Механизм регулируемой рыночной экономики

ПЛАН.
1. Основы механизма рыночной саморегуляции.
2. Рыночный механизм конкурентного равновесия.
3. Содержание и формы рыночного равновесия.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и пред-
ложение.
Спрос – это форма выражения потребности представленной на рынке и
обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или
способных быть произведенными и представленными к
продаже по соответствующим удовлетворяющим произво-
дителя товара ценам.
На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар
растут, то спрос уменьшается.
Соотношение цены и количества реализованных на рынке товаров:
Кривая спроса и количества продаж:
Цена за
единицу На спрос влияют следующие фак-
товара торы:
– уровень доходов в обществе;
5 ┤ – размеры рынка данного товара;
│ – наличие взаимозаменяемых то-
4 ┤ варов;
│ – объективные вкусы покупате-
3 ┤ лей.
│
2 ┤ Предложения определяют законо-
│ мерную взаимосвязь между рыночными
1 ┤ ценами и количеством товара, про-
│ изводимого и предлагаемого к про-
Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагае-
мых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени:

Кривая предложения товаров На предложение влияют следую-
в зависимости от их цены: щие факторы:
– цена на выпускаемую продук-
Цена за цию;
единицу – уровень прибыли;
товара – снижение издержек производ-
ства, обеспечиваемое:
5 ┤ а) за счет НТП;
│ б) степенью монополизации
4 ┤ рынка;
│ в) движением цен на дру-
3 ┤ гие товары, т.е.взимозаменяе-
│ мостью.
2 ┤
│
1 ┤
│
└──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬
5 10 15 20 25 30 35 40 45
2. Равновесие рыночных цен находится в точке пересечения кривых
спроса и предложения. Ценой равновесия следует считать цену такого
уровня, при котором предложение соответствует спросу.
Равновесная цена устанавливается при двух условиях:
– когда количество, которое покупатели хотят купить соответствует
количеству, которое продавцы хотят продать;
– отсутствует тенденция к изменению цены и количества.
Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных фак-
торов и по разному на них реагируют. Степень изменения спроса и пред-
ложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эл-
ластичность.
Эластичность спроса – это степень степень реакции покупаемого ко-
личества товара на колебание его рыночной цены.
Количественно и качественно эластичность спроса может быть пред-
ставлена тремя моментами:
а) Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увели-
чение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Элас-
тичность спроса при этом > 1.

График эластичного спроса. График единичного эластичного спроса.
б) Процентное снижение цены в точности компенсируется соответ-
ствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается аб-
солютно неизменной. Эластичность спроса равна 1.
в) Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количес-
тва продаж, что общая выручка снижается. Это неэластичный спрос.
Эластичность < 1, но > 0.
График неэластичного спроса. Эластичность предложения.
Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и
предлагаемым к реализации товаром, а так же относительное изменение
объема производства и предложения товара в связи с движением его цены
на рынке.
Коэффициент эластичности – это процентное отношение изменения ко-
личества товара к проценту изменения цены товара.
3. В теории рыночного равновесия важное значение уделяют фактору
времени и с этой точки зрения различают:
– мгновенное равновесие, когда │
предложение неизменно; │
│
│
│
│
│
└───────────────────
– краткосрочное равновесие, ког- │
да предложение растет без увеличения │
оборудования; │
│
│
│
│
└───────────────────
– длительное равновесие нормаль- │
ной цены, когда предприятия заменя- │
ют и увеличивают оборудование, а ко- │
личество самих предприятий может из- │
меняться за счет свободного входа и │
выхода их из отрасли. │
│
└───────────────────
Цена длительного равновесия немного ниже цены краткосрочного рав-
новесия и значительно ниже цены мгновенного равновесия. Этот случай
называется случаем растущих издержек.
Влияние налогообложения на цену рыночного равновесия:
│
│
│
│
│
│
│
└───────────────────