Рыночный Механизм

Чтобы понять, как в рыночной экономике формируются цены, как они координируют решения потребителей и производителей, как происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимо рассмотреть рынок отдельного товара, или индивидуальный рынок.

Всякий рынок можно охарактеризовать по разным признакам:

• экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок: товаров, услуг, денег, труда, ценных бумаг, информации, земли и т.п.);

• масштабам, географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой);

• степени развитости конкуренции (совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, олигополистический);

• отраслям (автомобильный, текстильный, сельскохозяйственный, нефтяной и т.п.);

• характеру продаж (оптовый, розничный).

Каковы бы ни были виды рынков, как бы они ни были организованы, какими свойствами они ни обладали бы, основными элементами (компонентами) любого рынка являются: спрос, предложение и цена.

Рыночный спрос представляет собой сумму опросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные товары называется потребительским поведением (выбором).

4.1. Основы теории потребительского выбора

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хотелось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Таким образом теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

Существуют две версии теории потребительского поведения – кардиналистическая и ординалистическая (от математических понятий: кардинальное (количественное) число – один, два, три и т.д. и ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т.д.).

Кардиналистическая теория потребительского поведения опирается напосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. утилити – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия может быть выражено следующими образом:

MUa MUb MUc MUn

pa = pb = pc = … = pn

где

MU – предельная полезность товаров а, b, с, п;

р – цена товаров а, b, с, п.

Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1): предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены и предельная полезность каждого из которых приведена в левой части табл. 4.1.

Таблица 4.1

Первоначально

После перераспределения

Товар

Цена, ден. ед. (р)

Предельная полезность, утил. (MU)

Отношение предельной полезности к цене(MU/р)

Отношение предельной полезности к цене (МU/р)

Предельная полезность,

утил. (MU)

А

10

100

10

15

150

В

4

80

20

15

60

С

3

45

15

15

45

Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100+80+45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность достигнет 255 утилей (150+60+45), т.е. возрастет.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.

Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания) (табл. 4.2). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.

Таблица 4.2

Набор товаров

Количество X, ед.

Количество Y, ед.

А

16

10

В

10

20

С

6

30

D

4

40

E

3

50

F

10

40

G

6

10

Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (рис 4.1). Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y.

Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 4.2). Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.

Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Наборы товаров

Товар X, ед.

Товар Y, ед.

Общие расходы, руб.

А

0

20

4000

В

10

15

4000

С

20

10

4000

D

30

5

4000

Е

40

0

4000

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

pX X + pY Y = I ,

где

pX и pY цена товара Х и товара Y;

Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 4.3). Бюджетная линия (BL) это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.

Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.

Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4.4 – это точка е.

0 Количество товара X, ед.

Рис. 4.4. График максимального удовлетворения потребностей.

Положение равновесия потребителя

Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2 ,. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.

4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность

Спрос (D) это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

D = f (p); f (p) < 0.

Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.4 и рис. 4.5).

Таблица 4.4

Цена, руб. (р)

2

3

4

6

8

Объем спроса, ед. (Q)

50

40

30

20

15

Количество товара, ед.

Рис. 4.5. Кривая спроса

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

• действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Цена выступает здесь как независимая (аргумент), а спрос – как зависимая переменная (функция).

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет.

Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на. железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов – к смещению кривой спроса (рис. 4.6).

Q2 Q1 Q3 Q

Количество товара, ед.

Рис. 4.6. Влияние изменения дохода на спрос

на товар низшей категории

Например, при цене р1 и данном доходе спрос на картофель равен Q1 при увеличении дохода спрос на картофель (при той же его цене) упадет (Q2 < Q1). Кривая D сместится в положение D1. При падении дохода спрос увеличится (Q3 > Q1), а кривая D сместится в положение D2.

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd).

ΔQ Δp

Q p

Еd = :

где

ΔQ/Q – относительное изменение спроса (в %);

Δp/p – относительное изменение цены (в %). В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной. Виды ценовой эластичности спроса представлены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Вид эластичности

Значение коэффициента

Соотношение изменения спроса и цены

Совершенно неэластичный спрос

Е = 0

Цена растет (падает), спрос постоянен

Неэластичный спрос

Е < 1

Цена растет (падает) больше, чем спрос

Эластичный спрос

Е > 1

Цена растет (падает) меньше, чем спрос

Единичная эластичность спроса

Е = 1

Спрос и цена изменяются в равной степени

Совершенно эластичный спрос

Е = ∞

Спрос растет (падает), цена постоянна

Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:

• спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

• если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

• значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab).

ΔQa Δpb

Qa pb

Еab = :

где

ΔQa /Qa – изменение спроса на товар а, %;

Δpb /pb изменение цены на товар b, %.

Если:

Еab > 1, то товары а и b – взаимозаменяемые;

Еab < 1, то товары а и b – взаимодополняемые;

Еab = 1, то товары а и b – независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI).

ΔQ ΔI

Q I

ЕI = :

где

ΔQ/Q – изменение спроса, %;

ΔI/I – изменение дохода, %.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0.

4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (S) это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.

S = f (p); f (p) > 0.

Зависимость между ценой (p) и объемом предложения при каждом уровне цен (Q) может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 4.6 и рис 4.7).

Таблица 4.6

Цена, руб. (р)

8

6

4

3

2

Объем предложения, ед. (Q)

45

40

30

20

10

Количество товара, ед.

Рис. 4.7. Кривая предложения

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;

ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем.

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 4.8).

Количество товара, ед.

Рис. 4.8. Влияние издержек производства на предложение

При данных ценах на ресурсы предложение равно Q1. Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q3 < Q1. Кривая S сместится в положение S2.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:

ΔQ Δp

Q p

ЕS = :

где

ΔQ/Q – изменение объема предлагаемой продукции, %.

Δp/p – изменение цены, %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное (ЕS > 1), неэластичное (ЕS < 1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1), быть совершенно эластичным (ЕS = ) и совершенно неэластичным (ЕS = 0).

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

4.4. Рыночное равновесие и его нарушения

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена, руб. (p)

Объем спроса, ед.(Qp)

Объем предложения, ед. (QS)

Состояние рынка

Давление на цены

8

15

45

S>D (излишек)

Понижающее

6

20

40

S>D (излишек)

Понижающее

4

30

30

S=D (равенство)

Отсутствует

3

40

20

D>S (дефицит)

Повышающее

2

50

10

D>S (дефицит)

Повышающее

Когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов.

При цене 8 руб. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 руб.

При цене, равной 3 руб., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 руб.

Только при цене, равной 4 руб., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (), а соответствующий ей объем продукции – равновесным (Q).

А. Маршалл, внесший огромный вклад в развитие теории рынка, писал, что когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Построив на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 4.9).

Qe Q

Рис 4.9. Рыночное равновесие

При цене ре рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению – Qе

Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (р1), то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной (р2), толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рыночная цена выполняет свою «уравновешивающую функцию», исключая потенциальные излишки и нехватки товаров.

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той ценой, которую он заплатил фактически (равновесной ценой).

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Изменение спроса и его воздействие на цену и

равновесный объем

а) Повышение спроса ведет к росту равновесной цены (р2 > р1) и равновесного объема (Q2 > Q1); б) падение спроса снижает равновесную цену (р2 < р1) и равновесный объем(Q2 < Q1)

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Изменение предложения и его воздействие

на равновесную цену и равновесный объем

а) Увеличение предложения снижает цену равновесия (р2 < р1) и увеличивает равновесный объем (Q2 > Q1); б) уменьшение предложения увеличивает цену (р2 > р1) и снижает равновесный объем (Q2 < Q1)

При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

• предложение растет больше, чем растет спрос;

• предложение растет меньше, чем растет спрос;

• предложение и спрос возрастают одинаково.

В зависимости от временных возможностей производителей, влияющих на эластичность предложения, различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. предложение оказывается совершенно неэластичным. Например, из-за дождливой погоды на рынке резко возрос спрос на зонтики, но у производителей нет возможности мгновенно увеличить предложение (оно абсолютно неэластично). Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставит производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, оно станет более эластичным. Соответственно цена рыночного равновесия установится на уровне ниже цены мгновенного равновесия.

Долгосрочное равновесие достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится еще более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

Выводы

1. Состояние индивидуального рынка (рынка отдельного товара или услуги) зависит от поведения покупателей и продавцов. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, 1) распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны или 2) приобретая набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

2. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете, степени необходимости товара и др.

3. Так же, как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение – это издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

4. Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыночное равновесие, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. Нарушения равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению уровня равновесной цены и равновесного объема. «Нормальная» рыночная цена – это устойчивая цена долгосрочного равновесия.

Основные термины и понятия

Индивидуальный рынок, бюджетное ограничение, рациональное потребительское поведение, правило максимизации полезности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, бюджетная линия, равновесное положение потребителя, спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса, ценовая, перекрестная эластичность, эластичность по доходу, предложение, закон предложения, эластичность предложения, рыночное равновесие, цена рыночного равновесия, рента(излишек) потребителя, нарушения равновесия, «нормальная» рыночная цена.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

2. В каком случае потребитель максимизирует полезность согласно кардиналистической теории?

3. Что характеризует кривая безразличия? Что такое карта кривых безразличия? Какая кривая безразличия соответствует большей совокупной полезности – расположенная дальше или ближе к точке начала координат?

4. Что такое бюджетная линия? При каких условиях потребитель максимизирует полезность согласно ординалистической концепции?

5. Нижеприведенные данные характеризуют кривую безразличия:

единицы товара А 16 12 8 4

единицы товара Б 6 8 12 24

Начертите кривую безразличия, откладывая количество товара А по вертикальной, а количество товара Б по горизонтальной осям. Исходя из того, что цена товара А равна 1,5 ден. ед., цена товара Б – 1 ден. ед., а доход равен 24 ден. ед., начертите бюджетную линию потребителя. В какой комбинации купит рациональный потребитель товары А и Б?

6. Что такое спрос? Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Объясните закон спроса. Почему кривая спроса нисходящая?

В таблице представлены данные об индивидуальном спросе трех покупателей на товар А. Найдите рыночный спрос и отложив на горизонтальной оси количество продукта, на который предъявляется спрос, а на вертикальной – цену, начертите кривую спроса.

Цена, ден. ед.

Индивидуальный спрос, ед.

1

2

3

11

0

0

2

8

1

3

4

5

2

8

8

4

4

10

10

2

6

12

16

7. Чем отличается движение по кривой спроса и сдвиг кривой спроса? Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса? Какие товары называют взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми? Приведите соответствующие примеры. Рассмотрите, как изменение цены одного товара влияет на спрос на другой товар. Как зависит спрос на различные группы товаров от доходов потребителей?

8. Как будет смещаться кривая спроса (вправо или влево) в данных ситуациях:

• товар вышел из моды;

• цена взаимозаменяемого товара повысилась;

• цена взаимодополняемого товара упала;

• доход упал (спрос на нормальный товар);

• ожидается снижение цен;

• в стране возросла рождаемость.

9. Что характеризует эластичность спроса? Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете? Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса? Какова ценовая эластичность спроса, если:

• спрос растет больше, чем изменяется цена;

• спрос изменяется меньше, чем изменяется цена;

• цена постоянна, а спрос растет;

• при любой цене спрос постоянен;

• спрос и цена изменяются одинаково.

10. Что такое перекрестная эластичность? Определите коэффициент перекрестной эластичности, если при цене товара А, равной 16 руб., спрос на товар В составляет 540 ед., а при цене 24 руб. спрос – 648 ед. Какие это товары – взаимозаменяемые или взаимодополняемые?

11. Что такое рыночное предложение? Какова связь между ценой и предложением? На основании приведенных данных начертите кривую предложения. Как меняется предложение при изменении цены?

Цена, руб. 2 4 5 8 11

Объем предложения, ед. 8 14 18 24 32

12. Перечислите факторы, которые влияют на предложение товара. Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор. Что означает движение по (вдоль) кривой предложения и ее смещение вправо или влево?

13. Что такое «эластичность предложения»? Чему равен коэффициент эластичности предложения? В каком случае выручка от реализации возрастает больше (при росте цены товара), если предложение эластично или неэластично? От каких факторов зависит степень эластичности предложения? Объясните зависимость между эластичностью предложения и продолжительностью периода, необходимого для изменения предложения.

14. Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем? На основании данных п. 6 и 11 постройте на одном графике кривые рыночного спроса и предложения. Каковы равновесная цена и равновесный объем? Если цена составит 3 руб., какова будет величина дефицита? Если цена повысится до 9 руб., каков будет излишек? Проанализируйте на графике ситуацию возникновения излишка и дефицита и механизм восстановления рыночного равновесия.

15. Спрос постоянен. Как повлияет на равновесную цену и равновесный объем: а) сокращение числа фирм в отрасли; б) снижение налога на прибыль? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

16. Предложение постоянно. Как повлияет на цену равновесия и равновесный объем: а) увеличение дохода; б) повышение цен на бензин? Проиллюстрируйте ответ графически.

17. Спрос повышается (сокращается) больше, чем сокращается (увеличивается) предложение. Как это повлияет на равновесную цену и равновесный объем?

18. Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? При каком виде равновесия (мгновенном, краткосрочном или долгосрочном) цена будет самая высокая (низкая)? Что такое «нормальная» рыночная цена?

Тесты

1. Рациональный потребитель:

а) экономит доход;

б) максимизирует совокупную полезность;

в) уравнивает предельные полезности всех потребляемых благ;

г) добивается такого же потребления «как у других».

2. Если MUX предельная полезность хлеба, MUM предельная полезность масла, рX цена хлеба, а рM цена масла, то для рационального потребительского поведения верно:

а) MUX = MUM ;

MUX MUM

рX рM

б) =

в) рX = рM

MUX MUM

рM рX

г) =

3. Бюджетная линия характеризует:

а) располагаемый доход потребителя;

б) количество товаров, которое потребитель может купить на свой доход при данном уровне цен;

в) уровень цен разных товаров;

г) комбинацию двух товаров, которую может купить потребитель при данной величине дохода и данном уровне цен.

4. Кривые безразличия характеризуют:

а) совокупную полезность, приносимую всеми продуктами;

б) комбинацию двух продуктов, приносящую одинаковую предельную полезность;

в) комбинацию двух продуктов, приносящую одинаковую совокупную полезность;

г) все ответы верны.

5. Рациональный потребитель максимизирует полезность:

а) при пересечении кривой безразличия бюджетной линии;

б) в точке касания бюджетной линией кривой безразличия;

в) за пределами пересечения бюджетной линии и кривой безразличия;

г) все ответы верны.

6. Закон спроса характеризует:

а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

б) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

в) прямую зависимость цены от величины спроса;

г) обратную зависимость цены от величины спроса.

7. Спрос возрастет, если:

а) цена товара-заменителя упадет;

б) цена товара-заменителя возрастет;

в) цена дополняющего товара возрастет;

г) цена дополняющего товара упадет.

8. Сахар дополняет кофе, а чай – заменяет. Если цена кофе возросла, то:

а) спрос на сахар возрастет, а на чай упадет;

б) спрос на сахар снизится, а на чай возрастет;

в) спрос на сахар и на чай возрастет;

г) спрос на сахар и на чай упадет.

9. Кривая спроса сместится влево, если:

а) цена товара снизится;

б) цена товара возрастет;

в) ожидается рост цен;

г) товар вышел из моды.

10. Увеличение дохода приведет к:

а) сокращению спроса на товары высшей категории;

б) увеличению спроса на товары низшей категории;

в) увеличению спроса на товары высшей категории;

г) сокращению спроса на товары низшей категории.

11. Снижение спроса будет больше прироста цены, если спрос:

а) эластичен;

б) неэластичен;

в) совершенно эластичен;

г) совершенно неэластичен.

12. Закон предложения выражает:

а) обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

б) прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара;

в) обратную связь между ценой и количеством спрашиваемого товара;

г) меру эластичности предложения.

13. Положение кривой предложения не изменится, если:

а) цена товара возрастет;

б) цена товара упадет;

в) издержки производства возрастут;

г) издержки производства упадут.

14. Если цена товара изменилась с 5 до 7 руб., а предложение – с 5 до 6 ед., то предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) совершенно эластично;

г) совершенно неэластично.

15. Рынок находится в равновесии, если:

а) предложение больше спроса;

б) спрос больше предложения;

в) спрос равен предложению;

г) излишек потребителя отсутствует.

16. Снижение цены равновесия может быть достигнуто в результате:

а) смещения кривой предложения вправо;

б) смещения кривой предложения влево;

в) смещения кривой спроса вправо;

г) смещения кривой спроса влево.

17. Цена равновесия падает, если:

а) спрос увеличится больше, чем увеличится предложение;

б) спрос увеличится больше, чем сократится предложение;

в) спрос сократится меньше, чем сократится предложение;

г) спрос сократится меньше, чем увеличится предложение.

18. Сокращение спроса при постоянстве предложения приведет к:

а) снижению равновесной цены и равновесного объема;

б) снижению равновесной цены и возрастанию равновесного объема;

в) к росту равновесной цены и равновесного объема;

г) росту равновесной цены и снижению равновесного объема.

19. Цена долгосрочного равновесия:

а) ниже цены мгновенного, но выше цены краткосрочного равновесия;

б) ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия;

в) выше цены мгновенного и краткосрочного равновесия;

г) ниже цены краткосрочного, но выше цены мгновенного равновесия.

test

Добавить комментарий