Коммерческое право: общие понятия и категории

Общее понятия в системе коммерческого права.

Движение товаров и услуг (товарообмен)  представляет собой сложный процесс, регулируемый правовыми нормами, совокупность которых называется коммерческим правом.

Под коммерческим правом (торговым) правом специалиста понимают совокупность норм частного права, общего и специального, предназначенную для обслуживания торгового (коммерческого)оборота и регулирующую взаимоотношения  профессиональных предпринимателей ( коммерсантов). Иными словами, это совокупность норм, имеющая применение в той области экономических отношений, которая  именуется торговлей.

Значение коммерческого права обусловлено значением товарооборота для   жизни общества и государства.   Его нормы прямо или косвенно затрагивают интересы каждого. Поэтому изучение их важно и необходимо для людей, занятых в разных сферах деятельности, особенно для юристов, предпринимателей, экономистов и т.д.

Родиной торгового права признаются итальянские города, и прежде всего  те из них, которые были связанны с морской торговлей на побережье Средиземного моря. Затем оно стало развиваться на севере Европы, и в частности в городах, расположенных на побережье Балтийского моря, особенно в городах Ганзейского союза .

Современная коммерческая (торговое) право, будучи тесно переплетенным с правом гражданским, во многих странах по  прежнему сохраняет свою автономность. Лишь при отсутствии необходимых норм отношения регулируется гражданским правом. Наряду с гражданскими существует торговые кодексы и специальные торговые суды.

В состав гражданского права традиционно включает такие институты , как общие положения о физических и юридических лицах, семейное  наследственное право. В сферу регулирования торгового права входят отношения, касающиеся : правовое положения и деятельности бизнесменов; торговых   сделок и торгового представительства; ценных бумаг; неплатежеспособности и банкротства кредитных и страховых отношений.       

Вместе с тем отсутствие четких границ между отношениями, регулируемыми гражданским и торговым правом, порой приводит к их анализу в юридической литературе в рамках единого частного права или к изданию общих кодифицированных актов.

Основные категории коммерческого права

основными  категориями коммерческого права является:

     -предмет коммерческого права;

     -принципы коммерческого права;

     -метод правового регулирования в коммерческом праве;

     -источники коммерческого права;

     -системы коммерческого права;

     -объекты коммерческого права

     -субъекты коммерческого права.

Эти категории в совокупности образуют более сложную категорию –правовой механизм регулирования коммерческой деятельности.

Предмет коммерческого права . Предмет коммерческого права является реальные коммерческие отношения , то есть отношения по купле продаже объектов торгового оборота( в том числе прав  пользования имуществом), складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности и непосредственно направленное на получение прибыли или иной выгоды. Другим предметом коммерческого права является некоммерческие отношения по поводу коммерческой деятельности между субъектами коммерческой деятельности, с одной стороны, и с органами республиканской, областной и местной власти и управления- с другой.

 Основные принципы коммерческого права тождественны основным началам гражданского законодательства (статья 3 Г.К.Р.Т.) 

– равенство участников коммерческих правоотношений независимо от уровня, который они занимают в гражданском обороте;

-неприкосновенность собственности субъектов коммерческой деятельности;

-свобода договора: участники коммерческих отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей   на основе договора и в определении любых не

противоречащих законодательству условий договора;

-беспрепятственное осуществление установленных договором прав участников  коммерческих отношений, обеспечение восстановления нарушенных прав. их судебная защита;

-свободное перемещение по территории Р.Т. товаров услуг и финансовых средств.  Кроме того, для коммерческого права характерны следующие принципы хозяйственного права:

Целенаправленность правовых воздействий на достижение обоюдных интересов участников коммерческих отношений в получении определенных результатов   их коммерческой деятельности;

Поощрение добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Государственное регулирование коммерческой деятельности (регулирование цен, тарифов, пошлин, лицензирование,  стандартизация и сертификация продукции и т.п.).

Законность коммерческой деятельности. В основу данного принципа заложено соблюдение интересов участников коммерческих отношений, государства и общества без нарушение запретов, законов и прав других лиц.  

Метод правового регулирования

Под методам правового регулирования , применяемом в той или иной отрасли (подотрасли) права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предметов правового регулирования. Для коммерческих отношений применимы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом.  

Правовое воздействие в коммерческом праве применяет характер дозволения, предписания и запрета. Режим воздействия может быть; властным, рекомендательным и договорным.

 В целом  метод правового регулирования призван обеспечивать :

1) трансформацию  правоотношений в мотивацию  деятельности воздействия  экономической, организационно – административной и политической природы в соответствии с природой факторов, которые осуществляют эти воздействия ;

2) различные режимы воздействия , т.е. властное или диспозитивное (не предусматривающее наказания или поощрения)воздействие; последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений,  устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3)правовой характер воздействия, выражающиеся в форме дозволения, предписания, запрета,  содержащихся в правовой норме.

  Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой  обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий с их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления .      

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношениях. Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений  стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды  компании . В ходе реализации той или иной стратегической программы по мере раскрытия неопределенностей методов правового регулирования может изменятся  от дозволения рекомендательного характера до предписания или запрета властного характера.

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный результат , так как сдерживают ( ограничивают) использование имеющихся возможностей . в этом случае предприниматель может воспользоваться принципом :законно все, что позволяет, получит нужный общественно необходимый эффект о прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности

.    

Источники коммерческого права

Под источниками права в таджикском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в акте  компетентного государственного органа. Этими актами в коммерческом праве является

Конституция Р.Т.

Законодательные акты –законы , принимаемые Мач. Оли Р.Т.

Указы президента.

Постановлении  Правительства  

Акты министерств и ведомств.

Государственные стандарты на продукцию устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами.

Акты местных органов власти и управления, имеющие  правовое содержание 

Система коммерческого права.

Под системой отрасли (подотрасли) права понимается логическое построение (структура и взаимосвязь)  институтов и норм данной отрасли (подотрасли) права. Коммерческое  право выделяется из системы права как подсистема, интегрирующая в себе институты и нормы ряда отраслей и подотраслей права, регулирующие коммерческую деятельность.

По общему правилу построения сложных систем любой природы один и тот же элемент системы может принадлежать нескольким подсистемам, в силу чего данные подсистемы трудно будет обособить . это означает, что одна и та же норма права может входить в состав различных  институтов права, а один и тот же институт права – в состав взаимосвязанных между собой отраслей (подотраслей) права.

Первичным элементом системы права является норма- правовое предписание, в содержание которого входят:

Гипотеза  – указание конкретных обстоятельств, при которых данная норма входит в силу;

Диспозиция – указания на правила поведения субъектов, перечисленных в гипотезе ;

Санкция – возможное поощрение или наказания, побуждающее субъектов действовать в соответствии с правилами, приведенными в диспозиции.        

В коммерческом праве можно выделить следующие правовые институты :

Субъекты ком.права- юридические лица, их учреждение , реорганизация и ликвидация, а также индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица.

Коммерческие организации , их организационно – правовые формы и правовые регулирование их деятельности.

Договорной режим коммерческой деятельности.

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности.

Правовое регулирование купли- продажи.

Правовое регулирование аренды.

Правовое регулирование покупки и продажи бумажных активов, а также коммерческой деятельности предприятий на фондовом рынке.

Правовое регулирование коммерческой деятельности в области использования интеллектуальной  собственности и т.д.

  Объекты коммерческого права

Главным признаком объектов коммерческого права является их обороноспособность, так как  только в этом случае они могут быть предметом купли – продажи, мены, или других процессов оборота ( аренды, лизинга,  ипотеки, залога, займа) и приносить выгоду.       

Гражданский Кодекс Р.Т. относит к объектам гражданских прав.

     вещи,деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги,результаты творческой интеллектуальной деятельности,  фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделия, имущественные права и другое имущество (ст.140 п.2 Г.К).

данные объекты являются объектами коммерческого права, за исключением нематериальных благ. Последние неотчуждаемы и непередаваемые  и поэтому не могут быть объектом коммерческого право (ст.170 Г.К.).    

Литература

1) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(в редакции Закона РТ от 6 августа 2001 г. N 41, от 3 мая 2002 г.№5,от 1марта 2005г №85)

2)Круглова Н.Ю.коммерческое право. Учебник М-русская деловая литература 2000г

3) КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 6 ноября 1994г

( в редакции закона от 22.06.2003г.)

4)анализ коммерческого законодательство Р.Т. «open society institute Tajikistan soros foundation» Душанбе -2003г

5) Гражданский кодекс Р.Т. часть 2 от 11/12/1999г

6) А.Б.Борисов. комментарий к гражданскому кодексу Р.Ф. (постатейный ч.1.ч .2.ч.3) Москва .книжный мир -2005г

7) Закон Р.Т. о финансовой аренде (лизинге) от 22\04\2003г

8) Конвенция о межгосударственном лизинге «ратифицированное Постановлением Мачлиси намояндагон Мачлиси Оли Р.Т. от 29.июня 2001г  № 366

9) Предпринимательское право С.Э.Жилинский издательство норма М-2000г

10) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагах (в редакции Закона РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.№638,от 8 декабря 2003г № 68)

11)ЗАКОН Р.Т.”Об  обществах с ограниченной ответственностью”от 10\05\2002г

12) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

(В редакции Законов РТ от 14 декабря 1996 г. № 337, от 12 декабря 1997 г. № 498, от 22 мая 1998 г. № 634)

13)Закон Р.Т. о конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 29\11\2000г

14) Закон Р.Т.об аренде (в редакции закон Р.Т.от 4 ноября

 1995г №126, от 4 декабря 2004г №65)

15) Коммерческое право «под редакцией проф.М.М.Рассолова и П.В.Алексия»  закон и права М-2005г

16)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СТРАХОВАНИИ(в редакции Законов РТ от 12 декабря 1997 года № 498,от 14 мая 1999 года, № 762,от 12 мая 2001г.N 16)

17) Предпринимательское право. Учебное пособие. Ж .Ф.Байша Москва-2006г 

18) ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагахи  фондовых биржах   (в редакции Законов РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.  № 638, от 8 декабря 2003г.№ 68)

19) Гражданский кодекс Р.Т. часть 3 от 01\03\2005г

20) Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 03\12\2004г

21) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (в Редакции Закона РТ от 13.11.1998 г. N 684, от 12.03.1999 г.N 498,  от 12 марта 2001 г.  N 498,  от 12.05.2001 г. N 6, от 2 декабря 2002 г.N89,  от 1 августа 2003 г.N33,

от 17  мая  2004г,  N35,от 15 июля 2004г.N46 от 1 марта 2005г. N86, от 25 июля 2005г.N 97)

22) энциклопедический  словарь  правовых знаний.  Издател. Совет. Энцик. Москва- 1965г  

23)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в редакции Закона РТ от 2 декабря 2002г.N62)

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.