Основы экологического права

План:

1.Источники экологического права.

2. Экологическая стандартизация и паспортизация .

3. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

4. Экологический менеджмент , аудит и сертификация .

5. Понятие об экологическом риске .

6. Экологический мониторинг ( мониторинг окружающей среды ).

7. Экологический контроль и общественные экологические движения .

8. Экологические права и обязанности граждан .

9. Юридическая ответственность за экологические правонарушения .

10. Международные объекты охраны окружающей среды .

11. Основные принципы международного экологического сотрудничества .

12. Экологический манифест .

1. Источники экологического права –Источниками экологического права является следующие правовые документы : 1) Конститутция ; 2) законы и кодексы в области охраны природы ;3) указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления .

2. Экологическая стандартизация и паспортизация – Общие положения экологического законодательства Республики Таджикистан конкретизируется в государственных стандартах ( ГОСТ ) , которые , так же как постановления , инструкции и решения , относятся к подзаконным правовым актам .

Стандарт – (от англ. standart –норма ) – нормативно – технический документ, устанавливающий комплекс норм , правил , требований , обязательных для исполнения.

Экологическая паспортизация – В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие в обязательным порядке разрабатывает экологический паспорт . Цель паспортизации – прогноз экологической ситуации , как на самом предприятии , так и вокруг него , а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий .В экологический паспорт включаются фактические данные об использовании предприятием природных ресурсов и о воздействии его производства на окружающую природную среду .

3. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).- Правовой механизм управления при родопользованием и охраной окружающей среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля , как экспертизу . Различают государственную , общественную и иные виды экологических экспертиз .

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку представленных материалов специальной коммиссией .

4.Экологический менеджмент , Аудит и сертификация –Экологический менеджмент – определяют как комплексную разностороннюю деятельность , направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ .

Экологический аудит –(экоаудит )- это независимая комлексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды с подготовкой конкретных природоохранных рекомендаций .

5.Понятие об экологическом риске –В последние годы в Таджикистане приореты в природоохранной политике , основанные на учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу , пересматриваются.

Экологический риск –это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятности появления негативных изминений в окружающей среде , вызванных антропогенным или иным воздействием .

6.Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды ) – Под экологическим мониторингом ( От лат. <<монитор >> – напонимающий , надзирающий ) понимают систему наблюдений , оценки и прогноза состояния окружающей среды .Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение. Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля , которое осуществляет государство . Главная цель мониторинга – наблюдение за состояние окружающей среды и уровнем ее загрязнения .

Таблица 1.- Система наземного мониторинга окружашей среды.

Ступени Мониторинга Объекты мониторинга Характеризуемые показатели
Локальный (санитарно-гигиенический биоэкологический Приземный слой воздуха ПДК токсических веществ
Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы. Физические и биологические раздражители (шумы,аллергены и др.)
Радиоактивные излучения Предельная степень радиоизлучения
Региональный (геосистемный, природохозяйственный) Исчезающие виды животных и растений Популяционные состояние видов
Природные экосистемы Их структура и нарушения
Агроэкосистемы Урожайность сельскохозяйственных культур
Лесные экосистемы Продуктивность насаждений
Глобальные (биосферный, фоновый) Атмосфера Радиацинный баланс , теплевый переграв , состав и запыление
Гидросфера Загрязнение рек и водоемов , водные бассейны , круговорот воды на континентах
Растительные и почвенные покровы , животное население Глобальные характеристики состояния почв , растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс CO2, O2, и других веществ .

7.Экологический контроль и общественные экологические движения .Помимо государственной службы наблюдения – экологического мониторинга , в систему экологического контроля , входят государственный , производственный, и общественный контроль .

Под государственным экологическим контролем – понимают один из видов государственной административной деятельности , призванной обеспечить соблюдение экологического ,законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Помимо государственного в нашей республике действует еще производственный и общественный контроль . В первом случае речь идет о свеобразном контроле предприятия за своей деятельностью в области природопользования , во втором – о контроле выполнения требований законодательства об охране окружающей среды со стороны профсоюзов , общественных объединений , трудовых комлективов и отдельных граждан .

Общественный экологический контроль неразрывно связан с общественно экологическим движением .Еще в 1988 г. в <<Меморандуме в защиту природы>> группой известных ученых , писателей и деятелей исскуств высказывалось убеждение , что <<что делу спасения Отечества от экологической катастрофы …>>

8.Экологические права и обязанности граждан- понимают закрепление в законодательстве права гражданина , которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой .

Согласно Конститутции Республики Таджикистан каждый гражданин имеет право на :

– благоприятную окружающую среду ;

– достоверную информацию о состоянии окружающей среды ;

– возмещение ущерба , причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением .

Под благоприятной окружающей средой понимает такое ее состояние , которое соответствует критериям , нормативам и стандартам , установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты , ресурсоемкости , экологической безопасности , видимому разнообразию и др.

9.Юридическая ответсвенность за экологические правонарушения. Юридическая отвественность-за экологические правонарушение является одной из форм государственного принуждения ; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке .

Экологические правонарушение – различины по своему составу , но всегда складываеются в сфере природы : будь то загрязнение природной среды или незаконная порубка леса .

Экология и экономика – До недавного времени в нашей республике отсуствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей среды .Ныне в Республике Таджикистан создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды , ориентированный на рыночную экономику , а точнее , соотвествующий критериям переходного периода к ней .

Кадастр ( от франц –cadastre )- систематизированный свод сведений , количественно и качественно, характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений , в ряде случаев с их социально- экономической оценкой .

10. Международные объекты охраны окружающей среды. Гармонизация международных экологических отношений –один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса . Общепризнано , что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств .

Природа не знает государственных границ , она всеобща и едина . Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных .

Международные объекты охраны –это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств ( Космос, атмосферный воздух , Мировой океан и Антарктида ), либо перемещаются по территории различных стран ( мигрирующие виды животных ) .

11.Основные принципы международного экологического сотрудничества- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международными экологическим правом, в основе которого лежит общепризнанные принципы и нормы. Соответственно в истории развития (кодификация ) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа ( периода ) :

1. Стокгольмская конференция ,ООН по окружающей среде (1972)- ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ .

2.Всемирная хартия природы (ВХП )- принята Генеральной Ассамблей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определило приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период , что в значительной мере предупредило дальнейшие формирование экологической политики государств .

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию ( Рио – де –Жанейро , 3- 14 июня 1992г) – В Рио – де –Женейро встретились 114 глав государств , представители 1600 неправительственных организаций .Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в ХХ в.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.