Защита гражданского населения в вооруженных конфликтах (1998 г.)

Защита гражданского населения в вооруженных конфликтах (1998 г.)

Господин Председатель,

Несмотря на усилия международного сообщества по предот­вращению вооруженных конфликтов и минимизации их послед­ствий для гражданского населения, такие конфликты продолжа­ют вызывать гибель тысяч мирных граждан. Немалое число среди них составляют дети, женщины и другие уязвимые группы насе­ления, включая беженцев и перемещенных лиц. Жертвами воору­женных конфликтов становится и персонал, оказывающий гума­нитарную помощь. В ходе вооруженных конфликтов в различных районах мира применяются изощренные методы уничтожения людей, изуверская практика обращения с ранеными, больными, мирным населением, поощряются массовые депортации, захват заложников, творятся надругательства над телами погибших.

Нужно предпринять дополнительные усилия по задействова­нию значительного потенциала политических и международно-правовых средств защиты жертв вооруженных конфликтов и уже­сточить рамки дозволенности при ведении боевых действий. Важ­но добиться того, чтобы все стороны вооруженного конфликта до­бросовестно выполняли международные стандарты в области гу­манитарного права, установленные Гаагскими и Женевскими конвенциями. Международное сообщество не должно мириться с действиями тех, кто игнорирует международные стандарты по за­щите гражданского населения, использует насилие и террор в от­ношении мирных граждан и гуманитарного персонала.

От Совета Безопасности требуется активная политическая под­держка деятельности гуманитарных организаций, в т.ч. в вопро­сах обеспечения защиты гражданского населения в ходе воору­женных конфликтов. Необходимость такой поддержки, однако, отнюдь не должна рассматриваться с силового угла, под углом зрения некой безальтернативности задействования военно-си­ловых рычагов. Сила — крайнее средство воздействия на кон­фликтующие стороны, имеющееся в руках международного со­общества. Прибегать к ней можно только когда использованы, причем безуспешно, все политико-дипломатические рычаги.

Далеко не каждый гуманитарный кризис, даже когда страда­ет гражданское население, может быть квалифицирован таким образом. Как показывает опыт (например, Сомали), недостаточ­но обоснованное и просчитанное, а тем более неудачно реализо­ванное международное силовое вмешательство «гуманитарного

характера» чревато резким обострением конфликта со всеми не-

гативными последствиями, в т.ч. и для гражданского населения.

Серьезную озабоченность вызывают попытки продвигать под-

ход, согласно которому наличие гуманитарного кризиса в той или другой стране является достаточным основанием для односторон­него вооруженного вмешательства в обход Совета Безопасности.

Проблема защиты гражданского населения в вооруженных конфликтах имеет комплексный характер и требует комплексного подхода со стороны международного сообщества, с упором именно на политико-правовые методы. Мы поддерживаем уси­лия, направленные на дополнительную защиту отдельных групп населения, прежде всего детей, в ходе вооруженных конфлик­тов. Не раз Россия выдвигала гуманитарные инициативы, в том числе о необходимости создания системы мониторинга и быст­рого реагирования международного сообщества на нарушения норм международного права. Важное значение мы придаем и ре­ализации концепции о необходимости национального или меж­дународного уголовного преследования лиц, ответственных за военные преступления и преступления против человечности.

Свой вклад в утверждение норм международного гуманитар­ного права призваны внести и проводимые в России мероприятия, посвященные столетию Первой конференции мира.

test

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *