Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов

Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан  от «28» мая 2009 № 299

Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов

1. Введение

Туризм, как один из высокодоходных отраслей экономики, за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие.

Республика Таджикистан располагает богатым историческим и культурным наследием и природно-рекреационными ресурсами способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему иностранных граждан. Принимая во внимание вышеуказанные факторы, сфера туризма республики объявлена приоритетным направлением национальной экономики.

Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов (далее Программа) определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизм реализации государственной политики в области развития туризма на среднесрочный период.

В рамках Программы предусматривается принятие мер по формированию конкурентоспособной туристической индустрии, за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.

Первоочередными задачами Программы являются:

– создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма;

– формирование современной маркетинговой стратегии по разработке и последующему продвижению национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;

– формирование привлекательного туристического имиджа страны;

– развитие международного сотрудничества;

– совершенствование статистики;

Важная роль в этом процессе возложена на туристические организации республики. Хозяйствующие субъекты сферы туризма по мере своего развития наладили сотрудничество с коллегами из более 20 стран мира.

2. Анализ современного состояния развития туризма

Политика открытых дверей Правительства Республики Таджикистан, а также меры, направленные на повышение уровня жизни населения и укрепление имиджа страны как центра проведения международных политических, научных и культурных встреч и мероприятий, в целом положительно повлияли на показатели туризма по всем направлениям (внутренний, въездной и выездной).

Число иностранных граждан, посетивших страну в 2008 году, превысило 500 000 человек, против 130 000 в 2003 году. Относительно выезда граждан республики за границу с целью туризма (посредством туристических организаций) статистический показатель 2008 года показывает 20 851 человек против 11 519 человек в 2003 году. Внутренний туристический поток в 2008 году достиг 1 миллиона 53 человек, рост которого вдвое увеличился по сравнению с 2003 годом.

Анализ полученных данных по статистике указывает на расширение географии въездного туризма: 94 стран в 2008 году против 60 стран в 2003 году. Большее количество иностранных граждан посещают нашу страну с частными, деловыми и профессиональными целями, остальная же часть въезжает по приглашениям знакомых и родственников, по коммерческим и туристическим целям.

В рамках мер, предпринимаемых Правительством Республики Таджикистан по упрощению порядка въезда иностранных граждан в страну и устранению излишних административных барьеров, для полноценного пребывания туристов на территории республики, разрабатываются программы по привлечению новых групп туристов. Также не остаются без внимания рекламно-информационные мероприятия по продвижению туристических продуктов страны на международные рынки (участие в туристических ярмарках), с учетом предпочтения мировых любителей путешествий увидеть природно-рекреационные особенности (горные местности, экологические и заповедные места).

Начиная с 2008 года представители сферы туризма при поддержке Правительства Республики Таджикистан и в пределах своих возможностей участвуют в крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Токио (Япония) и Ташкенте (Узбекистан), повышая качество своей рекламно-информационной продукции.

Расширяется нормативная правовая база международного сотрудничества в сфере туризма Республики Таджикистан с зарубежными странами. В настоящее время действуют 12 соглашений в области туризма.

По оценкам экспертов Всемирной туристической организации, конкурентное преимущество Таджикистана заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом природном потенциале (экологический туризм), деловой активности (деловой туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный и приключенческий (экстремальный) туризм.

Особое место в развитии туризма страны уделено особо охраняемым территориям. Опыт зарубежных стран показывает, что туристы посещающие национальные парки (например в Кении, Америке, Китае), тратят там до 1 миллиона долларов США ежегодно. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно – за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий.

Вместе с тем, принимая во внимание углубление мирового финансового кризиса, который затрагивает все сферы экономической деятельности, в том числе и туризм, особую значимость приобретает государственная поддержка сферы туризма в плане финансирования мер по некоммерческой рекламе сферы туризма.

Издаваемые органом государственного управления сферы туризма путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция носят ограниченный характер и по количеству не удовлетворяют потребности даже дипломатических представительств республики за рубежом.

Учитывая ограниченный въезд иностранных туристов в страну и высокое налоговое бремя деятельности туристических организаций, последние не имеют реальной финансовой возможности для популяризации сферы и реализации полноценной рекламно-информационных мер по продвижению туристических продуктов республики за рубежом.

На сохранение традиционных туристов и привлечение новых групп иностранных граждан также влияют следующие факторы:

а) Не отвечающая требованиям времени инфраструктура туризма страны, в силу ее изношенности и не достаточной модернизации. При наличии большого количества нижеприведенных вспомогательных объектов туристической направленности, анализы свидетельствуют о том, что по уровню и качеству оказываемых услуг, только 20% из них соответствуют запрашиваемым требованиям иностранных туристов.

Количество санаторий:

Согдийская область -3, Горно-Бадахшанская автономная область -3, районы республиканского подчинения -6 единиц.

Количество туристических баз:

Согдийская область -13, город Вахдат – 4, Муминабадский район – 1, Балжуванский район -1, Варзобский район -1, район И.Сомони города Душанбе – 1 единица.

Количество гостиниц:

Горно-Бадахшанская автономная область – 24, Согдийская область – 27, Хатлонская область – 35, г. Душанбе – 12, районы республиканского подчинения – 8 единиц.

Для разработки новых туристических маршрутов и удовлетворения насущных потребностей туристов, важное влияние оказывает наличие развитой инфраструктуры: сети дорог, гостиниц, пансионатов, авто кемпингов, туристических баз, индустрии развлечений, международные и внутренние транспортные перевозки, современные услуги связи и банков.

На уровне сельской местности (основных мест посещения туристов), большинство из перечисленных выше услуг находятся на стадии становления.

б) Дефицит квалифицированных специалистов сферы туризма для оказания соответствующих услуг. Несмотря на деятельность более 5 высших и средних учебных заведений сферы туризма, большинство из выпускников в силу низкого уровня профессиональных и языковых знаний не находят своего места на рынке труда.

3. Основные направления и механизм реализации Государственной программы

а) Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности.

В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:

– дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам упрощения визовых и регистрационных процедур.

– принимать нормативные правовые акты по вопросам стимулирования инвестирования и совершенствования системы налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;

– совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить вспомогательный счет туризма в систему национальных счетов;

– активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами в целях расширения международной договорной базы отрасли;

– повысить качество туристических и гостиничных услуг в соответствии с требованиями установленными системой технического регулирования;

– обеспечить соответствующий уровень туристического менеджмента посредством обучения и переобучения специалистов отрасли;

– обеспечить государственную поддержку для развития туристической инфраструктуры;

– содействовать развитию частных инициатив в туристической отрасли.

При этом, в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:

– повышение информированности международного предпринимательского сообщества о туристических возможностях Таджикистана и в этом направлении развитие сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан по привлечению инвестиций;

– содействие инвестированию международными финансовыми институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов.

– принятие мер по развитию индустрии туристической сувенирной продукции.

б) Маркетинг и продвижение национального туристического продукта

Для обеспечения маркетинга и продвижения национального туристического продукта на соответствующие рынки, нужно активно участвовать в известных международных туристических выставках и организовывать проведение подобных мероприятий в республике.

Для достижения этих целей необходимо:

– дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристического имиджа Республики Таджикистан, активно используя фактор исторического развития страны, ее ценностей, традиций, кухни, искусства, с привлечением культурных и научных сил республики.

– обеспечить эффективные государственные (некоммерческие) рекламно-информационные меры по продвижению национальных туристических продуктов на внутренние и внешние рынки туристических услуг (финансирование участия на международных выставках и выпуск рекламно-информационных материалов).

в) Экологический туризм – фактор устойчивого развития

Необходимость развития экологического туризма в Республике Таджикистан обусловлена прежде всего социально-экономическими факторами – созданием новых рабочих мест и развитием местных сообществ в отдаленных регионах. По данным экспертов Всемирной Туристической Организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным среди туристов и является одним из инструментов устойчивого развития заинтересованных государств.

Как показали итоги изучения туристического потенциала страны, Республика Таджикистан в силу своих географических и рельефных особенностей (93% территории республики занимают горные местности) имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты, вместе с многочисленными историческими памятниками, культурного и этнического наследия народа Таджикистана в различные исторические периоды.

Экономический потенциал экологического туризма в Республике Таджикистан практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются определенные капиталовложения и целевые затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения зарубежных, в том числе частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма.

Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:

– совершенствование генеральных планов национального парка и государственных природных резерватов в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;

– развитие международного сотрудничества республики в части экологического туризма;

– выполнение обязательств по ратифицированным Республикой Таджикистан конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.

Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма на охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии маршрутов позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Республике Таджикистан.

г) Повышение квалификации кадров сферы туризма и ее научно-методическое обеспечение

Для повышения квалификации кадров сферы туризма необходимо:

– проводить научно-практические конференции в республике и обеспечить участие представителей Республики Таджикистан в международных туристических мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристической индустрии;

– проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристической индустрии с учетом гидов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и национального парка;

– содействовать обеспечению современной отраслевой литературой учебные заведения, готовящие кадры сферы.

д) Информационное обеспечение туризма

Для информационного обеспечения туристической отрасли необходимо:

– создать единый государственный Интернет-портал с размещением необходимой информации о туристическом потенциале страны, культуре и истории Таджикистана, туристических организациях и гостиничных услугах, транспортных сетях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах;

– в целях формирования привлекательного туристического имиджа республики обеспечить рекламно-информационную кампанию в ведущих республиканских и региональных средствах массовой информации.

е) Обеспечение безопасности туристов

Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение безопасности туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристическом кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).

Безопасность туриста напрямую зависит от мер принимаемых хозяйствующими субъектами сферы туризма при организации маршрутов.

Для обеспечения безопасности туристов необходимо:

– проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристических кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма по обслуживанию туристов;

– обеспечить информирование туристов в вопросах их безопасности при организации туристических маршрутов.

ё) Международное сотрудничество в области туризма

Важным аспектом международного сотрудничества в сфере туризма является усиление взаимодействия со Всемирной туристической организацией. Республика Таджикистан, как полноправный член организации, в целях эффективного использования ее возможностей, должна активно участвовать в мероприятиях проводимых под эгидой Всемирной туристической организации. Роль этой структуры в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристического сообщества очень важна для всех ее членов, будучи специальным учреждением Организации Объединенных Наций. Этот фактор в свою очередь усиливает позиции организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.

Главными направлениями в развитии международного туризма являются расширение международных туристических связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.

При этом необходимо:

– используя имеющиеся возможности обеспечить реализацию межправительственных соглашений в области туризма;

– рассмотреть возможность открытия туристических секций при посольствах Республики Таджикистан в странах, генерирующих основные туристические потоки в республику;

– проводить работу по организации совместных туристических маршрутов в рамках приграничного сотрудничества с соседними государствами;

– развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии и другими странами региона по реализации трансграничных туристических маршрутов.

4. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах, и других внебюджетных источников в рамках законодательства Республики Таджикистан.

За счет местных бюджетов могут финансироваться мероприятия по развитию туризма, проводимые на региональном уровне, в том числе организация пресс-туров для пропаганды туристических ресурсов своих территорий.

5. Ожидаемые результаты и индикаторы Государственной программы

При условии полноценного выполнения комплекса организационных и финансовых мер Государственной программы предполагается ежегодный въезд туристов в страну на уровне 50 тысяч человек. Если в среднем один иностранный турист в зависимости о времени своего пребывания расходует в стране около 300 долларов США в сутки, то за период осуществления программы валютные поступления в экономику республики от въездного туризма в среднем составят 75 миллионов американских долларов.

Эффективная реализация Программы приведет к повышению привлекательности национального туристического продукта и окажет содействие вхождению Республики Таджикистан в систему мирового рынка туристических услуг. Также будут созданы предпосылки для укрепления конкурентоспособной туристической индустрии, которая может стать одним из доходных секторов экономики государства.

test

Добавить комментарий