Бытовые услуги как фактор экономического роста

Экономическое значение сферы бытовых услуг объективно возрастает в годы кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг. Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию, развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Одним из самых весомых факторов воздействия сферы бытовых услуг на повышение эффективности общественного производства многие экономисты связывают ее влияние на воспроизводство рабочей силы. Для малого предпринимательства характерна относительно большая доля затрат живого труда на единицу продукции. В условиях кризиса на первый план вышла их способность впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождаемую в ходе реорганизации крупных предприятий. Это было характерно для Америки, Германии, Японии в периоды кризисов, характерно и для Таджикистана сегодня. Во всех ведущих странах в годы мирового энергетического кризиса обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала. В США в 1970-1985 гг. на малых и средних предприятиях было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как крупные фирмы и государственные структуры потеряли около 6 млн., при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 чел. В странах ЕС в 1988-92 гг. сектор малых предприятий увеличился в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг[1].

Бытовые услуги оказывают значительное влияние на рост производительности труда в общественном производстве. Это происходит в направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве, рационального использования и высвобождения внерабочего времени трудящихся для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно-гигиенических условий на производстве относят и обеспечение соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания, торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности каждого работника. Доля платных услуг, оказываемых населению, в общем объеме валового национального продукта Таджикистана в последние годы возрастает весьма незначительными темпами (см.: табл. 1) [2]. Причиной таких низких темпов развития сферы бытового обслуживания являются отход многих предпринимателей от этой сферы в связи с низким уровнем доходов населения и низким спросом на качественные, дорогие бытовые услуги, а также из-за отсутствия нормативно-правовых актов, обеспечивающих организационно-правовые основы стабильного функционирования предприятий отрасли и гарантирующие безопасность предпринимателей.

Таблица 1

Объемы ВВП и платных услуг в РТ (в ценах 2005 года).

  ВВП всего, млн. сомони в том числе, платные услуги:
млн. сомони в % к ВВП
1991 11607 3056,6 26,3
2000 4542,7 638,6 14,1
2001 4978,8 811,0 16,3
2002 5516,5 938,3 17,0
2003 6123,3 974,0 15,9
2004 6754,1 1253,5 18,6
2005 7206,6 1460,4 20,3

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что сфера бытовых услуг еще не заняла достойное место в создании валового внутреннего продукта республики и в решении социальных проблем страны в новых условиях хозяйствования. Несмотря на не слишком радужные результаты деятельности в целом, отрасль бытовых услуг положительно влияет на экономику страны, – являясь надежным источником бюджетных поступлений, особенно это характерно для мелкого частного бизнеса. Ситуация, в которой оказалась Республика Таджикистан в результате реформирования, значительно изменила и усилила социальную роль отрасли. Малая приватизация первой волны стала базой для создания в республике слоя мелких частных предпринимателей. Этот слой – основа любого государства с рыночной экономикой. Их интересы – спокойная политическая обстановка, законность, порядок и стабильность в обществе.

Избавление трудящихся от необходимости самостоятельно решать существующие потребности в услугах с помощью сферы бытовых услуг при комплексном подходе позволяет не только улучшить производительность труда на предприятии, но и дополнительно высвободить внерабочее время трудящихся. И последнее, несколько утраченное временно качество бытового обслуживания населения – экономия денежных доходов населения. В связи с изменением структуры потребительских расходов наблюдается постоянный прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили, индивидуальное строительство, хотя количество предприятий бытового обслуживания имеют резкие тенденции к сокращению по сравнению с дореформенным периодом.

Эта динамика во многом является результатом приватизации и разгосударствления собственности, приведшей к отходу многих фирм из сферы бытового обслуживания в более выгодные сферы (рестораны, пункты общественного питания, магазины и др.).

Соответственно возрастающий объем потребностей населения в бытовых услугах требует своего удовлетворения на достойном уровне.

Привлечение специалистов службы быта для выполнения всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения.

Таким образом, сфера бытовых услуг имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения. Увеличение социальной и экономической значимости индустрии услуг и в развитых странах, и особенно, в Республике Таджикистан требует самого высокого внимания к ней со стороны органов власти и управления. Это должно выражаться в оказании помощи в развитии сферы бытовых услуг и в участии властных структур в управлении ее деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. – М.: КОНСЭКО, 1998. – С. 53.

2. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник. – Душанбе: 2006. – С. 11, 434.

3. Экономика бытового обслуживания. Под ред. В.Д. Балалова. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.