Роль человеческого капитала в повышении уровня жизни

Сущность человеческого капитала можно определить, только исходя из всех граней этой сложной социально-экономической категории, потому что по сложившейся в экономической теории традиции разграничивают труд и капитал выделяют в два самостоятельных фактора общественного производства. Человеческому  капиталу присущи черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессом использования человеческого капитала. Так же как и основной капитал, человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влиянию научно-технического прогресса. С другой стороны как отмечает Т. Стоуньер, «Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества» [5, с. 360].

Исходные предпосылки оценки способностей человека как особого капитала представлены уже в работах классиков экономической науки У.Петти, А.Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй и К. Маркса.

Как самостоятельный раздел экономической науки теория человеческого капитала оформилась на рубеже 1950-60-х годов в работах Т. Шульца и Г. Беккера [2, с. 20]. Это, прежде всего, связанно с тем, что, во-первых, в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века, развертывалась научно-техническая революция, которая вызвала и продолжает вызывать глубокие преобразования в производительных силах общества, когда в экономике возрастающую роль и значение приобретают личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации. Во-вторых, в начале второй половины ХХ века наука превратилась в непосредственную производительную силу.

Вот как трактует понятие человеческого капитала Т.Шульц: «Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков или будущих удовлетворений или и того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» [3, с. 16].

Беккер Г. рассчитал экономическую эффективность образования путем сопоставления выгод от получения образования и его издержек. Для определения чистой выгоды от образования из пожизненных доходов лиц, окончивших колледж, вычитались пожизненные заработки лиц, получивших среднее образование. Основной статьей издержек образования в подходе Г. Беккера являются издержки упущенной выгоды, то есть доход, недополученный человеком за годы учебы. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам Г. Беккера, в среднем дает рентабельность, на 10-15 % превышающую рентабельность большинства фирм.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Знания, навыки, мастерство человека, его здоровья, подобно физическому капиталу, служат в течение длительного периода времени, ограниченного сроком службы (сроком жизни), производя услуги, имеющие стоимость. Причем человеческий капитал способен, также как и «обычный», морально устаревать до того момента, когда произойдет его полный физический износ.

Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают возможность получения более высокого дохода в будущем: за счет отказа от части текущего потребления. Причем, что касается инвестиций в человеческий капитал, они приносят доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала.

Процесс формирования, накопления и воспроизводства  человеческого капитала является очень сложным процессом, который охватывает достаточно сложные элементы и факторы. Сложность вышеуказанного процесса также заключается в том, что в нем участвует много институтов таких, как семья, система образования, система здравоохранения, система науки и общественные институты (фонды, негосударственные организации, международные организации и т.п.).

Следует, также отметит, что по сравнение с физическим капиталом при накоплении человеческого капитала необходимо учесть:

  1. прямые затраты, или расходы потенциального работника в виде оплаты обучения, приобретения учебников, расходов на поиски работы, смену места жительства и др.;
  2. моральный ущерб, представляющий собой третий вид издержек, имеющий место из-за того, что получение образования является трудным занятием, поиск работы – утомительным делом, а миграция нарушает привычный образ жизни, ведет к расставанию с друзьями, знакомыми и т.п.
  3. упущенный заработок, являющийся другим источником издержек и появляющийся в связи с тем, что в процессе вложения в человеческий капитал работнику не удается работать вообще или приходится трудиться в режиме неполного рабочего дня.

На наш взгляд, в контексте развития экономической безопасности государства самой главной проблемой является проблема воспроизводства человеческого характера. Согласно экономической теории, воспроизводство, это есть воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства), посредством их последующего производства в капитале – постоянное возобновление капитала [4, с. 15]. Относительно воспроизводство человеческого капитала мы согласны с мнением Аширова Г.Т., который с учетом выступления человеческого капитала в качестве фактора экономической деятельности и производства, выделяет следующие этапы его воспроизводства [1, с. 27]:

1. Воспроизводство работника. На первом этапе до 18 лет человек формируется за счет воспитания в семье, детских дошкольных учреждениях, получения среднего или среднего специального образования. По окончании образовательного учреждения он готов реализовывать минимальные навыки, приобретенные в ходе обучения, в качестве работника с минимально общественно необходимой квалификацией.

2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство.

3. Трудовой период. После обучения и первоначальной профессиональной подготовки в последующие 30-35 лет происходит реализация приобретенных знаний и профессиональных навыков и их совершенствования, переподготовки непосредственно в общественном производстве.

4. Пенсионный период. По окончании трудовой деятельности после 60-65-летнего возраста работник обычно выбывает из процесса создания общественного продукта, оставаясь в то же время его участником и потребителем.

Таким образом, первый и второй этапы воспроизводства человеческого капитала связаны с потреблением жизненно необходимых средств, для его существования – получения знаний и профессионального навыка. «В совокупности первый и второй периоды в настоящее время составляют четверть века, так как именно столько времени требуется для вовлечения человека в качестве полноправного продуктивного участника хозяйственной деятельности. В то же время следует отметить, что если инвестиционный период формирования образовательного компонента человеческого капитала в среднем происходит за 20-25 лет, то поддержание здорового образа жизни продолжается на протяжении всего жизненного цикла человека»[1, с. 28].

Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала:

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей работников отдельной фирмы или населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего, при условии соответствия ему других факторов и условий производства. 

В-четвертых, данный капитал является носителем получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.  

ЛИТЕРЕТУРА

1. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала. // Вопросы статистики. – 2003. – № 3. – С. 26-31.

2. Капелюшников Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению / Р.И. Капелюшников // США: экономика, политика, идеология. – 1993. – № 11. – С.20 – 30.

3. Капелюшников Р. И.  Современные  буржуазные  концепции формирования рабочей силы/ Р.И. Капелюшников. – М: Наука, 1981.- С. 16.

4. Словарь экономических терминов //http://www.bank24. ru/info/glossary.

5. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. – в кн.: Новая технократическая волна на Западе. – М.: «Прогресс». 1986.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.