Предпринимательство и выбор позиции в конкуренции

                      1 предприятие предпринимательского типа 

в рыночной экономике важным условием достижения предпринимателем успеха и условием его развития является предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.

Предпринимательство-это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов .Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге.   Неотъемлемой частью предпринимательства является предвидение, обоснованный риск и стратегическое управление. В силу этого предпринимательство становится активным фактором развития производства

Предпринимательский стиль деятельности значительно отличается от широко  распространенного приростного стиля, который направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри предприятия, так и в отношениях с поставщиками, смежниками, потребителями. Привитие организации (владельцам собственности, руководству, ядру акционеров)предпринимательского стиля поведения связано с далеко идущими изменениями в мотивации деятельности, организационной структуре, системе управления, уровне подготовки руководителей и специалистов как менеджеров, стиле руководства.

Цели предприятия. Приростное поведение предполагает оптимизацию прибыльности применительно к сложившимся условиям работы предприятия. Для предпринимательского поведения характерно стремление повысить потенциал прибыльности, что достигается непрерывной цепью нововведений как технологического, так и организационного характера.

Пути достижения целей .Предприятие приростного типа    ориентируется на прошлый опыт, экстраполируя его на условия деятельности в настоящее время. Предприятие предпринимательского типа определяет путь достижения цели на основе оценки возможностей получения прибыли и повышения качества управления

Ограничение. При приростном стиле поведения ограничения определяются окружающей средой  и внутренними возможностями предприятия. Для предпринимательского стиля характерна способность изменять  окружающую среду (например; подбирать нужных поставщиков сырья  и технологического оборудования или изменять характер взаимодействия  с ними), создавать новые рабочие места, реагировать на различные способы поведения как внутри, так и вне предприятия (например; изменение поведения потребителя или конкурента на рынке воспринимается как сигнал о необходимости  конкурентной,  инновационной или предпринимательской реакции; сопротивление персонала нововведениям преодолевается усилением социальной ориентации нововведений и т.п.).

            Решение управленческих проблем . При приростном поведении признание необходимости действовать  наступает с опозданием, так как является реакцией на возникшую проблему. При поиске альтернатив ориентируется на прошлый опыт  и допускают лишь незначительные отклонения  от статус- кво. Рассматривается единственная альтернатива удовлетворения потребностей. Предпринимательское поведение  характеризуется активным поиском возможностей и предвидением проблем. Ведется творческий поиск альтернатив, принятие которых вызывает необходимость больших изменений. Рассматривается многочисленные альтернативы, из которых выбирается лучшая.       

   2 Предпринимательские реакции и маркетинг

По своему экономическому содержанию маркетинг- -это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности компании, направленная на обеспечение оптимальной реализации продукции, на бесперебойное движение товара от производителя к потреблению с целью увеличения прибыли; этот способ управления деятельностью фирмы с ориентацией на рынок.         

Развитие маркетинга определилось целым рядом обстоятельств:

х) обострением конкурентной борьбы между крупными фирмами за рынок сбыта;

х) обострением   энерго-сырьевых проблем, вызванных усилением  спроса на новые виды потребительских товаров;

х) повешением требований потребителей к уровню качества и степени разнообразия ассортимента товаров;

х) повышением степени неопределенности конъюнктуры на рынке.

Для формирования предпринимательских реакций соответствующие службы предприятий должны вести исследования условий деятельности своего предприятия и ринков сбыта. Эти исследования включает:

Изучение проса

Исследования конкуренции на ринках  и деятельности конкурирующих фирм

Исследование общих условий сбыта в стране, области, на рынках ближнего и дальнего зарубежья

Основным мотивом производственной реакции  яв-ся стремление минимизировать себестоимость и тем самым гарантировать прибыльность выпускаемой продукции. Основные факторы этой реакции: технологическое разделение труда, автоматизация производства, оптимизация масштаба    предприятия

Основным мотивом конкурентной реакции  .  яв-ся стремление оптимизировать и гарантировать прибыльность предприятия в ближайшей перспективе. Это достигается путем сотрудничества между производством и маркетингом.

Основным мотивом инновационной реакции яв-ся стремление оптимизировать параметры и сроки разработки новой продукции, а также стратегии маркетинга в пределах стратегических зон хозяйствования предприятия и тем самым повысить долгосрочный потенциал прибыльности и гарантировать конкурентоспособность на существующих и новых рынках.

Предпринимательская реакция   направлена      на долгосрочный потенциал предприятия. Ее основным мотивом яв-ся стремление создать условия для долгосрочного роста прибыльности и преемственности деятельности предприятия. Основным фактором успеха при предпринимательской реакции яв-ся согласованное по срокам создание новой технологии и новой продукции в соот-ии с прогнозами изменений в конкуренции .

            3 мотивы и функции предпринимательского риска  

Риск- это вероятность ущерба (убытка, неудачи) вследствие неопределенности результата.

В коммерческой деятельности предприятия могут иметь место следующие риски; предпринимательский, коммерческий, ценовой, товарный, банковские(кредитный, валютный, процентный, риск несбалансированной ликвидности и риск банковских злоупотреблений),инфляционный и риск неплатежеспособности.

   Предпринимательский риск –риск ,возникающий при любых видах предпринимательской Дея-ти, связанной с производством и реализацией продукции, товарно-денежными и финансовыми операциями. Характеризуется сочетанием возможностей возникновения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированного результата.

Коммерческий риск –риск потери денежных ресурсов из-за неблагоприятного соотношения цен покупки и цен продажи товара  или в результате безответственности товаропроизводителя.

Коммерческие риски определяются соотношением спроса  и предложения на рынке, их динамикой, а также условиями обеспечения обязательств сторон, обусловленных договором купли – продажи.  

Товарный риск –риск приобретения товара низкого качества- потребительский риск; риск, связанный с преодолением трудностей создания  и освоения производства товаров  надлежащего качества, пользующихся спросом и способных победить в конкурентной борьбе, риск  производителя. Товарный риск преодолевается сертификацией продукции и реализацией принципа взаимовыгодности  нововведений.

Банковские риски –  опасность потерь, вытекающая из специфики банковских операций, осуществляемых кредитными организациями. Различают следующие виды банковских рисков; кредитный, валютный, процентный, риск несбалансированной ликвидации, риск банковских злоупотреблений.

Кредитный риск- разновидность  банковских рисков, связанная с не возвратом   или неполным возвратом кредита. Кредитный риск преодолевается установлением договором между кредитором и заемщиком соответствующего обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание, задаток и д.р.).

Риск неплатежеспособности – потенциальное понижение стоимости активов до полного обесценения  собственного капитала. Преодолевается сбалансированностью самофинансирования инвестиций в производстве и издержек производства;   если инвестиции превышают издержки, то вылечена вещественного капитала возрастает ( обновляется  производственные активы, а также растет их стоимость ); если издержки производства превышают инвестиции – величина капитала  уменьшается (устаревают и изнашиваются производственные активы и снижается их стоимость).              

Валютный риск –опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при проведении внешнеторговых операций, операций на фондовых  и товарных биржах.

Инфляционный риск-риск потери капитала или денежных сбережений в результате прогрессирующего процесса инфляции.

Риск является неотъемлемым спутником предпринимательства. Основной мотив  риска- достижение большего успеха, чем тот, который может быть достигнут при отсутствии риска. Риск считается обоснованным. Если вероятность повышения успеха существенно превышает вероятность снижения успеха, достигаемого в условиях отсутствия риска.

Риск в предпринимательстве выполняет ряда созидательных функций:

Регулятивную функцию, состоящую в том, что рискованные решения предполагают активную деятельность, поиск новаторских идей, творческий подход

Инновационную функцию, поскольку риск предпринимателя ориентирован на осуществление нововведений, позволяющих преодолевать неопределенности.

Аналитическую функцию, так как принятие решений в ситуации риска сопровождается разработкой ряда альтернатив и отбором предпочтительного варианта, рассчитанного на достижение успеха при допустимом уровне риска

Защитную функцию,   состоящую в том, что рисковая деятельность сопровождается рядом мер, предусматривающих защиту субъекта  предпринимательства от разрушительных последствий риска в случае неудачи(формирование резервных фондов, страхование и.т.п.)   

Литература

1) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(в редакции Закона РТ от 6 августа 2001 г. N 41, от 3 мая 2002 г.№5,от 1марта 2005г №85)

2)Круглова Н.Ю.коммерческое право. Учебник М-русская деловая литература 2000г

3) КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН от 6 ноября 1994г

( в редакции закона от 22.06.2003г.)

4)анализ коммерческого законодательство Р.Т. «open society institute Tajikistan soros foundation» Душанбе -2003г

5) Гражданский кодекс Р.Т. часть 2 от 11/12/1999г

6) А.Б.Борисов. комментарий к гражданскому кодексу Р.Ф. (постатейный ч.1.ч .2.ч.3) Москва .книжный мир -2005г

7) Закон Р.Т. о финансовой аренде (лизинге) от 22\04\2003г

8) Конвенция о межгосударственном лизинге «ратифицированное Постановлением Мачлиси намояндагон Мачлиси Оли Р.Т. от 29.июня 2001г  № 366

9) Предпринимательское право С.Э.Жилинский издательство норма М-2000г

10) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагах (в редакции Закона РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.№638,от 8 декабря 2003г № 68)

11)ЗАКОН Р.Т.”Об  обществах с ограниченной ответственностью”от 10\05\2002г

12) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

(В редакции Законов РТ от 14 декабря 1996 г. № 337, от 12 декабря 1997 г. № 498, от 22 мая 1998 г. № 634)

13)Закон Р.Т. о конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 29\11\2000г

14) Закон Р.Т.об аренде (в редакции закон Р.Т.от 4 ноября

 1995г №126, от 4 декабря 2004г №65)

15) Коммерческое право «под редакцией проф.М.М.Рассолова и П.В.Алексия»  закон и права М-2005г

16)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СТРАХОВАНИИ(в редакции Законов РТ от 12 декабря 1997 года № 498,от 14 мая 1999 года, № 762,от 12 мая 2001г.N 16)

17) Предпринимательское право. Учебное пособие. Ж .Ф.Байша Москва-2006г 

18) ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН о ценных бумагахи  фондовых биржах   (в редакции Законов РТ от 4 ноября 1995 г. № 126, от 22 мая 1998г.  № 638, от 8 декабря 2003г.№ 68)

19) Гражданский кодекс Р.Т. часть 3 от 01\03\2005г

20) Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 03\12\2004г

21) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (в Редакции Закона РТ от 13.11.1998 г. N 684, от 12.03.1999 г.N 498,  от 12 марта 2001 г.  N 498,  от 12.05.2001 г. N 6, от 2 декабря 2002 г.N89,  от 1 августа 2003 г.N33,

от 17  мая  2004г,  N35,от 15 июля 2004г.N46 от 1 марта 2005г. N86, от 25 июля 2005г.N 97)

22) энциклопедический  словарь  правовых знаний.  Издател. Совет. Энцик. Москва- 1965г  

23)  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в редакции Закона РТ от 2 декабря 2002г.N62)

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.