Принцип наблюдаемости
Согласно принципу наблюдаемости, сформулированному одним из основателей квантовой механики В. Гейзенбергом, «разумно включать в теорию только величины, поддающиеся наблюдению…»[1].
В любой науке данные наблюдений становятся понятными лишь тогда, когда есть теория. Все физические теории, которые были известны ученым до создания квантовой механики, содержали исключительно понятия, прямо и непосредственно сопряженные с данными наблюдений.
ÂY = аn Y
Измерение имеет дело непосредственно с аn, собственными значениями оператора Â. Из трех физических конституентов.
Â, Y и аn измеряется лишь последний. Все физические теории, которые были известны учеными до создания квантовой механики, содержали исключительно понятия прямо и непосредственно сопряженные с данными наблюдений.
В квантовой механике появляются ранее неведомые физикам конструкты, волновая функция (Y) оператор (Â), причем оба в принципе не могут быть зарегистрированы в эксперименте:
 и Y не наблюдаемы, лишь аn фиксируется в эксперименте.
Квантово-механическая реальность открывается в эксперименте лишь одной своей гранью. Вопреки расхожему мнению реальность дана не только в эксперименте, но и в теории. Разумеется, остается в силе старое правило: подтверждением теории является ее согласие с данными наблюдений. В науке, в том числе физике, данные наблюдений никогда не фигурируют отдельно от теории, т.е. концептуальной интерпретации. Главная цель ученых состоит в том, чтобы добиться гармонии, резонанса теории и эксперимента.
[1] Гейзенберг В. Физика и философия. – М.: Наука, 1989.