Финансовая система и финансовая политика

Вопросы:

1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста

2. Государственный бюджет

3. Доходы и расходы бюджета, их структура

4. Фискальная политика государства

5. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

6. Государственный долг. Внутренний и внешний долг

Вопрос 1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста

Финансы – одна из самых сложных экономических категорий. В целом финансы – это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных средств. В экономической науке советских времен под финансами было принято понимать, с одной стороны, определенные производственные отношения, а с другой – движение средств.

Между какими субъектами осуществляются потоки денежных средств? К ним относятся государство, фирмы, население. Между этими тремя группами хозяйствующих субъектов возникает множество видов экономических отношений. Значительная часть их обслуживается финансовыми потоками.

В современной мировой практике используют как расширенную, так и суженную трактовку понятия «финансы». В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в экономическом процессе. Речь при этом идет о всех формах, включая денежно-кредитные. Такой подход к термину особенно распространен в американской литературе. При анализе бюджетных проблем в основном используется узкое понимание термина «финансы».

Финансовая система. Другим научным термином является финансовая система, под которой подразумевается более узкий аспект анализа. Финансовая система представляет собой совокупность всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов. Финансовую систему можно классифицировать по- разному. Например, финансовую систему можно определит как взаимосвязь следующих ее элементов: совокупность бюджетов всех уровней; внебюджетные фонды (социального, имущественного и личного страхования); валютные резервы государства; денежные фонды предприятий и организаций. Или как взаимосвязь таких элементов финансовой системы: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; финансы населения.

Финансовая политика – это процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства. Если конкретизировать это определение, то можно сказать, что финансовая политика – это совокупность форм, методов и инструментов регулирующего воздействия на экономические и социальные процессы, связанные с реальным денежным оборотом. Существуют следующие направления финансовой политики: нлоговая, бюджетная, социальная, инвестиционная, в области международных финансов.

Функции финансов. Сущность финансов как экономической категории проявляется в их функциях. Они выполняют три основные функции: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов обеспечивает сбалансированность материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов. Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов и эффективное их использование.

Распределительная функция финансов тесно связано с воспроизводственной, так как ВВП и национальный доход страны распределяются и перераспределяются как между участниками общественного производства, отраслями экономики, регионами, так и между всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное распределение стоимости созданного продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и сектора экономики, собственникам факторов производства, участникам производственного процесса, в бюджетные и во внебюджетные фонды. Сюда же следует отнести образование и распределение прибыли фирм.

Контрольная или учетно-контрольная функция финансов проявляется в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением общественного продута. Финансовый учет и контроль позволяют выявлять те диспропорции, которые оказываются в распределении денежных средств.

Вопрос 2. Государственный бюджет

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, он объединяет такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через государственный бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их распределение.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, по социально-экономическоиу существу – инструмент перераспределения национального дохода.

Обычно государственный бюджет составляется на один год. Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для выполнения государственных функций и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета – две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Функции бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

* перераспределение национального дохода;

* государственное регулирование и стимулирование экономики;

* стимулирование научно-технического прогресса;

* финансовое обеспечение социальной политики;

* контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджет центрального правительства – это централизованный фонд денежных средств правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, науки, выплаты социальных пособий.

Местный бюджет – это бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, районов и областей.

Бюджеты центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны между собой, как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию.

Внебюджетные фонды. К бюджету относится также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Это пенсионные фонды, и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательство в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль

Концепции государственного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

*концепция ежегодно сбалансированного бюджета;

*концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

*концепция сбалансированности не бюджета, а экономики (как функциональных финансов).

Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государства для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

Таким образом, реализация концепции ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе следующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются как по продолжительности, так и по глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

Концепция сбалансированности экономики как «функциональных финансов» получило наибольше распространение. Согласно этой концепции целью государство должно быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» и активно использовались в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

В соответствии с воззрениями Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшить налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабилизации.

Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (величание государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».

В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е – 1960-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х годов превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Вопрос 3. Доходы и расходы бюджета, их структура

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год) представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом) приобретает силу закона и обязателен для выполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:

расходы на политические цели – обеспечение национальной обороны и безопасности (поддержание армии, полиции, судов и т. п.); содержание аппарата управления государством;

расходы на экономические цели – содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

расходы на социальные цели – социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не включаются в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета.

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:

расходов на государственное потребление, которые включают:

покупку государством потребительских товаров,

оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам и научным работникам;

государственных инвестиций – покупка государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т. д.

Основные источники дохода государства – это:

налоги (включая взносы на социальное страхование);

обязательные платежи (лицензии, разрешения и т.д.)

прибыль государственных предприятий;

сеньораж (доход от эмиссии денег);

средства от продажи государственных ценных бумаг;

доходы от приватизации;

различного рода штрафы и взыскания и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поскольку дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался ) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается

Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);

за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Такой способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией дефицита бюджета.

Достоинства данного способа финансирования:

рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обуславливает снижение ставки процента (уменьшение цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного спроса.

Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам ) домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Такой способ заключается в том, что государства выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продают их домохозяйствам и фирмам и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

он не ведет к инфляции, так как денежная масса не увеличивается (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещаются к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде – это неинфляционный способ финансирования;

это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоко надежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны.

Недостатки этого способа:

по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процента по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста Томас Сарджент и Нейл Уоллис доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионные. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента – Уоллиса;

данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию;

существенным недостатком долгового способа финансирования дефицита государственного бюджета является эффект вытеснения частных инвестиций.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных организаций.

Достоинство этого способа состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

при дефиците платежного баланса появляется возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Вопрос 4. Фискальная политика государства

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели и инструменты фискальной политики. Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, – поддержание:

стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

полной занятости ресурсов;

стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

государственные закупки;

налоги;

трансферты.

Фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой.

Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулирует деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обуславливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + XN

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменения величины потребительских расходов (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике.. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращается в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

Механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров и услуг на 100 дол. (повысило заработную плату чиновнику или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.д.), т.е. G = 100 $. Продавец товара получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратить на потребление не весь свой дополнительный доход – часть дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом. Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению.

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что МРС = 0,8, а МРS = 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол.., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратить на увеличение потребления и 20 дол. – на увеличение сбережений. Далее этот процесс будет развиваться по этим законам.

Общий прирост совокупного дохода (Y) в результате роста государственных закупок составит сумму прироста доходов всех экономических агентов:

Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + …

А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (МРС), то изменение совокупного дохода равно

Подставив численные значения получим:

Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 долл. совокупный доход вырос пятикратно.

Механизм воздействия налогов на совокупный спрос. Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

MultTxak = Y/Txak.

Следует обратить внимание на два момента:

мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, сокращение налогов – к росту совокупного дохода;

по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол. и МРС = 0,8, то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. составит 400 дол (У = С х 1/(1 – MPC) = 80 x 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80). Поэтому, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при МРС = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.

В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол, т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Механизм влияния трансфертов на совокупный спрос. Трансферты, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличивается на 80 дол. , а поскольку мультипликатор в этом случае равен 5, то совокупный доход в результате сокращения налога увеличится на 400 дол. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки. Это объясняется так же тем, что трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

MultTr = Y/TTr.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов.

Социальные трансфертные выплаты – трансферты домохозяйствам – воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам – субсидии – и на совокупное предложение.

Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики. Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средства борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

– увеличение государственных закупок;

– снижение налогов;

– увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использоваться как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

– сокращение государственных расходов;

– увеличение налогов;

– снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».

К автоматическим стабилизаторам относятся:

подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

пособия по безработице;

пособия по бедности.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Вопрос 5. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

Как сказал президент США Бенджамин Франклин

“В мире нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов”.

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Поскольку услугами государства пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеет целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя следующие элементы: субъект налогообложения (кто должен платить налоги); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговая ставка (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики ею является величина совокупного (национального) дохода Y. Чтобы рассчитать сумму налога (TX), следует величину налогооблагаемой базы (Y) умножить на налоговую ставку (t):

TX = Y x t.

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а так же форм и методов их построения. В налоговой системе устанавливается конкретные методы построения и взимания налогов. Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры , целей и задач экономического роста. Однако главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статичной системе, не учитывающей развитие общественных отношений.

Принципы построения налоговой системы. Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом. По мнению Смита, налоговая система должна быть: справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных; понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости. Налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроуровне, способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Налоговый кодекс – это основной элемент налогового законодательства страны, в котором устанавливаются принципы построения и функционирования налоговой системы.

Виды налогов. Различают два вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельца транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.

Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха); таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он уплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству). Неслучайно в СНС данный вид налогов называется налогом на бизнес.

В макроэкономике налоги также делят на автономные (аккордные) и подоходные.

Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле t x Y, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или ВВП).

Различают среднюю и предельную ставку налога.

Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах:

Предельная ставка налога – это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу:

Предположим, что в экономике действует такая система налогообложения, при которой доход до 10 тыс. дол. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 10 тыс. дол. – по ставке 30%. Если человек получает 15 тыс. дол., то он выплачивает сумму налога, равную 3,5 тыс. дол. (10 х 0,2 + 5 х 0,3 = 3,5), т.е. 2 тыс. дол. с суммы в 10 тыс. дол. и 1,5 тыс. дол. с суммы, превышающей 10 тыс. дол., т.е. с 5 тыс. дол. Средняя ставка налога будет равна 3,5/15 = 0,233 или 23,3%, а предельная ставка налога равна 500/5000 = 0,1 или 10%.

Типизация налогов по методу взимания. Взимание налогов основывается на использовании различных ставок. В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают четыре типа налогов (налогообложения): твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твердые ставки налогов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товаров, услугу и т.д.).

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги – это налоги, средняя ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста. Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Иначе говоря регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это обусловлено тем, что косвенный налог представляет собой часть цены товара. А потому в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше чем больше доход. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

По методу использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают в общую доходную часть бюджета, а специальные налоги используются строго по целевому назначению (например, налоги на продажу бензина, топлива, смазочных масел т др.)

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские и инвестиционные расходы – и поэтому оказывают на него косвенное влияние.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских расходов (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Поэтому политика снижения налогов может использоваться в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обуславливает рост уровня цен и поэтому является проинфляционной мерой.

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса и поэтому к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

Воздействие налогов на совокупное предложение. Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению предложения, а снижение налогов – к росту деловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, один из основоположников концепции «экономики предложения» Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость. В своем анализе А.Лаффер исходил из налоговой функции

TX = t x Y,

где TX – сумма налоговых поступлений в бюджет, t – ставка налога, Y – уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговые поступления максимальны. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х годов предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находится на плохой стороне кривой.

Снижение ставок подоходного налога, по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита.

При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 8.1а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства в этом случае сочетается со снижением уровня цен и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при увеличении (уменьшении) налогов на единицу.

где ТXI – индивидуальные налоги.

Следует обратить внимание на то, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что воздействие налога на совокупный спрос обратная. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода.

Налоги действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных расходов воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупных расходов), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Вопрос 6. Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени, в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов. Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается , выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП)

или более точный показатель отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги и выпустить в обращение дополнительные деньги.

Проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:

снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

усиливается неравенство в доходах;

рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

создается угроза высокой инфляции в будущем;

необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. Из тождества инъекций и изъятий I + G + X = S + T + Im следует, что (G – T) = (S – I) + (Im – X). При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывает перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижается производственные возможности и эффективность национальной экономики;

бремя выплаты долга перекладывается на будущее поколение, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

при хроническом дефиците торгового баланса (платежного баланса, особенно при режиме фиксированных валютных курсов) появляется угроза истощении золотовалютных резервов страны, что может привести к валютному кризису;

возникает угроза долгового кризиса.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.