Древнеримская культура

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, суще­ственно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим — родина оконного стекла. В Помпе-ях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см. Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.

Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное го­сударство. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различии мифологий. Римские боги не имели человече­ского облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функ­ции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме рим­ского права; членение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, очевидно, к возникновению последовательного мышления, названного позже рациональным.

Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить содержание армии — регламентировать участие в его снаряжении в зависимости от доходов. Введение имущественной клас­сификации населения, в отличие от греческого территориальноп^деле-ния полиса на филы, не затрагивало родовую структуру римского об­щества, а лишь оценивала ее и разнообразила экономическими крите­риями. Поскольку цари избирались и делили власть с советом старей­шин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии воен­ной демократии. Высшие должности государства совпадали с воински­ми званиями.

Главной целью походов было не только расширение собственных зе­мель, но и разграбление покоренных стран и захват рабов. Видимо, наследием военной демократии был и запрет сенаторам заниматься тор­говлей и финансовыми сделками. Этот запрет, очевидно, должен был предотвратить чужеземное влияние на римские социальные структу­ры, но на деле привел к превращению родовой знати в крупных зем­левладельцев. Всадники, на которых запрет не распространялся, стали аристократией финансовой. Таким образом, в отличие от Греции и зе­мельная, и финансовая аристократия была родовой. Изменить поря­док политическим путем, хотя бы дать всем италийским союзникам римское гражданство, пытался Гай Гракх, но безуспешно. Именно ре­форма армии в последние годы II в. до н. э. — набор неимущих добро­вольцев, которые затем получали участки земли — положила начало со­циальным изменениям. Можно увидеть некоторую аналогию между установившейся затем эпохой военных диктатур в Риме и периодом гре­ческих тираний. Но если последние были рычагом окончательной си­ловой ломки родового общества и утверждения господства наследствен­ной аристократии, то военный характер римского общества обусловил противопо-ложную направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме — это война двух аристократий. Но военный характер государ­ства не позволил установить даже аристократическую республику: но­вая диктатура Юлия Цезаря привела, в конечном итоге, к единовласт­ию — принципату (империи). После короткого затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между патрицианскими родами.

Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой ак­тивности. Уже в эпоху республики ростовщичество приняло государ­ственные масштабы. Римская знать погрузилась в неслыханную ро­скошь и разврат. Женщины ни в чем не уступали мужчинам. Семья дег­радировала.

В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мыш­ления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус ари­стократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стои­мость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позво­лили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сво­дам и куполам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома — инсулы — в 3—6, а порой и в 8 этажей.

Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был соору-.  жен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили кре­пости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.

В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.

Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме гли­няной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания по­мещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин — туника и тога, у женщин — туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.

Достижения римской материальной культуры стали основой техни­ческого развития Западной Европы в эпоху средневековья.

Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную си­стему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опираю­щийся на полуцилиндрический выступ стены — апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.

Поскольку в римских постройках несущим элементом является сте­на, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканс­кий – гладкие колонны на основании. В императорский период воз­никают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского  храма — круглый.

Во время правления Августа (27 г. до н.э. — 14г. н. э.) Рим стал миро­вой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими разме­рами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Ко­лонны и триумфальные арки возводились даже в провинции, На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.              

Достижением римской скульптуры является портрет. Началэтому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы по­койного прикрывало урну с прахом; в этой традиции — не только стремление сохранить памя’ть об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализа­ция черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе под­вергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скуль­птурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рас­судочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенден­ции соединились и родился новый жанр — смелые обобщенные порт­реты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время созда­вали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутрен­ний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных компози­ций и постепенно — от излишней детализации: в лице выделялось са­мое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет мо­нументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами — до религиозной покорности судьбе к V в. н.э. Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь “Одиссеи” и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комеди­ографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной весе­лостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его “серьез­ная” комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра). Но если в “родных” комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился эле­мент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более как стилиста – за чистоту языка.

Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях раз­вития и в качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципионов противостояла италийская ориента­ция Катона. В своем творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллин ской изнеженности роскошью. Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.

Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убеди­лись на примере греческой культуры, признаком этого процесса явля­ется появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе про­снулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким призна­ком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Отсюда погружение в александрийскую ученость, использование уже отработанных выра­зительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие “ученые” произ­ведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любов­ную тематику.

В течение последующих лет расцвет литературы был связан с име­нами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к фор­мализму и легкость сменяются углублением содержания и обращени-! ем к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. поли­тическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы обще-ства, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным про­цессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием “Энеиды” — эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как “Илиада” — идеологическое осмысление единства грече­ской нации, так “Эне,ида” — это осознание единства Рима с,Италией. Однако именно в “Энеиде” впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.

Поэты-лирики продолжали катулловское направление, стояли в оп­позиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официоз­ного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провоз­гласил возврат к суровым обычаям предков, возрождение семьи и нрав­ственности (33, 348), любовные элегии расценивались как кощунст­во — остаток жизни Овидий провел в ссылке.

Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес : значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту антич­ную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе “нового стиля”: за­
тянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения’
предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.    

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содей­ствовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической прак­тики явилось возникновение малых прозаических форм — писем (ху­дожественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распро­страненными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие соб­ственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литера­туре, а также преобладание обыденного утилитарного сознания в ду­ховной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям (“Дафнис и Хлоя” Лонга). Заметная дегра­дация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания ее героев – это страдания собственника, лишенного собственности.

Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, ро­ман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).

Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были исполь­зовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практи­ки. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особен­но в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую ост­роту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправ­дывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный ма­териализм (Лукреций). Существование строго материалистического ми­ровоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее ви­димость.

Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба про­тив фатализма, понятия рока, т. е. против объективного идеализма. Между тем в обществе преобладала тенденция к объективному идеа­лизму, как преобладало по численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а зачастую не принадлежало человеку и соб­ственное тело. Оправдание (и даже похвалу) собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоицизме, сторон­никами которого были и крупнейшие римские философы вместе с Се некой, и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.

Хотя в стоицизме много общего с субъективным идеализмом и он тоже искал решение внешних проблем в изменении к ним своего отно­шения, юристы-стоики настаивали на незыблемости внутренних нрав­ственных законов, вытекающих, впрочем, из договорных отношений между людьми. Целью законов являлась защита частной собственно­сти, точнее, права на частную собственность, к которому сводилось мо­ральное равенство людей. Субъективизм был ответом на невозможность противостоять внешнему существу, которое Сенека не решался назвать как-нибудь определенно (богу, року).

В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера — неопифагореизм, неоплатонизм, которые по­степенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населе­ния огромной империи.

                                            Список литературы

1. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность. — В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М, 1971.

  • Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехо­
    да от античности к средневековью. Из истории культуры средних веков и
    Возрождения. М., 1976.
  • БартонекА. Златообильные Микены . М., 1991.
  • Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского
    процесса. М., 1983.
  • Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975.
  • Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли.М., 1988.
  • Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  • Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление, развитие первых
    научных программ. М., 1980.
  • Гаспаров М. Занимательная Греция. — Наука и религия, 1990—1991.
  1. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
  2. Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А. Хрестоматия по античной литературе.
    Т. 1-2. М., 1965.
  3. ДземидокБ. О комическом. М., 1974.
  4. Дмитриева НА., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
  5. Древние цивилизации. М., 1989.
  6. Историки античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1—2. М., 1989.
  7. История Европы. Т. 1. М., 1988.
  8. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний
    Восток. Античность. М., 1979.                          Jw!nP
  9. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М., 1985.   *
  10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
  11. Левек П. Эллинистический мир. М.,1989.
  12. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987.
  13. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
  14. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-6. М., 1963-1980.
  15. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
  16. Мавлеев Е. Лукумоны. – Наука и религия, 1990, № 10,11.
  17. Парнас: антология античной лирики. М., 1980.
  18. Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1970.
  19. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.
  20. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской
    империи. М., 1988.
  21. Сидорова И.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972
  22. Словарь античности. М., 1992.
  23. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
  24. Тройский И.М. История античной литературы. М., 1988.
  25. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
  26. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древне­
    греческой трагедии. М., 1978.
  27. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.