Бюджетный процесс в системе местного самоуправления

Бюджетный процесс в системе местного самоуправления

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, ФЗ № 131-ФЗ, бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования. Частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в обобщенном виде делится на четыре этапа:
1. Составление проекта бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования. Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.
Составление бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ; бюджетном послании главы субъекта РФ; прогнозе социально-экономического развития территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории муниципального образования; плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается администрацией на основе данных о социально-экономическом развитии территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год в срок до 1 июля базового года. Прогноз социально-экономического развития территории на предстоящий год должен включать: краткую характеристику положенных в основу прогноза сценарных условий; оценку экономического и социального развития муниципального образования за предыдущий год, состояние экономического и социального развития муниципального образования в текущем году и основные прогнозные показатели на предстоящий год; прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям и сферам экономики муниципального образования; прогноз уровня жизни, занятости, экологической обстановки, демографических тенденций, инвестиций за счет всех источников, структуры денежных доходов и расходов населения, структуры трудовых ресурсов; прогноз сводного финансового баланса муниципального образования.
План развития муниципального сектора экономики разрабатывается администрацией до 1 июля базового года и включает: сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность; сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих. В план развития муниципального сектора экономики муниципального образования включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями. Городские целевые программы разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня целевых программ муниципального образования осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории, определяемыми на основе этого прогноза приоритетами, планом развития муниципального образования.
Основные направления бюджетной и налоговой политики территории муниципального образования разрабатываются администрацией до 1 июля текущего года и включают в себя: особенности формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета на очередной финансовый год, а также основные меры, направленные на увеличение поступления доходов в бюджет; особенности формирования финансовых обязательств муниципального образования на очередной финансовый год, а также основных мерах, направленных на эффективное использование средств бюджета; особенности привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета и особенностях управления муниципальным долгом в очередном финансовом году, а также основные меры, направленные на обеспечение своевременного погашения долговых обязательств муниципального образования; планируемый дефицит (профицит) бюджета в очередном финансовом году либо его отсутствие, а также предполагаемое увеличение или уменьшение размера муниципального долга в очередном финансовом году; иные показатели, определенные бюджетным и налоговым законодательством [16].
Глава муниципального образования принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета администрацией, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом местного бюджета, определяются главой муниципального образования.
Финансовый орган, исполняющий бюджет, формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе муниципального образования, который в порядке, установленном законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта РФ (финансовое управление, министерство финансов).
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета. В проекте решения о местном бюджете должны содержаться также: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджета; нормативы отчислений от регулирующих доходных источников, установленных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год; расходы бюджета по следующим показателям: по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; по группам, подгруппам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и прямым получателям бюджетных средств (в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета с указанием разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов функциональной классификации; групп, подгрупп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации); расходы и доходы целевых муниципальных фондов, если они образуются; объемы финансовой помощи из других уровней бюджетной системы (дотации, субвенции, субсидии); перечень целевых муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета; перечень целевых муниципальных программ, правовых актов, финансирование которых приостанавливается либо производится частично (с указанием соответствующих объемов финансирования.
В проекте решения о местном бюджете должны быть определены: источники финансирования дефицита бюджета; верхний предел муниципального долга по состоянию на первое января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные законодательством [17].
2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях.
Так, например, Администрация Вожегодского муниципального района вносит проект решения о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Представительного Собрания не позднее 15 ноября текущего финансового года. Проект районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, внесенный в Представительное Собрание, направляется Председателем Представительного Собрания в постоянные комиссии Представительного Собрания для рассмотрения и подготовки предложений и заключений. Постоянные комиссии рассматривают проект районного бюджета с участием представителей администрации района и в течение 7 дней представляют заключения по проекту районного бюджета района в постоянную комиссию по бюджету, налогам, финансам Представительного Собрания.
Комиссия рассматривает проект районного бюджета и в течение 5 дней с учетом предложений, поступивших от постоянных комиссий, представляет заключение в Представительное Собрание. Рассмотрение постоянными комиссиями проекта районного бюджета проводится до проведения публичных слушаний по данному вопросу.
Решение о районном бюджете должно быть рассмотрено, утверждено Представительным Собранием, подписано Главой района и подлежит официальному опубликованию в местной газете не позднее 10 дней после его подписания.
Органы местного самоуправления района обязаны принимать все возможные меры в пределах своей компетенции по обеспечению своевременного рассмотрения, утверждения, подписания и опубликования решения о районном бюджете [18].
3. Исполнение бюджета. По поручению главы муниципального образования на финансовый орган, исполняющий местный бюджет, возлагается организация исполнения бюджета. Данный орган осуществляет процедуру подтверждения бюджетных обязательств; определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств; совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств; осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в финансовом органе, исполняющем местный бюджет; ведет учет операций на лицевых счетах распорядителей и получателей средств бюджета в соответствии с законодательством.
Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на счет местного бюджета; возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов; учет доходов местного бюджета и составление отчетности о доходах местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнение местного бюджета осуществляется финансовыми органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств финансовый орган, исполняющий местный бюджет, составляет сводную бюджетную роспись в течение установленного срока (например, в течение 15 дней после утверждения местного бюджета). Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, исполняющего местный бюджет, и направляется для сведения главе муниципального образования, в представительный и контрольный органы муниципального образования.
4. Отчет об исполнении бюджета. Глава муниципального образования представляет в представительный орган годовой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года. Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении местного бюджета на отчетный год, и представлен в представительный орган в форме проекта решения в течение определенного срока. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом и вносится в представительный орган главой муниципального образования. Кроме того, глава муниципального образования информирует представительный орган об исполнении бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года.

О Mr Musso

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.