Жизнь Абулкосима Лахути(1887 – 1957)

  А. Лахути.

            Многогранна жизнь и деятельность одного из зачинателей таджикской советской литературы, основоположником таджикской советской поэзии, коммуниста, « готового служить и пером и винтовкой», одного из руководителей культурного строительства в Таджикской ССР, первого пролетарского поэта Ирана Абулкосима Лахути(1887 – 1957).

            Он стал родоначальником нового революционного направления персидской поэзии и зачинателем новой таджикской поэтической культуры. « Красным пером», « певцом пробуждённой Азии» вошёл в историю мировой прогрессивной истории А. Лахути.  Велика его роль в развитии социалистической культуры и общественной мысли таджикского народа. А. Лахути, по словам С. Айни, « тот мастер литературы, тот счастливо одарённый художник, который своими революционными стихами зажёг в умах трудящейся молодёжи пламя любви к литературе, пробудил поэтическое чувство».

            Если в средневековых условиях Бухарского эмирата литературное слово служило для С. Айни средством поиска правды и справедливости, то в феодальном Иране А.Лахути  видел в своём поэтическом творчестве средство борьбы против правителей и угнетателей. Сын башмачника из Кирманшаха после обучения грамоте приехал в Тегеран, так как хотел продолжить учёбу. Здесь он не только получает образование, но и участвует в освободительном движении трудящихся. По словам Ленина, в этот период народы Азии « проснулись к новой жизни и в борьбе за азбучные права человека за демократию». В классовых столкновениях Лахути хорошо понял общественное значение поэзии. Его творчество стало перекликаться с важнейшими общественно-политическими событиями.  С оружием в руках Лахути борется против шахской армии, а его стихи зовут народ с освободительной борьбе. Он гневно разоблачает правителей, предавших национальные интересы.

            В 1911 году иранская революция потерпела поражение – была задушена внутренней реакцией с помощью иностранных интервентов. «А.Лахути, один из активных руководителей демократического движения народов, был приговорен шахом к смертной казни». Вследствие этого пришлось эмигрировать в Багдад, но и на чужбине он не прекращает революционную деятельность. Во время нового восстания Лахути снова в рядах бойцов.

            В 1922 году бесстрашный революционер из-за нового поражения восстания вступил на советскую землю, где перед ним открылся новый путь. «Я нашёл убежище в стране советов, – писал Лахути, – когда лишился боевого оружия. Но напильник советского воспитания сделал моё неразлучное оружие – мое перо – в сотни раз более острым, чем оно было прежде, а меня самого ещё более искусным во владении им».

            Страна создала все возможности для развития творчества поэта. Живая в Нахичевани и Тбилиси, в Боку и в Москве, он изучает революционную теорию марксизма-ленинизма, развивает коммунистическое мировоззрение, посвящает свою литературную и общественную деятельность интереса советской власти, международного пролетариата. В типографии издательства народов СССР Лахути собственноручно набирает свою знаменитую поэму «Кремль», которое пронизано идеей возвеличивания труженика и революции. В 1924 году пролетарский поэт после образования  Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики просит направить его на работу в Душанбе. Он принимает самое активное участие в культурной и литературной жизни молодой республики, борется против врагов советского строя. Работая заведующим отделом агитации и пропаганды Оргбюро обкома, а затем заместителем народного комиссара просвещения Таджикистана, Лахути отдаёт «всю свою энергию делу коммунистического воспитания трудящихся, развития народного образования, ликвидации неграмотности среди населения. «Кузнец, башмачник, поэт, революционер» – так   назвала его в передовой статье газета «Правда». Духовная общность сближала революционного поэта с основателем литературы социалистического реализма М.Горьким. личное общение с Горьким, совместная работа в секретариате Союза писателей – на первом съезде писателей Лахути был избран секретарем Союза писателей – способствовали расширению тематики творчества Лахути, овладению – умением глубже развиваться в сложных процессах развития национальных культур.

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.