История возникновения и развития страхования

2.1. Истоки страхования

Страхование – это один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивого материального благополучия, это разумная предусмотрительность. Его применяют с глубокой древности.

Истоки страхования уходят так далеко в прошлое, что невозможно установить точную дату его возникновения.

Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов гибло животное, Талмуд предписывал остальным погонщикам выделить ему взамен другого осла, но только не деньги. Уже в те времена был заложен важный принцип страхования – страховая защита не должна служить обогащению.

Таким образом, в основе зарождающихся, первичных форм страхования была заложена коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами без цели обогащения.

Страхование – как механизм социальной защиты, зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что, естественно, разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном (вероятном) характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей. При этом, чем большее количество хозяйств участвуют в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на одного участника. Так возникла страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Первое упоминание о страховых операциях находится в законах Хаммурапи (2-тысячелетие до нашей эры) и касается взаимного раскладочного страхования купцов в караванах на случай нападения  разбойников, падежа вьючного скота и т.д. Кроме того, в Библии указано, что строители Саламонова Храма в Х веке до нашей эры объединялись в профессиональные ассоциации с целью взаимопомощи на случай производственного травматизма. В Античности существовали ростовщики, принимавшие на себя обязанности выплаты стоимости груза и корабля в случае его потери из-за крушения или нападения пиратов (так называемое ссудное морское страхование). При этом размер страховой премии для дальних плаваний в античных Афинах достигал 30% страховой суммы (стоимость корабля и груза). Там же существовали кассы взаимопомощи, формировавшиеся по ремесленному принципу. В древнем Риме существовало и государственное страхование. Так, во время Первой пунической войны государство приняло на свой счет весь ущерб, нанесенный купцам при перевозке военных грузов. Это кстати, повлекло за собой и один из первых известных нам случаев страхового мошенничества: купцы пытались  симулировать страховые события для получения возмещения.

В средние Века в Европе принцип взаимного страхования членов ремесленных цехов и иных ассоциаций возродился сначала в Северной Европе, в частности, в Саксонии в 7 – 9 вв. и Англии, Италии, а потом и по всей западной Европе. Основным видом страхования в раннем Средневековье, как и в Античности, было ссудное страхование морских перевозок. При  этом следует отметить ряд попыток церковной и светской власти запретить страхование: так, в 805 г. Карл Великий запретил «клясться выплатить деньги в случае кораблекрушения или пожара».

При личном страховании в рамках цеховой взаимопомощи в Средние Века первоначально в качестве единственного страхового случая рассматривалась смерть члена союза, в последствии перечень страховых случаев все более расширился.

Взаимное страхование в условиях рыночных отношений стало закономерно перерастать в самостоятельную отрасль страхового дела. Если при взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный с помощью теории вероятности страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя величина возможного ущерба, приходящиеся на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для заблаговременного формирования страхового фонда. В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное предприятие для, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.

Современное морское страхование родилось из морских ссудных операций и первоначально составляло с ними единое целое. Отделение страхование от морской ссуды  окончательно произошло в ХІV в. в Италии. 

Страховые общества с фиксированными платежами, не являющиеся составной частью профессиональной коллегии (отошедшие от раскладочного принципа страхования внутри коллегии), сначала взаимные, потом и акционерные, возникли впервые в Англии в середине ХVІІ в. Первым видом  страхования для них было страхование от пожара. Толчком для развития огневого страхования послужил Лондонский пожар 1666 г., унесший жизни более 70 человек. После этого пожара в Англии возникают многочисленные взаимные и акционерные страховые общества. При этом в Англии получили наибольшие развитие капиталистические акционерные предприятия. В то же время возникают первые страховые общества в области морского страхования: Франция (1686 г., Париж), Италия (1741 г., Генуя), Дания (17746 г.), Швеция (1750).

 В Германии огневое страхование носило характер общественной деятельности под государственным контролем. Это было вызвано высокой ценностью жилья в условиях Северной Европы при повышении плотности населения, приводящей к учащению пожаров.

С XIX в. ведущее место занимают страховые объединения типа картелей и концернов. Крупный картель был создан в Берлине в 1874 г. Он носил международный характер и состоял из 16 страховых обществ (австрийских, русских, шведских и др.). в 1920-х гг. он объединял уже 230 обществ из 26 стран.

На начальной стадии появления буржуазного общества основной формой было морское страхование. Кредитор давал судовладельцу необходимую для организации плавания денежную сумму при условии, что в случае благополучного исхода эта сумма возвращается с уплатой предусмотренных процентов. Если же судно и товар погибали, то заемщиксудовладелец освобождался от выплаты как заемной суммы, так и процентов. В XIV в. сложная нотариальная форма морского займа была заменена денежным полисом, который страховщик выдавал судовладельцу в подтверждение заключенного договора. Первый полис был выдан в Барселоне в 1374 г. В 1468тг. Появляется Венецианский кодекс морского страхования. Затем морское страхование усиленно развивается в Англии, где в 1601 г. был принят правовой акт, которым предусматривалось создание специальных судов, занимающихся разбирательством споров из области морского страхования.

В международном страховании резко выделилась английская страховая корпорация Ллойдз, которая сегодня является международным страховым рынком и крупнейшим издательским центром информации по морскому судоходству и коммерции.

Страховая компания Ллойдз возникла из Кофейного дома Ллойда, владельцем которого был Эдвард Ллойд (умер в 1713 г.). Первое упоминание о Кофейном доме Ллойд относится к 1688 г. В этой кофейне происходили регулярные встречи страховщиков, судовладельцев, купцов. С 1696 г. Эдвард Ллойд стал издавать страховую газету под своим именем. В 1760 г. в системе Ллойда образовалось первое в мире классификационное общество – регистр судов (Регистр английского Ллойда). В 1871 г. актом британского парламента объединение страховщиков «Ллойдз» получило официальный статус корпорации страховщиков.

Родиной страхования жизни считают Англию, в которой в 1699 г. впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот, а за тем была создана страховая компания Eckvatedl, занимающаяся личным страхованием. В 1787 г. во Франции создана первая континентальная акционерная компания по страхованию жизни – «Королевская страховая компания». Страхование жизни в плане актуарных расчетов технически сложнее, чем страхование имущественных рисков, поэтому современное страхование жизни появляется только тогда, когда оказалось возможным подвести под него статистическую и математическую базу по продолжительности жизни.

Родиной перестрахования является Германия, Первое перестраховочное общество  было образовано в Кельне в 1846г., затем появилось Мюнхенское перестраховочное общество. В 1885 г. Возникло «Русское общество перестрахования», которое занималось перестрахованием огненных рисков.

2.2. Страхование в Таджикистане до 1917 г. и в советский период.

До октябрьской революции 1917 г. страховой рынок существовал и в нашей стране, так как наша республика (ее часть) входила в состав Российской империи. Первое страховое акционерное общество в России появилось в  1827 г. «Первое Русское страховое от огня общество» было единственной российской страховой организацией до 1835 г. Быстрое становление страхования началось в России с отменой крепостного права и развитием капитализма. К началу ХХ  в. в России сформировался вполне цивилизованный страховой рынок с развитой инфраструктурой, представленной национальными и иностранными акционерными компаниями, взаимными и земскими страховыми обществами, а также государственным страхованием рабочих. В 1913 г. в стране действовало 19 страховых акционерных обществ. В страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Общий сбор премии в 1913 г. составил 204 млн. руб. Таким образом, национальные страховые компании контролировали более 94% российского страхового рынка.

Прибыль страховых обществ за 1913 г. в целом составила более 7 млн.

руб.  Российский страховой рынок перед Первой мировой войной занимал четвертое место в мире по сбору страховой премии.

 Все изменилось после Октябрьской Революции. 28 ноября 1918 г. Лениным был издан декрет, согласно которому ликвидировались все частные страховые компании, принадлежащие им денежные средства и имущество были национализированы, а договора страхования расторгнуты. Позднее, в 1922 г, создана государственная страховая монополия – Госстрах СССР

(Госстрах в  Союзных республиках). В 1947 г. от Госстраха отделилось акционерное общество «Ингосстрах», специализировавшееся на страховых операциях на внешнем рынке – страховании интересов СССР за границей.

До распада СССР, как указано выше, единственной страховой организаций был Союзгосстрах со своими структурами в союзных республиках, в том числе и в Республике Таджикистан и страховое дело было монополией государства.

 Однако, в течение почти 70 лет после 1917 г., в советский период,  отдавалось предпочтение общегосударственным резервным фондам широкого назначения, то есть страхование и страховое дело в советском государстве не распространялись на государственный сектор экономики, и весь ущерб, нанесенный государственному сектору экономике в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных, непредвиденных событий,, восстанавливался за счет самого государства. Для страхового же фонда, формируемого за счет средств граждан и субъектов хозяйствования (т.е. классических страховых фондов, по которым работали все страховые системы мира), оставалась ограниченная сфера действия. Это страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, кооперативные и общественные организации, имущество, жизнь и здоровье граждан. Проведения указанного страхования поручалось Госстраху, который был монополистом в страховом поле страны.

Из вышеизложенного усматривается, что страхование и страховые механизмы в советском государстве применялись ограничено и весь ущерб, который наносился государственному сектору экономике, восстанавливалась за счет самого государства, то есть ее бюджета. А вот в странах с рыночной экономикой восстановления нанесенного в результате непредвиденных событий ущерба восстанавливались и восстанавливаются на  страховом рынке, то есть страховыми компаниями различных форм собственности. 

Деятельность Госстраха, как единственного страхового органа на территории бывшего СССР, в том числе и на территории нашей республике, не подкупала и не заставляла привить у советских граждан необходимости и потребности в страховании.

 Если страхование во всех страховых системах мира выполняет четыре функции, которые изложены в главе 1 настоящего учебника, (рисковую, предупредительную, сберегательную и контрольную), то граждане СССР, в том числе и Республики Таджикистан, предпочитали воспользоваться только одной из них – «сберегательной», полностью игнорируя основную функцию страхования, каковым была «рисковая» (возмещения материального ущерба пострадавшим при возникновении страховых событий). 

«Сберегательная» же  функция в таких видах страхования как смешанное страхования жизни, детское страхования, страхования к бракосочетанию и страхования дополнительной пенсии, имела характер накопления и возвратности уплаченных страхователем страховых взносов, т.

е. эти виды страхования предусматривали при окончания срока страхования, или так называемое «дожитие», выплату страхователю обусловленную договором страховую сумму. Хотя рисковая функция страхования (смерть, травма и т.д.) присутствовала и в этих видах страхования и страхователи во время действия договора страхования также воспользовались им, но страхователь во время заключения договора страхования как бы не думал об этом. 

Чисто рисковые же виды страхования, как страхования от несчастных случаях (взрослых, детей, ряд профессий), вменялись страхователю как бы в нагрузку при заключения договоров страхования жизни. Рисковые виды  страхования предусматривали выплату страховой суммы при наступлении страховых событий (смерти, травмы) исключительно от несчастных случаев. Рисковые виды страхования не имели накопительного характера и при окончания срока страхования уплаченные страхователем страховые взносы страховой компанией ему не возвращались.  

В советский период по своему объему договора страхования жизни преобладали перед договорами страхования от несчастных случаев, и страхования имущества (страхования домашнего имущества, строение, автотранспорта и т.д.).  

2.3. Страхование в Таджикистане после распада СССР

Система начальных рыночных отношений в сфере страхования существует в Республике Таджикистан с 1992 г. Однако за этот период становление рынка страховых услуг характеризуется полным отсутствием и низкими темпами развития. 

Хотя в правовом отношении создание акционерных, взаимных и кооперативных страховых обществ, конкурирующих с государственными страховыми компаниями, было провозглашено еще в 1990 г. (Постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г), практически этот процесс получил воплощение лишь в 1992 г. после распада СССР. Именно в этом году в Республике Таджикистан появился  негосударственная инвестиционная страховая компания «Муин».

Еще в 1991 г. в республике был образован государственный страховой надзор при Правительстве Республики Таджикистан (позже этот орган был передан в ведение Министерства финансов РТ). Однако законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РТ «О страховании», вступивший в силу 20 июля 1994 г., где государственному страховому надзору были вменены такие функции, как выдача лицензий на осуществление страховой деятельности, защита прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Количественный рост числа негосударственных страховых компаний в Республике Таджикистан  приходилось в 1993-1997 г.г. За указанный период в республике было создано более 15 негосударственных страховых компаний.

Каждая из этих страховых компаний обрела статус юридического лица, проходя  регистрацию в Министерстве юстиции РТ, и получив лицензию в Госстрахнадзоре Министерстве финансов РТ  имели право на проведения страховых операций. В зависимости от характера формирования уставного капитала все новые страховые компании можно условно разделить на две группы: акционерные, кооперативные и другие страховые организации, альтернативные по отношению к государственным страховым организациям.

Динамика количественного прироста негосударственных страховых компаний, создаваемые в республике, подавала надежду на формирование страхового рынка. Приступая к работе указанные негосударственные страховые компании стали оказывать физическим и юридическим лицам в республики соответствующие страховые услуги заключая договора страхования исключительно на добровольной основе. Приток инвестирование их временно свободных средств на развитие экономики республики год за годом увеличивался и государственный бюджет республики получал определенные налоги от их деятельности.

Рост количества негосударственных  страховых компаний отрицательно стал влиять на деятельность государственных страховых организаций, который за более 70-ти летное монопольное существование не привыкли работать в условиях жесткой конкуренции. Поэтому последние предприняли действия к ликвидации указанных негосударственных страховых компаний путем искусственного увеличения оплаченного уставного капитала на осуществления страховой деятельности.

После того как по инициативе государственных страховых компаний размер оплаченного уставного капитала для негосударственных страховых компаний было искусственно увеличено, из 15 негосударственных страховых компаний в республики Таджикистан осталось всего 2. Это очевидно, что с двумя негосударственными страховыми компаниями создать цивилизованный страховой рынок основанное на цивилизованной конкуренции  невозможно.

После ликвидации указанных негосударственных страховых компаний, в 1998 году, больше не было даже попыток в Республике Таджикистан в создании новых негосударственных страховых организаций, и в обозримом будущем навряд ли возможно восстановить то количество негосударственных страховых компаний, которые были ликвидированы.

По-прежнему таджикский страховой «рынок» монополизирован государственными страховыми компаниями. Обязательные виды страхования, которые проводят государственные страховые компании устанавливая  высокие тарифы (страховые взносы), предусматривают выплаты страховых сумм и страхового возмещения в символических, то есть в мизерных размеров, что ни коем образом не ликвидирует последствия страхового случая и вынуждает страхователя или застрахованного для восстановления своего имущества или компенсации ущерба третьим лицам тратить в основном свои средства (например, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.п.).

Характерной чертой пройденных лет стало неизменное превышения государственными страховыми компаниями числа обязательных государственных видов страхования. В настоящее время их количества государственными страховыми компаниями доведено до 14 (ранее, в советский период их было всего 2). 

Проведя более 14 видов обязательного, то есть принудительного страхования, указанные страховые компании не оставляют страхового поля для деятельности других, негосударственных страховых компаний по проведению и развитию добровольных видов страхования. 

Все это привело к  тому, что страхование и страховое дело в республике не стало потребностью для граждан, организации и государства. Поэтому, если в настоящее время возникнут стихийные бедствия как землетрясение, оползни и других природных катаклизмы, ликвидации ущерба от этих природных явлений полностью ляжет на плечи самого государства. 

Из-за отсутствия потребности в страхования, в печати или других средствах массовой информации абсолютно нет публикации по страховым вопросам. Полностью отсутствует информация о деятельности страховых компаний в печати, хотя согласно действующего Закона «О страховании» (ст.26), страховщики обязаны ежегодно публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков, после аудиторских подтверждений достоверности содержащиеся в них информации.

Такая непрозрачность деятельности страховых компаний для общество и естественно для государства, позволяет страховщикам, особенно государственным, использовать страховые механизмы исключительно для своего коммерческого и ведомственного  благополучия, которое ничего общего не имеет с интересами граждан, организации и государство.

Совершенно очевидно, что в Республике Таджикистан происходит глубокие экономические перемены, общество пришло к переосмыслению роли и места рыночных механизмов в развитие экономике. Однако в общественное сознание до сего времени не внедряется мысль о необходимости страхования как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Ведь резко сужается сфера государственного воздействия на развитие производства и распределение материальных благ, быстрыми темпами идет приватизация и акционирование собственности, появляются огромные массы самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на свой страх и риск при реальной конкуренции и угрозы банкротства в результате отрицательных результатов хозяйствования. 

Как мы выше изложили, многолетнее отсутствие практики добровольного страхования в сфере промышленности и других отраслях народного хозяйства в советский период, приручило хозяйствующих субъектов республики к тому, что все чрезвычайные события должны были компенсироваться из государственных источников. Сейчас этого уже нет. При возникновении страховых событий хозяйствующий субъект должен сам ликвидировать возникший ущерб и не смотреть, что за него это сделает государство. Ведь теперь большинство заводов, фабрик и другие предприятия перестали быть государственной собственностью.

Казалось бы в этой ситуации страховые организации, особенно государственные должны быть носителями и распространителями страховой культуры в массы. Ведь складывается экономическая пространство для деятельности страховщиков, призванных обеспечить необходимые гарантии от факторов риска, тем более, что этому способствует демонополизация страхового дела в нашей республике.

Сейчас, при продолжающейся инфляции населения вовсе перестала заключать договора долгосрочного страхования жизни, так как это ему не выгодно. Потому, что страховые взносы, уплачиваемые страхователем по договору страхования жизни за 3, 5,10 и более лет, могут быть обесценены. В этой ситуации, т.е. при продолжающейся инфляции и неустойчивости курса национальной валюты, выгодно заключать только договора по рисковым видам страхования (страхование от несчастных случаев, имущества), сроки которых от одного месяца до одного года. В течения такого малого срока, при возникновения страховых событий, инфляция не очень коснется на размер страховой суммы или страхового возмещения.

 При продолжающейся инфляции и нестабильности курса национальной валюты можно заключать договора страхования жизни с накопительным и возвратным характером, если такие договора заключать на условиях уплаты страховых платежей страхователем и выплаты страховых сумм по страховым событиям (дожития, смерти, травмы) страховой организацией на основе твердой валюты, например по курсу американского доллара. 

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.