Основные направления Государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации

Система сельскохозяйственной потребительской кооперации должна  представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны,  в единый союз, а с другой – в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами).

Кооператив вступает в кооператив другого уровня для совместного осуществления деятельности, которая будет более выгодной.

Параллельно с хозяйственными объединениями кооперативов должна развиваться система их общественных представительских объединений (союзов, ассоциаций), которые  берут на себя дополнительные функции по обслуживанию кооперативов и их членов.

Союз (Ассоциация) кооперативов – представительская организация, ставящая своей целью защиту общих интересов кооперативов и их союзов. Союз  имеет следующие функции:

  • представляет кооперативное движение перед исполнительной, законодательной и судебной властями, а также партнерскими организациями;
  • предоставляет кооперативам информацию, помощь в обучении, консультационные услуги и осуществляет аудиторские проверки;
  • способствует  развитию кооперативной идеи и призывает членов  придерживаться кооперативных принципов.

Союзы (ассоциации) кооперативов могут создаваться на региональном и национальном уровнях. Могут быть также специализированные (отраслевые) союзы.

Задачами Национального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов Таджикистана могут быть:

– представление и защита интересов организаций сельскохозяйственной потребительской кооперации в  органах государственной власти;

– участие в разработке государственных программ, направленных на развитие кооперативного движения в Республике Таджикистан, обеспечение финансовой, материально-технической   и   другой   государственной   поддержки организациям сельскохозяйственной потребительской кооперации Республики Таджикистан;

– определение экономической, социальной и научно-технической политики  развития своих членов,  содействие совершенствованию и развитию их деятельности;

– осуществление сотрудничества с соответствующими организациями на территории Таджикистана и за рубежом на благо своих членов;

– представление интересов членов Союза в национальном и международном кооперативном движении, в том числе в Ассоциации кооперативных организаций Таджикистан и Международном Кооперативном Альянсе;

– пропаганда идей кооперативного движения, обобщение и распространение опыта его деятельности;

– осуществление иных видов деятельности не запрещенных законодательством Республики Таджикистан.

Союз кооперативов должен защищать и представлять интересы кооперативного движения, а не только своих членов. Союз кооперативов может создаваться:

  • на национальном уровне;
  • на региональном  уровне;
  •  специализированные союзы кооперативов  –  например, ассоциация овощных кооперативов по совместному  использованию  техники.

Региональные или специализированные союзы кооперативов, как правило, являются членами Национального  союза. Союзы кооперативов на всех уровнях формируются членами, являющимися сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, и, возможно, их союзами и ассоциациями.

Это не значит, что сначала следует создать  региональные или специализированные союзы (ассоциации). Союз кооперативов может  создаваться только тогда, когда имеется достаточное количество заинтересованных действующих кооперативов.

Как только количество кооперативов в определенном регионе  (или  в определенной отрасли)  достигает достаточного уровня, эти кооперативы создают свою региональную  (или специализированную) ассоциацию, которая, конечно,  должна стать членом национального союза. Решение о создании региональной  (или  специализированной)  ассоциации принимают  ее члены, а не члены  национальной ассоциации.

Стратегия развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусматривает поэтапное формирование многоуровневой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями.

Эффективность работы системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в значительной степени будет зависеть от ее успешного взаимодействия с другими организациями, обслуживающими Дехканские  (фермерские) и личные подсобные хозяйства и другие малые формы  хозяйствования   в сельской местности.

Плодотворное сотрудничество должно развиваться и с системой потребкооперации во главе с Таджикпотребсоюзом. В настоящее время потребительская кооперация системы Таджикпотребсоюза является важной составляющей частью инфраструктуры села и активно участвует в развитии агропромышленного комплекса. Она производит закупки у населения и сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывает и реализует ее. Организации потребкооперации системы Потребсоюза имеют развитую материально-техническую базу во всех регионах страны, богатый опыт сотрудничества с личными подсобными и Дехканскими (фермерскими) хозяйствами, квалифицированные и опытные кадры рабочих и специалистов. Организации потребкооперации системы Потребсоюза могли бы входить в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в качестве их членов или ассоциированных членов, а также предоставлять им в аренду свои производственные, складские помещения, оборудование.

Взаимовыгодное сотрудничество возможно также с  интегрированными  агропромышленными организациями акционерного типа (переработка, агросервис и т.п.), которым в рамках соглашений сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут поставлять сырьё, готовую продукцию, и наоборот, заказывать необходимые материалы, технику, производить ремонт оборудования и т.д. Сотрудничество возможно и с другими сельскохозяйственными организациями.

        Особо важное значение имеет рациональное взаимодействие кооперативов и кооперативных объединений с Ассоциациями Дехканских Хозяйств на районном, Областном и Национальном уровнях. Ассоциация Дехканских (фермерских) хозяйств и предпринимателей была учреждена фермерами для представительства и защиты их интересов.. Возможны различные формы сотрудничества представительских организаций фермеров и фермерских потребительских кооперативов.

На районных уровнях сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут входить  в состав районных  фермерских ассоциаций. Укрепляя их своим присутствием организационно и экономически, они  облегчат решение проблем местного  масштаба для улучшения  условий работы Д(Ф)Х, ЛПХ и малых предприятий, в т.ч. и членов кооперативов.

На областном уровне отдельные кооперативы, а также союзы кооперативов могут входить в состав областных ассоциации (союза) малых сельхозпроизводителей. Возможно взаимодействие двух союзов (ассоциаций) на основе соглашений.

Возможен  вариант сотрудничества – в рамках Национальных союзов и ассоциаций малого предпринимательства. Форма сотрудничества будет определяться различными факторами. Важно, чтобы у лидеров этих союзов и ассоциаций не возобладали сепаратистские настроения.

Для реализации мер по стимулированию кооперативного движения  кооперативов  Минсельхозу Таджикистана неоюходимо  разработать и реализовать национальные целевые и ведомственные программы по развитию АПК.

В ходе этой работы Министерство обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств национального бюджета, выполнению соглашений о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов Республики Таджикистан и внебюджетных источников, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из национального бюджета для фи­нансирования программ  на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе их реализации.

Информация о деятельности Минсельхоза Таджикистана по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов отражается в докладе Министерства о своей деятельности за текущий год (2009-2010).

В ходе выполнения Программ  Министерство сельского хозяйства Таджикистана как государственный заказчик-координатор, осуществляет взаимодействие с национальными министерствами и ведомствами, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий в рамках отдельных разделов программ.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие обслуживающие организации (фонды, информационно – консультационные центры) могут принимать реальное участие на разных стадиях подготовки и реализации программ и национальных проектов развития потребительских кооперативов, в том числе в подготовке методических материалов, в информировании субъектов малого предпринимательства о программах, проектах и формах господдержки, в создании конкретных кооперативов, в осуществлении общественного контроля за ходом реализации программ и проектов, а также в осуществлении мониторинга развития потребительской кооперации.

Особо важный вклад  ассоциации могут внести в работу  по созданию потребительских кооперативов. Непосредственно взаимодействуя с фермерами, они могут формировать инициативные группы, вместе с ними анализировать проблемы и потребности в производственно – хозяйственных услугах, определять направления деятельности создаваемых кооперативов, помогать кооперативам составлять бизнес – планы, а также готовить документы на получение льготных кредитов и т.п.

В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации, Дехканских (фермерских)  и личных подсобных хозяйств,   малого предпринимательства, обеспечения согласованных действий  органов исполнительной власти по развитию  малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации с включением в его состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации программ  министерств, ведомств, общественных и других организаций.

Межведомственный совет осуществляет рассмотрение и разработку мероприятий по реализации Программ  и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области развития сельскохозяйственной кооперации, дехканских (фермерских) и личных подсобных  хозяйств и малого предпринимательства, подготавливает предложения для Правительства Республики Таджикистан, а также рекомендации для  органов исполни­тельной власти, обеспечивающие эффективность выполнения программных мероприятий.

           Для реализации «Концепции» развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на региональном  уровне разрабатываются и осуществляются соответствующие программы. Их участниками, помимо Д(Ф)Х , ЛПХ, других малых форм хозяйствования и кооперативов, являются органы исполнительной   власти региона (областей, районов, Джамоатов), научно-исследовательские и учебные институты, служба ИКС, общественные и другие организации, СМИ.

  •  Председатель области  принимает постановления (распоряжения) о создании областной  комиссии (координационного совета), рабочей группы консультантов по развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
  •  Районная администрация в пределах своей компетенции принимает постановление о создании районной комиссии (координационного совета) и другие документы по развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
  •  Джамоат проводит информационную работу среди населения, принимает непосредственное участие во всех мероприятиях по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов на их территории и др.
  • Институты развития сельскохозяйственной потребительской кооперации решают задачи по формированию единой информационной системы и процедур подготовки учредительных и внутренних документов, поддерживают создание новых кооперативов, осуществляют поиск и привлечение финансовых ресурсов для закупки основных и оборотных средств, формирования заемного капитала, организуют обучающие семинары, систему анализа и мониторинга развития системы потребительской кооперации и т.д.
  • Союз/лига кредитных кооперативов – решают задачи формирования единой государственной политики по развитию кредитной кооперации, развития национального законодательства и системы кредитной кооперации, защиты прав и интересов участников Союза/лиги в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях,  информационным обеспечением кредитных кооперативов и т.д.
  • Аграрный Университет и институты, техникумы и училища, учебно-консультационные центры – решают задачи по подготовке кадров для системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, организации обучающих семинаров по актуальным вопросам деятельности кооперативов и т.д.;  формирования единой государственной политики по развитию кооперации, развития федерального законодательства и системы кооперации, организуют систему анализа и мониторинга развития системы потребительской  кооперации и малых форм хозяйствования АПК и т.д.
  •  организации общественного самоуправления малых форм хозяйствования АПК и сельскохозяйственных потребительских кооператив – осуществляют лоббирование интересов малого бизнеса и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в органах государственной власти разного уровня, обеспечивают информационно – консультационное сопровождение развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, участвуют в разработке различных нормативно-правовых актов, способствующих развитию малых форм хозяйствования и системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в формировании системы сельскохозяйственных потребительских кооперативах на местах и т.д.
  • Малые формы хозяйствования (Д(Ф)Х, ЛПХ, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, другие организации малых форм хозяйствования (до 60 чел. работающих) – объединяют материальные и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляют управление ими, принимают непосредственное участие в деятельности кооперативов (обеспечивают продукцией для реализации и переработки, объем работ для обслуживающих кооперативов), принимают решения о создании союзов и ассоциаций сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования и т.д.

Для осуществления взаимодействия между ними и обеспечения общего руководства  назначается государственный координатора программы на Национальном и региональном уровне в лице  Министерства (управление,) сельского хозяйства. Они (каждый на своем уровне), взаимодействуя друг с другом, несут ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, осуществляют руководство координационными советами.

Координационные советы по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации создается в составе руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации Программ министерств, ведомств, комитетов, общественных и других организаций.

         На координационные советы возлагается решение следующих задач:

  • определение стратегии создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе ;
  • разработка и предоставление на утверждение в законодательные и исполнительные органы власти целевых программ развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  • разработка и предоставление на утверждение в законодательные и исполнительные органы нормативных документов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования;
  • организация информационной работы на региональном  уровне;
  • организация учебных семинаров для районных координационных советов, рабочих групп, специалистов потребительских  кооперативов;
  • контроль за ходом создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  • предоставление консультаций рабочей группе по вопросам  создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  • участие в проведении основных мероприятий по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации (например, общих собраниях по организации кооперативов, семинарах, конференциях);
  • обеспечение взаимодействия и координация работы участников программы;
  • обобщение и распространение опыта создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;

Министерство (управление) сельского хозяйства осуществляет следующие функции:

  • подготавливает и согласовывает проекты решений (законодательных актов)  региона и /или Законодательного органа об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций;
  • подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков;
  • разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты в области развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, Дехканских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, необходимые для выполнения целевой программы;
  • подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой программы;
  • осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;
  • подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;
  • разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
  • отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
  • согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов Республики Таджикистан, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами государственной власти Республики Таджикистан.;
  • организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;
  • несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
  • организует внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий;
  • организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.
  • разработку организационно-финансового плана реализации целевой программы;
  • подготовку и реализацию программных мероприятий:
  • разработку и контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета, выполнение соглашений с органами на местах о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Республики Таджикистан и внебюджетных источников;
  • организацию и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;
  • сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
  • мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
  • составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из национального бюджета для финансирования программ на очередной финансовый год;
  • подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации программных мероприятий.
  • вносит предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году.
  •  разрабатывает предложения для внесения в Правительство Республики Таджикистан (области, района) о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ
  • ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан и Министерство финансов Республики Таджикистан (хукумат области, района) доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств;

Для осуществления перечисленных выше функция Министерство (управление) сельского хозяйства создает на договорной основе региональные  рабочие группы консультантов, профессиональный и количественный состав которых определяется конкретными условиями региона.

Члены рабочей группы должны быть освобождены от выполнения работы, не связанной с созданием системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Основными задачами рабочих  групп являются:

  • подготовка и предоставление на рассмотрение соответствующим комиссиям (координационным советам)  проектов нормативных и других документов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования АПК;
  • разработка стандартных образцов документов, необходимых для создания и функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развития малых форм хозяйствования АПК;
  • разработка системы привлечения доступных кредитных ресурсов в сферу малого сельскохозяйственного бизнеса и сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  • отработка системы взаимодействия с банковскими структурами;
  • проведение учебных семинаров;
  • организация и проведение информационной работы, выявление инициативных групп и организация их работы;
  • предоставление материалов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования АПК Национальным и  региональным средствам массовой информации (СМИ);
  • оказание практической помощи инициативным группам в создании системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, участие в собраниях, совещаниях и других мероприятиях по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  • оказание консультационной помощи комиссиям (координационным советам), а также специалистам потребительских  кооперативов и малым формам хозяйствования АПК;
  • проведение постоянного мониторинг результатов создания системы сельскохозяйственной

Литературы:

  1. Рахмонов Э.Ш. «Независимость Таджикистана и возраждение нации»,: Ирфон.: Душанбе.: 2006.: С.164. 400с.
  2.  Рахмонов Э. Ш. Роль Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона Центральной Азии// Экономика Таджикистана: стратегия тазвития, № 2. Душанбе 2000.
  3. Среднесрочная программа государственных расходов в секторе сельского хозяйства на 2009-2011 годы. Министерство Сесльского Хозяйства 2008 год.
  4. Таджикистан : 15 лет государственной независимости. Ст. сборник. Душанбе-2006. 488 с.
  5. Гордеев А.В., «Системные проблемы и стратегия развития агропродовольственного комплека России в среднесрочной перспективе», Сборник научных трудов МПА. Выпуск II. М., 2004. Стр. 26-37. 445 с.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.