоративный, коммеморативный, религиозный и подражательный7. Однако, выдвигая эти четыре принципа, он тоже ограничил круг причин, вызвавших многообразие греческих монетных типов. Кроме того, не все факторы, предложенные Макдональдом, имеют равное значение. Например, подражательный принцип играет явно второсте-

пенную роль, так как монеты этого типа лишь копируют уже существующие.
Вопрос о причинах происхождения монетных типов — один из самых сложных вопросов в современной нумизматике, здесь еще многое нуждается в уточнении на основе конкретного изучения нумизматического материала. Вопрос этот следует решать в более узком плане, находя индивидуальные причины в каждом конкретном случае появления монетного типа, и уже потом сводить эти причины в несколько или одну общую схему развития монетного типа. А. Н. Зограф, «критикуя теорию Макдональда, совершенно справедливо указывал, что схема происхождения монетных типов может быть представлена «не в виде попеременного господства то одной, то другой (гипотезы), а в виде постоянного взаимодействия трех основных начал: охранительно-санкционирующего совместно с декоративно-оформляющим для типов лицевой стороны монеты и опознавательно-определяющего для типов оборотной стороны»8.

Портретные изображения. Многообразию монетных типов лицевых сторон был положен предел в эпоху эллинизма, когда на лицевой стороне, как правило, стал изображаться портрет правителя того или иного государства. А. Н. Зограф в специальной статье предполагал, что уже в V—IV вв. до н. э. появились портретные изображения на отдельных монетах, например, на гектах о. Лесбоса, на кизикских электр ах и др.9. С достоверностью можно сказать, что первое портретное изображение на греческих монетах появилось в эпоху Александра Македонского. Надо сказать, что изображение Александра на его тетрадрахмах и драхмах еще подчинено традиции, связанной с изображением на монетах богов. Александр здесь изображен в виде Геракла в львиной шкуре, но черты лица имеют явное портретное сходство с Александром (табл. XIV, № 7, 8, 9). Таким образом, традиционному изображению Геракла в Македонии были приданы черты сходства с лицом молодого монарха. Портрет Александра некоторое время помещался после его смерти на монетах диадохов. Так, Птолемей I Сотер до 305 г. до н. э. не помещал собственного изображения на египетских монетах, копирующих александровские тетрадрахмы. Позднее диадохи и эпигоны помещают свои портреты на монетах эллинистических государств. Эллинистические портреты на монетах отличались большим реализмом исполнения и очевидным сходством с изображаемым лицом (табл. XV, XVI). Этого нельзя сказать только о монетах Парфии, где изображение правителя крайне стилизовано (табл. XVI, №9).

Изображения лицевой и оборотной сторон. На основании различного характера изображений возникает понятие лицевой и оборотной стороны монеты. Изобразительные функции лицевой и оборотной стороны различны. Лицевая сторона отражает религиозно-государственную санкцию, поэтому чаще всего на ней изображались головы божеств, почитаемых в данном городе, позднее портреты правителей. Изображение лицевой стороны появляется и оформляется гораздо раньше, чем изображение оборотной. На лицевой стороне также изображался παράσημον города. Оборотная сторона несет на себе обычно изображение атрибутов почитаемых в городе богов и дополнительные элементы монетного типа — значки, символы, надписи, монограммы. Эта сторона монет дает возможность ее определения. Однако не всегда бывает легко определить лицевую и оборотную сторону монеты. Например, на одной стороне монет города Коринфа изображена голова Афины, почитаемой в городе, на другой эмблема города — Пегас. Какую сторону считать лицевой, какую оборотной? Здесь на помощь приходит монетная техника. Голова Афины помещена в углублении, следовательно, это изображение было вырезано на верхнем штемпеле, служившем для чекана оборотной стороны. Таким же образом обстоит дело с монетами г. Акраганта, где на одной стороне монеты изображался орел —атрибут Зевса, а на другой городская эмблема—краб.

Основные монетные типы (παράσημον)

 
 

Черепаха

— о. Эгина (табл. I, №8, 9,10)

 
 

Пегас

— г. Коринф (табл. III, № 1, 2)

 
 

Сова

— г. Афины (табл. II, № 1—6)

 
 

Колос

— г. Меташонт (табл. V, № 5—

 
  

10)

 
 

Краб

— г. Акрагант (табл. X, № 8—

 
   
 

Треножник

— г. Кротон (табл. VI, № о,

 
 

7—10)

 
 

Бык

— г. Сибарис (табл. V, № 1—3)

 
 

Щит

— города Беотийского союза

 
 

(табл. IV, № 1—16)

 
 

Амфора

— Острова Эгейского моря

 
 

Бодающий бык

— г. Фурии (табл. IX, № 15,16)

 
 

Виноградная гроздь

— о. Тенос

 
 

Роза (цветок граната)

— о. Родос (табл. XI, № 6—9)

 
  

— о. Хиос, Теос, г. Абдара

 
 

Гриф

 
 

(табл. XII, № 2, 3)

 
 

Лира

— о. Делос

 
 

Лист

— г. Камир »на о. Родосе, Селинунт

 

Лев

— Милет, Регий, Леонтины,

 
  

Самос, Пантикапей

 
 

Пчела

— г. Эфес (табл. XI, № 1_9)

 
 

Голова быка

— Фокида

 
 

Тунец

— т. Кизик (табл. XXXV,

 
 

№ 1—4).

 

Иногда на монетах помещались и другие изображения, имеющие мифологический характер, изображения животных или атрибутов богов и самих богов. На монетах Афин изображалась голова Афины — охранительницы города, на монетах Беотийского союза— щит Геракла, которому беотийцы поклонялись, на монетах Коринфа — Пегас, покоренный некогда их соотечественником Беллерофонтом. Нередко изображались на греческих монетах архитектурные и скульптурные памятники. Например, на некоторых монетах воспроизводится театр Диониса в Афинах. На афинских тетрадрахмах нового стиля помещена .голова Афины, копирующая известную статую Афины Парфенос Фидия. На монетах Деметрия Полиоркета воспроизводилась прекрасная статуя Ники Самофракийской, а на монетах фракийского города Анхиала—статуя Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом».

Датировка античных монет. Многие античные монеты, особенно архаического и классического периодов, не имели обозначения времени их чекана, поэтому они не поддаются точной датировке. Такую точную дату выпуска этих монет могут дать только сопоставления с письменными или археологическими памятниками или же с конкретными историческими событиями.
В большинстве случаев греческие монеты датируются приблизительно в рамках от и до (Terminus post quem и terminus ante quem). Например, предельной гранью выпуска монет г. Сибариса в Великой Греции может служить 510 г.—дата его разрушения г. Кротоном. Наоборот, начальной датой чекана монеты г. Фурии служит 443 г. до н. э. —дата его основания.
Большую роль в датировке античных монет играют наблюдения над фактурой, техникой и стилем. Новые перспективы в отношении уточнения датировок открывают изучение монетных кладов, метод сличения монетных штемпелей, а также изучение надчекаиок и перечеканок. Точная датировка выпуска монет появляется только в эпоху эллинизма.
Самыми ранними датированными монетами являются тетрадрахмы Александра Македонского, выпущенные г. Сидоном в Финикии после битвы при Ипсе, со времени которой Сидон начинает свою эру летосчисления. Многие эллинистические государства устанавливают свое летосчисление по эрам, приуроченным к различным событиям местной истории. Даты местных эр помещаются на эллинистических монетах. Датировка монет по мест-

ным эрам — один из самых распространенных способов датировки античных монет.
Другим способом датировки монет была датировка по годам правления царя или монарха. На монете обозначался год правления эллинистического монарха, в который она была чеканена — первый год, второй год, третий год и т. д. Такой способ датировки монет был особенно распространен в птолемеевском Египте, в Каппадокии и др.
Наиболее распространенными эрами были Селевкидская эра, начинающаяся с 312 года до н. э. и Вифинская эра, начинающаяся с 297 года до н. э. Селевкидская эра была распространена на территории монархии Селевкидов и в Парфии. Вифинская эра была принята в Понтийском царстве Митридата VI Евпатора, а при Фарнаке распространилась на Боспорское царство, почему и стала называться Боспорской эрой. Монеты Митридата VI Евпатора имеют обозначение не только года, но и месяца их выпуска. Даты обозначались буквами греческого алфавита.

Обозначение чисел на греческих монетах

http://www.sno.pro1.ru/lib/kazamanova/kazamanova-1.jpg

Обозначение денежных сумм

http://www.sno.pro1.ru/lib/kazamanova/kazamanova-2.jpg

Для прочтения даты местной эры следует из обозначения года по местной эре вычесть дату ее основания. Например, ФМН—548 г. боспорской эры —(минус) 279 (год ее начала) =251 г. нашей эры; или ΒΙΣ —212 г. боспорской эры = 85 г. до н. э. (279—212 = 85).

Иногда на монетах помещаются числительные в развернутом виде — έτους τρίτου — третьего года (правления) или έτους ενδεκάτου —одиннадцатого года (правления). На парфянских монетах, также как на митридатовских, ставилось обозначение месяца выпуска монет. Наиболее сложную систему датировки монет имеют афинские тетрадрахмы эллинистического времени так называемого «нового стиля», различавшиеся системой значков и символов и употребляющие магистратские имена для датировки (табл. II, №6).
Так, «носители первых двух имен… сменяются ежегодно и первому из них принадлежит помещающийся в поле рядом с совой символ (животное, предмет). Третье имя, напротив, сменяется ежемесячно и принадлежит представителю наблюдавшей за (монетным делом коллегии из 12 членов ареопага. Кроме того, буквы от А до Ν, помещающиеся на тулове лежащей амфоры, соответствуют месяцам лунного календаря. Наконец, группы по 2 буквы (ΑΠ, МЕ, ΔΗ, ΣΛ и др.), находящиеся внизу, под лентами венка, по-видимому, обозначают мастерские монетного двора или рудники, доставившие металл для выпуска» 10. Такое усложнение датировки преследовало цель затруднить подделку монет.
Пример обозначения даты на афинских тетрадрахмах «нового стиля» —

http://www.sno.pro1.ru/lib/kazamanova/kazamanova2-1.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/kazamanova/kazamanova2-2.jpg

или 

До последних лет нумизматы, а за ними и историки считали датой выпуска афинских тетрадрахм «нового стиля» — 229 г. до н. э. Так делали Б. Хед11, Своронос 12, Зельтман 13, А. Н. Зограф 14 и другие. Последней датой этого выпуска считалось время правления Августа.
Однако методика современной нумизматики, которая обладает такими точными приемами, как анализ кладов и сличение монетных штемпелей, дает возможность прийти к новым, неоспоримым выводам. Работу по сравнению штемпелей афинских серий «нового стиля» и по анализу кладовых находок с этими монетами провела современная американская исследовательница Маргарэт Томпсон 15. Полнота охвата материала (ею использованы монеты в объеме корпуса, включены также все крупные собрания советских музеев) и тщательность работы М. Томпсон гарантируют точность сделанных ею выводов. Основной вывод М. Томпсон сводится к тому, что Афины начинают выпуск серебряных тетрадрахм лишь

после большого перерыва, а именно в 196 г. до н. э., т. е. после провозглашения Римом «свободы» Греции16. Для афинских монет датировка М. Томпсон очень точна и детально разработана. Устанавливается несколько серий выпусков, охватывающих три периода:
древний — 196—169/8 гг. до :н. э. (табл. 1—32) средний — 168/7—132/1 гг. до н. э. (табл. 33—97) новый — 131 — до Суллы (табл. 98—142).
Одновременно с последовательностью этих выпусков понижается их весовой стандарт, который падает до 15,8—15,7 г.
Такая датировка, основанная на чисто нумизматических данных, представляется согласованной и с экономическим состоянием Афин и всего эллинистического мира в целом. Многочисленные выпуски Афинских тетрадрахм в 196 г. и следующих годах вполне совпадают с падением во II в. до н. э. международной роли золота в денежном обращении Средиземноморья. Согласуется новая датировка и с международным положением Афин в начале II в. до н.э. Во II в. до н. э. Афины устанавливают более тесные связи даже с отдаленным Боспором 11. Более оправданной и понятной становится поздняя датировка подражаний афинским тетрадрахмам, находимым в Аравии (100—24 гг. до н. э.), появление которых объясняется прекращением выпуска прототипов (афинских тетрадрахм), что всегда влечет за собой появление подражаний.
В свете приведенного относительно датировки тетрадрахм «нового стиля» материала необходимо пересмотреть существовавшую до сих пор датировку критских тетрадрахм афинского типа. Дело в том, что Крит, как .крупный центр транзитной торговли, уже в V—IV вв. до н. э. имел свою развитую денежную систему, основанную на эгинском весовом стандарте, и сложную монетную типологию 18. Многие города острова чеканят монету уже в V в. до н. э. В эллинистическое время к этому списку можно добавить выпуски еще около 10 полисов. Критским полисам хорошо был известен и союзный чекан. Первые союзные монеты появляются уже в IV в. до н. э., выпущены они в ознаменование союза между городами Иерапитной и Литтом 19. К периоду внутренней борьбы 20-х годов III в. до н. э. относится монетная серия, ознаменовавшая союз между Гортиной и Кноссом с изображением Европы, сидящей на быке (символ Гортины), и лабиринта (знак Кносса). Вслед за этими монетами г. Полирения выпускает монеты с изображением Филиппа V и сидящей женской фигуры со статуей Ники. Существуют союзные выпуски городов Крита, Литтоса и Херсонеса, отно-

сящиеся ко II—I вв. до ή. э. Таким образом, появление на Крите союзного чекана с типом афинских тетрадрахм не должно вызывать удивления. Эти тетрадрахмы чеканят семь крупнейших городов Крита: Кносс, Гортина, Кидания, Иерапитна, Полирения, Приансос и Лаппа20. Но это не обычного типа союзные монеты, где на лицевой стороне изображался герб (парасемон) одного союзного города, а на оборотной — другого. Критские тетрадрахмы полностью и точно воспроизводят афинский монетный тип эллинистических тетрадрахм, помещая на них только имя своего города или иногда лишь маленькой величины эмблему города (Кносс чеканит лабиринт рядом с афинской совой, сидящей на амфоре). Эта особенность крито-афинских союзных монет заставляет задуматься относительно характера этого союза. Свороное, Хэд, а за ними и Пендлбери не правы, называя критские монеты подражаниями афинским тетрадрахмам. Никаких черт, присущих подражаниям, в этих монетах нет. Это союзные монеты, в особенностях чекана которых отразилась преобладающая роль Афин в этом союзе. Эту критскую серию можно сопоставить с аналогичным выпуском коринфских по типу статеров в городах Акарнании, Аргосе Амфилохийском, Левкаде, в Сиракузах. Тип изображений на этих «союзных» монетах был полностью коринфский (Пегас и Афина в коринфском шлеме), а подчиненные города только ставили в поле монеты название полиса или его символ. Таким образом, монеты критских полисов свидетельствуют об экономическом или политическом приоритете Афин в этом союзе. Об активности Афин в области финансовой политики свидетельствует вся предшествующая история существования двух афинских морских союзов. Сначала Афины навязывают союзникам свою весовую и денежную систему, затем внедряют собственную монету на союзном рынке, а последний факт свидетельствует и о заключении союза на неравноправной основе и выпуске союзных монет. Нам известно, что в III в. до н. э. критские полисы меняют весовой стандарт своих монет с эгинского на аттический. Заключение союза Афин с семью городами острова диктовалось, очевидно, прежде всего экономическими интересами, и вряд ли выпуск критских тетрадрахм можно приурочить к какому-либо определенному политическому событию. Об этом же свидетельствует и разновременность монетных серий этого цикла и его продолжительность. Вряд ли выпуски их в разных городах можно датировать одним и тем же годом. Материал, собранный Свороносом в корпусе монет Крита, заставляет предполагать, что первыми выпусками были монеты Кносса, а самый их чекан продолжался и в I в. до н. э.
Датировать первые выпуски критских тетрадрахм афинского типа 200 годом до н. э., как это делалось до сих пор, или первым десятилетием II в. до н. э. невозможно уже потому, что афинские

тетрадрахмы появились на четыре года позже, и потому, что в первое десятилетие II в. до н. э. Крит испытывал настолько значительные экономические, социальные и политические затруднения, что возможность выпуска большой серии тетрадрахм отпадает. Дальнейшая же история взаимоотношений Афин и критских полисов настолько трудно восстанавливается из-за недостатка источников, что можно лишь приблизительно наметить сближение Афин и Крита временем после 190 г. до н. э. до 170 г. до н. э. В 86 г. до н. э. Афины прекращают выпуск своих тетрадрахм.

Датировка римских монет. Так как монетные магистраты в республиканском Риме сменялись ежегодно, то для самих римлян их монеты были датированы именами tres viri monetales. В том случае, когда имена магистратов были именами известных исторических деятелей, эти монеты оказываются датированными и для нас. Даты выпуска монет римляне не помещали. Императорские монеты династии Антонинов можно датировать более точно, чем годами правления императора, исходя из анализа титулатуры. В титулатуре императоров этого времени обычно содержится упоминание о власти трибуна (tribunitia potestas), которая, как известно, возобновлялась ежегодно. Следовательно, упоминание о том, который раз император облечен трибунскими полномочиями, соответствует году его правления по порядку. Однако к III в. н. э. титулатура императоров на монетах стала помещаться не полностью, упоминания о трибунской власти исчезают, и монеты можно датировать в большинстве случаев только округленно, годами правления того или иного императора.
Случай точной датировки римских императорских монет известен только один. Это монета Адриана с надписью: ANN – DCCCL XXIIIINATVRBPCRICON = Anno octogentesimo septuagesimo quarto natali urbis = 874 г. от основания Рима или 121 г. н. э.

http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/079-7.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/kazamanova/kazamanova3-1.jpg

Легенды на греческих монетах классического и отчасти архаического времени в основном содержат сокращенное название центра, их выпустившего. Часто на монетах классического времени продолжают употребляться буквы дорийского архаического алфавита или архаическое правописание:   на монетах Коринфа и Кротона, архаическая β — на монетах Византия, написание ΑΘΕ вместо ΑΘΗ на монетах Афин. Встречается написание легенды в обратную сторону — на монетах Сибариса—VM, Посейдонии — МОП. 
В обратном направлении писались многие развернутые легенды на монетах Великой Греции: 

http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-5.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-6.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-3.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-7.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-9.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/090-1.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-2.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-4.jpg
http://www.sno.pro1.ru/lib/zograf/091-1.jpg

Возможно, что такое написание объяснялось специфическими особенностями изготовления монетных штемпелей на этих монетах.
В эллинистическую эпоху в связи с развитием монетного типа появляется большое количество сокращений на монетах в виде лигатур или монограмм, в которых скрывались имена правителей или название чеканившего их города. Например,   — Антигон,  — Деметрий,   —Пирр или   —г. Одесс,  —г. Тир; монограммы союзов:   —Ахейского,   —Аркадского. Иногда помещается сокращенное изображение должности магистрата —   -притан;  —архонт.
В эллинистическую эпоху многие цари к своему имени прибавляют почетные эпитеты: Θεόσ — бог, Επιφανήσ — явленный, Ε,εργέΐης — благодетель, Σωτήρ — спаситель, Atxaiotf — справедливый, Νικάτωρ—победитель, Εύσεβήσ—благочестивый, Φιλάδελφοσ — любящий брата и т. д. Особенно пышной титулатурой отличались парфянские цари, например, титулатура Фраата IV — «царь царей, Аршак, благодетель, -справедливый, явленный, любящий эллинов».
На некоторых монетах помещалось имя резчика монетного штемпеля. Например: ΘΕΟΔΟΤΟΣ ΕΠΟΙΕΙ — сделал Феодот, на монетах г. Клазомен; ΝΕΤΑΝΤΟΣ ΕΠΟΙΕΙ —на монетах г. Кидонии на Крите; имена на монетах городов Сицилии: ΕΥΑΙΝΕΤΟ, ΠΡΟΚΛΗΣ, ΚΙΜΩΝ, ΚΡΑΤΗΣΙΠΠΟ, ΕΤΚΛΕΙΔΑ, ΕΤΜΕΝΟΝ, ΦΡΙΓΙΛΛΟΣ и др.

Изображения и легенды на римских монетах. Изображения на римских монетах менее разнообразны, чем на греческих. Большим разнообразием отличаются только изображения на республиканских денариях. Ранние денарии имеют один «общегосударственный» тип: на лицевой стороне изображение богини Ромы, а на оборотной—Диоскуров на конях. Однако, уже к концу II в. до ;н. э. этот тип вытесняется большим количеством (разнообразных монет с самыми различными изображениями. Чаще всего эти изображения носят характер παράσημον, но не города, а более частного значения — это символ монетных магистратов. В большом количестве встречаются изображения легендарных сцен, которые часто связывались с толкованием имени магистрата (например, сцена похищения сабинянок на монетах, выпущенных Л. Титурием Сабином, изображение девяти муз на денариях Кв. Помпония Музы и т. д.). Часто изображались конные статуи, храмы, памятники, акведуки. Основные монетные изображения можно свести к следующим типам: а) легендарные сцены (римская волчица, Рем и Ромул, бегство Энея из горящей Трои и др.); б) олицетворение событий или понятий (Свобода, Согласие, Благополучие, Доблесть и т. д.); в) изображение богов и богинь; г) архитектурные и

скульптурные памятники. Нередко изображались сцены из военной жизни, военные походы, трофеи, вооружение, смотр войска, победы. Например, разрушение Иерусалима Веспасианом было ознаменовано выпуском денариев с изображением плачущей женщины, символизирующей покоренную Иудею, сопровождавшимся пояснительной надписью: Iudea capta.
История жизни города Рима ярко представлена изображениями различных жанровых сцен — праздников, раздач съестных припасов, голосования в Риме и др. По изображениям и надписям на римских монетах можно себе представить круг стран, которые посетил любивший путешествовать император Адриан. Выпускались в Риме и мемориальные монеты. Денарии Брута и Каски, выпущенные во время войны против Октавиана и Антония, должны были напоминать о событиях мартовских ид 44 года до н. э. На этих монетах были помещены изображения фригийского колпака (символа свободы) и двух кинжалов.
На императорских денариях, ауреусах и медных монетах на лицевой стороне постоянно помещается портрет императора, вытеснивший многообразие изображений на республиканских денариях. Для императорских монет характерен тип так называемых посмертных монет, чеканенных императором в память о своем предшественнике. На лицевой стороне таких монет помещалось портретное изображение умершего императора, а на оборотной — сцены апофеоза—орел, уносящий императора, причислявшегося к сонму богов, или погребальный костер — алтарь с надписью consecratio. Относительно времени появления первого достоверного портретного изображения на римских денариях трудно сказать что-либо определенное. Очевидно, изображения на монетах легендарных предков магистратов (подобно изображению первого консула Луция Брута) — это восходящие к imagines далекие от действительного сходства лица.
Первым портретом, помещенным на монете, является изображение Юлия Цезаря, получившего такое право- еще при жизни от сената. Затем стали помещать свои портреты Брут, Кассий, Марк Антоний, Октавиан. В императорскую эпоху единственным типом лицевой стороны является портрет императора, при котором выпущена монета. Некоторое разнообразие представляют только медные монеты, да и то в раннее время (Юлии—Клавдии). Помещаются также портреты членов императорского дома, императриц и наследников.
Надписи на римских монетах также развиваются постепенно. Литые медные люнеты еще не имеют надписей. На ранних денариях надписи тоже отсутствуют или очень лаконичны.
Позднее помещаются лигатура или монограммы, а затем сокращенные и полные имена монетных магистратов. С 87 г. до н. э. указывается должность, занимаемая монетарием — квестор, эдил, проконсул. Титулатура и имя императора помещается на лицевой стороне монеты непосредственно со времени Августа и до конца

существования империи. На оборотной стороне помещались пояснительные надписи, относящиеся иногда к изображениям лицевой стороны. Это имена изображенных на республиканских денариях богов или богинь, героев, легендарных деятелей, названия архитектурных сооружений и т. д. В императорское время надписи приобретают значение лозунгов и связаны с определенной политикой, проводимой императором, и монета используется как средство пропаганды этой внутренней или внешней политики. Примером могут служить надписи Pietas, Concordia на монетах Антонина Пия. Некоторые надписи приобретают посвятительное значение и употребляются в дательном падеже: Iovi Conservatori. Многие имеют цель прославить деятельность императора — Gloria Romanorum, Victoria Augustorum и т. д.
Помещение титулатуры и имени императора на лицевой стороне монеты имеет для нас большое практическое значение, так как облегчает определение монеты. Вот пример такой легенды на монете Траяна и ее расшифровка: IMPCAESNERVATRA —IANAVGGERPARTHDACPMTRPCOSVPP — IMP-CAES-NERVA-TRAIAN•AVG-GER-PAPTH-DAC-P-M-TR-P-COS-V-PP-Imperator Caesar Nerva Trajanus Augustus Germanicus Parthicus Dacicus Pontifex Maximus Tribunicia Potestate Consul Quinquies Pater Patriae.
Надписи на императорских монетах .провинциального чекана представляют собой перевод титулатуры императора на греческий язык. Вот для примера надпись на монете Антонина Пия: AVT KAIC – Τ – ΑΕΛ AAPANTQNINOC СЕВ EVC-Imperator Caesar Titus Aelius Hadrianus Antoninus Augustus Pius. В IV в. в период домината характер титулатуры изменился, на монете Аркадия мы имеем следующую надпись: DNARCADIVSPFAVG — D-N- ARCADIVS · P-F-AVG-Dominus Noster Arcadius Perpetuus Felix Augustus. В императорское время со II половины III в. н. э. на монетах стали систематически помещаться сокращенные названия монетных дворов, особенно провинциальных, — SMANT-Sacra Moneta Antiochena tertia [officina]; PTRS — Pecunia Trevirensis Secunda [officina]. Часто номера мастерских провинциальных монетных дворов обозначались греческими буквами; А, В, Г, Δ и т. д.
В г. Сисции было 4 монетных мастерских, которые обозначались буквами Р, S, Т, Q — prima, secunda, tertia, quarta.
На республиканских денариях помещались знаки их стоимости:

X — денарий
V — квинарий 
HS — сестерций

или греческими буквами

IB =12 унций 
МН =48 унций-сестерций 
ΚΔ=24 унции-дупондий.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.