Термин Примитивизм

Кристаллизовать, очистить эмоцию можно и путем упрощения, своеобразной идеализации собственно предметов. Уже рядом с импрес­сионистами выставлял свои примитивистские полотна таможенник Анри Руссо. Наивный, детский взгляд на вещи помогает прояснить ис­ходный замысел, убрать усложняющие, отвлекающие детали. Исконно свойственный народному искусству искренний порыв получает худо­жественную значимость и статус современного творческого метода. Нужно сказать, что примитивизм позволил соединить новые художе­ственные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком (картины П. Клее и некоторых немецких экспрессионистов). Правда, приближение примитива к массам во многом иллюзорно: даже народ­ное искусство сегодня оказывается двухслойным — профессионал ви­дит его произведение совсем иначе. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) — это стилистическая маскиров­ка экспрессионизма. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки только специалистам напоминают народные картинки. Ближе к символизму многозначительно упрощен­ные образы мещан у М.З. Шагала. Возвышенный строй его живописи контрастирует с как бы иллюзорной реальностью провинциального го­родка именно из-за схематизации изображения.

Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам$ своей иро­нической солдатской серии М.Ф. Ларионов. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина “Венера”, будто паль­цем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиоз­ной выставке “Москва—Париж” в 1981 г.). Если Ларионову примити­визм позволяет реализовать любовно-насмешливое отношение к бес­смысленности и тщете интеллектуальных потуг человечества, то На­талья Гончарова, подобно Гогену, находит отдохновение в грубоватой монументальности крестьянских фигур. Поразительно, что, несмотря на искусственную статичность ее образов, картины полны мощного веч­ного движения. Собственно, ее примитивизм является как бы вариан­том экспрессионизма.

Примитивизм служит и естественным способом самовыражения ху­дожников-самоучек. Один из таких гениев был обнаружен художника­ми в Тбилиси 1910-х гг.: Нико Пиросманишвили. Одиночество и расте­рянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства обо­рачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте чело­века (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Вывески, написан­ные на черной клеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упро­щенные предметы вожделений человеческих.

Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятель­ностью в 1960—1980 гг. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки. Жизненная по­зиция художников русской глубинки, их картины неоднократно попада­ли в сферу внимания кинематографистов. Так, картины Ивана Егоро­вича Селиванова, печника из Кузбасса (см. 14), стали основой художе­ственного фильма “Серафим Полубес и другие жители Земли” .(ре­жиссер В. Прохоров, Мосфильм, 1964 г.).

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.