Современные Культура Африка

Культуре современной Африки трудно дать обобщающую характеристику. Тем не менее при всей сложности и многообразии этого феномена можно выделить характеристики, позволяющие рассматривать культуру огромного континента как некую общность, присущую негритянским этнокультурам.

Видный идеолог негритюда Л. Сенгор называет негра дитя природы; его разум интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку. Африканский негр, кем бы он ни был, живет в гармонии с природой, подчинен суточным и сезонным ритмам; его чувства и душа открыты глубинным импульсам, волнам природы. Для него на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение, его стихия — танец. Очевидно, потому так популярны в современном мире негритянские музыка и танцы, негритянский спорт. Все культурные ценности африканцев имеют эмоциональную окраску. Можно говорить о принципиальной разнице отношения европейцев и африканцев к миру: если европеец живет разумом, логикой, расчетом, анализом, потреблением, действием, плотским, земным, то африканец — ритмом, слиянием с природой, объектом, сопереживанием, ощущением, космическим, духовным; ему присущи стремление к единству человека и природы, психология «прожиточного минимума», доминирование коллективизма над индивидуализмом, стремление к гармонии, кооперации.

Сейчас развитие африканской культуры определяют две тенденции. Первая — стремление воссоздать, развить историческую культурную самобытность своих народов после веков колониального порабощения Западом, определенная враждебность к его культуре. Сторонники афроиентриз-ма предлагают избавляться от комплекса неполноценности, привитого колонизаторами, критически оценивать западную культуру, искать пути ее адаптации для развития африканской культуры. Вторая — растущее влияние западной массовой культуры в сочетании с рецидивами преклонения перед европейской культурой, коренящегося в том же колониальном прошлом. Взаимодействие этих культурных процессов осложняется большим разнообразием природных и этнических факторов, острыми проблемами межнациональных отношений, обилием очень мелких культурных организмов, не объединенных социально-экономической и политической общностью. Следует отметить и влияние не только колониальной христианской, но и арабо-му-сульманской культуры в сочетании с мощными традициями языческих религиозных верований, этнических форм народного художественного творчества (музыка, песни, танцы, праздники и т. п.), патриархальности мировоззрения и образа жизни. Народная культура, пережившая колониальную аккультурацию, формирует исключительное многообразие культурного лика Африки, его самобытность. Вместе с тем в условиях бурного роста культурных контактов, информационного влияния отмечается стремление элиты «поднять» культуру своих народов, не консервировать традиционность туземных танцев вокруг костра для развлечения туристов. Большое внимание уделяется преодолению неграмотности, внедрению цивилизованных форм жизни. Но эти стремления наталкиваются на социально-экономическую отсталость, растущее отставание в материальном уровне жизни от Запада, а также на сохраняющуюся «аллергию» к культурному влиянию «белых», традиционной колониальной ориентации на прошлое.

В последние годы элита африканских стран все более осознает, что акцент на самобытность может привести к консервации отсталости, что необходимо усиление культурных контактов с другими странами. Отсюда — ренессанс изучения европейских языков, форм образования, пропаганды европейской художественной культуры, рост спортивных контактов, эмиграции. В связи с этим в Африке отчетливо наблюдается значительный разрыв европейски ориентированной элитарной культуры и культуры народной, обращенной к своим корням, традициям, а следовательно, большое расхождение всего образа жизни элиты и «народа». Процессы глобализации обостряют эту проблему, но вместе с тем способствуют консолидации народов Африки на культурной основе, где возможна успешная конкуренция с Западом, формированию африканской культурной идентичности перед лицом новой угрозы глобального сверхобщества.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.