Рыночные отношения: сущность, функции и структура

Вопросы:

1.Экономические и социальные условия формирования и становления рынка

2. Структура рынка, виды рынков и их классификация

3. Инфраструктура рынка

4. Модели рыночной экономмики

5. Основные субъекты рыночной экономики

Вопрос 1. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда с одной стороны разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется  и производство становится товарным.

Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимает форму рыночных отношений. Следовательно, экономическая самостоятельность (обособленность) субъектов рынка является другим условием возникновения рынка. И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами.

Рынок функционирует при определенных условиях. Их можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий, обеспечивающих рыночные связи. К ним относятся:

1. Реализация многообразных форм собственности.

2. Демократизация производства при сохранении государственных регуляторов.

3. Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятием экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования.

При раскрытии сущности рынка следует иметь в виду, что в экономической литературе существуют разнообразные определения рынка. Самое упрощенное определение рынка – это место, где люды в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. Основными элементами рыночной экономики являются:

1. производители и потребители;

2. экономическая обособленность, которая обусловлена разными формами собственности;

3. цены.

4. спрос и предложение.

5. конкуренция

6. рыночная инфраструктура.

Роль рынка проявляется в его функциях.

Первая функция – информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефицитах, запасов и затоваривании. В этом отношении рынок выступает как конкретный механизм саморегуляции экономики.

Вторая функция рынка – контрольно-распределительная, или регулирующая. Именно на рынке выявляются конечные результаты процесса производства.

Третья функция – интеграционная, или объединительная. Именно рынок связывает воедино производителей и потребителей.

Рыночная экономика обладает крупными достоинствами:

1. Рыночная экономика относится к классу саморегулирующихся систем. Она способна перестраивать себя, приспосабливаться к меняющимися условиям.

  • В рыночной экономике поддерживается гомеостазия, т.е. целостность системы и ее внутреннего устройства.

3. Большой плюс рыночной экономики – это ее эффективность.

4. В рыночной экономике господствует экономическая свобода.

Однако у рыночной экономики имеются и недостатки:

1. Неравномерность в распределении доходов приводит к экономическому неравенству, к сосредоточению экономической власти в руках немногих.

2. Стихийность, хаотичность экономических процессов нередко приводит к элементам неэффективности, потерям факторов производства.

3. Укрупнение производства и предприятий приводит к монополизму, а следовательно, к подрыву конкуренции и рыночных механизмов.

В целом, сопоставляя недостатки и достоинства рыночной экономики, надо признать, что на современном этапе развития человечества ее достоинства неоспоримы.

Вопрос 2. Структура рынка, виды рынков и их классификация

Рынок нельзя представлять как некий монолит. В реальной действительности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного вида. Можно выделить следующие типы рынков:

1. Рынки потребительских товаров

2. Рынки труда.

3. Рынки земли.

4. Рынки капитала.

Рынки можно классифицировать по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

рынки благ и услуг;

рынки средств производства;

рынки ценных бумаг;

рынки рабочей силы.

2. По товарным группам:

рынки потребительских товаров;

рынки товаров производственно-технического назначения;

рынки сырья и материалов.

3. По пространственному признаку:

внутрирегиональные;

межрегиональные;

национальные;

мировые.

4. По видам субъектов рыночных отношений:

рынки оптовой торговли;

рынки розничной торговли;

рынки государственных закупок.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация может произведена по разным признакам:

1. Географические;

2. Демографические;

3. Социологические;

4. Поведенческие.

В теории рынка важное значение придается установлению границ действия рыночных отношений. При рассмотрении этого вопроса определяющим условием является формирование издержек в сфере обмена. Потери, связанные с реализацией и потреблением товаров в рыночных условиях, К. Маркс назвал чистыми издержками. В западной экономической литературе издержки в сфере обмена получили название «трансакционные издержки».  Это понятие ввел американский экономист Р. Коуз.

Теоретическое обоснование издержек в сфере обращения фактически сводится к решению проблемы соотношения законов производства и законов распределения – или они существуют автономно, или первые зависят от вторых. Если принять, что процесс производства не зависит от процесса распределения, то трансакционные издержки должны быть равны нулю. Однако в реальной действительности трансакционные издержки никогда не бывают нулевыми. Следовательно,  распределение оказывает на процесс производства непосредственное влияние, которое осуществляется через рыночный механизм.

Чтобы установить уровень этого влияния, следует рассмотреть теоремы А. Смита и Р. Коуза. 

Теорема Смита, или теорема обмена, сводится к тому, как добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. С помощью этой теоремы устанавливается связь рынка, разделения труда и эффективности производства. Развитие рыночных отношений и обеспечение выгод в процессе обмена достигается рациональностью предпринимательской деятельности, которая возникает в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объема производства и масштабов обмена. Расширение сферы реализации товаров сопровождается ростом трансакционных издержек. При этом возникает противоречивый процесс. С одной стороны, в целом издержки снижаются за счет специализации, с другой, за счет расширения территориальных границ рыночных отношений – трансакционные издержки растут. В результате выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю за счет роста трансакционных издержек. Отсюда следует, что границы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравниваются с трансакционными издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.

Сущность теоремы Коуза состоит в том, что если права собственности четко определены, то положительные или отрицательные результаты могут решаться между заинтересованными сторонами без вмешательства государства. Эта теорема основана на том, что трансакционные издержки, возникающие в процессе использования, делятся на собственно издержки, связанные с его функционированием, и дополнительные издержки: по координации распределения собственности государством между заинтересованными сторонами. Отсюда следует, что расширение границ рыночных отношений наталкивается на двойной барьер. Первый связан непосредственно с издержками по расширению сферы действия режима частной собственности (анклава режима частной собственности). Второй связан с издержками помощи государства по координации распределения. В этом случае затраты резко возрастут, что неизбежно скажется  на сужение границ рыночных отношений. Во избежании дополнительных затрат по координации стороны решают возникающие проблемы путем негласного соглашения и получают за счет этого возможности расширения границ своего функционирования.

Вопрос 3. Инфраструктура рынка

Инфраструктура – объективно необходимый элемент современной рыночной экономики. Дословно инфраструктура в переводе с греческого означает основание, фундамент строения – экономической системы современной рыночной экономики.

Инфраструктура – это совокупность организационных, правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг.  Точнее, это совокупность институтов, предприятий, обслуживающих рыночную экономику и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима ее работы. Чем более развита рыночная экономика, тем сложнее ее инфраструктура.

Инфраструктура рынка многоэлементна. Ее основные элементы: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные); аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничеств: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения, система страхования и страховые компании, транспортные коммуникации,  информационное пространство и др. 

Вопрос 4. Модели рыночной экономики

Рыночные системы и направленность их развития зависят от: географического положения; наличия природных ресурсов; исторических условий развития; традиций населения и его обычаев; уровня развития производительных сил; социальной структуры общества.

Можно выделить следующие модели рыночной экономики.

Американская модел. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются: малый удельный вес государственной собственности; минимальная регулирующая роль государства. В США есть лозунг: «больше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует»; всемерное поощрение предпринимательства;  резкая дифференциация на богатых и бедных;  большое различие в уровне заработной платы, достигающее 110-кратного превышения между главой фирмы и служащими; приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

  Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои расходы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. К основным чертам японской модели относятся: высокий уровень государственного вмешательства в основные направления национальной экономики; составление 30-летнего стратегического плана вывода экономики из кризисного состояния и создание высокоэффективных производств; широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах, объединение их общими интересами; незначительное различие в уровне заработной платы; социальная направленность.

Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным архитектором социальной рыночной экономики Германии является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели рыночной экономики являются: сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется  преимущественно при решении социальных проблем; Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования)основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие  работников предприятия в его собственности; в немецкой модели, также как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия; различие в заработной платы является, как и в японской модели, незначительной и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими (в Японии – семнадцатикратный разрыв).

Шведская модель. Отличительной особенностью этой модели является социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора в экономике.

Французская модель Она не имеет ярких особенностей. Эта модель – среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы – индикативное планирование. Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.  

Южно-корейская модель. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги: планирование экономического развития; действие в течении длительного времени государственной монополии в кредитно-финансовой сфере; регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничении импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства. Ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталого превратиться в передовую индустриально развитую страну

Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как основных субъектов хозяйствования к  системе семейного подряда. Этотпроцесс завершилсяв 1984.г. Реформа в городах началась с 1984 г. При выборе модели экономического развития китайские ученые разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались  и в Венгрии, и в Чехословакии. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон – государства, предприятий и отдельного работника. Это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование – на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использование различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности.

 Использование мирового опыта функционирования рынка в экономике Таджикистана. Экономика Таджикистана находится в переходном периоде. Однако экономика Таджикистана – это новая переходная экономика, отличающаяся от традиционных переходных экономик тем, что становление рыночной экономики происходит после развала централизованно-командной экономики. К тому же Таджикистан страдает от самого процесса трансформации – ломки старой и создания новой экономической системы. Что же касается наличия развитых рынков, которые являются обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики, то приходится констатировать, что они находятся на стадии формирования.

Состояние рынка потребительских товаров показывает, что по сравнению с советским периодом он является несравнимо больше насыщенным, имеет резко расширенный ассортимент, снята извечная проблема дефицитов и очередей, а так же наблюдается достаточно активная конкуренция продавцов.

Вместе с тем, рынок потребительских товаров и услуг имеет серьезные недостатки. Во-первых,  в потребительском рынке Таджикистана абсолютное преобладание имеют импортные товары. Во-вторых, так называемое челночное предпринимательство приводит к доставке из-за рубежа, как правило, товаров низкого качества, но в связи с тем, что отечественное производство еще не налажено, и доходы большинства населения низкие, эти товары находят сбыт.

Рынок инвестиционных товаров находится в очень сложном положении. Значительная часть сырьевых ресурсов экспортируется. В условиях низкого уровня инвестиционной активности спрос на инвестиционные товары в целом низкий. А необходимые потребности экономики республики в инвестиционных товарах удовлетворяются за счет импорта.

Рынок труда страдает от серьезных структурных перекосов в экономике. Закрытие многих предприятий и значительное сокращение производства на действующих предприятиях, прежде всего промышленности, обусловили образование крупномасштабной безработицы. Поэтому на рынке труда предложение рабочей силы намного больше спроса на него.

Сильное развитие получило рынок недвижимости. Активно продаются и арендуются производственные, офисные, жилые помещения. Земельные участки пока не могут быть объектами купли и продажи. Здесь широкое распространение получила аренда.

Финансовый рынок в республике находится на стадии формирования и поэтому он пока является усеченным. Наибольше развитие получила денежно-кредитная сфера, хотя такие факты, как нежелание банковских учреждений инвестировать средства в реальный сектор экономики является важнейшим недостатком в деятельности банковской системы республики. Крупным недостатком финансового рынка является отсутствие полнокровного рынка ценных бумаг. 

Вопрос 5. Основные субъекты рыночной экономики

Домохозяйство как субъект рыночной экономики. Семья или более обобщенно домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство и воспроизводство «человеческого капитала».

Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляет их на рынок ресурсов и получает за них деньги (денежный доход), использует их для приобретения товаров и услуг (потребительские расходы), чтобы удовлетворить свои потребности.

Фирма (предприятие) как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Слово «фирма» относится к числу самых распространенных и популярных. Оно употребляется и в житейских ситуациях, когда требуется подчеркнуть устойчивый, надежный, высококачественный, влиятельный характер и репутацию деятельности. Да и в английском языке firm – означает твердый, надежный, настойчивый и т.д.

Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Фирмы различаются между собой по ассортименту выпускаемой продукции, по сферам приложения капитала и т. д. Однако все фирмы можно классифицировать по двум основным критериям: форма собственности на капитал и степень концентрации капитала.

По этим двум критериям выделяются различные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. Сюда относятся государственные и частные (единоличные, товарищества, акционерные) предприятия. По степени концентрации капитала (производства) выделяют мелкие (до 100 чел.), средние (до 500 чел.) и крупные (более 500 чел,) предприятия.

Государство как субъект рыночной экономики. Государство участвует в экономике в двух качествах: во-первых, в качестве регулирующей силы и во-вторых, в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Государственное регулирование экономики – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем. Государственное регулирование включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное.

Экономические цели государства в современной рыночной системе хозяйствования следующие:

Экономический рост – это увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

Экономическая эффективность – это получение наибольших результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных ресурсов.

Полная занятость трудоспособного населения – это обеспечение всех, кто может и желает работать рабочим местом в соответствии с их потребностями и квалификацией.

Стабильный уровень цен необходим в связи с тем, что серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напряженность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

Экономическая свобода – правовое поле, в котором предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики обладают в своей деятельности высокой степенью свободы.

Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

Экономическая обеспеченность – это обеспечение инвалидам, нетрудоспособным, недееспособным, престарелым и другим иждивенцам нормального существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Улучшение охраны окружающей среды.

Выше было отмечено, что государство участвует в экономике и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор в экономике.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании – это прежде всего совокупность государственных предприятий. В последние 30-40 лет возникло новое явление – формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.