ФУТУРИЗМ

Пафос радикального преобразования достиг предельного накала в странах, где буржуазное развитие, сдерживаемое ранее различными со­циальными факторами, пошло ускоренными темпами. Однако новое движение началось не с поисков формалистического характера, а с дек­лараций в стиле технократических утопий. Его идеалом был “гоноч­ный автомобиль… украшенный громадными трубами со взрывчатым дыханием”, “как будто бегущий по картечи”, а пределом мечтаний -механический человек из сменяемых частей. Впрочем, его приверженцы и так чувствовали себя, по их собственному признанию, построенны­ми из стали. Но в поисках формы для своих машинизированных эмо­ций футуристы в живописи вынуждены были прибегать к вариациям импрессионизма, кубизма и экспрессионизма.

Незрелость художественной доктрины футуристы компенсировали скандалами и другими “пощечинами общественному вкусу”. Свою по­следовательность в отрицании культуры (и родство с идеями ницшеан­ства) они впоследствии доказали на политическом поприще (близостью Маринетти и некоторых других к Муссолини). Наиболее впечатляю­щими были их литературные опыты: разнообразное словотворчество (Хлебникова, Крученых, Каменского) и выход действительно на но­вые образные выразительные средства (Д. Бурлюк, В. Маяковский). В каком-то смысле Маяковский указал на секреты творческой лабора­тории не только собратьев по перу, но и предугадал направление пои­сков будущих творцов новой предметности:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Действительными достижениями футуризма можно считать дина­мизм и симультанизм (проникновение предметов друг в друга). Дви­жение передавалось с помощью одновременного изображения всех его фаз – получалась, например, многоногая собака (Дж. Балла. “Дина­мизм дога на сворке”, 1912 г.) и дама рядом с ней. Или многократно повторялся контур предмета – как у велосипедиста Гончаровой. Изве­стным динамизмом были проникнуты и симультанные изображения, которые как бы меняются местами в зависимости от вашего настрое ния или некоторого усилия воображения: прозрачность одного из них можно истолковать как расположение более крупного образа на зад­нем плане и наоборот. На картинах Дж. Северини фигурка человека просвечивает сквозь его лицо, взаимопроникают тела и мебель.

Впечатление движения предельной силы попытался воспроизвести Дж. Балла (“Выстрел из ружья”, 1915 г.), звук и провал пространства приобрели форму многоцветного кристалла. Совершенствовали футу­ристы и традиционные способы передачи движения. Несмотря на по­лемику с кубистами, которые были против любых идеологических про­грамм и содержательных установок, футуристы оказались к ним мак­симально близки. Потом в погоне за передачей света и движения футу­ризм впал в беспредметность. Однако это не абстракционизм, а некая метафизика (философия) в образах (Дж. Маттиоли. “Динамическая по­следовательность”, 1913г.; творчество Прамполини, У. Боччони).

Попытка пластического воплощения программы футуризма в скульптуре Умберто Боччони (“Единственная форма протяженности в пространстве”, 1913 г.) привела его к использованию необычных мате­риалов. Постепенно у футуристов формируется школа “делания вещей”. Боччони создает “Памятникбутылке” (1913г.), а Прамполини констру­ирует свои произведения из фрагментов металлической мебели.

Начало космической эпохи было отмечено появлением новой раз­новидности футуризма. “Минимальное искусство” вновь стремится к сверхобъективизму, устранив из произведения всякий намек на чело­века, его чувства и эмоции. Антискульптуры минималистов, составлен­ные из различных предметов (решеток, пластин, кирпичей), должны были выявить некие первичные структуры бытия, предшествовавшие структурам геологическим, физическим и прочим. Устранение челове­ка даже из процесса творчества доходит до того, что “художник” счита­ет необязательным свое участие в нем: Тони Смит заказал одно из сво­их произведений по телефону (Minimal art. Haag, 1968, p. 27).

Разновидностью футуризма можно считать и стремление концепту­алистов изображать не предметы, а их идеи, концепции. (Собственно, мы уже могли убедиться, что именно этим в различной степени зани­мается все современное искусство, начиная с импрессионизма.) Но кон­цептуалисты иногда вообще ограничиваются изложением научного или документального текста, который они считают тождественным объек­ту (ведь научные тексты не считаются литературой), используют также фотографии и схемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *