Накопление, потребление, сбережения. Их влияние на объемы ВВП

Вопросы:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение, Факторы, влияющие на них

2. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия

3. Инвестиции и их функциональное значение

4. Модель мультипликатора и значение его динамики

Вопрос 1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Факторы, влияющие на них

Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму спроса всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными товарами и услугами непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг.

Стоимостная форма совокупного спроса представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос населением, фирмами и государством, и общим уровнем цен в экономике.

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию. Исходя из этого, формула совокупного спроса имеет следующий вид:

AD = C + I + G + XN

Приведенная формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены (планируют) сделать макроэкономические агенты. Величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная. При более высоком уровне цен величина совокупного спроса будет меньше.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется следующими факторами.

Эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов – эффектом Пигу. Именно он ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы». Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (не денежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью – акции и облигации).

Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен (Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М), т.е. величина реальных денежных запасов – реального финансового богатства – М / Р падает. Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки (схема 1.):

Р С АD ;

Эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита) т.е. ставка процента (R). Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлена в виде логической цепочки (схема 2):

Р МD R I AD;

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.

Эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта – эффектом Манделла – Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны и поэтому импорт увеличивается. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Манделла – Флеминга может быть представлена в виде логической цепочки:

Р Ex Im Xn AD;

Рассмотренные три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменение общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обуславливают движение вдоль кривой совокупного спроса (AD).

На совокупный спрос оказывают влияние и неценовые факторы. Однако неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, т.е. происходит сдвиг кривой совокупного спроса. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, то кривая совокупного спроса сдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов.

Неценовые факторы, влияющие на совокупные потребительские расходы:

  1. Уровень благосостояния, или величина богатства.
  2. Уровень текущего дохода.
  3. Ожидания потребителей, которые включают: ожидания изменения дохода в будущем; ожидания изменения уровня цен; налоги; трансферты; уровень задолженности домохозяйств; ставка процента по потребительскому кредиту.

Неценовые факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

  1. Ожидание инвесторов (фирм), которые связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиции, т.е. ожидаемой нормой прибыли;
  2. Ставка процента;

3. Величина дохода;

4. Налоги;

5. Трансферты фирмам;.

6. Технологии;

7. Избыточные производственные мощности;

8. Величина запаса капитала фирм.

Неценовые факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Величина государственных закупок товаров и услуг (G) является, как правило, экзогенной переменной, параметром управления и определяется государственными экономическими органами (Парламентом и т.п.) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.

Неценовые факторы, воздействующие на чистый экспорт:

1. Величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах;

  1. Величина ВВП и НД в данной стране (Y);
  2. Валютный курс национальной денежной единицы.

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой совокупного спроса, являются денежные факторы. Кривая совокупного спроса может быть получена из уравнений количественной теории денег (также называемого уравнением обмена):

MV = PY,

где М – масса (количество) денег в обращении, V – скорость обращения денег (величина, показывающая количество оборотов, которое совершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), Р – уровень цен в экономике, Y – реальный ВВП.

Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V (т.е. при прочих равных условиях) получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:

Из уравнения получаем два неценовых фактора совокупного спроса:

  1. Массу денег в обращении (предложение денег). Рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег), делая кредиты более дешевыми, что увеличивает потребительские и инвестиционные расходы, и соответственно совокупный спрос, и наоборот

2. Скорость обращения денег. Если увеличится скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса. Если сказать просто: «Увеличение скорости обращения адекватно увеличению денежной массы в каждый данный момент времени».

Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. Совокупное предложение – это стоимость того количество конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынке к продаже все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.

В отличие от кривой совокупного спроса, которая отражает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен, соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения на рынке), т.е. скоростью уровновешивания рынков. Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. Критерием деления периодов на краткосрочный и долгосрочный является изменение цен на ресурсы (в отличие от микроэкономики, в которой этим критерием выступает изменение количество ресурсов).

В экономической теории существует два подхода к анализу макроэкономических процессов, две макроэкономические модели: классическая и кейнсианская, отличающиеся друг от друга предпосылками, основными положениями, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Классическая макроэкономическая модель. Основы классической модели были заложены еще в ХVIII веке, ее положения развивали такие экономист, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.-с. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др.

Основные положения классической модели следующие:

1. Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный.

  1. На всех рынках в реальном секторе экономики действует совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца XVIII века и всего XIX века.

3. Все цены (номинальные показатели) в условиях совершенной конкуренции гибкие, они меняются, приспосабливаясь к изменениям соотношения спроса и предложения (рыночной конъюнктуры), и обеспечивают автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом.

4. Автоматическое обеспечение равновесия рыночным механизмом (механизмом изменения цен) означает, что внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования, в том числе в функционирование экономики.

5. Основная проблема в экономике – ограниченность ресурсов, следовательно, они должны использоваться полностью.

6. Ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения.

7. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно.

Главным рынком в классической модели выступает рынок труда, поскольку именно он обеспечивает совокупное предложение, совокупный выпуск.

Так как в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда вертикальна и объем предлагаемого труда равен полной занятости.

Величина спроса на труд находится в зависимости от номинальной ставки заработной платы, причем зависимость обратная (чем выше ставка заработной платы, тем выше издержки фирмы и тем меньше рабочих они нанимают). Поэтому кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.

Если спрос на труд уменьшился, то равновесная ставка заработной платы снизится. Следовательно, при номинальной ставке заработной платы предприниматели захотят нанять меньшее количество рабочих Разница между полной занятостью и фактической занятостью составляет безработицу.

В XIX веке не существовало пособий по безработице, поэтому, по мнению представителей классической школы, рабочие предпочтут получить более низкий доход, чем не получать никакого. Поэтому на рынке труда вновь восстановится полная занятость Безработица в классической модели имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего трудиться за данную ставку заработной платы.

На рынке капитала (заемных средств) «встречаются» инвестиции и сбережения, и устанавливается равновесная ставка процента. Спрос на капитал предъявляют фирмы, используя их для покупки инвестиционных товаров. Чем выше цена заемных средств (ставка процента), тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, т.е. инвестиции находятся в обратной зависимости от ставки процента. Предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Чем выше ставка процента, тем больший доход получают домохозяйства по сбережениям, т.е. зависимость прямая.

Если сбережения увеличиваются, то ставка процента падает. При такой ставке процента часть сбережений не будет приносить доход. Сберегатели (домохозяйства) как рационально действующие экономические агенты и ценополучатели предпочтут получать доход от всех своих сбережений, пусть даже по более низкой процентной ставке.

На рынке товаров при равновесной цене величина совокупного предложения равна величине совокупного спроса. Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда, т.е. уменьшение доходов домохозяйств, с одной стороны, и рост сбережений на рынке капитала, с другой стороны, обуславливают сокращение потребительских расходов, что, в свою очередь, уменьшает совокупный спрос. В этой ситуации фирмы смогут продать не всю продукцию, а только ее часть. Однако в условиях совершенной конкуренции, являясь ценополучателями и рационально действующими экономическими агентами, фирмы предпочтут продать весь произведенный объем продукции по более низким ценам. В результате рынок товаров вернется к равновесию на уровне потенциального выпуска.

Итак, все рынки уравновесились сами за счет гибкости цен, причем на уровне полной занятости. Изменились только номинальные показатели (номинальный объем выпуска, номинальные доходы экономических агентов), а реальные (реальный объем выпуска, реальные доходы) остались без изменения.

Таким образом, в классической модели номинальные показатели гибкие, а реальные – жесткие. Дело в том, что цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому W1/P1 = W2/P2, а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен (W/P) – это реальная заработная плата.

Падение номинального дохода не привело к изменению реального дохода рабочих, прибыль предпринимателей также не снизилась, несмотря на падение уровня цен, так как в той же пропорции уменьшились издержки – расходы на оплату труда (номинальная ставка заработной платы).

При этом падение совокупного спроса не приведет к сокращению производства, так как снижение потребительского спроса будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса в результате падения ставки процента на рынке капитала. Равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уровновешивание всех рынков.

Из положений классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые постепенно ликвидируются автоматически в результате действия рыночного механизма – механизма изменения цен.

Но кризис 1929 – 1933 гг., начавшийся в США и охвативший ведущие страны мира, показал несостоятельность положений и выводов классической макроэкономической модели, и, прежде всего, идеи о саморегулирующейся экономики.

Во-первых, кризис длился четыре с половиной года, и его невозможно было трактовать как временный сбой в действии механизма автоматического рыночного саморегулирования.

Во-вторых, об ограниченности ресурсов не могло идти речи, ибо уровень безработицы, например в США, составлял 25%.

Причины этого кризиса, получившего названия Великого краха, Великой депрессии, возможные пути выхода из него и меры по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г.

Следует иметь ввиду, что несостоятельность положений классической школы состояла не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что эта теория разрабатывалась в XIX веке, и ее основные положения отражали экономическую ситуацию того времени – эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономической ситуации первой трети ХХ века, характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция.

Кейнсианская макроэкономическая модель. Дж. М. Кейнс разработку своей макроэкономической модели начал с критики основных положений классической модели и показал следующее:

1. Реальный и денежный секторы тесно взаимосвязаны,

2. На рынках труда и товаров действует несовершенная конкуренция.

3. Цены (номинальные показатели) жесткие или, по терминологии Кейнса, липкие.

4. Жесткость цен ведет к тому, что равновесие на рынках устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов.

5. Расходы частного сектора (потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм) не в состоянии обеспечить величину совокупного спроса, достаточную для того, чтобы потребить потенциальный объем выпуска, поэтому необходимо государственное вмешательство и регулирование экономики.

6. Основной экономической проблемой в условиях неполной занятости ресурсов становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, так как фирмы готовы произвести столько товаров, сколько у них захотят купить. Главным рынком становится товарный рынок. Кейнсианская модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного спроса.

На рынке труда жесткость цены труда (номинальной ставки заработной платы) обусловлена:

*существованием контрактной системы – контракт подписывается на срок от одного до трех лет, и в течение этого периода оговоренная в нем номинальная ставка заработной платы меняться не может;

*деятельностью профсоюзов, которые подписывают коллективные контракты (договоры) с предпринимателями и оговаривают ставку номинальной заработной платы, меньше, которой предприниматели не имеют права выплачивать рабочим, и, она не может быть изменена до тех пор, пока условия коллективного договора не будет пересмотрены;

*государственными законами о минимуме заработной платы, ниже которого фирмы не могут платить рабочим.

На товарном рынке жесткость цен объясняется тем, что на нем действуют фирмы – монополистические конкуренты, олигополия и монополии, которые имеют возможность фиксировать цены и являются ценодателями, а не ценополучателями как в условиях совершенной конкуренции. Поэтому на товарном рынке при сокращении спроса на товары уровень цен не снизится.

Ставка процента, по мнению Кейнса, формируется не на рынке капитала (заемных средств) в результате соотношения инвестиций и сбережений, а на денежном рынке в результате соотношения спроса на деньги и предложения денег. Это положение Кейнс обосновывает тем, что при одном и том же уровне ставки процента фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, так как их делают разные экономические агенты, которые имеют разные цели и мотивы поведения. Инвестиции делают фирмы, а сбережения – домохозяйства.

Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, по мнению Кейнса, является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи от инвестиций (IRR – internal rate of return), которую Кейнс называл предельной эффективностью капитала, понимая под ней субъективную оценку инвестором будущей доходности инвестиционного проекта, основанную на «природном чутье», интуиции инвестора. По мнению Кейнса, величина совокупных инвестиционных расходов в экономике определяется, прежде всего, настроением инвесторов, пессимизмом или оптимизмом в отношении будущих доходов.

Принимая решение, инвестор сравнивает величину предельной эффективности капитала со ставкой процента (R), по которой он берет кредит для финансирования своих инвестиционных расходов.

Если первая величина превышает вторую (IRR>R), т.е. инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокую норму отдачи от инвестиций, полагая, что она будет выше ставки процента, он будет финансировать инвестиционный проект независимо от абсолютной величины ставки процента.

Например, если оценка предельной эффективности капитала инвестором равна 101%, то кредит будет взят им по процентной ставке равной 100%, а, если же эта оценка составляет 9%, то он не возьмет кредит и по ставке в 10%. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистически в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы будут сокращаться даже при низкой ставке процента.

Основным фактором, определяющим величину сбережений, Кейнс считал величину располагаемого дохода. Он утверждал, что сбережения не зависят от ставки процента (если доход человека низкий и он едва сводит концы с концами, то он не сможет делать сбережения, какой бы высокой ни была ставка процента). И далее отмечал, что между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму к определенному сроку. Так, если человек хочет обеспечить к пенсии сумму в 10 тыс. долл., он при ставке процента 10% должен накопить 100 тыс. долл., а при ставке процента 20% – только 50 тыс. дол.

Кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде.

Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени: долгосрочного и краткосрочного периода.

При макроэкономической трактовке временных периодов предполагается, что в долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на факторы производства являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном периоде либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью н0е обладают.

Факторы долгосрочного совокупного предложения. В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы, все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие. Поэтом величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся ресурсы. Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный выпуск всегда находится на своем потенциальном (естественном) уровне Y*.

Ценовые факторы (изменение общего уровня цен) не влияют на величину совокупного предложения. Величина выпуска остается на своем потенциальном уровне, но уровень цен растет. Таким образом, величина совокупного предложения в долгосрочном периоде абсолютно неэластична к уровню цен.

Неценовыми факторами, которые воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде, являются изменение количества и (или) качества (производительности) экономических ресурсов (труда, физического капитала, человеческого капитала, природных ресурсов, технологических знаний), что лежит в основе изменения потенциального объема. Функция долгосрочного совокупного предложения имеет вид:

AS = AS (L, K, H, N, ).

+ + + + +

где L – труд, K – физический капитал, H – человеческий капитал, N – природные ресурсы, – технологические знания.

Неценовые факторы краткосрочного совокупного предложения. В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на факторы производства.

Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного времени цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства), останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем производства при сложившемся уровне товарных цен, т.е. величина совокупного предложения не будет зависеть от уровня цен.

Если же фирмы будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на факторы производства будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, то величина совокупного предложения будет находиться в прямой зависимости от уровня цен

Объединив все три рассмотренные ситуации, можно построить кривую совокупного предложения, которая будет состоять из трех участков: горизонтального, или кейнсианского, промежуточного (восходящего) и вертикального, или классического.

Причины, обусловливающие непропорциональное изменение цен на товары и ресурсы в краткосрочном периоде, были изучены представителями как неоклассического, так и неокейнсианского направлений. Поэтому восходящий (промежуточный) отрезок кривой совокупного предложения не получил своего названия по имени какой-либо школы экономической науки.

Таким образом, следует иметь в виду, что ценовые факторы (изменение общего уровня цен) влияют при прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину совокупного предложения в краткосрочном периоде. Кроме этого, на объем совокупного предложения оказывают влияние неценовые факторы, к которым относятся факторы, воздействующие на само совокупное предложение в краткосрочном периоде и сдвигающие кривую совокупного предложения. Сюда включаются все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен, т.е. изменения прочих равных условий. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается. И наоборот, если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается.

К неценовым факторам относятся:

цены на ресурсы (Рресурсы);

количество ресурсов (Q);

производительность ресурсов ();

технологический прогресс ();

налоги на бизнес (Тх);

трансферты (субсидии) фирмам (Тr);

государственное регулирование экономики (Gmanegement).

Таким образом Функцию совокупного предложения в краткосрочном периоде можно написать как:

AS = AS(Pтоваров, Рресурсов, Q, , , Тх, Тr, Gmanegement).

Модель AD – AS. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяется с помощью модели AD – AS, которая является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. Данная модель позволяет не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике.

В соответствии с моделью AD – AS экономика находится в состоянии равновесия при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Вместе с тем, спрос и предложение на макроэкономическом уровне подвержены колебаниям и могут находится в равновесном или неравновесном состоянии. Можно рассмотреть два типа неравновесия – дефицит и перепроизводство Дефицит, т.е. избыточный спрос при недостатке предложения, больше характерно для централизованно-плановой экономики. Перепроизводство, т.е. избыточное предложение при недостаточном спросе – для рыночной экономики.

Как экономика приходит в равновесие в случае его нарушения? В классической модели таким инструментом является механизм гибких цен. В кейнсианской модели объем производства управляется спросом. В случае превышение совокупного спроса над совокупным предложением (AD > AS) фирмы увеличат занятость и уровень производства до существующего уровня спроса. В обратной ситуации (когда AS > AD) произойдет сокращение объема выпуска до уровня имеющегося совокупного спроса..

Что произойдет с равновесным объемом выпуска, если величина совокупного спроса возрастает? Предположим, что предприниматели оптимистично оценивают свое будущее и решают расширить производство за счет новых капиталовложений. В этом случае совокупный спрос AD будет представлен уже не только потребительскими расходами С, но и инвестициями I.

Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают:

* позитивные шоки – неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что на графике отображается сдвигом вправо совокупного спроса) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой совокупного предложения вниз, если она имеет горизонтальный вид; вправо-вниз, если она имеет положительный наклон; вправо, если она вертикальна.

* негативные шоки – неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой совокупного предложения в зависимости от ее вида: вверх, влево вверх или влево).

Шоки совокупного спроса

Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут служить:

а) резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);

б) неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).

Последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса в краткосрочном периоде проявляются в превышении фактическим выпуском потенциального объема выпуска (У2 > У*), что в итоге ведет к росту уровня цен, т.е. к инфляции, и поэтому получило название инфляционного разрыва.

Причинами негативных шоков совокупного спроса являются:

а) неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);

б) резкое сокращение совокупных расходов.

Снижение совокупного спроса (совокупных расходов) обуславливает увеличение товарно-материальных запасов фирм, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства и увольнение рабочих, повышение уровня безработных. Высокий уровень безработицы обусловит возможность снижения номинальной ставки заработной платы, что снижает издержки фирм и создает условия, с одной стороны, для снижения уровня цен и роста величины совокупного спроса, а с другой, для увеличения совокупного предложения. В результате экономика попадает в точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному.

Шоки совокупного предложения

Негативные шоки совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:

а) рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек;

б) борьба профсоюзов за повышение ставки номинальной заработной платы, которая также составляет значительную долю ставок;

в) экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы значительно увеличивать издержки, что сказывается на величину выпуска;

г) стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящие урон экономике.

Причинами позитивных шоков предложения выступают все факторы, существенно уменьшающие издержки фирм на единицу продукции. Такими факторами являются снижение цен на сырьевые ресурсы и особенно изменения технологии, чаще всего связанные с применением новых материалозаменителей.

Вопрос 2. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия

На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складываются пропорции деления ВВП на потребление и сбережения.

Потребление составляет жизненную основу существования общества, ибо люди не могут жить, не потребляя. Именно в этих целях они организуют производство материальных благ, от уровня которого зависит уровень потребления.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем.. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Отсюда следует, что сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет от текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, неиспользованная на потребление. Иными словами справедливо тождество:

ЛРД = С + S.

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей, т.е. определяют функции потребления и сбережений

Экономисты – классики полагали, что ни один разумный человек, намереваясь сделать сбережения, не станет их сохранять у себя в форме денег, если считает использовать сбережения таким образом, чтобы они приносили ему процент (путем банковских вкладов, покупки ценных бумаг). Чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересованность в сбережениях. Отсюда классики делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Поскольку потребление и сбережения в сумме составляют ЛРД, потребление при росте реальной процентной ставки будет уменьшаться, а при ее снижении увеличиваться. Иными словами, потребление с точки зрения классиков является убывающей функцией от реальной ставки процента.

Против этого положения классиков выступил Дж. М. Кейнс. Он утверждал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет определяющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем. Межвременное предпочтение текущего потребления нивелирует влияние процентной ставки на выбор потребителей.

Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств. «Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, – писал Кейнс, – состоит в том, что люды склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

На этом основании Кейнс рассматривал потребление как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств: C = (Y).

Функция потребления характеризует связь между располагаемым доходом и потреблением в процессе их изменения. Если обозначить потребление через С, а доход Y, то эта зависимость может быть выражена функцией:

где a – так называемое автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода;

b – предельная склонность к потреблению;

Т – налоговые отчисления;

(Y – T) – располагаемый доход после вычитания налоговых отчислений).

На объем потребления домохозяйств, кроме перечисленных выше объективных факторов, оказывает влияние субъективный фактор – предельная склонность к потреблению (МРС). МРС показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода (У):

Поскольку каждая дополнительная единица располагаемого дохода распределяется между потреблением и сбережением, то количественное значение МРС находится в интервале от 0 до 1. Если С = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережения. Если МРС = 1, то весь прирост дохода потребляется.

Простейшая функция сбережений имеет следующий вид:

Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению (МРS). Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода (У):

Эти показатели дают представление о том, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую сберегают.

Каково же соотношение между предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно рассмотреть тот экономический процесс, который скрывается за понятиями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

Если общий доход возрастает, то домашние хозяйства направят часть прироста дохода на потребление, а другую часть – на сбережения. Поскольку не существует третьего возможного предназначения дополнительного дохода, то сумма изменения потребления и изменения сбережения должны быть обязательно равны изменению дохода:

но тогда

Наряду с понятиями предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению экономическая теория оперирует понятиями средняя склонность к потреблению (АРС) и средняя склонность к сбережению (АРS).

На величину потребления и сбережений оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых определяющими являются:

  1. доход домашних хозяйств;
  2. богатство накопленное в домашнем хозяйстве;
  3. уровень цен;
  4. экономические ожидания;
  5. величина потребительской задолженности;
  6. уровень налогообложения.

Таким образом, потребление и сбережения являются не только двумя взаимосвязанными категориями как составные части дохода. Между ними существуют качественные различия. Потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд или потребностей населения, а сбережения – на то, чтобы за счет сокращения текущего потребления увеличить потребление в будущем. Сбережения большей частью делаются семьями, доходы которых превышают средний уровень Потребление же, хотя и различается по уровню доходов, существуют во всех семьях. Сбережения варьируют в довольно широких пределах и могут достигать даже нуля или отрицательной величины. Что касается потребления, то оно не может быть меньше определенного «минимума выживания».

Индекс потребительских настроений (ИПН). Этот индекс используется для оценки потребительского поведения. Он был разработан в 1946 г. в США. В основе методики разработки индекса лежит данные опроса 24300 человек в 1о1 точке страны, отобранных по социальному положению, полу и возрасту так, чтобы они наиболее точно представляли мнение всего населения страны. Для построения индекса используются ответы на 5 основных вопросов:

* как изменилась материальное положение семьи за последние 6 месяцев;

* как изменится материальное положение семьи в предстоящие 6 месяцев;

* каким будет развитие экономики страны в течение предстоящих 12 месяцев;

* каким будет развитие экономики страны в предстоящие 5 лет;

* насколько благоприятна обстановка в экономике для осуществления крупных потребительских расходов.

Индекс рассчитывается в процентах (из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных ответов), затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин.

Вопрос 3. Инвестиции и их функциональное значение

Инвестиционные расходы являются второй составляющей совокупных расходов. Их можно определить как денежные вложения на увеличение инвестиционных (производительных) товаров. В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и оборудования, осуществление строительно-монтажных работ, увеличение запасов.

Следует иметь в виду, что инвестиции оказывают не одинаковое влияние на рынок товаров и услуг в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде инвестиции выступают как элемент совокупного спроса на блага. Они не влияют на совокупное предложение, так как строящиеся объекты еще не дают отдачи в виде дополнительно выпускаемых товаров и услуг. В долгосрочном периоде инвестиции обусловят рост запаса капитала и увеличивают совокупное предложение.

В зависимости от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов:

1. Инвестиции в основной капитал.

2. Инвестиции в запасы.

3. Инвестиции в жилищное строительство.

Инвестиционная функция имеет вид:

I = I (IRR, R, Y, T, , Кexcess, K0).

+ – + – + – –

Таким образом, факторами воздействующими на совокупные инвестиционные расходы являются:

*ожидания инвесторов (фирм), которые связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (IRR – internal rate return), т.е. ожидаемой нормы прибыли;

*ставка процента (R – interest rate);

*величина дохода (Y – yield);

*налоги (Т – taxes);

*трансферты фирмам (Tr – transfer);

*технологический прогресс ( – technological progress);

*избыточные производственные мощности (Keccеss);

*величина запаса капитала фирм (K0);

*правительственная политика.

Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем производства и национального дохода и обратное влияние прироста национального дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам.

Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т.е. амортизацию), то оставшиеся чистые инвестиции могут носит либо автономный, либо индуцированный характер.

Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влияние на рост или падение национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы – скачкообразность НТП, изменение вкуса, прирост населения, расширение внешних рынков и т.д. Поскольку анализ Дж. Кейнса носит статичный характер и ведется применительно к краткосрочному периоду, который предполагает, что перечисленные выше факторы не меняются, то практически речь идет об инвестициях, финансируемых из государственного бюджета, и, прежде всего, за счет его дефицита. Кроме того, источником автономных инвестиций могут выступать внешние займы.

Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных состоит в том, что они функционально зависят от величины национального дохода, а точнее – от его прироста:

Iin = (Y).

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид:

где I – автономные от совокупного дохода инвестиционные расходы;

е – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т д.)

d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента;

R – реальная ставка процента.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции:

,

где It – предельная склонность к инвестированию;

Y – совокупный доход.

Зависимость индуцированных инвестиций от роста национального дохода отражается предельной склонностью к инвестированию – MPI:

Вопрос 4. Модель мультипликатора и значение его динамики

Под мультипликатором автономных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных) понимается сомножитель, показывающий на сколько увеличивается равновесный национальный доход при увеличении автономных расходов на единицу.

Простейшая модель мультипликатора может быть представлена в следующем виде:

,

где Y – прирост национального дохода;

МР – числовой коэффициент, именуемый мультипликатором;

Е – прирост совокупных расходов.

Дж. Кейнс обосновывал мультипликационный эффект, полагая, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т. п. увеличение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребление на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спроса и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность в конечном счете приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется увеличить наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения расходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов на воде. Причем, чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т.е. становится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступить на каждую следующую стадию, т. е. от предельной склонности к потреблению МРС участников последовательности событий.

Насколько велик мультипликатор? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к условному примеру, который поможет понять, почему мультипликатор всегда больше единицы. Допустим, что некий предприниматель на имеющиеся у него средства в размере 100 тыс. дол. решил построить небольшой хлебозавод. Благодаря осуществлению данного проекта участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. дол. дополнительного дохода.

Что произойдет дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. дол. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства на 80 тыс. дол., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. дол.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следующей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на предыдущей стадии.

Это бесконечная цепь вторичных расходов вызвана тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере 100 тыс. дол. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, которая поддается арифметическому расчету:

100 тыс. дол. 100 тыс. х 0,8 (потребление)

80 тыс. дол. 80 тыс. х 0,8 (потребление)

64 тыс. дол. 64 тыс. х 0,8 (потребление)

Сумма увеличивающего дохода составит:

100 тыс. + 80 тыс. + 64 тыс. + … = 100 тыс.(1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + …).

Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:

В этом уравнении 100 тыс. дол. – прирост инвестиций I, а знаменатель дроби (1 – 0,8) – величина, равная (1 – МРС).

Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, то мультипликатор равен 5. Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов. Тот же самый результат можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если МРС = 0,8, то MPS = 0,2:

Общая формула мультипликатора имеет следующий вид:

Из этой формулы следует, что чем больше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это означает, что тем больший будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.

Еще раз отметим, что мультипликационный эффект могут вызвать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат, вызвавших прирост дохода:

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается прежде всего в экономике, находящейся в состоянии кризиса, с большой безработицей и недоиспользованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов. Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находилась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в повышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это – механизм с двумя лезвиями: он может усилить как рост национального дохода, так и его сокращение. Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS, и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рассмотрим необычное явление, получившее название «парадокс бережливости». Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста национального дохода.

Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S = (Y).

С ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и занятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следствием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Особый “вред” бережливости состоит в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать появляется у людей, когда опасаясь наступления кризиса и потери работы, они начинают усиленно откладывать на “черный день”. Однако увеличение сбережений означает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних – это доходы других. Если кому-то удалось сберечь больше, то только потому, что кто-то другой был вынужден залезть в долги или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населения сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к сокращению национального дохода.

Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим образом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приводят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято называть производными или индуцированными, поскольку они зависят от возросшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с первоначальными, т.е. автономными, инвестициями усиливают экономический рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора.

Акселератор (ускоритель) – это коэффициент, указывающий, во сколько раз вырастают новые инвестиции в ответ на изменение национального дохода.

Однако увеличение инвестиций и дохода, а значит, и склонности к сбережению означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хозяйства будут сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что в конечном счете обернется снижением доходов различных категорий граждан и национального дохода страны в целом.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.