Системы хозяйствования и их влияние на функционирование предприятия

Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия

В мире сложились две системы хозяйствования: централизованно-плановая и рыночная. Каждая из них характеризуется определенными признаками, чертами (табл. 2).

Таблица2

Основные черты функционирования экономической системы

Условия  
регулируемая рыночная система   централизованно-плановая система  
индивидуализм частная собственность прибыль в качестве побудительного мотива  производства власть потребителя свобода и конкуренция свобода контракта ограниченная роль правительства   господство государственной собственности  всеобщий контроль государства побудительный мотив – выполнение плана  уравнительный принцип распределения  

Как видно, в основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть ее состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идет от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незыблемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования. Это означает, что каждый гражданин имеет право приобретать, использовать, накапливать и распоряжаться вещами-ценностями (факторами производства), что в конечном итоге приводит к успеху, а следовательно, ведет к улучшению материального положения работающего.

Инициатива была бы сильно ограничена, если бы личность не могла владеть капиталом и накапливать его. Последнее является сердцевиной побуждения к такой деятельности, которая бы улучшала материальное положение личности. Люди используют свою частную собственность (факторы производства) для генерирования еще большей собственности. Они ее инвестируют, чтобы сделать прибыль. Побуждение к инвестированию своей собственности лежит в возможности получить процент на нее. Получение прибыли становится движущим мотивом производства. В связи с этим можно слышать, что это порождает якобы производство таких товаров, которые не нужны обществу. Это далеко не так: уже то, что власть на рынке (право выбора) принадлежит потребителю, обусловливает производство только таких товаров, которые пользуются спросом с его стороны. В противном случае нет общественного признания товара, следовательно, нет и прибыли, а есть убыток, который влечет за собой разорение. И в то же время при централизованно-плановой системе нет гарантий, что произведенные товары и услуги являются теми, которые нужны потребителям. Это подтверждают многочисленные случаи затоваривания.

Почему так происходит? Дело в том, что ключевая проблема плановой экономики – растущая сложность экономических процессов. Последняя проистекает из того, что, поскольку планирование осуществляется только из одного центра, его объектом является постоянно растущее многообразие общественного производства и потребления, то в условиях отсутствия инструментария, позволяющего учесть все это многообразие, оно не в состоянии правильно отразить реальную картину в централизованном плане.

В то же время в рыночной экономике фирмы и лица сами планируют свои действия, а следовательно, каждый индивидуум, отдельная фирма сталкиваются с уровнем сложности на много порядков ниже, чем центр при плановой экономике. Из этого следует, что они имеют большую реальную возможность осуществлять свои планы. Эту проблему можно охарактеризовать как закон, гласящий, что сложность процесса увеличивается на квадрат числа единиц, которые надлежит организовать.

Две рассматриваемые системы хозяйствования заинтересованы в решении основной экономической проблемы, но решают ее они по-разному (табл.3).

Из табл. 3 видно, что развитие предприятия в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования следует за распределением ресурсов, в то время как при рыночной системе предприятия следуют за распределениями, которые происходят на рынке на основе спроса потребителей.

Опыт работы советской экономической системы в условиях централизованно-планового хозяйствования показал ее несостоятельность по многим вопросам хозяйственной жизни. Установление признаков, присущих развитию той или иной системы хозяйствования, является важным, но недостаточным для выбора направления действий предприятия. Необходимо знание закономерностей и особенностей развития систем, в которых работает предприятие.

Таблица 3

Методы решения основной экономической проблемы

Условия  
централизованно-плановая система   Регулируемая рыночная система  
1. Правительство осуществляет централизованное планирование производства   1. Индивидуальные потребители на основе права выбора определяют, что и сколько производить  
2. Централизованное планирование определяет перечень и объем ресурсов, которые будут использоваться   2. Производитель определяет, какие ресурсы и сколько их будет задействовано в производстве на основе спроса на товары и услуги  
3. Ресурсы используются для того, чтобы достичь целей, поставленных планом 3. Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке, и для получения прибыли  
4. Государственный план определяет: что и сколько будет произведено как будет произведено как будет распределяться   4. Рынок определяет:     что и сколько будет произведено как будет произведено как будет распределяться  

5.2. Особенности перехода к рынку в России

Переход к рынку и его функционирование в России имеют ряд особенностей.

1. Начало перехода к рынку происходило в стране, где государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей (первый важнейший признак рынка).

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню еще и сегодня не готово к немедленному экономическому самоопределению. Право свободного выбора рода занятий, ориентируясь на свои желания и возможности: стать предпринимателем, наемным работником в государственных структурах, менеджером на акционерном предприятии или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

3. В силу того, что была создана, по существу, затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен. По сути, преобладающими являлись натуральный обмен, необоснованное завышение цен и др.

4. На рынке, особенно на рынке средств производства, господствуют монополисты-производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий-монополистов значителен. Сложившуюся до перехода к рынку ситуацию можно показать на примере выпуска продукции в машиностроении (табл. 4).

Таблица 4

Монополизация выпуска продукции в  машиностроении

Наименование продукции    Количество предприятий   Доля монополизированного производства, %  
Всего   Монопольное производство  
Индивидуальная продукция   574   517   90  
Серийная продукция   998   668   67  
Комплектующие изделия и приборы   1031   720   80  
Общемашиностроительная продукция   3403   2212   73  

Как видно, доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90%.

5. Отсутствие соответствующей правовой системы для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая и налоговая системы, товарные и трудовые биржи). Существующие системы возникли стихийно и работают во многом на свой страх и риск.

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения обособленных, самостоятельных производителей как важнейшего признака функционирования рыночных отношений. Данная проблема решается реформированием государственной формы собственности.

Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность). Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных – вызвала определенные трудности. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, сам “государственный” статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой – его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

5.3. Государственное регулирование рыночной экономики

Для решения важнейших экономических проблем – что, как и для кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:

законодательное определение прав собственности;

защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

ограничение монопольных тенденций в экономике.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального иди муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т.п.

Рыночные механизмы неуместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам.

К “провалам” рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под экономикой предприятия?

2. Назовите основные факторы развития производства.

3. В чем состоит основная экономическая проблема?

4. Какова роль предприятия в решении основной экономической проблемы?

5. Каковы движущие мотивы развития экономики предприятия?

6. Назовите организационные формы предприятия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

7. В чем состоит принципиальное различие функционирования предприятия в условиях рыночной и централизованно-плановой систем?

8. Назовите особенности перехода к рынку в России.

9. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования рыночной экономики?

test

Добавить комментарий