Теории международной торговли

Вопросы:

1. Мировая торговля. Понятие мирового рынка. Международное разделение труда

2. Теории международной торговли

3. Торговый баланс

Вопрос 1. Мировая торговля. Понятие мирового рынка. Международное разделение труда

Национальные экономики в настоящее время широко вовлекаются в международные экономические отношения и становятся все более открытыми макроэкономическими системами.

Международные экономические отношения. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения (МЭО). МЭО выступает в следующих формах:

1. Международная торговля товарами – это совокупность внешней торговли или сфера международных товарно-денежных отношений всех стран мира. Она, в свою очередь, делится: на торговлю сырьевыми товарами; машинами и оборудованиями; потребительскими товарами.

2. Международная торговля услугами – это торговля потребительскими товарами, которые не имеют вещественной формы.

3. Международное движение капитала – это движение капитала через национальные границы. Капитал выступает в ссудной и предпринимательской форме. Он может быть частным, государственным и капиталом международных экономических организаций.

4. Международное движение рабочей силы – перемещение, переселение экономически активного населения по причинам экономического характера.

5. Международная экономическая интеграция – качественно новый этап сближения, переплетения отдельных национальных хозяйств, который в перспективе ведет к созданию единой интернациональной экономической системы.

6. Международные валютно-кредитные отношения – опосредуют все другие формы МЭО.

Мировая торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля государства», применительно к торговле двух стран между собой – «межгосударственная торговля», а применительно к торговле всех стран мира друг с другом – «мировая торговля».

В соответствие со статистикой мировой торговли ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара экспортом, а покупки – импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого факта в соответствующей таможенной отчетности. Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа мировой торговли.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Он характеризуется следующими основными чертами:

  • является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рынки;
  • проявляется в межгосударственном перемещении товаров находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
  • оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
  • выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории мировой экономики.

Международное разделение труда. Международные экономические отношения стоятся на международном разделении труда (МРТ). Имеется три его основные формы:

  1. специализация по отраслям и сферам экономики, – называется общим МРТ;
  2. специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг, – называется частным МРТ или предметным МРТ;
  3. специализация на производстве отдельных узлов, на стадиях технологических процессов, – называется единичным МРТ.

Вопрос 2. Теории международной торговли

Имеются целый ряд теорий, рассматривающих различные аспекты международных экономических отношений, в том числе внешней торговли. К таковым относится, в частности, теория сравнительных преимуществ в международной торговле.

Теория сравнительных преимуществ. Чтобы понять, что представляют собой сравнительные преимущества и в чем их отличие от абсолютного преимущества необходимо знать суть теории абсолютного преимущества А. Смита.

Теория абсолютного преимущества гласит, что страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущества принадлежит их партнерам). Однако Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Теория сравнительных преимуществ гласит, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ состоит в том, что она убедительно доказывает выгодность международной торговли всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим – больше. В этом – огромное достижение рикардианской теории. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.

Теория внешней торговли Хекшера – Олина и возможности ее использования. В экономической литературе эту теорию называют еще теорией соотношения факторов производства, так как авторы обращают внимание на наделенность тех или иных стран факторами производства, в частности трудом и капиталом. Они исходят из того, что обилие одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера – Олина страна экспортирует те товары, производство которых базируется на избыточных для нее факторов производства, а импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Теория Хекшера – Олина более применима к анализу внешней торговли стран с неодинаковым уровнем развития. Анализ структуры мировой торговли в 90-х годах ХХ века свидетельствует о том, что некоторые развивающиеся страны – экспортеры готовой продукции, добившиеся увеличения своего присутствия на мировом рынке, смогли сделать это только за счет более низких национальных издержек производства, прежде всего трудовых.

Критики теории Хекшера – Олина отмечают, что хотя конструкция теории отличается логичностью, проблема заключается в том, что она основана на ряде допущений, в настоящее время далеких от действительности. Одним из главных недостатков теории можно считать, то, что она слишком статична, в то время как во второй половине ХХ в. мировое производство и торговля отличаются высоким динамизмом.

Современные теории международной торговли. Во второй половине ХХ в. появился ряд теорий международной торговли, авторы которых стремились обобщить новые явления в международной торговле, в частности, быстрое развитие торговли между странами, находящимися примерно на одном уровне развития, а также между материнской компанией и ее филиалами в разных странах мира.

Теория технологического разрыва. Дальнейшим развитием теории Хекшера – Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли страны начинают применяться технологические новшества, то она получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, производитель может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке.

Теория жизненного цикла продукта. В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный жизненный цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организма и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста, зрелости и старения.

Многофакторность современных теорий торговли. В ряде теорий международной торговли обращается особое внимание на достижение и поддержание конкурентных преимуществ, которые к настоящему времени уже достаточно подробно выявлены. Для обеспечения конкурентных преимуществ компания должна непрерывно внедрять в производство технические новшества и усовершенствования. Полем деятельности крупной компании становится все мировое экономическое пространство.

Мультипликатор внешней торговли(k). Изменение в уровне дохода (Y) в результате роста экспорта (X) отражает мультипликатор внешней торговли. Учитывая то, что сумма величин МРС И МРS равна 1, мультипликатор внешней торговли можно записать так:

где im – предельная склонность к импорту, определяемая изменением в уровне (IM) в результате получения дополнительной единицы дохода (Y):

Вопрос 3. Торговый баланс

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Торговый баланс – это разница между товарным экспортом и товарным импортом. Экспорт – это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт – это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Торговый оборот – это сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Показатели торгового оборота, экспорта и импорта используются для характеристики степени открытости экономики страны. Для этих целей рассчитываются соответствующие квоты: внешнеторговая, экспортная и импортная.

Внешнеторговая квота (KT) определяется по следующей формуле:

где T – объем внешнеторгового оборота;

GDP – валовый внутренний продукт.

Экспортная квота (KEX) определяется по формуле:

где Ex – объем экспорта.

Импортная квота (Kim) определяется по следующей формуле

где Im – объем импорта.

В зависимости от соотношения экспорта и импорта товаров и услуг торговый баланс может быть профицитным или дефицитным. Если сумма экспорта больше суммы импорта, то торговый баланс является положительным, т.е. профицитным, и наоборот. Дефицит торгового баланса, как правило, получается по причине неэффективной структуры экспорта, т.е. когда в составе экспортируемых товаров преобладают сырьевые ресурсы, а не готовая продукция, в результате ухудшения условий торговли для страны, неразвитости отечественного производства товаров, обуславливающие удовлетворение потребности экономики страны на потребительские и инвестиционные товары за счет расширения импорта товаров.

Экономическое последствие дефицита торгового баланса заключается в том, что страна должна покрывать этот дефицит за счет внешних источников финансирования или сокращения собственных золотовалютных резервов.

Мировые цены и сравнительные издержки. Мировой является цена, если по ней осуществляются крупные экспортно-импортные коммерческие сделки и платежи производят в свободно конвертируемой валюте. Для учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют следующие виды публикуемых цен:

*справочные цены. Это запрашиваемые цены. В процессе заключения сделки они окажутся ниже;

*цены статистики внешней торговли, которые отражают реальные сделки во внешней торговле. Они не показывают цены конкретного товара, но они показывают динамику внешнеторговых цен отдельных стран и мировых цен;

*цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже с учетом спекулятивных операций;

*цены аукционов, показывающие реальные цены сделок;

*цены фактических сделок и контрактов, которые наиболее точно отражают рыночную цену конкретного товара. Поскольку они публикуются крайне редко, то естественно, не могут выступать источником информации о мировых ценах.

Уровень мировой цены определяется поставщиком, и носит, как правило, справочный характер.

При определении критериев поведения предприятия на мировом рынке следует учитывать специфику не только отрасли, страны, но и условий, в которых, функционируют производственные звенья

Следует иметь ввиду, что объемы спроса и предложения зависят не только от внутреннего объема производства и уровня цен в рамках определенной страны, но и от мирового производства и уровня мировых цен.

Протекционизм. Свободная торговля и тарифы, квоты, лицензии. Торговые ограничения принимают разную форму, начиная от нетарифных барьеров и кончая запретительными пошлинами и квотами. Тариф – это налог на импортные товары. Он вводится для получения доходов государством и защиты отечественных товаров от конкуренции. Фискальные тарифы или пошлины, накладываются на иностранные товары, которые не производятся в стране. Протекционистские тарифы защищают местных производителей, ставя иностранных конкурентов в невыгодное положение экономически.

Принято различать запретительный тариф, величина которого так высока, что целиком перекрывает импорт. Такой тариф направлен на запрещение торговли. Незапретительный тариф является боле умеренным и поэтому он не запрещает торговлю, поскольку повышение цены на ввозимые товары уменьшает импорт и способствует росту национального производства.

Квоты представляют собой лицензии, разрешающие ввоз импортером определенного количества товаров в течение установленного времени. Они, так же как и тарифы, тормозят торговлю. Но если доход от тарифов идет в бюджет государства, то разница от повышения цен на импортируемые товары идет в карман экспортеров.

Протекционизм – это политика государства, имеющая своей целью защиту национальной промышленности от конкуренции. В защиту политики протекционизма чаще всего выдвигаются следующие аргументы:

  1. необходимость обеспечения обороноспособности страны, защиты ее независимости и самостоятельности;
  2. экономические соображения.

Основной мотив – увеличение занятости внутри страны. Когда уменьшается импорт, то при неизменном экспорте изменяются разница между экспортом и импортом. Эта разница еще больше возрастает при увеличении экспорта и уменьшении импорта. В результате растет объем национального производства и увеличивается число рабочих мест.

Свободная торговля – это отсутствие ограничений в виде тарифов, квот (лицензий) в международной торговле

test

Добавить комментарий