Механизмы функционирования рынка

Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция

Вопросы:

1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены

2. Спрос как элемент рынка

3. Предложение – элемент рынка

4. Взаимодействие спроса и предложения.

5. Конкуренция как элемент рынка

Вопрос 1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены

Рыночный механизм – это взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка, прежде всего производителей и потребителей. Они (производители и потребители) формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другим производителем. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночной экономике оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым важнейшим элементом рынка являются цены. Цена складывается в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей коньюнктуры. Кроме того, цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяется трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.

Третьим, центральным звеном рынка являются спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Четвертым элементом рынка является экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Пятый элемент рынка – это конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов обращается  на благо всего общества.

Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является  рыночная  инфраструктура. Рыночный механизм действует на основе законов спроса и предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости и т.д. Рыночный механизм действует как механизм принуждения. Он заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (получение прибыли) действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

Как это происходит? Можно привести пример с модным товаром. Предположим спрос больше предложения (D > S).  Следовательно, цена высокая, предприниматели получают не только прибыль, но и сверхприбыль. Но имеется большое количество неудовлетворенного спроса. У предпринимателей альтернатива: либо расширить производство и снизить цены либо держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят нишу на рынке и отнимут клиентуру, а с ней не только сверх прибыль, но и прибыль. Эта опасность побуждает производителей расширить производство того модного товара.

На рынке сделки совершаются на страх и риск, Почему? Дело в том, что на рынке все боятся прогадать. Все хотят продать дороже, а купить дешевле. Риск заключается в том, что производитель стремиться предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами и вложить капитал в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар по низкой цене.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение (D и S). 

Вопрос 2. Спрос как неотъемлемый элемент рынка

Что такое спрос? Приобретение товаров является внешним проявлением потребностей человека. Его желание и возможность купить определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени представляет собой СПРОС потребителя на этот товар.

Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса. Объем спроса представляет собой то количество товара, которое потребитель готов купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная функциональная (количественная) зависимость. Эта зависимость выражается в виде закона спроса. Закон спроса гласит, что, при прочих равных условиях, объем спроса на товар увеличивается, если цена на него будет снижаться, и наоборот, т.е. спрос находится в обратной зависимости от цены. Иначе говоря закон спроса показывает, что между ценой спроса и объемом спроса существует обратная связь. Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса следует отметить:

1. Доходы потребителей (I) – рост доходов потребителей приводит к увеличению спроса на товары и услуги, а снижение доходов – к сокращению спроса на товары и услуги.

2. Цены на товары заменители (Ра) –  (товары-субституты, т.е. имеющие одинаковое назначение: сливочное масло и маргарин, телятина и говядина, пшеничный хлеб и ржаной хлеб и т.д.) – увеличение цен на товар приведет к его замене на товар заменитель, и наоборот.

3. Цены на дополняющие товары б) – (товары, которые используются совместно: автомобиль и бензин, фонарик и батарейка, ракетка и теннисный мяч и т.д.) – снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

4. Реклама (A) – увеличение рекламирования какого-либо товара, как правило, вызывает увеличение спроса на этот товар.

5. Мода, вкусы и предпочтение потребителей (Т) – появляющаяся мода на какие-либо товары или услуги вызывают увеличение спроса на этот товар и услуги, и наоборот.

6. Сезонные изменения в спросе (N). Спрос на сезонные товары (зимняя одежда, лыжи и т.п. к зиме; учебники, тетради и т.п. к началу учебного года; цветы – к праздникам и т.д.) всегда увеличивается.

7. Ожидание покупателей (W) – если покупатели ожидают в перспективе повышение цен на какие-либо товары, потребители будут стараться купить эти товары впрок, т.е. спрос на них повысится.

  1. Прочие факторы (B).

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить вследующем виде:       

Следует различать индивидуальный спрос и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос на товар, предъявляемый  отдельным потребителем. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями на рынке этого товара.

Способы отображения спроса от цены. Если предположить, что все факторы спроса, кроме цены на товар не меняются в рассматриваемом периоде, то зависимость спроса от цены можно представить в виде шкалы спроса, аналитически и графически.

Шкала спроса – это таблица, которая показывает какое количество товара куплено по различным ценам в определенный период времени:

Цена на единицу товара (Р), в денеж. ед. 10 20 30 40 50
Объем спроса на товар (Q), кол. ед. 250 200 150 100 50

Аналитический способ заключается в записи функции спроса от цены в виде математической формулы

.

Однако в такой общей форме эта формула не отражает обратной зависимости между спросом и ценой. Поэтому при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Если между Р и Q существует линейная зависимость, то в общем виде уравнение функции спроса от цены имеет вид:

a иb – численные коэффициенты.

Уравнение функции, характеризующий зависимость между Р и Q (см. вышеприведенную табл.) имеет вид:

QD = 300 – 5P

Графический способ. Линию спроса графическим способом можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса или построить зависимость  используя аналитическую связь График покажет, что линия спроса D имеет отрицательный наклон. Наклон кривой спроса отражает закон спроса: при прочих равных условиях по более высоким ценам потребители будут приобретать меньше товаров, чем по более низким ценам, и наоборот.

Следует различать изменение в спросе и изменение в величине спроса. Если все определяющие факторы спроса, кроме цены на товар и услуги, постоянны, то при изменении цены товара или услуги происходит изменение величины спроса. В этом случае происходит движение вдоль линии спроса. При изменении неценовых факторов спроса происходит изменение самого спроса (увеличение или уменьшение), что отражается сдвигом линии спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).

Эластичность спроса. Под эластичностью понимается степень реагирования одной экономической переменной величины на изменение другой экономической переменной величины. Количественно эластичность выражается числом, показывающим процентное изменение одной экономической переменной величины в результате однопроцентного изменения другой экономической переменной величины.

В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, экономисты выделяют следующие виды эластичности спроса:

1. Эластичность спроса по цене.

2. Эластичность спроса по доходу.

  • Перекрестная эластичность.

Ценовая эластичность спроса определяется  как соотношение процентного изменения спроса и процентного изменения цены. Это соотношение показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении цены на один процент

Эластичность спроса по доходу измеряет реакцию спроса на товар при изменении дохода потребителей. Она показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителя на один процент.

Перекрестная эластичность спроса показывает реакцию спроса на один товар (товар Х) в ответ на изменение цены другого товара (товара У).

Мерой эластичности спроса является коэффициент эластичности. Соответственно мерой эластичности спроса по цене является коэффициент эластичности спроса по цене, мерой эластичности спроса по доходу – коэффициент эластичности спроса по доходу и мерой перекрестной эластичности спроса – коэффициент перекрестной эластичности спроса.

Коэффициенты эластичности, например, коэффициент эластичности  спроса по цене, широко используются на практике при определении заработной платы, занятости населения, товаров, облагаемых акцизами и др.

Вопрос 3. Предложение – элемент рынка

Что такое предложение? Предложение является обобщающим термином, характеризующим поведение на рынке продавцов и показывающим готовность предпринимателей продать определенное количество данного товара по определенной цене за определенный период времени. Важнейшими характеристиками предложения являются объем предложения и цена предложения.

Объем предложения на товар представляет собой то количество товара, которое продавцы готовы продать по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Между объемом предложения и ценой предложения существует определенная функциональная (количественная) зависимость, которая выражается в виде закона предложения.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на него будет увеличиваться, и наоборот, объем предложения товара сокращается, если цена на него будет снижаться. Таким образом, суть закона предложения состоит в том, что между ценой предложения и объемом предложения существует прямая связь.

Способы отображения предложения от цены. Если предположить, что все факторы предложения, кроме цены на товар. не меняются в рассматриваемом периоде, то зависимость предложения от цены можно представить в виде шкалы предложения, аналитически и графически.

Шкала предложения – это таблица, которая показывает какое количество товара продано по различным ценам в определенный период времени:

Цена на единицу товара (Р), в денеж. ед. 10 20 30 40 50
Объем предложения на товар (Q), кол. ед. 1 3 5 7 9

Аналитический способ заключается в записи функции предложения от цены в виде математической формулы:

.

Однако в такой общей форме эта формула не отражает прямой зависимости между предложением и ценой. Поэтому при практическом применении формулу необходимо конкретизировать.

Если между Р и Q существует линейная зависимость, то в общем виде уравнение функции предложения от цены имеет вид:

QS = aP + b

a иb – численные коэффициенты.

Уравнение функции, характеризующий зависимость между Р и Q (см. вышеприведенную табл.) имеет вид:

QS = 5P.

Графический способ. Линию предложения графическим способом можно получить, если перенести на график данные шкалы предложения или построить зависимость  используя аналитическую связь. График покажет, что линия предложения S имеет отрицательный наклон. Наклон кривой предложения отражает закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара  будет увеличиваться, если цена на товар будет расти, и наоборот.

Следует различать изменение в предложении и изменение в величине предложения. Если все определяющие факторы предложения, кроме цены на товар и услуги, постоянны, то при изменении цены товара или услуги происходит изменение величины предложения. В этом случае происходит движение вдоль линии предложения. При изменении неценовых факторов  происходит изменение самого предложения (увеличение или уменьшение). Оно отражается сдвигом линии предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

Кроме цены на объем предложения влияют неценовые факторы. К ним относятся:

1. Технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К).

2. Цены используемых ресурсов (РR). 3. Налоги и дотации (Т, S). 4. Ожидание продавцов (W). 5. Цены на другие товары (Рn). 6. Число продавцов (N). 7. Прочие факторы (В).

С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:

 И опять, как и в случае со спросом, следует различать движение по кривой предложения и смещение этой кривой. Так же следует различать индивидуальное предложение и рыночное предложение. Первое – это предложение товара на рынке отдельным продавцом, а второе – предложение товара всеми продавцами.

Вопрос 4. Взаимодействие спроса и предложения

Изучая отдельно спрос и предложение можно установить закономерности адаптации их величины к разным уровням цен. Однако на рынке в каждый данный момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Возникает вопрос: чем определяются его размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.

Если мы рассмотрим по отдельности шкалы спроса и предложения, то  увидим, что при одном и том же уровне цен, объемы спроса и предложения, как правило,  резко различаются. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений. Например, решив систему уравнений QD = 300 – 5P и QS = 5P, мы получим тот же ответ – 30.

Однако графическая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей, так как она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.

Совпадение интересов покупателей и продавцов на графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену и количество называют равновесной ценой и равновесным количеством. Короче говоря, равновесная цена – это единственная цена, соответствующая условиям:

Р0 = РD = PS .

Р0  – равновесная цена; РD – цена спроса; PS  – цена предложения.

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и услуг

Qo = QD = QS .

Если  реальная цена выше равновесной, то возникает излишек  предложения, если же ниже равновесного, то возникает  избыток спроса или дефицит предложения.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных  конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

Информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики.

Нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на факторы производства.

Стимулирующую – она вынуждает производителя расширять и сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась определенная прибыль.

Вопрос 5. Конкуренция как элемент рынка

Сущность конкуренции как экономической категории. «Без конкуренции даже богатая страна может очень быстро прийти в упадок, не успев почувствовать признаки приближающейся угрозы». ( Дж. Грейсон, К.O’Делл).

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться)

Конкуренция является главным элементом рыночной экономики. Она одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действий всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов. Без конкуренции нет рыночной экономики, без конкуренции она не может выполнить новаторские функции, не может выявить творческие начала  субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса. Конкуренция – главный стимул повышения качества.

Конкуренция характеризуется двумя особенностями:

1. Наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара.

2. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.

Наличие на рынке достаточно большого числа независимых производителей и покупателей означает, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество товаров и услуг, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену. Значит, происходит рассредоточение экономической власти. Широкое рассеивание экономической власти, осуществляемое благодаря конкуренции, ограничивает возможности производителей и покупателей злоупотреблять этой властью.

Свободное вступление в рынок и выход из него предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения  производства товара данного типа. Именно эта особенность обеспечивает гибкость экономики, ее приспособляемость, помогает сохранить эффективность, адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, к новым технологиям и т. д.

В результате конкуренции бывают не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Функции конкуренции. Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется  в ее функциях. В экономической литературе выделяются  следующие функции конкуренции: * регулирующая;  аллокационная (allocation – переводится с английского как “размещение”); инновационная;  адаптационная; распределительная; контролирующая.

Виды конкуренции. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы.

В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существуют множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретет эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цен не отразится на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободное;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, цены на товары и ресурсы затратах, качестве товаров, технике производства и т. д.

Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция.

Совершенная конкуренция в полном объеме не достижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности совершенной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX века.

Со второй половины XIX века под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверх крупных предприятий, т.е.  монополий.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.          

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия в которой объединяются и производство, и сбыт продукции, входящих в нее фирм.

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновение крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной.

Несовершенная конкуренция это такая конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства.

Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательства, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка.

При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения  на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Несовершенная конкуренция подразделяется  на четыре типа: чистая монополия, дуаполистическая, олигополистическая и монополистическая.  

Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается платежеспособным спросом.

Дуополия – производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция.

Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминируют несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

 Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь).

Вступление в рынок новых фирм, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться  большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов.

Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина. Высокий уровень сервиса и т. д.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, а фирм-монополистов достаточно много, то  каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная  черта  монополистической конкуренции.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.

 В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец, в условиях монопсонии обеспечивается привилегия для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления.

Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции. Именно эта форма конкуренции является исходным моментом во всем механизме рыночной системы. Она опирается на основные постулаты рыночной системы: наличие частной собственности, свободы предпринимательства, свободный вход в отрасль и свободный выход из нее и т. д.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать “место под солнцем”, т.е. склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы.

Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы это не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.

Важнейшим средством достижения этого является  совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников.

Действует и стимул экономии на материальных ресурсах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материало- и энергосберегающие технологии.

Другой вид конкуренции – межотраслевая конкуренция, т.е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект

Каждый предприниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельности. Самый главный критерий такой оценки – это норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам  оказывается  неодинаковой. У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. И для этого есть средство: перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной. Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства.

Один вид конкуренции может отличаться  от другого по средствам его введения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента.

В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Неценовая конкуренция более жесткая, разнолика по форме. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок.

При неценовой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции. Особое значение приобретает такая форма неценовой конкуренции, как дифференциация продукта. Результатом такой конкуренции является возможность потребителя осуществлять выбор среди большого числа одноименных товаров различных типов, стиля, качества и т.д.

В практике рыночных отношений различают также добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция – это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимается технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное  использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т. д.

    Современные подходы к трактовке проблемы совершенной и несовершенной конкуренции. В конце XIX –  начале XX в. во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой –  «монополия» и «несовершенство экономического механизма». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравнивания прибылей.

Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории несовершенной конкуренции стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижением издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.

В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристики немонополизированного сектора. Так, П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными» переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. «К сожалению, –  отмечал П. Самуэльсон, – в большинстве хронически перенаселенных больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии».

Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий  начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах. В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает более сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с управлением, осуществляемым монополистами и государством.

Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится, как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворение спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того, чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется  соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

Образование монопольных цен

Объем партии (шт) Издержки на ед. продукции (сомони) Совокупные издержки (сомони) Цена на одно изделие (сомони) Общая выручка за партию (сомони) Прибыль (сомони)
100 25 2500 40 4000 1500
200 25 5000 35 7000 2000
  300 25 7500 30 9000 1500
400 25 10000 28 11200 1200

Как видно из таблицы, при понижении цены и увеличении объема оптимальной является  партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 сомони. При этом цена за одно изделие в размере 35 сомони будет верхней границей монопольных цен.

Нижняя граница монопольной цены – это низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

Е = Рm – Pck / Pm ,

E – эластичность спроса; Рm – монопольная цена; Рск – цена совершенной конкуренции.

Механизм равновесного рынка при монопольных ценах. При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

1. Монополия возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке товаров возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста или объединения нескольких фирм-монополистов путем заключения договоров между ними и их действия в качестве единого.

2. На рынке имеется большое число потребителей данного товара и ни один из них не может оказать существенного влияния на формирование рыночных цен.

3. В силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытеснить конкурентов с рынка и захватить его целиком.

4. Отдельные потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены и вынуждены подстраиваться  под цены, предлагаемые монополистами. В свою очередь монополист выбирает такие объемы и цену, при которых товар полностью будет реализован с максимально возможной прибылью.

Следовательно, при анализе монопольного рынка следует рассматривать фактически только поведение фирмы-монополиста на рынке.

Естественная монополия. В некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более высокими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти, электроэнергии, золота), – это естественная монополия.

Принципы антимонопольной политики. Наличие монополии сопряжено с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны.: недопроизводство, завышенные цены, блокирование механизма саморегуляции рынка и т.д. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в настоящее время почти во всех странах с рыночной экономикой имеется антимонопольное законодательство и специальные органы власти для надзора за его исполнением.

Обычная цель антимонопольной политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

По отношению к не естественным монополиям основным направлением антимонопольной политики является противодействие формированию таких монополий, а порой разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: меры предупреждения (например, запрет слияний крупных фирм), крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), прямую демонополизацию, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

По отношению к естественным монополиям цель пресечения монополистических злоупотреблений достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и тарифов.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.