Механизм регулируемой рыночной экономики

ПЛАН.

1. Основы механизма рыночной саморегуляции.

2. Рыночный механизм конкурентного равновесия.

3. Содержание и формы рыночного равновесия.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и пред-

ложение.

Спрос – это форма выражения потребности представленной на рынке и

обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или

способных быть произведенными и представленными к

продаже по соответствующим удовлетворяющим произво-

дителя товара ценам.

На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар

растут, то спрос уменьшается.

Соотношение цены и количества реализованных на рынке товаров:

Кривая спроса и количества продаж:

Цена за

единицу На спрос влияют следующие фак-

товара торы:

– уровень доходов в обществе;

5 ┤ – размеры рынка данного товара;

│ – наличие взаимозаменяемых то-

4 ┤ варов;

│ – объективные вкусы покупате-

3 ┤ лей.

2 ┤ Предложения определяют законо-

│ мерную взаимосвязь между рыночными

1 ┤ ценами и количеством товара, про-

│ изводимого и предлагаемого к про-

Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагае-

мых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени:

Кривая предложения товаров На предложение влияют следую-

в зависимости от их цены: щие факторы:

– цена на выпускаемую продук-

Цена за цию;

единицу – уровень прибыли;

товара – снижение издержек производ-

ства, обеспечиваемое:

5 ┤ а) за счет НТП;

│ б) степенью монополизации

4 ┤ рынка;

│ в) движением цен на дру-

3 ┤ гие товары, т.е.взимозаменяе-

│ мостью.

2 ┤

1 ┤

└──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬

5 10 15 20 25 30 35 40 45

2. Равновесие рыночных цен находится в точке пересечения кривых

спроса и предложения. Ценой равновесия следует считать цену такого

уровня, при котором предложение соответствует спросу.

Равновесная цена устанавливается при двух условиях:

– когда количество, которое покупатели хотят купить соответствует

количеству, которое продавцы хотят продать;

– отсутствует тенденция к изменению цены и количества.

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных фак-

торов и по разному на них реагируют. Степень изменения спроса и пред-

ложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эл-

ластичность.

Эластичность спроса – это степень степень реакции покупаемого ко-

личества товара на колебание его рыночной цены.

Количественно и качественно эластичность спроса может быть пред-

ставлена тремя моментами:

а) Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увели-

чение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Элас-

тичность спроса при этом > 1.

График эластичного спроса. График единичного эластичного спроса.

б) Процентное снижение цены в точности компенсируется соответ-

ствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается аб-

солютно неизменной. Эластичность спроса равна 1.

в) Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количес-

тва продаж, что общая выручка снижается. Это неэластичный спрос.

Эластичность < 1, но > 0.

График неэластичного спроса. Эластичность предложения.

Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и

предлагаемым к реализации товаром, а так же относительное изменение

объема производства и предложения товара в связи с движением его цены

на рынке.

Коэффициент эластичности – это процентное отношение изменения ко-

личества товара к проценту изменения цены товара.

3. В теории рыночного равновесия важное значение уделяют фактору

времени и с этой точки зрения различают:

– мгновенное равновесие, когда │

предложение неизменно; │

└───────────────────

– краткосрочное равновесие, ког- │

да предложение растет без увеличения │

оборудования; │

└───────────────────

– длительное равновесие нормаль- │

ной цены, когда предприятия заменя- │

ют и увеличивают оборудование, а ко- │

личество самих предприятий может из- │

меняться за счет свободного входа и │

выхода их из отрасли. │

└───────────────────

Цена длительного равновесия немного ниже цены краткосрочного рав-

новесия и значительно ниже цены мгновенного равновесия. Этот случай

называется случаем растущих издержек.

Влияние налогообложения на цену рыночного равновесия:

└───────────────────

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.