Нормы и стандарты аудиторской деятельности

  1. 1.Аудиторские стандарты, их назначение и виды
    1. Основные международные аудиторские стандарты
    2. Профессиональные и этические нормы аудиторской деятельности
  2. 4.Этический кодекс аудитора
    1. Проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
    2. Национальные стандарты аудита в РТ

Основная литература: 9,С. 198-202, 27.С. 197-204, 28, 29.С. 135-140 Дополнительная литература: 2.

13.1.Аудиторские стандарты, их назначение и виды

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, кроме того, могут использоваться для защиты аудитора в судебном процессе.

Различают четыре группы стандартов:

Международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний; национальные стандарты; их имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, остаются действовать в части, не противоречащей закону и федеральным правилам (стандартам), 39 правил (стандартов), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РТ. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила

(стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов)

аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных правил;

4) внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.

13.2. Основные международные аудиторские стандарты

Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

Наиболее значимые из международных стандартов аудита касаются следующих проблем:

цели и объем проверки финансовых отчетов; письмо о согласии на проведение аудита; основные принципы проведения аудита; планирование аудита;

использование результатов работы других аудиторов;

изучение и оценка применяемой системы бухгалтерского учета и соответствующих средств внутреннего контроля в связи с проведением аудита; состоит в разработке и опубликовании стандартов и положений в отношении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета. КМАП является постоянным комитетом Совета МФБ, а его члены назначаются организациями — членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ.

В Предисловии к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг определено, что они применяются при аудите финансовой отчетности и выполнении сопутствующих аудиту услуг. При этом аудитору разрешается отходить от требований МСА, обязательно аргументируя причины такого отхода. Указано, что данный стандарт аудита следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Здесь же отмечено, что наряду со стандартами КМАП выпускает и положения по международной аудиторской практике (далее — ПМАП). Эти документы имеют менее обязательный для применения характер и детализируют положения МСА. Однако для обозначения совокупности собственно международных стандартов аудита и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение «система документов МСА».

Более 100 терминов, применяемых в международных стандартах, нашли отражение в МСА № 110 «Глоссарий терминов».

Базовым международным стандартом, описывающим концептуальную основу международных стандартов аудита в области услуг, которые могут предоставляться аудиторами, является МСА № 120 • Концептуальные основы международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов. И нем проводится разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, а также отмечается, что к сопутствующим услугам относится обзор, согласованные процедуры и подготовка информации, но которым не предусматривается, что аудитор должен будет выра- 1ить уверенность. Согласно контексту данной концептуальной основы, уверенность рассматривается как выражение аудиторского мнения в отношении достоверности утверждений, представляемых одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Указывается, что аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. Отмечено, что мнение аудитора должно основываться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах. Подчеркивается, что доказательства, собранные в ходе обзора финансовой отчетности, не являются такими же полными, как доказательства при проведении аудита. Поэтому уровень уверенности, отражаемый в отчете об обзоре, ниже уровня, отражаемого в аудиторском заключении. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью. Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства данного субъекта прекращения неправомерных действий, если ему становятся известны факты ненадлежащего использования субъектом имени аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что аудитор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией. В соответствующей сомрике говорится, что в конце каждого международного стандарта приводится раздел «Основы аудита государственного сектора», в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такой раздел отсутствует, применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Исходя, из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита приняты за основу реформирования российского учета и аудита, поскольку они, отражая особенности рыночной экономики, имеют международное признание, менее сложны и открыты для последующих изменений.

13.3. Профессиональные и этические нормы

аудиторской деятельности

Этический кодекс — прерогатива не только практики бухгалтерского учета. Все профессионалы, включая врачей, юристов, страховых агентов и работников других профессий, считают необходимым провозгласить кодексы профессионального поведения и установить способы их соблюдения. Такие кодексы определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, и, таким образом, укрепляют уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг.

Принципы профессионального поведения американских аудиторов и бухгалтеров заложены в Кодексе профессионального поведения. Его преамбула делает акцент на ответственности профессионала в отношении общества, клиентов и коллег. Принципы Кодекса профессионального поведения ставят определенную цель и выражают общие идеалы, к которым должны стремиться аудиторы.

Шесть принципов Кодекса профессионального поведения включают в себя:

обязанности. При выполнении своих профессиональных обязанностей выносить точные, взвешенные, профессиональные, моральные суждения во всех видах своей деятельности; общественный интерес. Взять на себя обязательство действовать так, чтобы служить общественному интересу, оправдывать общественное доверие и демонстрировать высокий профессионализм; честность. Поддерживать и укреплять общественное доверие и

выполнять все профессиональные обязанности безукоризненно честно; объективность и независимость. Сохранять объективность и быть свободным от столкновений различных интересов при выполнении своих профессиональных обязанностей. В своей практике быть независимым как по существу, так и по форме при выполнении аудита и другой контрольной работы; надлежащее влияние. Соблюдать технические и этические стандарты профессии, постоянно стремиться повышать свои знания и качество работы и выполнять профессиональные обязанности на максимально возможном

уровне; объем и характер услуг. В своей общественной практике соблюдать принципы Кодекса профессионального поведения в определении объема и характера предоставляемых услуг.

Одним из широко применяемых типов проверок на существенность для установления наличия и в меньшей степени точности счетов дебиторов является прямой контакт аудитора с покупателями, обычно называемый подтверждением. Прежде чем проводить проверки на существенность по другим направлениям аудита, аудитор должен в достаточной степени убедиться в том, что пробный баланс счетов дебитора отражает все торговые сделки, которые к концу года остаются неоплаченными. Если результаты проверок контроля свидетельствуют о полноте пробного баланса, проверки на существенность полноты счетов дебиторов большей частью будут ограничены аналитической процедурой.

13.4.Этический кодекс аудитора

Этика аудитора — это свод правил и требований поведения аудитора при исполнении профессиональных обязанностей. Этический кодекс российского аудитора утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Кодекс содержит следующие требования:

соблюдать общепринятые моральные нормы и правила: жить и

работать по совести; руководствоваться общественными интересами всех пользователей бухгалтерской отчетности, защищать интересы клиента, возникшие на законных и справедливых основаниях;

внимательно и объективно оценивать информацию, не ин-

терпретировать ее предвзято, контролировать подчиненных; отказываться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в независимости (принцип независимости). Независимость включает в себя в том числе запрет на приобретение имущества у субъекта по нерыночным ценам, дружеские, личные отношения также противоречат независимости; воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы компетенции, не соответствующей квалификационному аттестату (принцип профессиональной компетентности); соблюдать конфиденциальность. Срок неограничен. Нельзя использовать полученную информацию к личной выгоде или в ущерб интересам клиента; соблюдать налоговые отношения, т.е. налоговое законодательство, и не способствовать фальсификации в целях уклонения клиента от уплаты налогов; не получать плату наличными сверх договорных сумм. Плата за услуги

должна соответствовать объему, сложности и качеству услуг; сохранять доброжелательные отношения между аудиторами,

информировать вновь назначенного аудитора в письменной форме; сохранять деловые, доброжелательные отношения сотрудников аудиторской фирмы, помогать друг другу в совершенствовании профессиональных навыков.

13.5. Проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности

(в редакции Постановления Правительства РТ от 3.04.2007г.№190)

  1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Республике Таджикистан (далее аттестация) проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.

Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью (далее – претенденты).

  1. К аттестации допускаются претенденты-граждане Республики

Таджикистан, и граждане засомежных стран имеющие высшее экономическое или юридическое образование с пятилетним стажем практической работы бухгалтера, или ревизора, или экономиста, финансиста, налогового работника или правоведа, а также граждане имеющие среднее специальное образование с десятилетним стажем практической работы по этим специальностям.

  1. Организация проведения аттестации возлагается на:
  • Министерство финансов Республики Таджикистан – по общему аудиту предприятий, их объединений, товарных и фондовых бирж, страховых организаций, инвестиционных фондов, пенсионных, общественных и других организации предпринимательскую деятельность;
  • Национальный банк Таджикистана – по аудиту банков и других кредитных организаций.
  1. Для проведения аттестации Министерство финансов Республики Таджикистан образует Квалификационную аттестационно – лицензионную комиссию (далее – квалификационная комиссия).

Правила проведения аттестации на право осуществление аудита банков и других кредитных учреждений устанавливает Национальный банк Таджикистана.

  1. Аттестация проводится после прохождения курсов на базе учебно – методических курсов по обучению и переподготовке аудиторов, и сдачи экзаменов определяемой Квалификационной комиссией Министерства финансов Республики Таджикистан.

Количество учебных часов и программа обучения разрабатываются и утверждаются Квалификационными комиссиями.

6.В состав Квалификационной комиссии включаются специалисты центральных аппаратов Министерства финансов Республики Таджикистан, Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан, Государственного комитета по национальной безопасности Республики Таджикистан и Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан (в редакции Постановления Правительства РТ от 3.04.2007г.№190).

В состав Квалификационной комиссии могут быть также включены преподаватели экономических и юридических факультетов вузов.

Члены Квалификационной Комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без права замены.

  1. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение три года начиная с года следующего за годом получения аттестата, проходить курс обучения по программам повышения квалификации, утвержденным квалификационной Комиссией.
  2. Распорядок работы Квалификационных комиссий определяется их руководителями.

Заседания Квалификационной комиссии проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов Комиссии.

Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов Квалификационной комиссии.

В случае равенства голосов решающим является голос руководителя Комиссии.

При отсутствии руководителя Комиссии его функции возлагаются на его заместителя.

  1. Квалификационные комиссии утверждают единые программы, по которым проводятся обучение и квалификационные экзамены.

Руководители Квалификационной комиссии заключают в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке договоры с учебно-методическими курсами о проведении на их базе обучения и переподготовки претендентов. При наличии возможности и условий такие курсы могут создаваться при Министерстве финансов Республики Таджикистан и Национальном банке Таджикистана.

В случае необходимости Квалификационные комиссии могут передать этим учебным заведениям функции по приему экзаменов и выдачи претендентам квалификационного аттестата.

Расходы по обучению и подготовки осуществляются за счет претендентов.

Квалификационные комиссии:

-утверждают порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий;

-функции экзаменационных комиссий выполняет

Квалификационная комиссия;

-организуют регулярные проверки качества проводимых занятий и квалификационных экзаменов;

-извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов:

-рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора,

В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки Квалификационная комиссия вправе назначить претенденту переэкзаменовку;

-выдают квалификационные аттестаты аудитора;

-ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.

10. Претенденты представляют в соответствующую Комиссию (Квалификационную комиссию) следующие документы:

  • заявление о допуске на курсы обучения и сдачи экзаменов,
  • копию диплома о высшем или (и) средне – специальном образовании, две фотографии размером 4×6, квитанцию о внесении платы за проведение обучения.
  1. Заявление рассматривается соответствующей Квалификационной комиссией в срок не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.

Решение о дате и места проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.

  1. Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.

Квалификационный аттестат аудитора по установленной форме должен быть выдан в месячный срок с момента принятия решения о его выдаче.

Аннулирование квалификационного аттестата аудитора производится в соответствии со статьей 19 Закона Республики Таджикистан “Об аудиторской деятельности”.

  1. Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат.
  2. Квалификационные комиссии ведут Государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов.

В Государственный реестр включаются следующие данные:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство аудитора, дата выдачи и номер квалификационного аттестата.

  1. Решение Квалификационной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.
  2. Все документы, связанные с обучением претендентов, включая Решения комиссии по выдаче (или отказа в выдачи) Квалификационного аттестата аудитора передаются на хранение учреждению (организацию), в котором проводится курсы обучения.

13.6. Национальные стандарты аудита в РТ

Стандарты аудиторской детальности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению (заключений) оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

В соответствии с аудиторской деятельности в РТ вызвало необходимость о издание внутренних стандартов аудиторской деятельности в РТ.

В настоящее время в РТ действуют следующие стандарты аудиторской деятельности.

1.СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА” (АД 1/2001)

Утвержден Министерством финансов за № 65 от 12.04.2001г.

Настоящий стандарт подготовлен для регламентации аудиторской деятельности и в основном соответствует требованиям международных стандартов аудита, рекомендованных Международной Федерацией Бухгалтеров (LFAC) и Закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998г. № 601 “Об аудиторской деятельности” (с учетом изменений и дополнений).

Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*,* (в дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, именуются “Аудиторские организации”) при планировании аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта.

Задачами стандарта являются:

а) описание предварительного этапа планирования аудита;

б) формулирование принципов подготовки общего плана и

программы аудита;

в) описание порядка подготовки и составления общего плана и

программы аудита.

2. СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА” (АД 2/2002) Утвержден Минфином РТ за №14 от 29.01.2002г.

Настоящий стандарт подготовлен для регламентации аудиторской деятельности и соответствует требованиям международных стандартов аудита, рекомендованных Международной Федерацией бухгалтеров (LFAC) и Закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998г. N601 “Об аудиторской деятельности” (с учетом изменений и дополнений).

Целью стандарта является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской организацией или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*.(* в дальнейшем аудиторские организации и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются “аудиторские организации”).

Задачами стандарта являются:

а) сформировать общие принципы документирования аудита;

б) привести требования, предъявляемые к форме и содержанию

рабочей документации аудита;

в) описать порядок составления и хранения рабочей документации.

3. Стандарт Аудиторской деятельности “Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита”. (АД 3/2002)

Утвержден Минфином РТ за №25 от 29.01.2002г

Настоящий Стандарт подготовлен для регламентации аудиторской деятельности и в основном соответствует требованиям международных стандартов аудита, рекомендованных Международной Федерацией Бухгалтеров (LFAC) и закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998г.

№601 “Об аудиторской деятельности” (с учетом изменений и дополнений).

Целью стандарта является регламентация обязательств хозяйствующего субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя,* на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Задачами стандарта являются:

а) определение условий и порядка подготовки письма –

обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита;**

б) содействие аудиторской организации в подготовке письма –

обязательства;

* В дальнейшем аудиторские организации и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются “аудиторские организации”.

** Далее по тексту называется просто “Письмо – обязательство”

в) определение взаимных прав, обязательств и ответственности

аудиторской организации и хозяйствующего субъекта при заключении соглашения о проведении аудита.

4. СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ” (АД 4/2002)

Утвержден Министерством финансов за ПРИКАЗ № 93 от 25.07.2002г

. г.Душанбе

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, рекомендованных Международной Федерацией бухгалтеров (IFAC) и закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998г. №601 “Об аудиторской деятельности” (с учетом изменений и дополнений).

Настоящий стандарт устанавливает единый порядок составления аудиторской организацией или аудитором, работающим самостоятельно,* *(в дальнейшем аудиторские организации и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются “аудиторские организации)аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан.

Настоящий стандарт не является обязательным при составлении аудиторских заключений по результатам: аудита бухгалтерской отчетности, подготовленной по правилам, отличным от действующих в Республике Таджикистан; аудита, целью деятельности которого не является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.

5. СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “АУДИТОРСКИЕ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА” (АД 6/2003)

10.10.2002 г.Душанбе N 117

Утвержден Министерством финансов за № 117 от 10.10.2002

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, рекомендованных Международной Федерацией бухгалтеров (IFAC) и Закона Республики Таджикистан от 21 мая 1998г. №601 “Об аудиторской деятельности” (с учетом изменений и дополнений).

Целью настоящего стандарта является определение требований к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация или аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя* ( В дальнейшем аудиторские организации и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, именуются “аудиторские организации”) может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.

Задачами стандарта являются:

а) определение видов аудиторских доказательств;

б) перечисление источников аудиторских доказательств;

в) описание методов получения аудиторских доказательств.

Тема 14 Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности клиента.

14.1. Цели проверки и источники информации.

14.2. Документы бухгалтерского учета как источники информации о финансово-хозяйственной деятельности

14.3. Регистры бухгалтерского учета

14.4.Анализ финансового состояния организации

До начала проведения аудита следует ознакомиться в достаточной мере с деятельностью аудируемого лица, чтобы понимать ее содержание и особенности, идентифицировать и правильно оценивать операции, методы бухгалтерского учета.

Источниками информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки являются основные документы клиента, отражающие его финансовохозяйственную деятельность.

Приступая к аудиторской проверке, аудитор изучает учредительные документы клиента: устав, учредительный договор, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Аудитор проводит экспертизу заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству, выполнению условий, соблюдению интересов клиента.

Документы бухгалтерского учета и отчетности являются основными носителями информации о хозяйственной деятельности экономического субъекта.

В ходе аудита аудитору требуются: отчетность об использовании и состоянии объекта проверки; нормативно-справочная документация; законы, инструкции, нормативные акты;

материалы налоговых, аудиторских проверок, письма, переписка; публикации, официальные данные об организации, рекламные

материалы, материалы официальных сайтов в сети Интернет и другие источники.

Для подтверждения информации аудитор привлекает третьих лиц.

Так, банки подтверждают остатки по счетам и движение денежных средств; поставщики, покупатели — остатки по дебиторской и кредиторской задолженности, взаимные претензии. При этом внутренняя и внешняя информация оценивается как более реальная и достоверная

14.2. Документы бухгалтерского учета как источники информации о финансово-хозяйственной деятельности

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Аудитор проверяет соблюдение требований по формам документов. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны утверждаться как приложение к учетной политике и содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа; дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном

выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение

хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Важные источники информации при проведении аудиторской проверки — документы бухгалтерского учета и отчетности. К ним прежде всего относятся Главная книга, журналы – ордера или мемориальные ордера, оборотные ведомости по синтетическим счетам, оборотные ведомости по аналитическим счетам, отчеты кассира, накопительные, группировочные, расчетно — платежные ведомости, карточки аналитического учета, лицевые счета и первичные документы, включая бухгалтерские справки.

Особый интерес для аудитора представляет квартальная бухгалтерская отчетность, которая в обобщенном виде показывает результаты деятельности и финансовое положение экономического субъекта за определенный период.

Приказом Министерства финансов Республики Таджикистан от 5 марта 2004 года №28 утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности юридических лиц:

«Бухгалтерский баланс» форма №1

«Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности » форма №2

«Отчет о движении денежных средств » форма №3

«Отчет о изменениях в капитале» форма №4 Пояснительная записка

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами.

В случае обнаружения недооформленных документов аудитор отмечает этот факт в рабочих документах аудитора и в информации, предоставляемой руководству экономического субъекта, И предлагает привести документы в соответствие с требованиями нормативных актов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно по ее окончании.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовить за свой счет дирии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений в соответствии с законодательством.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них дирии с указанием основания и даты изъятия.

14.3. Регистры бухгалтерского учета

Помимо первичных документов при проведении экспертизы аудитор использует регистры бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и наделения информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их зашита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

В рабочих документах аудитора отмечается состав регистров, их состояние, наличие необходимой информации по аналитическим данным, даются предложения по их совершенствованию и доведению до предъявляемых требований.

14.4.Анализ финансового состояния организации

Финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств и источников их формирования. Эти сведения представлены в балансе организации. Для общей оценки финансового состояния организации следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности и срочности обязательств.

Чтение баланса по таким систематизированным группам ведется с использованием методов горизонтального И вертикального анализа.

Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации о финансовом положении предприятий за определенную дату

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать наиболее важную информацию об организации, о ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером- специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Основная литература:

  1. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие. М.: Экономика, 1994.
  2. Арене Э.А., Лоббек Дж. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995.
  3. Артеменко В.Г. «Анализ финансовой очетности» – Москва, 2008г, 272с.
  4. Астахов «Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности» – Росто на Дону, 2006г, 448с.
  5. Астахов В.П. «Бухгалтерский учет» – Москва, 2008г.
  6. Аудит в России. М.: Инвест Фонд, 1994.
  7. Бабаева З.Д. «Бухгалтерский учет» – Москва, 2008г,384с.
  8. Беликова Т.Н. «Как грамотно читать баланс» – Москва, 2008г, 176с.
  9. Белуха Н.Т. Аудит – Киев «Знание», 2003-769с.
  10. Вахрушина М.А.«Бухгалтерский управленческий учет» – Москва,2008г, 570с.
  11. Гулов Т.Г. ―Назарияи њисобгирии бухгалтерї‖ Душанбе, ИРТон, 1999с
  12. Ефимова О.В. «Анализ финансовой отчетности» – Москва, 2008г,45с.
  13. Кувишнов «Бухгалтрский учет экспрсс-курс» – Москва, 2008, 296с.
  14. Лаврушкина О.М. «Банковские операции» – Москва, 2007г, 256с.
  15. Ларионова «Бухгалтерский учет»- Москва, 2008г.
  16. Молчанов С.С. «Бухгалтерский учѐт» – Москва, 2010г.
  17. Муравицкая Н.К.«Бухгалтерский учет»- Москва, 2005г, 528с.
  18. Никандарова Л.К. «Бухгалтерский управленческий учет» – Москва,2008г, 184с.
  19. Пошерстник Н.В. «Бухгалтерский на современном предприятии» – Москва,2008г, 552с.
  20. Радионова «Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях» – Москва 2008г.
  21. Рахимов С.Х. Бухгалтерская финансовая отчетность – Душанбе-РТСУ, 2009г.
  22. Русалева Л.А. «Теория бухгалтерский учет» – Ростов на Дону, 2005г, 448с.
  23. Суворова С.Л. «Бухгалтерский учет»- Москва, 2007г, 344с.
  24. Турдиев «Бухгалтерский финансовой учет том 1» -Душанбе 2008г, 472с.
  25. Турдиев «Бухгалтрский финансовой учет том 2» – Душанбе, 2008г, 378с.
  26. Уроқов Д.У. «Назарияи ҳисобгирии бухгалтери» – Душанбе, 2008, 351с.
  27. Уроқов Д.У., Раҳимов С.Х. ва диг. Аудит – Душанбе 2002
  28. Харченко О.Н. «Бухгалтерским учет анализ и аудит»- Москва, 2008г, 176с.
  29. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит, М-Инфра-М, 2002, 256с.
  30. Шерназаров А.Ш ва дигарон. ―Назарияи њисобгирии бухгалтерї‖ Душанбе, 2003с.

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.