Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов

Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан  от «28» мая 2009 № 299

Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов

1. Введение

Туризм, как один из высокодоходных отраслей экономики, за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие.

Республика Таджикистан располагает богатым историческим и культурным наследием и природно-рекреационными ресурсами способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему иностранных граждан. Принимая во внимание вышеуказанные факторы, сфера туризма республики объявлена приоритетным направлением национальной экономики.

Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов (далее Программа) определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизм реализации государственной политики в области развития туризма на среднесрочный период.

В рамках Программы предусматривается принятие мер по формированию конкурентоспособной туристической индустрии, за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.

Первоочередными задачами Программы являются:

– создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма;

– формирование современной маркетинговой стратегии по разработке и последующему продвижению национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;

– формирование привлекательного туристического имиджа страны;

– развитие международного сотрудничества;

– совершенствование статистики;

Важная роль в этом процессе возложена на туристические организации республики. Хозяйствующие субъекты сферы туризма по мере своего развития наладили сотрудничество с коллегами из более 20 стран мира.

2. Анализ современного состояния развития туризма

Политика открытых дверей Правительства Республики Таджикистан, а также меры, направленные на повышение уровня жизни населения и укрепление имиджа страны как центра проведения международных политических, научных и культурных встреч и мероприятий, в целом положительно повлияли на показатели туризма по всем направлениям (внутренний, въездной и выездной).

Число иностранных граждан, посетивших страну в 2008 году, превысило 500 000 человек, против 130 000 в 2003 году. Относительно выезда граждан республики за границу с целью туризма (посредством туристических организаций) статистический показатель 2008 года показывает 20 851 человек против 11 519 человек в 2003 году. Внутренний туристический поток в 2008 году достиг 1 миллиона 53 человек, рост которого вдвое увеличился по сравнению с 2003 годом.

Анализ полученных данных по статистике указывает на расширение географии въездного туризма: 94 стран в 2008 году против 60 стран в 2003 году. Большее количество иностранных граждан посещают нашу страну с частными, деловыми и профессиональными целями, остальная же часть въезжает по приглашениям знакомых и родственников, по коммерческим и туристическим целям.

В рамках мер, предпринимаемых Правительством Республики Таджикистан по упрощению порядка въезда иностранных граждан в страну и устранению излишних административных барьеров, для полноценного пребывания туристов на территории республики, разрабатываются программы по привлечению новых групп туристов. Также не остаются без внимания рекламно-информационные мероприятия по продвижению туристических продуктов страны на международные рынки (участие в туристических ярмарках), с учетом предпочтения мировых любителей путешествий увидеть природно-рекреационные особенности (горные местности, экологические и заповедные места).

Начиная с 2008 года представители сферы туризма при поддержке Правительства Республики Таджикистан и в пределах своих возможностей участвуют в крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Токио (Япония) и Ташкенте (Узбекистан), повышая качество своей рекламно-информационной продукции.

Расширяется нормативная правовая база международного сотрудничества в сфере туризма Республики Таджикистан с зарубежными странами. В настоящее время действуют 12 соглашений в области туризма.

По оценкам экспертов Всемирной туристической организации, конкурентное преимущество Таджикистана заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом природном потенциале (экологический туризм), деловой активности (деловой туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный и приключенческий (экстремальный) туризм.

Особое место в развитии туризма страны уделено особо охраняемым территориям. Опыт зарубежных стран показывает, что туристы посещающие национальные парки (например в Кении, Америке, Китае), тратят там до 1 миллиона долларов США ежегодно. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно – за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий.

Вместе с тем, принимая во внимание углубление мирового финансового кризиса, который затрагивает все сферы экономической деятельности, в том числе и туризм, особую значимость приобретает государственная поддержка сферы туризма в плане финансирования мер по некоммерческой рекламе сферы туризма.

Издаваемые органом государственного управления сферы туризма путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция носят ограниченный характер и по количеству не удовлетворяют потребности даже дипломатических представительств республики за рубежом.

Учитывая ограниченный въезд иностранных туристов в страну и высокое налоговое бремя деятельности туристических организаций, последние не имеют реальной финансовой возможности для популяризации сферы и реализации полноценной рекламно-информационных мер по продвижению туристических продуктов республики за рубежом.

На сохранение традиционных туристов и привлечение новых групп иностранных граждан также влияют следующие факторы:

а) Не отвечающая требованиям времени инфраструктура туризма страны, в силу ее изношенности и не достаточной модернизации. При наличии большого количества нижеприведенных вспомогательных объектов туристической направленности, анализы свидетельствуют о том, что по уровню и качеству оказываемых услуг, только 20% из них соответствуют запрашиваемым требованиям иностранных туристов.

Количество санаторий:

Согдийская область -3, Горно-Бадахшанская автономная область -3, районы республиканского подчинения -6 единиц.

Количество туристических баз:

Согдийская область -13, город Вахдат – 4, Муминабадский район – 1, Балжуванский район -1, Варзобский район -1, район И.Сомони города Душанбе – 1 единица.

Количество гостиниц:

Горно-Бадахшанская автономная область – 24, Согдийская область – 27, Хатлонская область – 35, г. Душанбе – 12, районы республиканского подчинения – 8 единиц.

Для разработки новых туристических маршрутов и удовлетворения насущных потребностей туристов, важное влияние оказывает наличие развитой инфраструктуры: сети дорог, гостиниц, пансионатов, авто кемпингов, туристических баз, индустрии развлечений, международные и внутренние транспортные перевозки, современные услуги связи и банков.

На уровне сельской местности (основных мест посещения туристов), большинство из перечисленных выше услуг находятся на стадии становления.

б) Дефицит квалифицированных специалистов сферы туризма для оказания соответствующих услуг. Несмотря на деятельность более 5 высших и средних учебных заведений сферы туризма, большинство из выпускников в силу низкого уровня профессиональных и языковых знаний не находят своего места на рынке труда.

3. Основные направления и механизм реализации Государственной программы

а) Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности.

В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:

– дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам упрощения визовых и регистрационных процедур.

– принимать нормативные правовые акты по вопросам стимулирования инвестирования и совершенствования системы налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;

– совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить вспомогательный счет туризма в систему национальных счетов;

– активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами в целях расширения международной договорной базы отрасли;

– повысить качество туристических и гостиничных услуг в соответствии с требованиями установленными системой технического регулирования;

– обеспечить соответствующий уровень туристического менеджмента посредством обучения и переобучения специалистов отрасли;

– обеспечить государственную поддержку для развития туристической инфраструктуры;

– содействовать развитию частных инициатив в туристической отрасли.

При этом, в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:

– повышение информированности международного предпринимательского сообщества о туристических возможностях Таджикистана и в этом направлении развитие сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан по привлечению инвестиций;

– содействие инвестированию международными финансовыми институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов.

– принятие мер по развитию индустрии туристической сувенирной продукции.

б) Маркетинг и продвижение национального туристического продукта

Для обеспечения маркетинга и продвижения национального туристического продукта на соответствующие рынки, нужно активно участвовать в известных международных туристических выставках и организовывать проведение подобных мероприятий в республике.

Для достижения этих целей необходимо:

– дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристического имиджа Республики Таджикистан, активно используя фактор исторического развития страны, ее ценностей, традиций, кухни, искусства, с привлечением культурных и научных сил республики.

– обеспечить эффективные государственные (некоммерческие) рекламно-информационные меры по продвижению национальных туристических продуктов на внутренние и внешние рынки туристических услуг (финансирование участия на международных выставках и выпуск рекламно-информационных материалов).

в) Экологический туризм – фактор устойчивого развития

Необходимость развития экологического туризма в Республике Таджикистан обусловлена прежде всего социально-экономическими факторами – созданием новых рабочих мест и развитием местных сообществ в отдаленных регионах. По данным экспертов Всемирной Туристической Организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным среди туристов и является одним из инструментов устойчивого развития заинтересованных государств.

Как показали итоги изучения туристического потенциала страны, Республика Таджикистан в силу своих географических и рельефных особенностей (93% территории республики занимают горные местности) имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты, вместе с многочисленными историческими памятниками, культурного и этнического наследия народа Таджикистана в различные исторические периоды.

Экономический потенциал экологического туризма в Республике Таджикистан практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются определенные капиталовложения и целевые затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения зарубежных, в том числе частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма.

Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:

– совершенствование генеральных планов национального парка и государственных природных резерватов в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;

– развитие международного сотрудничества республики в части экологического туризма;

– выполнение обязательств по ратифицированным Республикой Таджикистан конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.

Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма на охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии маршрутов позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Республике Таджикистан.

г) Повышение квалификации кадров сферы туризма и ее научно-методическое обеспечение

Для повышения квалификации кадров сферы туризма необходимо:

– проводить научно-практические конференции в республике и обеспечить участие представителей Республики Таджикистан в международных туристических мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристической индустрии;

– проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристической индустрии с учетом гидов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и национального парка;

– содействовать обеспечению современной отраслевой литературой учебные заведения, готовящие кадры сферы.

д) Информационное обеспечение туризма

Для информационного обеспечения туристической отрасли необходимо:

– создать единый государственный Интернет-портал с размещением необходимой информации о туристическом потенциале страны, культуре и истории Таджикистана, туристических организациях и гостиничных услугах, транспортных сетях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах;

– в целях формирования привлекательного туристического имиджа республики обеспечить рекламно-информационную кампанию в ведущих республиканских и региональных средствах массовой информации.

е) Обеспечение безопасности туристов

Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение безопасности туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристическом кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).

Безопасность туриста напрямую зависит от мер принимаемых хозяйствующими субъектами сферы туризма при организации маршрутов.

Для обеспечения безопасности туристов необходимо:

– проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристических кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма по обслуживанию туристов;

– обеспечить информирование туристов в вопросах их безопасности при организации туристических маршрутов.

ё) Международное сотрудничество в области туризма

Важным аспектом международного сотрудничества в сфере туризма является усиление взаимодействия со Всемирной туристической организацией. Республика Таджикистан, как полноправный член организации, в целях эффективного использования ее возможностей, должна активно участвовать в мероприятиях проводимых под эгидой Всемирной туристической организации. Роль этой структуры в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристического сообщества очень важна для всех ее членов, будучи специальным учреждением Организации Объединенных Наций. Этот фактор в свою очередь усиливает позиции организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.

Главными направлениями в развитии международного туризма являются расширение международных туристических связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.

При этом необходимо:

– используя имеющиеся возможности обеспечить реализацию межправительственных соглашений в области туризма;

– рассмотреть возможность открытия туристических секций при посольствах Республики Таджикистан в странах, генерирующих основные туристические потоки в республику;

– проводить работу по организации совместных туристических маршрутов в рамках приграничного сотрудничества с соседними государствами;

– развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии и другими странами региона по реализации трансграничных туристических маршрутов.

4. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах, и других внебюджетных источников в рамках законодательства Республики Таджикистан.

За счет местных бюджетов могут финансироваться мероприятия по развитию туризма, проводимые на региональном уровне, в том числе организация пресс-туров для пропаганды туристических ресурсов своих территорий.

5. Ожидаемые результаты и индикаторы Государственной программы

При условии полноценного выполнения комплекса организационных и финансовых мер Государственной программы предполагается ежегодный въезд туристов в страну на уровне 50 тысяч человек. Если в среднем один иностранный турист в зависимости о времени своего пребывания расходует в стране около 300 долларов США в сутки, то за период осуществления программы валютные поступления в экономику республики от въездного туризма в среднем составят 75 миллионов американских долларов.

Эффективная реализация Программы приведет к повышению привлекательности национального туристического продукта и окажет содействие вхождению Республики Таджикистан в систему мирового рынка туристических услуг. Также будут созданы предпосылки для укрепления конкурентоспособной туристической индустрии, которая может стать одним из доходных секторов экономики государства.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.