Фирма в системе рыночных отношений

Теория фирмы

Вопросы:

 1. Сущность и основные формы предпринимательства

2. Малый, средний  и крупный бизнес

3. Фирма, как основная структурная единица и предмет микроэкономического анализа

4. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

5. Риск в деятельности фирмы

6. Теория управления фирмой

Вопрос 1. Сущность и основные формы предпринимательства

Слово «фирма» относится к числу самых распространенных и популярных. Оно употребляется и в житейских ситуациях, когда требуется подчеркнуть устойчивый, надежный, высококачественный, влиятельный характер и репутацию деятельности. Да и в английском языке firm – означает твердый, надежный, настойчивый и т.д.

Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В экономической литературе часто понятия «фирма» и «предприятие» используются как идентичные. Вместе с тем иногда дается и различие. Термин «фирма» может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на однопродуктовое предприятие не всегда перспективна и из-за затухания жизненного цикла товара (например, когда предприятие выпускает керосиновые лампы в период ускоренной электрификации). В многопрофильных фирмах происходит совмещение производства товаров, находящихся в разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капитальных вложений.

Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификация капитала.

Фирмы различаются между собой по ассортименту выпускаемой продукции, по сферам приложения капитала и т. д. Однако все фирмы можно классифицировать по двум основным критериям: по форме собственности на капитал и по степень концентрации капитала.

По этим двум критериям выделяются различные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. Сюда относятся государственное и частное (единоличные, товарищества, акционерные) предпринимательство. По степени концентрации капитала (производства) выделяют мелкие,  средние  и крупные  предпринимательства.

Государственное предпринимательство чаще всего представлено в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны; естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии; в убыточных, а потому не привлекающих частный бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения.

Товарищество (партнерство) – это бизнес, которым владеют два и более человек. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать. К числу недостатков относятся:

*ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле;

*неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;

*сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества.

Наиболее распространенной формой частных предприятий в современной развитой рыночной экономике являются акционерные компании. Под акционерными компаниями понимается объединение лиц, делающих денежные взносы в общий акционерный капитал, использующих его в предпринимательской деятельности и совместно получающих доходы и несущих бремя убытков. Акционерное общество – форма организации производства на основе централизации денежных средств посредством продажи акций.

В зависимости от вида выпускаемой акции, организации их оборота на рынке различаются закрытые и открытые акционерные общества.

Закрытые общества отличаются тем, что  их акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выбранных учредителями возможных владельцев акций. Общества и акционеры несут ответственность по своим обязательствам только внесенным капиталом.

  Открытые общества (общества с неограниченной ответственностью) выпускают акции, которые могут покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. Общества и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества (уставный капитал, резервный и страховой фонды и др.).

Акционерные общества (корпорации) имеют преимущества (достоинства), к числу которых относятся:

* неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций;

* разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивидендов, а так же части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества;

* привлечение профессиональных специалистов  для выполнения управленческих функций;

* стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам такой формы организации предпринимательства (акционерного общества)  относятся;

* двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции;

* благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

* разделение функций собственности и контроля. В корпорации, акции которых распылены среди многочисленных акционеров, отрывается функция контроля от функции собственности.

Вопрос 2. Малый, средний и крупный бизнес

  Малое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.

Исторически малый бизнес являлся первой и – на протяжении многих веков единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке

Малые фирмы сегодня – это  динамично развивающиеся сектор любой рыночной экономики. Их высокая эффективность обеспечивается тем, что они постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости; невысоким ценам; низким издержкам производства из-за мизерных расходов на управление, рекламу и т. д.

Вместе с тем малый бизнес – это наиболее изменчивый сектор экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года –  7 – 8%, а через пять лет – всего лишь 3%. Но на место ликвидированных фирм образуются новые, поскольку  вход на рынок и выход из него для малого бизнеса  относительно безболезнен.

Средние фирмы в развитых странах, в отличие от мелких, не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Средние фирмы иногда называют «вымирающим классом « в связи с тем, что они:

*не обладают такой гибкостью и многочисленностью как мелкие фирмы, и не имеют такой мощи, как крупные;

*могут выжить только придерживаясь «нишевой» специализации, т.е. захватить отдельные сегменты рынка, становясь там мини-монополией.

Вместе с тем средняя фирма более устойчива, чем мелкая, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначен.

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации.

В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капитала (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглашений).

Крупные фирмы – являются наиболее могущественными субъектами рыночной экономики развитых стран, хотя доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика – от 1% во Франции до 2% в США. Однако ими создается большая часть всей продукции страны – около 50%. Крупные предприятия обладают как достоинствами, так и недостатками.

Преимуществами крупных фирм являются:

а) только крупным фирмам доступно массовое производство. Этот казалось бы элементарный факт забывают у нас те, кто уповает исключительно на мелкие предприятия в надежде накормить страну. Между тем даже в США 34% мелких фирм производят лишь 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств – 32%;

б) крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность освоения новых отраслей производств;

в) крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике. Крупные компании никогда не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев;

г) только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Однако преимущества крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том. что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности. Выходя за пределы оптимальной величины, крупная фирма терпит снижение доходов из-за увеличения, например, транспортных издержек, трудностей управления производством и т. д. В экономической теории такое состояние фирмы объясняется ситуацией падающей доходности.

Малый бизнес в Таджикистане. Здесь толчком к формированию сферы малого бизнеса послужило кооперативное движение в конце 1980-х годов. Создание малых частных фирм шло двумя путями: с помощью малой приватизации и в результате грюндерства. Малая приватизация заключалась в передаче небольших государственных предприятий в торговле, сфере услуг, общественном питании в собственность  их трудовым коллективам. Позже в большинстве случаев права собственности на эти фирмы сосредоточились в руках директоров, выкупивших у сотрудников их доли. Грюндерство выражалось в массовом создании новых мелких частных предприятий «с нуля». На первое января 2005 г. в Таджикистане имелось 1483 малых предприятий, что составляет 3,7% от общего числа  предприятий и организаций на территории республики. На долю этих предприятий приходилось 5,6% валового внутреннего продукта страны. На самом деле удельный вес малых предприятий как по количеству предприятий, так по объему выпускаемой продукции должен быть существенно больше, так как наша статистика не учитывает бизнес, осуществляемый гражданами республики без образования юридического лица. Тем не менее, следует констатировать, что развитие малого предпринимательства в Таджикистане находиться на начальном этапе.

Вопрос 3. Фирма, как основная структурная единица и предмет микроэкономического анализа

В макроэкономическом анализе главным объектом является фирма. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В экономической литературе имеется два подхода к рассмотрению природы фирмы.

Технологический, при котором  изучение фирмы основывается на неоклассических взглядах на микроэкономические процессы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при данном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. С ее помощью можно определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения затрат и выпуска.. В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера фирмы является центральной.

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой  изучения фирмы становится не условия максимальной прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития, и в конечном счете, исчезновения.. Для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории ключевым является  такое понятие как трансакционные издержки.

Трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между различными субъектами рынка. Дело в том, что помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Они получили название трансакционных издержек. Действительно, для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

* выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения (информационная составляющая издержек);

* убедить их в выгодности совершения сделки (сюда входит весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий);

* провести переговоры, составить договор (затраты на само заключение сделки);

* обеспечить гарантии выполнения соглашения (издержки не должного выполнения сделки).

Существуют две основные формы организации хозяйственной деятельности: спонтанный порядок и иерархия. Спонтанный порядок предполагает согласование действий через рынок, когда решение принимается участниками сделки самостоятельно на основе собственных мотивов и имеющейся информации. Как правило, при этом значительное влияние на принятие решения оказывает информация о ценах. Иерархия предусматривает подчинение индивидуальных действий отдельных участников распоряжениям центральной власти (иерархия  по-гречески – священная власть). Роль координатора в иерархической системе выполняет руководитель. Его приказы безоговорочно принимаются подчиненными и обязательны к исполнению. При этой форме организации экономики приоритетное место отводится не цене, а диктату руководителя, сознательно все планирующего и организующего. Внутренняя структура фирмы представляет собой типичный пример иерархии.

В сопоставлении спонтанного порядка и иерархии решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования  спонтанного порядка становится равными предельным затратам использования иерархии. До этой границы выгодна иерархия (фирма), после – спонтанный порядок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы.

В теории фирмы различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму. Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу до верху (например, от производства хлопко-волокна до торговли товарами из хлопка, или от добычи нефти до торговли нефтепродуктами). Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация. Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли.

Вопрос 4. Поведение фирмы в условиях совершенной и

несовершенной конкуренции

Основная цель фирмы состоит в максимизации объема прибыли. Прибыль r) – это разница между совокупным доходом (TR) – и совокупными издержками (TC) за период продаж:

Pr = TR – TC = PQ – TC.

Как видно из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства. Дело в том, что цена представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т.е. не изменяется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым нужно считаться, а не фактор, которым можно управлять. Что касается издержек, то, как это будет показано в теме 11, они во многом зависят от объема производства.

Итак, стремление к получению максимальной прибыли – это тот критерий, который определяет поведение фирмы в течение короткого, так и длительного периода. Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменить мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства. Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции.

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Выше было отмечено, что фирма, чтобы получить максимальную прибыль, может только изменить объем производства. Однако возникает вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продать, чтобы получить максимальную прибыль. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнивать рыночную цену на продукт и предельные издержки (МС) фирмы.

Если фирма будет увеличивать на одну, две, три т.д. единицы  свою продукцию, то каждая следующая единица будет «что-то» добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» – предельный доход (MR) и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек (MR > MC), то каждая  произведенная продукция добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам. Следовательно, фирма не должна расширять производство, если  предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Иначе говоря, фирма может расширять производство до тех пор, пока, как минимум, не будет выполняться  условие MR =MC. Однако это шаткое положение, и фирма должна приложить все усилия, чтобы предельный доход был больше предельных издержек.

Проблема равновесия фирмы в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии цена равна предельным издержкам. Дело в том, что если минимум средних издержек будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, и предложение уменьшится. Это обстоятельство позволит повысить цену. Если же минимум средних издержек ниже рыночной цены, то фирма получает сверхприбыль, и это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате предложение увеличится, а цена снизится.

Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции поведение фирмы имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции фирма влияет на цену своей продукции. На рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а следовательно, и дополнительный, т.е. предельный доход.

Существует два способа определения объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль. При первом способе сравнивают валовый доход и валовые издержки при каждом объеме производства. При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условия несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции. Производство же следует расширять, если предельный доход меньше  предельных издержек, и, наоборот, производство следует сокращать, если предельный доход равен предельным издержкам.

Вопрос 5. Риск в деятельности фирмы

Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Наиболее важные виды риска: производственный; коммерческий; финансовый; кредитный; процентный. Наличие риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов фирмы.

Производственный риск проявляется  в возможности уменьшения объема выпуска продукции, снижения ее качества, роста издержек производства и уменьшения производительности труда, возникновении убытков в результате простоев производства, потерь рабочего времени, недопоставок исходных материалов, сырья, энергии и т.д.

Коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых фирмой, и проявляется в снижении объема реализации товаров вследствие изменения рыночной конъюнктуры и неблагоприятного изменения цен, роста издержек обращения, потерях товаров в процессе его обращения и др.

Финансовый риск связан с вероятностью потерь финансовых ресурсов, т.е. денежных средств. Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам фирмы. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.

Кредитный риск обусловлен тем, что заемщик может не уплатить по ссуде.

Процентный риск связан с возможностью падения цены ценной бумаги из-за роста нормы процента

Риск можно измерить. Различают статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы измерения рыска.

Вопрос 6. Теория управления фирмой

В рыночной экономике основной формой управления фирмой является менеджмент. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления хозяйственной деятельностью группой профессионалов, разработанная и применяемая в развитых странах с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Возникновение менеджмента связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям – менеджерам. Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.

В современном менеджменте выделяются пять функций: планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческого решения.

Планирование представляет определение целей деятельности фирмы и средств их достижения. Основным элементом планирования является бизнес-план Бизнес=план – это комплексный план  развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснований инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.

Контроль включает определение соответствия  фактически достигнутых результатов запланированным показателям и внесение корректировок в работе фирмы.

Для принятия управленческих решений важное значение имеет анализ показателей экономической деятельности фирмы. В системе показателей выделяют:

* показатели экономического потенциала;

* показатели результатов хозяйственной деятельности;

* показатели финансового положения, определяющие платежеспособность фирмы.

Среди финансовых показателей важнейшими являются:

* размер «функционирующего капитала». Он равен разнице между суммой оборотного капитала и суммой текущих долгов, так же характеризует «запас прочности» фирмы в плане взаимоотношений с кредиторами;

* коэффициент покрытия акций. Он характеризует степень надежности вложения денег в ценные бумаги фирмы. Чем выше коэффициент, тем меньше риск приобретения акций фирмы;

* коэффициент покрытия процентного дохода по облигациям – отношение обещанного по этим облигациям суммарного годового дохода их держателей к обеспечивающим его поступлениям – свидетельствует о надежности облигаций фирмы;

* соотношение между доходом  на акцию и ее рыночной ценой. Если каждая акция продается по 25 долл., а годовой дивиденд на нее равен 2 долл., то коэффициент = 25/2 =12,5 долл. Данные за несколько лет указывают на тенденцию коэффициента. Если он растет, то фирма имеет прочное положение на рынке;

* коэффициент оплаты дивидендов. Он представляет собой соотношение между фактически выплаченным на одну акцию и размером чистого дохода компании в расчете на одну акцию;

* рентабельность собственного капитала. Этот показатель раскрывает общую эффективность и использование средств, вкладываемых в данную компанию ее акционерами.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры. Современные крупные  фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:

* совет директоров;

* президент, вице-президент и др. руководители;

* функциональные подразделения и службы;

* исполнители.

В структуре менеджмента выделяют три составные части:

* производственный менеджмент;

* финансовый менеджмент;

* маркетинг или рыночный менеджмент.

Применительно к фирме маркетинг рассматривается как комплексная программа деятельности, охватывающая  стадии создания, производства и сбыта товаров на основе изучения состояние рынка, субъектов рыночных сетей и реальных потребностей покупателей с целью их удовлетворения и получения максимальной прибыли.

test

Добавить комментарий