Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках

Механизм конкуренции

1 понятие и механизм конкуренции

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий.

Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Механизм конкуренции яв-ся составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предписания

Конкуренция –это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики.

Имеется несколько определений этого понятие. В соот-ии со статьей 3 Закон Р.Т «конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках то 29.11.2000г.»    

      1 конкуренция – свободная состязательность хозяйствующих субъектов,

      когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность

      каждого из них односторонне воздействовать на общие условия  обращения

      товаров на соответствующем товарном рынке;

2)конкуренция –борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

3)Конкуренция –это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы –более высокой прибыли ;покупатели –более высокой полезности) .цена установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спора и предложения

конкуренция

      При  монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и яв-ся     монополистом. Он вне не конкуренции и может сам определить цену и количество продаваемых  товаров- однако монополист  не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товара заменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка.

Монополистическая конкуренция встречается довольно часто :полиполия  на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множества покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании. 

Монопольные цены

     монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйству-

ющим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с

целью компенсации необоснованных затрат,  вызванных недоиспользованием

производственных  мощностей  и  получения дополнительной прибыли в ре-

зультате снижения качества товара;

     монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавлива-

емая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на то-

варном  рынке в качестве покупателя,  в целях получения дополнительной

прибыли или компенсации необоснованных затрат за счет продавца.  Моно-

польно низкой считается также цена товара, сознательно устанавливаемая

хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном

рынке  в  качестве продавца,  на уровне,  приносящим убытки от продажи

данного товара,  результатом установления которой является ограничение

конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка    

монополистическая деятельность

Монополистическая  деятельность- противоречащие  антимонопольному

законодательству  действия  (бездействие)  хозяйствующих субъектов или

органов государственного управления,  исполнительной власти на местах,

направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

        Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц) занимающего доминирующее положение на рынке,  которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других

хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц:

     изъятие товаров из обращения,  целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен:

     навязывание контрагенту условий договора,  не выгодных  для  него или  не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств,  иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.);

     включение в  договор  дискриминирующих  условий,  которые  ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

     согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

     создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

     нарушение установленного  нормативными актами порядка ценообразования;

     установление монопольно высоких (низких) цен;

     сокращение или прекращение производства товаров,  на которые имеются  спрос или заказы потребителей,  при наличии безубыточной возможности их производства;

     необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки

соответствующего товара.

Функции конкуренции

Функциями конкуренции яв-ся

А) регулирование производства: под влиянием конкуренции факторы производства и инвестиции направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;

Б) мотивообразование предпринимательского поведения: конкурируя, каждое предприятие  предлагает на рынок свои лучшее изделия, думая прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит также больше пользы своим потребителям и народному хозяйству в целом.

В) распределение дохода среди товаропроизводителей : конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий в соот-ии с их вкладом  в удовлетворение спроса;

Г) контроль поведения участников рынка: конкуренция ограничивает поведение каждого продавца и его  экономическую силу, не давая ему возможности определяющим образом влиять на общее состояние рынка.

2 Проявление монополистической деятельности и ее  ограничения

Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке

Монополистическая деятельность предприятий, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением .

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Под злоупотреблением доминирующим положением все формы использования хозяйствующим субъектам или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущества друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и/ или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Ограничение монополистической деятельности

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам злоупотребления своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как

   изъятие товаров из обращения,  целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен:

     навязывание контрагенту условий договора,  не выгодных  для  него или  не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств,  иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.);

     включение в  договор  дискриминирующих  условий,  которые  ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

     согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

     создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

     нарушение установленного  нормативными актами порядка ценообразования;

     установление монопольно высоких (низких) цен;

     сокращение или прекращение производства товаров,  на которые имеются  спрос или заказы потребителей,  при наличии безубыточной возможности их производства;

     необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки

соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том  числе в социально- экономической сфере, превышает негативные последствия.

Формы недобросовестной конкуренции

     Антимонопольным законодательством не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе

     введение потребителей в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара;

     некорректное сравнение  хозяйствующим  субъектом (в том числе и в процессе его рекламной деятельности) производимых или  реализуемых  им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

     получение, использование,  разглашение научно-технической, производственной  или торговой информации,  в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

     самовольное использование товарного знака,  фирменного наименования или маркировки,  а также копирование упаковки, внешнего оформления товара  другого хозяйствующего субъекта,  что может лишить конкурентов

их хозяйственной деятельности;

     вмешательство в предпринимательскую деятельность,  предоставление различных материальных льгот работникам конкурирующих  фирм,  с  целью переманивания  их  на свою сторону и склонения к неисполнению трудовых

обязательств.

Анти монопольные органы и их деятельность

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется государственным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы:

       К задачам государственного антимонопольного органа относятся:

     предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

     содействие формированию рыночных  отношений  на  основе  развития конкуренции и предпринимательства;

     государственный контроль за соблюдением антимонопольного  законодательства.

     Деятельность государственного антимонопольного органа, его структура, права, обязанности и ответственность работников определяются текущим законодательством Республики Таджикистан и  Положением  о  государственном  антимонопольном органе,  утверждаемым Правительством Республики Таджикистан.

3 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

  В случае нарушения антимонопольного законодательства  хозяйствующие  субъекты  (их руководители),  государственные органы управления и

органы исполнительной власти на местах (их должностные лица),  граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии

с предписаниями государственного  антимонопольного  органа  прекратить нарушение,  восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другими хозяйствующими субъектами, отменить акт, несоответствующий законодательству, перечислить в бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

     За совершение противоправных действий, приводящих к нарушению антимонопольного законодательства,  должностные лица государственных органов управления,  органы исполнительной власти на местах, хозяйствующие субъекты (их руководители),  а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в соответствии

с законодательством Республики Таджикистан.

Литература

1) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(в редакции Закона РТ от 6 августа 2001 г. N 41, от 3 мая 2002 г.№5,от 1марта 2005г №85)

2)Круглова Н.Ю.коммерческое право. Учебник М-русская деловая литература 2000г

3) КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 6 ноября 1994г

( в редакции закона от 22.06.2003г.)

4)анализ коммерческого законодательство Р.Т. «open society institute Tajikistan soros foundation» Душанбе -2003г

5) Гражданский кодекс Р.Т. часть 2 от 11/12/1999г

6) А.Б.Борисов. комментарий к гражданскому кодексу Р.Ф. (постатейный ч.1.ч .2.ч.3) Москва .книжный мир -2005г

7) Закон Р.Т. о финансовой аренде (лизинге) от 22\04\2003г

8) Конвенция о межгосударственном лизинге «ратифицированное Постановлением Мачлиси намояндагон Мачлиси Оли Р.Т. от 29.июня 2001г  № 366

9) Предпринимательское право С.Э.Жилинский издательство норма М-2000г

10) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагах (в редакции Закона РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.№638,от 8 декабря 2003г № 68)

11)ЗАКОН Р.Т.”Об  обществах с ограниченной ответственностью”от 10\05\2002г

12) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

(В редакции Законов РТ от 14 декабря 1996 г. № 337, от 12 декабря 1997 г. № 498, от 22 мая 1998 г. № 634)

13)Закон Р.Т. о конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 29\11\2000г

14) Закон Р.Т.об аренде (в редакции закон Р.Т.от 4 ноября

 1995г №126, от 4 декабря 2004г №65)

15) Коммерческое право «под редакцией проф.М.М.Рассолова и П.В.Алексия»  закон и права М-2005г

16)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СТРАХОВАНИИ(в редакции Законов РТ от 12 декабря 1997 года № 498,от 14 мая 1999 года, № 762,от 12 мая 2001г.N 16)

17) Предпринимательское право. Учебное пособие. Ж .Ф.Байша Москва-2006г 

18) ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагахи  фондовых биржах   (в редакции Законов РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.  № 638, от 8 декабря 2003г.№ 68)

19) Гражданский кодекс Р.Т. часть 3 от 01\03\2005г

20) Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 03\12\2004г

21) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (в Редакции Закона РТ от 13.11.1998 г. N 684, от 12.03.1999 г.N 498,  от 12 марта 2001 г.  N 498,  от 12.05.2001 г. N 6, от 2 декабря 2002 г.N89,  от 1 августа 2003 г.N33,

от 17  мая  2004г,  N35,от 15 июля 2004г.N46 от 1 марта 2005г. N86, от 25 июля 2005г.N 97)

22) энциклопедический  словарь  правовых знаний.  Издател. Совет. Энцик. Москва- 1965г  

23)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в редакции Закона РТ от 2 декабря 2002г.N62)

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.