Устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики (КМРУ)

  1. Цель и этапы исследования
  2. Организация исследования устойчивости работы объекта
    Исследование устойчивости работы ОЭ заключается во всестороннем изучении условий,
    которые могут сложиться в военное время, и в определении их влияния на
    производственную деятельность.
    Цель исследования состоит в том, чтобы выявить уязвимые места в работе объекта в
    военное время и выработать наиболее эффективные рекомендации, направленные на
    повышение его устойчивости. В дальнейшем, эти рекомендации включаются в план
    мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, который и реализуется.
    Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений, подземная
    прокладка коммуникаций и т. п.) выполняются заблаговременно. Мероприятия, не
    требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное
    время нецелесообразно и даже невозможно, проводятся в период угрозы нападения
    противника.
    Исследование устойчивости предприятий проводится силами инженерно-технического
    персонала с привлечением специалистов научно-исследовательских и проектных
    организаций, связанных с данным предприятием. Организатором и руководителем
    исследования является руководитель предприятия — начальник ГО объекта.
    Весь процесс планирования и проведения исследования можно разделить на три этапа:
    первый этап — подготовительный, второй — оценка устойчивости работы объекта в
    условиях военного времени, третий этап — разработка мероприятий, повышающих
    устойчивость работы объекта.
    На первом этапе разрабатываются руководящие документы, определяется состав
    участников исследования и организуется их подготовка.
    Основными документами для организации исследования устойчивости работы
    объекта являются: приказ руководителя предприятия; календарный план основных
    мероприятий по подготовке к проведению исследования; план проведения
    исследований.
    Приказ руководителя предприятия (исследования} разрабатывается на основании
    указаний вышестоящего начальника с учетом особенностей и конкретных условий,
    связанных с производственной деятельностью объекта. В приказе указываются: цель и
    задачи предстоящего исследования, время проведения работ, состав участников
    исследования и задачи исследовательских групп, сроки представления отчетной
    документации.
    Календарный план подготовки к проведению исследования определяет основные
    мероприятия и сроки их проведения, ответственных исполнителей, силы и средства,
    привлекаемые для выполнения поставленных задач.
    План проведения исследования устойчивости работы объекта является основным
    документом, определяющим содержание работы руководителя исследования и
    исследовательских групп главных специалистов. В плане указываются: тема, цель и
    продолжительность исследования, состав исследовательских групп и содержание их
    работы, порядок исследования.
    Продолжительность исследования устанавливается в зависимости от объема работ и
    подготовленности участников, привлекаемых к выполнению задач, и может быть 2—3
    мес.
    В зависимости от состава основных производственно-технических служб на объекте
    могут создаваться следующие исследовательские группы: начальника отдела
    капитального строительства, главного механика, отдела материально-технического
    снабжения и др. Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят
    начальники служб оповещения и связи, противорадиационной и противохимической
    защиты, убежищ и укрытий, медицинская, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения.
    Для обобщения полученных результатов и выработки общих предложений создается
    группа руководители исследования во главе с главным инженером или начальником
    производственного отдела. Численность исследовательских групп зависит от объема
    решаемых задач, специфики производства и может составлять 5—10 чел.
    В подготовительный период с руководителями исследовательских групп проводится
    специальное занятие, на котором руководитель предприятия доводит до исполнителей
    план работы, ставит задачу каждой группе и назначает сроки проведения исследования.
    На втором этапе проводится непосредственно исследование устойчивости работы
    объекта в военное время.
    В ходе исследования определяются условия защиты рабочих и служащих от оружия
    массового поражения, проводится оценка уязвимости производственного комплекса
    при воздействии на него поражающих факторов ядерного взрыва, определяется
    характер возможных поражений от вторичных поражающих факторов, изучается
    устойчивость системы снабжения и кооперативных связей объекта с предприятиямипоставщиками и потребителями, выявляются уязвимые места в системе управления
    производством.
    Каждая группа специалистов оценивает устойчивость определенных элементов
    производственного комплекса и производит необходимые расчеты.
    Группа начальника отдела капитального строительства на основе анализа
    характеристик и состояния производственных зданий и сооружений объекта определяет
    степень их устойчивости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва,
    оценивает размеры возможного ущерба от воздействия вторичных поражающих
    факторов, производит расчет сил и средств, необходимых для восстановления
    производственных сооружений при различных степенях разрушений. Кроме того,
    группа исследует и оценивает защитные свойства убежищ и укрытий, определяет необходимую потребность в защитных сооружениях на территории объекта и в загородной
    зоне.
    Группа главного энергетика оценивает устойчивость системы электроснабжения,
    водоснабжения и канализации, подачи газа или других видов топлива, а также
    определяет возможный характер и масштабы, их разрушений, в том числе и от
    вторичных поражающих факторов.
    Группа главного механика оценивает устойчивость технологического оборудования, а
    также определяет: возможные потери станков, приборов и систем автоматического
    управления при различных степенях разрушений от воздействия ударной волны и от
    вторичных поражающих факторов;
    способы сохранения и защиты особо ценного и уникального оборудования;
    потребность в силах и средствах, сроки и объемы восстановительных работ;
    возможность создания резерва оборудования и порядок маневрирования им.
    Группа главного технолога разрабатывает технологию производства
    с учетом перевода объекта- на режим работы военного времени. Оценивает
    устойчивость технологического процесса и возможность безаварийной остановки
    производства по сигналу «Воздушная тревога». Разрабатывает предложения по
    организации производства в условиях военного времени.
    Группа начальника отдела материально-технического снабжения
    анализирует систему обеспечения производства всем необходимым для выпуска
    продукции в военное время. Оценивает условия отправки продукции и устойчивость
    работы транспорта. Производит расчеты дополнительных резервов сырья,
    оборудования, комплектующих изделий, а также определяет места их
    рассредоточенного хранения. Изучает устойчивость существующих и намечаемых на
    военное время связей с поставщиками и потребителями. На основании заявок,
    поступающих от других групп, составляет расчеты на строительные и другие материалы
    для восстановления производства и строительства недостающих убежищ на объекте и
    противорадиационных укрытий в загородной зоне.
    Группа штаба гражданской обороны объекта оценивает общее состояние ГО объекта
    и определяет мероприятия для обеспечения надежной защиты рабочих и служащих. В
    эту группу входит ряд служб, выполняющих соответствующие функции.
    Служба оповещения и связи изучает и оценивает устойчивость связи с местными
    партийными и советскими органами, вышестоящими органами ГО, производственными
    подразделениями и формированиями ГО. Оценивает надежность системы оповещения,
    полноту оборудования, пунктов управления и узла связи.
    Служба убежищ и укрытий оценивает правильность эксплуатации убежищ и укрытий,
    готовность их к использованию по прямому назначению. Рассчитывает время на
    оповещение рабочих и служащих, сбор и укрытие их в защитных сооружениях.
    Представляет в группу начальника отдела материально-технического снабжения заявку
    на необходимое количество продовольствия для закладки его в убежища.
    Служба противорадиационной и противохимической защиты оценивает возможности
    работы объекта при различных уровнях радиации и дает рекомендации по защите
    рабочих и служащих от радиоактивного заражения, определяет варианты режимов
    противорадиационной защиты людей в условиях радиоактивного заражения различной
    степени и разрабатывает график рабочих смен при проведении спасательных и
    неотложных аварийно-восстановительных работ. Анализирует обеспеченность рабочих
    и служащих средствами индивидуальной защиты, условия хранения и порядок выдачи
    этих средств. Готовит предложения по организации и ведению радиационной и
    химической разведки, организации санитарной обработки людей, обеззараживанию
    одежды, транспорта, техники и сооружений с указанием сил и средств выполнения этих
    задач.
    Медицинская служба разрабатывает мероприятия по организации медицинского
    обслуживания рабочих и служащих на объекте и в загородной зоне, а также при
    проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
    Определяет возможные потери личного состава, силы и средства для оказания первой
    медицинской помощи пострадавшим. Вырабатывает рекомендации по организации
    дозиметрического контроля при пребывании людей в зоне радиоактивного заражения и
    рекомендации по защите продуктов питания и водоисточников.
    Служба охраны общественного порядка разрабатывает мероприятия по усилению
    пропускного режима, охране материальных ценностей, обеспечению общественного
    порядка на объекте и в ходе эвакуации и рассредоточения, определяет ответственных
    лиц по обеспечению порядка при укрытии рабочих и служащих в убежищах по сигналу
    «Воздушная тревога».
    На третьем этапе подводятся итоги проведенных исследований. Группы специалистов
    по результатам исследований подготавливают доклады, в которых излагаются выводы
    и предложения по защите рабочих и служащих и повышению устойчивости
    оцениваемых элементов производства. К докладам прилагаются необходимые таблицы,
    схемы, планы.
    Группа руководителя исследования на основании докладов групп специалистов
    составляет обобщенный доклад, в котором отражаются:
    возможности защиты рабочих, служащих и членов их семей в защитных сооружениях на
    объекте и в загородной зоне; общая оценка устойчивости объекта, наиболее уязвимые
    участки производства; практические мероприятия, которые необходимо выполнить в
    мирное время и в период угрозы нападения противника для повышения устойчивости
    работы объекта в военное время, объем и стоимость работ; порядок и ориентировочные
    сроки восстановительных работ при различных степенях разрушений.
    По результатам исследований после предварительного обсуждения группа
    руководителя разрабатывает план мероприятий по повышению устойчивости работы
    объекта в военное время. Определяются стоимость внедрения мероприятий, источники
    финансирования, силы и средства, сроки выполнения и ответственные за выполнение
    лица. План мероприятий, проводимых силами объекта, утверждается руководителем
    предприятия — начальником ГО. План мероприятий, требующих больших материальных затрат, направляется на утверждение старшему начальнику.
    Правильность проведения расчетов и реальность выработанных предложений и
    рекомендаций проверяются на специальном учении, проводимом под руководством
    начальника ГО объекта или старшего начальника.
    Рассмотренный порядок подготовки и проведения исследования устойчивости не
    отражает всех особенностей объектов. Поэтому исследование устойчивости должно
    вестись творчески с учетом специфических особенностей производства. От итогов
    исследований зависят планирование и внедрение экономически обоснованных
    мероприятий ГО, направленных на повышение устойчивости работы объекта
    народного хозяйства.
    Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта народного хозяйства в
    условиях военного времени проводятся как в мирное время, так и при угрозе нападения
    противника. На мирное время планируются, главным образом, трудоемкие
    мероприятия, требующие значительных материальных затрат и времени.
    Экономическая эффективность этих мероприятий может быть достигнута при их
    максимальной увязке с задачами по обеспечению безаварийной работы объекта,
    улучшению условий труда, совершенствованию производственного процесса.
    На период угрозы нападения противника планируются мероприятия, которые могут
    быть. легко реализованы или выполнение которых в мирное время нецелесообразно.
    На каждом предприятии, исходя из его назначения, размещения и специфики
    производства, мероприятия по повышению устойчивости могут быть различными.
    Вопросы для самоконтроля:
  3. Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное
    время и основные пути ее повышения.
  4. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени
  5. Основные направления деятельности органов местного самоуправления,
    администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по
    повышению устойчивости работы организаций (объектов экономики),
    жизнеобеспечения населения и производственного персонала.
  6. Организация и порядок исследования устойчивости работы объекта.
  7. Обязанности структурных подразделений комиссии и порядок работы в особый
    период.
    «Особенности организации и проведения эвакомерпориятий
    в мирное время при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах».
    (КМРУ)
    С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в общую
    готовность осуществляются следующие подготовительные мероприятия к
    проведению эвакуации:
  • приведение в готовность и развертывание эвакуационных органов всех уровней;
  • уточнение численности населения, подлежащего эвакуации;
  • уточняются расчеты на вывоз населения всеми видами имеющегося транспорта и
    пешим порядком;
  • контроль за подготовкой маршрутов эвакуации (ремонт мостов, прокладка
    колонных путей, устройство пешеходных переходов через водные преграды и
    другие естественные препятствия, установка указателей и т.д.)
  • контроль подготовки транспортных средств к выполнению эвакоперевозок;
  • проверка систем связи и оповещения;
  • подготовка к проведению всех видов разведки;
  • подготовка имеющихся защитных сооружений, строительство простейших
    укрытий вблизи СЭП, пунктов посадки на транспорт;
  • подготовка необходимых печатных информационных материалов;
  • уточнение порядка медицинского обеспечения;
  • уточнение мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению
    безопасности дорожного движения, а также состава привлекаемых сил и средств.
    Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят только после получения
    установленным порядком особых распоряжений (указаний) на их проведение.
    Начальник гражданской обороны, эвакуационные комиссии, органы управления
    ГОЧС области:
  • организуют и контролируют работу подчиненных органов по обеспечению
    своевременного оповещения, сбора и отправке эвакуируемого населения в
    загородную зону;
  • организуют и контролируют работу по всестороннему обеспечению
    эвакуационных мероприятий, приему, размещению и первоочередному
    жизнеобеспечению эваконаселения в загородной зоне;
  • поддерживают взаимодействие с соседними областями по вопросам приема и
    размещения населения, эвакуируемого на их территорию;
  • поддерживают взаимодействие с органами военного командования по вопросам
    обеспечения и организации проведения эвакомероприятий;
  • оказывают необходимую помощь подчиненным органам в обеспечении и
    проведении эвакомероприятий.
    Начальники гражданской обороны, эвакуационные комиссии, органы управления
    ГОЧС городов, отнесенных к группам по ГО (районов в городах):
  • уточняют задачи подчиненным начальникам, эвакуационным органам, органам
    управления ГОЧС, руководителям объектов экономики и ЖЭО по проведению
    эвакуационных мероприятий;
  • совместно с руководителями транспортных органов контролируют готовность к
    эвакуационным перевозкам транспортных средств, уточняют порядок
    использования городского транспорта для доставки населения на СЭП и пункты
    посадки;
  • осуществляют контроль организации своевременного оповещения населения,
    ходом сбора и отправки его в загородную зону;
  • уточняют задачи начальникам маршрутов пешей эвакуации, вручают им схемы
    маршрута, контролируют формирование пеших колонн и вывод их в исходные
    пункты;
  • организуют и поддерживают бесперебойную связь с начальниками маршрутов;
  • устанавливают и поддерживают связь с начальниками гражданской обороны,
    эвакоприемными комиссиями и органами управления ГОЧС районов загородной
    зоны, информируют их об отправке пеших колонн, эвакуационных эшелонов,
    автоколонн, о составе и количестве следующего в них эваконаселения;
  • высылают в районы размещения своих представителей для решения вопросов
    приема, размещения и защиты эвакуируемого населения.
    Начальники гражданской обороны, эвакуационные комиссии объектов экономики:
  • уточняют номера эвакуационных эшелонов (поездов), автомобильных колонн,
    выделяемых объекту для эвакуационных перевозок, сроки подачи транспортных
    средств к пунктам посадки;
  • организуют своевременное оповещение, сбор и регистрацию на СЭП рабочих,
    служащих и членов их семей, формируют маршевые колонны для следования
    пешим порядком, уточняют маршруты движения, исходные пункты и порядок
    выхода к ним, инструктируют начальников пеших колонн, начальников
    эвакоэшелонов и старших автоколонн, обеспечивают их выписками из схемы
    марша и средствами связи;
  • организуют отправку пеших колонн, посадку эваконаселения на транспортные
    средства, контролируют отправку транспорта;
  • оказывают помощь органам местного самоуправления районов загородной зоны
    в организации приема, размещении и защиты прибывающего к ним населения.
    Руководители жилищно-эксплуатационных органов организуют своевременное
    оповещение и сбор на СЭП неработающего населения, не являющегося членами
    семей рабочих и служащих, обеспечивают доставку на СЭП одиноких и
    нуждающихся в посторонней помощи лиц.
    Начальники СЭП:
  • уточняют с руководством объектов экономики, приписанных к СЭП, численность
    подлежащего к эвакуации населения и порядок его отправки в загородную зону;
  • организуют регистрацию и учет прибывающего на СЭП эваконаселения,
    формирование колонн и эвакуационных эшелонов, посадку на транспортные
    средства;
  • руководят работой всех групп СЭП, проводят инструктаж начальников
    эвакуационных эшелонов и старших колонн;
  • организуют оказание медицинской помощи заболевшим во время их нахождения
    на СЭП, поддержание общественного порядка и укрытие эваконаселения по
    сигналам ГО;
  • докладывают в эвакокомиссию города (района) об отправке эваконаселения в
    загородную зону;
  • по завершению эвакомероприятий, по распоряжению эвакокомиссии города
    (района), организуют эвакуацию личного состава СЭП.
    Начальники маршрутов эвакуации пешим порядком с группой управления и во
    взаимодействии с силами охраны общественного порядка:
  • обеспечивают организованное движение пеших колонн по маршрутам;
  • организуют разведку маршрутов и оповещение населения, следующего по ним;
  • докладывают эвакуационной комиссии города (района в городе) о времени
    прохождения пешими колоннами исходного пункта, о прибытии их в места
    привалов, на ППЭ или в конечные районы размещения в загородной зоне.
    Начальники гражданской обороны, эвакоприемные комиссии и органы управления
    ГОЧС загородной зоны:
  • организует приведение в готовность пунктов высадки населения (совместно с
    администрацией пунктов высадки – начальниками станций);
  • развертывают ПЭП;
  • уточняют численность прибывающего эваконаселения и порядок подачи
    транспорта, предназначенного для его вывоза с пунктов высадки, а также с ППЭ в
    конечные районы (пункты) размещения в загородной зоне;
  • контролируют работу руководителей объектов экономики загородной зоны по
    приему и размещению прибывающего эваконаселения;
  • организует первоочередное жизнеобеспечение эваконаселения.
    О времени явки на СЭП эвакуируемое население оповещается через объекты
    экономики (предприятия, учреждения, организации), учебные заведения, жилищноэксплуатационные органы. Каждый гражданин обязан знать, когда и на какой СЭП
    ему надо явиться.
    Особенно важно в возможно короткие сроки оповестить людей, убывающих с
    первыми эвакуационными эшелонами (поездами) автоколоннами, в первых пеших
    колоннах. Для оповещения используются автоматизированные системы
    оповещения, объектовые и местные радиоузлы, телевидение, телефоны, специально
    выделенные оповестители.
    Эвакуируемое население обязано взять с собой документы, личные вещи (ручную
    кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне (не более 50 кг на
    одного взрослого человека), продукты питания на 2-3 сток.
    Больные, находящиеся на излечении в лечебных учреждениях городов, отнесенных
    к группам по ГО, эвакуируются в загородную зону с этими учреждениями, за
    исключением нетранспортабельных больных с обслуживающим персоналом.
    К установленному сроку эвакуируемое население самостоятельно на городском
    транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на СЭП.
    Продолжительность пребывания на СЭП ограничивается временем, необходимым
    для регистрации и инструктирования о порядке дальнейшего следования в
    загородную зону.
    На СЭП население, эвакуируемое транспортом, распределяется по транспортным
    средствам (вагонам, автомашинам) и после инструктажа организовано
    направляется на посадку.
    Население, эвакуируемое пешим порядком, формируется в колонны, которые
    отправляются с исходных пунктов в загородную зону по установленным
    маршрутам пешей эвакуации.
    Количество маршрутов пешей эвакуации для каждого города, отнесенного к
    группе по ГО, выбирается исходя из местных условий, наличия дорог (колонных
    путей), количества эваконаселения.
    Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек каждая. Для
    удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 человек в каждой.
    Во главе колонн назначаются старшие.
    Начальники гражданской обороны, эвакоприемные комиссии совместно с
    отделами ГОЧС загородной зоны с получением распоряжения на проведение
    эвакомероприятий:
  • организуют приведение в готовность пунктов высадки населения;
  • развертывают ПЭП;
  • уточняют численность прибывающего эваконаселения и порядок подачи
    транспорта, предназначенного для его вывоза с пунктов высадки, а также с ППЭ в
    конечные районы (пункты) размещения в загородной зоне;
  • контролируют работу руководителей объектов экономики загородной зоны по
    приему и размещению прибывающего эваконаселения;
  • организуют первоочередное жизнеобеспечение.
    Вопросы для самоконтроля:
  1. Особенности организации эвакуации населения, их задачи, состав и порядок
    создания.
  2. Планирование эвакомероприятий.
  3. Эвакуационные комиссии.
    4.Проведение эвакуации в период угрозы нападения противника и в чрезвычайных
    ситуациях мирного времени.
  4. Организация и порядок взаимодействия эвакоорганов категорированных
    городов и сельских районов.
  5. Обеспечение эвакомероприятий: транспортные, медицинские, охраны
    общественного порядок, связь и оповещение, организация питания и обогрева.
  6. Организация работы сборного (приемного) эвакуационного пункта, его
    оборудование, распределение обязанности должностных лиц, порядок регистрации
    и отправки населения.
  7. Особенности организации и проведения эвакомероприятий в мирное время при
    стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.