Возникновение философии и ее исторические типы

  1. Философия Древнего Востока: Индийская философия.
  2. Философия Древнего Китая.
  3. Древнегреческая философия: космоцентризм.
  1. Философия Древнего Востока: Индийская философия.

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

  Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер.

           Веды – древний сборник священных гимнов, песен, молитв – появился на рубеже II-I тысячелетия до н.э. В мифах «Вед» организация всего приписывается «первочеловеку».

           В древнем Индии есть много школ такие как ньяя (логика), вайшешика (космология), миманса (ритуал), санкхья, йога, веданта, буддизм, джайнизм.

           Буддизм возник в VI до нашей эрой. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробуждённый, просветлённый), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т.е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

           Характерная особенность этого учения – его этика–практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины».

  1. Существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием.
    1. Существует причина страдания, которой является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению.
    1. Существует освобождение от страдания, устранение причин  страдания, т.е. устранение этой жажды.
    1. Существует путь ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь повешенную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Философия Древнего Китая.

  Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общество, человека, взаимосвязь человека и природы.

  В исторических записках Сыма Цяня (II-I вв. до нашей эрой) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая.

  1. «Сторонники учения об инь и янь» (натурфилософы).

  2. Школа служилых людей – жуньцзя (конфуцианцы).

  3. Школа «моистов», «номиналистов» – миньцзя (сафисты).

  4. Школа законников (легистов) – Фацзя.

  5.  «Школа ДАО и ДЭ» – даосисты.

  Даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе,  абсолюте. Дао господствует во всем: всему даёт форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из их учения о  первозаконе. Природа человека соответствует Дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности.  Окружающее общество – пагубно для человека.  Нужно отрешиться от окружающего нас общества.

  Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учения характеризует идеализацию древности, культ предков, выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал «благородного человека» присущ конфуцианству.

Древнегреческая философия: космоцентризм.

  Специфическая греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Греческая античная философия условно делится на 4 основных этапа своего развития.

  Первый этап охватывает период с VII до V  вв. до нашей эрой. Этот период обычно называют досократовским, а  философы работавшие в это время характеризовались как досакратики.

  К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфеский, Элейская школа, Пифагор и пифагорищы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

  Второй этап охватывает период примерно с половины V до конца IV вв. до нашей эрой. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью видающихся греческих философов  – Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

  Третий этап в развитии античной философии (конец IV-II вв. до нашей эрой) обычно обозначается как эллинистический. В этой время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур.

  Четвертый этап в развитии античной философии (I в до нашей эрой V-VI вв.) приходится на период когда решающую роль в античном мир стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода.  Соответственно в римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий),  эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

  В III-V столетиях нашей эрой в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю  христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

  Милетская школа представлена именами Фалеса  (625-547 гг. до нашей эрой), Анаксимандра, Анаксимена. Школа милетцев носила явно материалистический характер. Представители этого направления поставили вопрос о первооснове всего сущего.

  Фалес считал первоосновой всего многообразия мира «Воду». Вода есть начало и конец всего сущего.

  Первоосновой всего сущего Анаксимандр считал «апейрен», беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить.

  Анаксимен первоосновой всего считал «Воздух».

  Левкипп (500-440  и до нашей эрой) и Демократ (460-370 и до нашей эрой) были создателями атомического взгляда на мир. Атомы – суть элементы из которых состоит вся природа. Атомы – неделимы.

  Платон (427-347 до нашей эрой) исходил из того что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Мир вещей – текуч,  постоянно изменяется. Он – нереальный мир. У Платона первооснова – мир идей. Однако вещний мир тоже необходим. Первенство отдаётся идеям – образцам.  Идеи – бестелесные сущности вещей – находится в особом запредельном мире. Между вещами и идеями лежит пропасть. Первооснова у Платона разорвана во временном и пространственном смысле.

  Аристотель (384-322 гг. до нашей эрой) соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, заявив об их неразрывности.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.