Главная / Фанни Геополитика / Истоки исламизма

Истоки исламизма

Исторически отношения между исламом и европейским христианством были сложные и зачастую враждебные. Со времен крестовых походов и в период длительного соприкосновения ислама с христианством в Южной и Юго-Восточной Европе европейцам насаждался в пропагандистских целях негативный стереотип ислама. В колониальную эпоху окончательно сложилось представление об исламе как о «репрессивной» религии и культуре, которая тормозит развитие находящихся под его контролем территорий. Несомненно под влиянием Запада среди мусульман в конце 19-го – начале 20-го вв. зародилось реформаторское движение: салафийя в Северной Африке, джадидизм в Турции, Иране и Туркестане, исламский социализм в послевоенном арабском мире. Все эти движения ставили целью приспособить ислам к современному миру и балансировали между исламским наследием и западным влиянием.

Реакцией на неудачу исламского социализма стал т.н. исламский фундаментализм, который обычно ассоциируется с Исламской революцией в Иране в 1979 г. Исламисты, считают авторы, опираются

на принципы иджтихада, но стараются модернизировать и приспособить к новым реалиям старые идеи и практику средневекового ислама. Многие исламисты хорошо образованы, зачастую обладают широкими познаниями в естественных науках и выступают даже не сколько против принесенной с Запада тенденции превратить религию в частное дело, а сколько против «консерватизма» суфизма. На всех направлениях общественной жизни – религиозном, политическом, экономическом, социальном, моральном и культурном – исламисты ставят целью возродить и придать новый импульс исламским программам по изменению существующих условий. В этом ключе авторы предлагают рассматривать исламизм несомненно как попытку мусульманской модернизации.

Как считают Вестерлунд и Сванберг, среди западных аналитиков утвердилось мнение, что исламский фундаментализм является результатом растущих экономических и социальных проблем в исламском обществе. Однако авторы предлагают несколько иную интерпретацию событий; они считают, что распространение исламистских идей является во многом результатом активности самих исламистов, опирающейся на существующую повсеместно в исламском мире оппозицию самым различным политическим режимам. Исламисты используют сложную комбинацию с использованием модернизационных усилий в здравоохранении и образовании со строгим следованием исламскому культурному и религиозному наследию под лозунгом отпора культурному империализму и экономической эксплуатации со стороны Запада. Авторы считают, что миссионерская деятельность исламистов может быть сравнима с аналогичной деятельностью существующих с колониальных времен христианских миссионерских организаций, ставящих целью вербовку новых последователей. Финансирование исламистов, особенно его умеренного крыла, идет за счет нефтедолларов.

Другим важным аспектом роста исламизма является существующая в современном мире широкая сеть международных, национальных и местных организаций. По иронии судьбы рост числа новых «религиозных» организаций в исламском мире является ни чем иным, как эффектом западного светского влияния, выразившегося в отделении государства от религии. В отличие от суфийских орденов, базировавшихся на иерархическом и наследственном принципе, современные исламистские организации имеют собственные уставы и выборных лидеров. Во многих мусульманских странах существует запрет на организацию политических партий на религиозной основе. В целом, считают авторы, исламистские организации успешнее действуют на местном и национальном уровне, чем на международном. Единственным крупным исключением является организация братьев-мусульман (аль-Ихван аль-Муслимун), оперирующая на большом географическом пространстве Ближнего и Среднего Востока. Самым последним веянием среди исламистов является стремление создать собственную международную организацию в противовес Организации Исламской Конференции (ОИК) – Панарабскую и Панисламскую Конференцию (ПАИК).

Рост исламизма был бы невозможен без внедрения в пост-колониальных странах исламского Востока современных стандартов образования. Исламисты борются одновременно против т.н. неоджахилийи, т.е. игнорировании доисламского наследства, и в то же время – против суфизма за его веру в духовную силу своих шейхов, и призывают изучать ислам только на арабском языке – языке Корана и Сунны. Благодатной средой для современных исламистких идей являются студенты неарабского происхождения, обучающиеся в арабских странах. Базой для исламизма является в первую очередь и прежде всего арабские государства, где ислам имеет прочные корни и население преимущественно мусульманское. В неарабском мире наиболее прочные позиции исламисты занимают в Судане и Нигерии. Рост исламского фундаментализма привлек к нему исключительное внимание со стороны ученых и средств массовой информации и скрыл от внимания другие процессы в этой области. Лидеры тех стран, где нарастает фундаменталистское движение, предпочитают сохранять статус-кво, заключающееся в отделении религии от государства, чтобы сохранить свою власть. Они пользуются экономической поддержкой Запада, но еще неясно, ставят вопрос авторы, достигло ли своего пика фундаменталистское движение и сколько еще появится исламских государств на современной карте мира.[1]


[1] Islam outside the Arab World. Eds. by D.Westerlund and I.Svanberg. – Richmond:

Curzon Press, 1999, pp. 18-23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *