Коммерческий расчет предпринимательства

1. Основные принципы коммерческого расчета

В условиях рыночной экономики предприниматель достигает прибыльного ведения производства посредством коммерческого расчета (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом). Этот метод ведения хозяйства предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных рыночных результатов хозяйственной деятельности. При этом организация экономики предприятий и объединений, выпускающих товары, строится в соответствии с определенной системой экономических принципов.

Что представляет собой каждый из этих принципов? Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность, предприятие прежде всего должно быть свободным от излишней опеки и обладать абсолютной или относительной предпринимательской самостоятельностью. Оно само авансирует собственные или заемные деньги на приобретение средств производства и оплату рабочей силы, само определяет, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары, как учитывать конъюнктуру рынка, спрос покупателей.

Предприятие самостоятельно реализует изготовленнуюим продукцию на рынке, получая при этом определенную сумму денег (ее называют суммой продаж или валовой выручкой). При сопоставлении полученного валового дохода с расходами сразу проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Все авансированные на хозяйственную деятельность деньги должны полностью возмещаться за счет выручки от продажи товаров, чем обеспечивается безубыточность их изготовления. Но этого недостаточно. Все предприниматели стремятся получить также прибыль – прирост первоначально авансированной на производство суммы денег. Иначе хозяйственная деятельность не имеет смысла.

Прибыль служит источником самофинансирования. Полученный доход используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем и иных целей.

Прибыль призвана материально заинтересовать хозяев предприятия и работников в улучшении результатов производства. Такие результаты зависят не только от производственной, но и от коммерческой деятельности.

Наконец, предприятие несет всю полноту экономической ответственности за конечные итоги работы. Она выражается в том, что собственники, хозяева предприятий в условиях рыночной экономики сами расплачиваются за допущенные ими убытки, невыполнение принятых обязательств и хозяйственных договоров с контрагентами.

Все свойственные коммерческому расчету организационно-экономические отношения нацелены на то, чтобы лучше реализовать собственность на вещественные факторы производства – получить от нее доход. В любом обществе такие отношения развивают инициативу и предприимчивость, благоприятствуют хозяйственному отношению к делу, что ведет к увеличению прибыли.

17.2. Требования рынка к организации коммерческо-производственной работы на предприятии

Развитие НТП в XX столетии (массовое производство) привело к насыщению рынка традиционными товарами, с одной стороны, и появлению не только новых потребностей, но и их динамичному изменению, с другой стороны. В условиях конкуренции между предприятиями это не только резко усилило проблему сбыта продукции, но и заставляет предприятия менять исходные позиции в ориентации своей производственной деятельности. Раньше исходной точкой в развитии предприятия были наращивание выпуска продукции и организация работы по ее сбыту. Производственные службы в своей деятельности исходили из увеличения объема выпускаемой продукции и повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства. Их не волновал сбыт продукции, это было уделом различных сбытовых служб. Сегодня так работать нельзя. Исходной позицией в определении “что и сколько производить и какого качества” стали выявление спроса потребителей, поиск рынков, на которые можно работать. Причем речь идет не просто об определении спроса (он и раньше учитывался, поскольку “что и сколько производить” определялось движением рыночных цен), а о выявлении неудовлетворенного желания потребителя (unmet desire) существующим на рынке предложением товаров и услуг. Поиск неудовлетворенного желания потребителя – это, к примеру, для американских компаний все равно, что поиск золотоносной жилы, разработка которой обеспечивает получение крупных прибылей. Именно этим объясняется постоянно сменяющаяся номенклатура товаров и услуг, предлагаемых на рынке. По сути дела, появление каждого нового товара – результат реакции фирм на существующий и возникающий спрос со стороны населения, промышленности и правительственных органов. Для американских компаний “неудовлетворенное желание” равнозначно еще и неиспользованной возможности получить прибыль.

В качестве примера такого нового подхода можно привести американскую компанию “Джон Дир”, которая входит в четверку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в стране и в первую сотню ведущих компаний США. На ее предприятиях работает более 43 тыс. рабочих и служащих, она имеет 20 заводов и разветвленную сбытовую сеть в форме оптовых баз, расположенных по 17 зонам страны. Исходя из оценок состояния перспектив рынка каждые три месяца в компании составляется краткосрочный план производства на последующие 12 месяцев, т.е. фирма постоянно имеет “скользящую” программу работы, которая составляется на основе выявления потребностей покупателя. В основе формирования стратегии развития компании лежит принцип, согласно которому нужно думать прежде всего о возможности реализации продукции, а потом уже о возможности ее производства. Поэтому в компании в основу составления плана производства новой продукции кладутся прогноз емкости рынка данного товара и норма прибыли, которую надеется получить фирма при реализации этой продукции.

Другой аспект требований рынка к организации коммерческой работы состоит в том, что она должна строиться с учетом быстрого реагирования на динамично изменяющийся спрос. Это объясняется тем, что игнорирование этого фактора немедленно приведет к снижению конкурентоспособности товаров, производимых предприятием, а значит, к его вытеснению с рынка сбыта.

Третий аспект требований рынка к организации коммерческо-производственной деятельности состоит в том, что конкуренция за рынки сбыта заставляет по-новому подходить к решению проблемы обеспечения предприятия производственными ресурсами, необходимыми для производства товаров и оказания услуг. Наличие сверхнормативных производственных запасов ведет не просто к омертвлению материальных ценностей, а к отвлечению финансовых средств, а следовательно, и к снижению конкурентоспособности предприятия. Отсюда не случайно на многих зарубежных предприятиях это обеспечение происходит прямо “с колес”. Так, например, производственный запас запчастей и комплектующих деталей на известной японской фирме “Тойота” рассчитан всего на два часа работы сборочного конвейера. Все это заставляет по-новому взглянуть на содержание и характер развития таких видов деятельности предприятия, как производственная, экономическая, финансовая, коммерческая и т.д.

К примеру, одной из основных задач производственных служб является не просто создание условий по максимальному выпуску продукции (как это было при централизованно-плановой системе хозяйствования), а такое использование производственных возможностей предприятия, которое в максимальной степени соответствовало бы требованиям рынка по выпуску нужной ему по количеству, качеству и срокам продукции.

Но если технологический аспект эффективного использования производственных фондов является предметом заботы производственных служб, то экономическая сторона (обоснование выгодности развития производства тех или иных товаров, пользующихся спросом на рынке, обсчет издержек производства, определение объемов финансовых средств и источникових покрытия и т.д.) входит в перспективу финансовых служб. А вот в чем нуждается рынок (в каких товарах и услугах), выявление так называемого “неудовлетворенного” желания потребителя, установление форм и методов реализации товаров – это задача службы маркетинга.

Каждое предприятие стремится сформировать для себя в пределах рынка, скажем потребительских товаров, наилучшие условия сбыта своих товаров. Оно стремится осуществить реализацию планируемого объема товаров с минимальными затратами и наивысшей эффективностью. Достигается это путем проведения целого ряда мероприятий, которые включают изучение спроса, обслуживание покупателей, рекламу, сроки поставок, организацию сбыта и др. Эти мероприятия сложны и осуществляются по-разному и в различных комбинациях. Это объясняется сложностью и противоречивостью рынка, с которым имеет дело предприятие.

Предпринимательский успех зависит от покупателя, т.е. от человека – существа сложного, непредсказуемого, которому очень трудно угодить. Поэтому маркетинговая служба на основе знаний психологии и социологии, науки о человеке должна выявлять его вкус, привычки и одновременно формировать эти вкусы. Это и есть формирование рынка, его приверженности к товарам и услугам, выпускаемым предприятием.

17.3. Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это сведения или информация, умышленное или неумышленное разглашение которых может привести прямо или косвенно предприятие или частное лицо к убыткам. К такой информации относятся сведения о новейших научно-технических разработках и изобретениях (ноу-хау), о финансовых операциях и платежеспособности предприятия, о структуре и персонале фирмы и т.д. Примерный перечень информации, которая нуждается в защите, приведен в табл. 12.

Основанием для зачисления тех или иных сведений в разряд коммерческой тайны может служить анализ информации, на основе которого делаются выводы, что разглашение тех или иных сведений может нанести ущерб предприятию. После определения сведений, относящихся к коммерческой тайне, проводится комплекс мероприятий по ее защите.

Таблица 12

Информация, которая нуждается к защите

Промышленная информация   Коммерческая информация  
Информация о научных изобретениях, патентах на стадии их разработки и оформления   Информация о кредитах и банковских операциях  
Конструкторская документация (описания, схемы, чертежи проводимых НИОКР)   Сведения о контрактах (договорах, сделках)  
Электронная система какого-либо устройства   Планы сбыта продукции  
Программное обеспечение ЭВМ   Список клиентов  
Рецепты изготовления блюд   Анализ конкурентоспособности  
Процесс производства и др.   Система мероприятий по маркетингу Деловая переписка Зарплата сотрудников  

При разработке мер защиты информации важно установить:

• какая информация нуждается в защите;

• кого она может интересовать;

• какие элементы информации наиболее ценные;

• каков “срок жизни” этих секретов;

• во что обойдется их защита.

Для организации надежной системы защиты информации необходимо иметь четкое представление о каналах ее утечки. Наиболее вероятные каналы утечки информации:

• персонал, имеющий доступ к информации;

• документы, содержащие эту информацию (все типы носителей информации);

• технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.