Экономические типы хозяйствования

  ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – ПЕРВООСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

                                ПЛАН.

    1. Сущность, основные черты, формы и границы  натурального  хозяй-

       ства.

    2. Товарный тип хозяйства: сущность, условия становления и  основ-

       ные черты.

    3. Система основных категорий товарного производства и  обращения,

       их эволюция:

          а) товар, его потребительская стоимость;

          б) стоимость товара, меновая стоимость, индивидуальная и об-

             щественная стоимость товара, механизм определения величи-

             ны стоимости товара, факторы величины стоимости товара;

          в) особенности товарных свойств продукции транспорта;

          г) деньги: происхождение, сущность и функции;

          д) система денежного обращения и эволюция ее типов.

                             СОДЕРЖАНИЕ.

    1. Два типа хозяйствования: натуральное и товарное.

    Натуральный тип – это такой тип организации  общественного  хозяй-

                   ствования, при котором продукт  труда  используется

                   для внутреннего потребления.

    Производитель продукта должен быть собственником средств производ-

ства.

    Продукт труда не является товаром.

    Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнооб-

разными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутрен-

него потребления.

    2. Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе разви-

                   тия человеческого общества.

    Определение товарного производства впервые дает В.И.Ленин в  рабо-

те по поводу так называемого  вопроса  о  рынках  :  “…под  товарным

производством разумеется такая организация общественного  хозяйствова-

ния, когда продукты производятся отдельными обособленными производите-

лями, причем каждый специализируется на выработке  одного  какого-либо

продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необхо-

дима купля – продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром)  на

рынке”.

    Для становления товарного хозяйства необходимы два условия:

    – общественное разделение труда;

    – обмен, рынок.

    Основные черты товарного хозяйства:

    – производитель продукта труда может  быть  собственником  средств

производства, но может и не быть им;

    – продукт труда является товаром;

    – рабочая сила становится товаром.

    3а. Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо  че-

                   ловеческую потребность через обмен, рынок.

    Товар обладает потребительской стоимостью.  Это  есть  способность

товара удовлетворять какую либо общественную  потребность.  Исходя  из

общественной потребности товары делятся  на  средства  производства  и

предметы потребления.

    Средства производства – это товары, удовлетворяющие производствен-

                   ные потребности общества.

    Предметы потребления – это товары, удовлетворяющие личные  потреб-

                   ности человека.

    3б. Товар имеет стоимость. По вопросу  величины  стоимости  сущес-

твуют три подхода:

    – марксистский: величина стоимости определяется количеством труда,

воплощенного в товаре – эта величина находится под  воздействием  двух

факторов:

        а) производительности труда;

        б) интенсивности труда.

    Производительность труда – это количество продукции,  производимой

                   в единицу времени.

    Интенсивность труд – это количество труда, затраченное  в  единицу

                   времени.

    Рост производительности труда уменьшает цену стоимости  товара,  а

рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не ме-

няет стоимости единицы продукции.

    – австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ог-

раниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую  может  при-

нести последний экземпляр товаров определенной группы.

    – кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется

издержками производства, спросом и предложением и предельной полезнос-

тью.

    Меновая стоимость – это количество или пропорция, в  которой  одна

                   потребительская стоимость приравнивается  к  другой

                   на рынке.

    Стоимость бывает индивидуальная и общественная.

    Индивидуальная – это стоимость  товара  каждого  отдельно  взятого

                   производителя.

    Общественная стоимость проявляется на рынке.

    Величина стоимости товара зависит от трех факторов:

    а) общественная производительность труда;

    б) ограниченность и редкость ресурсов;

    в) спрос и предложение.

    3в) Транспорт это четвертая сфера материального производства  пос-

ле промышленности, строительства и сельского хозяйства.

    Продукция транспорта – само перемещение (перевозка).

    Понятие товара нельзя отрывать от интереса потребителя.  Он  готов

платить за такой товар  транспорта,  который  удовлетворяет  следующим

требованиям:

    – перевозка грузов без потерь их массы, свойств, комплектности;

    – доставка грузов в нормативные и незаказанные сроки;

    – ритмическая подача груженного подвижного состава на  фронт  раз-

грузки предприятия;

    – обеспечение отгрузки готовой продукции заказанным подвижным сос-

тавом по его типам и в полной готовности к перевозке.

    – оказание всего комплекса услуг, связанного с перевозкой.

    Для пассажирского транспорта:

    – полная отправка всех желающих;

    – обеспечение им безопасности и требуемых удобств;

    – оказание комплекса дополнительных услуг;

    – выполнение расписания движения транспортных средств;

    – ускорение доставки пассажиров по их заказам.

    Тарифы на ж/д перевозки необходимо  строить  на  основе  расчетной

(фактической) себестоимости перевозки различных грузов в разных  усло-

виях по регионам.

    Таким образом продукция транспорта – это  законченное  перемещение

пассажиров и грузов.

    3г. Деньги в своем развитии прошли большой исторический  путь.  Их

возникновение и развитие связано со сменой форм стоимости.

    Форма стоимости в своем развитии прошла четыре исторических этапа:

    – простая (случайная);

    – полная (развернутая);

    – всеобщая;

    – денежная.

    На этапе разложения натурального хозяйства и зарождения товарного,

зародилась простая форма стоимости. Обмен происходил случайно,  выгля-

дел просто.

    Полная форма стоимости появляется вместе с первым разделением тру-

да.

    Денежная форма стоимости отличается  от  всеобщей  тем,  что  роль

всеобщего эквивалента закрепляется за деньгами навечно, навсегда.

    Деньги – это всеобщий эквивалент.

    Деньги выполняют пять функций:

    а) мера стоимости. В этой функции деньги измеряют  стоимость  всех

других товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально, то есть мыслен-

но представляемы;

    б) средство обращения;

    в) средство платежа;

    г) средство накопления;

    д) мировые деньги. Деньги выходят за пределы национальных границ.

    3д. Денежное обращение – это непрерывное движение денег.  В  своем

развитии денежное обращение прошло три исторических этапа:

    – золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой  страны

имела золотое содержание или обеспечение;

    – золотобумажный тип денежного обращения (1769 г. в России) бумаж-

ные деньги пришли двумя путями:

        а) порча монет. Казначейские векселя,  то  есть  обязательства

           государственной власти,  которые свободно  обменивались  на

           серебряные и медные монеты;

        б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельно-

           го промышленника или торговца уплатить в определенный  срок

           деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты  стали

           выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золо-

           том, драгоценными металлами  и  другими  активами  государ-

           ственного банка.

    – банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем,  что

бумажные деньги, никак не связаны с золотом.

    Сегодня функционируют так называемые банковские  деньги,  то  есть

основная масса операций по покупке и продаже товаров  совершается  без

участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.