Метод и функции экономической теории

ПЛАН.
1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-
тва.
4. Методы познания социально – экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические знания – элемент культуры индивида и общества.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в нес-
колько этапов:
– научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др);
– этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами
внешней торговли);
– этап физиократии (богатство общества определяется уровнем разви-
тия такой отрасли, как сельское хозяйство);
– классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо,
Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко).
Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с
научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, при-
быль, заработная плата и др;
– этап буржуазно – экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия).
Они утверждали, что классовое общество – это вечное общество и
частная собственность – это вечная собственность;
– марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс,
Энгельс, Ленин).
Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историю
возникновения и развития капиталистического способа производства, а
так же место и роль пролетариата в этом обществе;
– Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:
a) ленинская школа – теория империализма. Капитализм вступает в
свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть уми-
рающий капитализм;
б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).
Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Цен-
ность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и
той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;
в) кембриджская (Альберт Маршалл).
Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить
теории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-
ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво-
дительности;
г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).
Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;
д) школа экономического роста (Ростоу).
Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического
роста от единого индустриального до пост индустриального общества.
2. Существует несколько различных определений предмета экономичес-
кой теории.
Марксистское определение.
Экономическая теория изучает экономические отношения производства,
распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-
щества.
Самуэльсон.
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выби-
рают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь
многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные то-
вары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных
индивидов или групп общества.
Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.
Во-первых экономика – это исследование поведения человека в про-
цессе производства, распределения и потребления материальных благ и
услуг в мире редких ресурсов.
Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограничен-
ных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения
максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
3. Система экономических отношений – это есть отношения между
людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределе-
ния и потребления между классами и социальными группами, между страна-
ми, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и
крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических
отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.
Система экономических отношений соответствовать состоянию произ-
водства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирова-
ние.
Материальное производство является материальной основой экономи-
ческих отношений.
Предмет труда – это то, на что человек воздействует своим трудом и
изменяет его
Средства производства – это то, что человек помещает между собой и
предметом труда, и чем воздействует на предмет
труда.
Главным фактором производства является работник.
Средства производства и работники, приводящие их в движение обра-
зуют производительные силы общества.
Производительные силы и экономические отношения образуют способ
производства.
По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем
развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого
общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).
Он выделяет 5 стадий экономического роста:
– традиционное общество;
– переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);
– стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;
– послеиндустриальное общество;
– стадия массового потребления.
4. Методы экономической науки разнообразны:
– метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений
о предметах исследования от частного, случайного кратковременного,
единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.
– движение от абстрактного к конкретному;
– метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положе-
ния и принципы;
– метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений осно-
вываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
– единство исторического и логического, т.е. экономические процес-
сы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения
и в логической взаимосвязи;
– экономико-математическое моделирование, создание математических
моделей той или иной экономической теории.
5. Существуют несколько функций экономической теории.
– познавательная функция;
– методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и
экономические отношения, и производительные силы) и является методоло-
гической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические за-
коны, которые являются исходной методологической посылкой для исследо-
вания в других науках.
– практическая функция – обеспечить на основе теоретических разра-
боток экономическую политику.