Познание как предмет философского анализа

  1. Сущность познания. Субъект и объект познания.
  2. Чувственное и рациональное познание.
  3. Проблема истины в философии.        
  1. Сущность познания. Субъект и объект познания.

Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией. (В англоязычных странах больше используется термин эпистемология,  от греч episteme – знание). Гносеология исследует природу человеческую познания формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

   Процесс познания изучается с точки зрения форм закономерностей развития, возможности достижения истины.  Существуют его различные подходы модели. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: У Демокрита – образы (Эйдесы) у философов Нового времени – сенсорные сигналы, у В. И. Ленина – ощущения субъекта которые дают субъективный образ объективного мира. Идеалисты полагают что познание не имеет дела с реальным объективным миром.  Лейбниц считал что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожденные понятия человека. У Гегеля – самопознания абсолютной идеи. У Маха, Авенариуса и других субъективных идеалистов процесс познания – это реализация простой и экономной связи ощущений.

  Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся анализу, изучения. Так сознание человека исследуется разними науками: историей философией, психологией, биологией, медициной. Предмет исследования – конкретный аспект научного поиска.

  Человек есть участник и творец  исторического процесса.

Это усложняет процесс познания роли субъекта. А. Г. Спиркин  выделяет следующие виды субъектов познавательной деятельности: 1) Все человечество; 2) отдельные народы; 3) группы инвалидов; 4) личность; 5) под субъектов познания часто имеют в виду некий безличностный сгусток интеллектуальной активности.

  Практика – это материальная научная социально преобразующая целенаправленная деятельность Людой, которая носит конкретно – исторический характер по преобразованию общества, человека, природы. Роль практики в процессе познание следующая:

– она является основной познания;

– практика – цель познания;

– практика выступает критерием истины.

  • Чувственное и рациональное познание.

Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания  два его различных вида: чувственное и рациональное.  Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и другие).  Второй подразумевает работу разума – абстрактно – понятийное  мышление человека.

  Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

  Ощущения – это элементарный психический процесс, состоящий  в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений  материального мира в момент их непосредственного воздействия  на наши органы чувств.

  Восприятие – целостное отражение в сознании  предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

  Представление – сохранение памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

В отличии от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психическое явление  впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно самосостоятельный феномен.

      Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление  представляет собой целенаправленное и обобщенное  воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения и умозаключения.

  Понятия – это мысленное образование в котором обобщаются предметы некоторого класса по определений совокупности признаков.

  Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается  или отрицается.

  Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение логически следующее из первых.

К формам рационального познание также входят гипотезы и теории.

  Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющие целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов.

Подтвержденная опитой гипотеза трансформируется в теорию.

  Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

  Таким образом в процессе познания аналитически достаточно четко выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная или сенситивная, и, мыслительная, или рациональная.

  Сенсуалисты (Д. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли и другие) надеялись обнаружит фундаментальную основу познания в чувственном опыте. Рационалисты  (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и другие) пытались приписать ту же роль абстрактно – логическому мышлению.

                     Сенсуализм утверждает:

  1. Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. Без чувственного опыта он глух и слеп.
  2. Без органов чувств человек вообще не способен ни какому познанию.
  3. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала значит разум вторичен несамостоятелен.
  4. Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств и другие.

                              Рационализм утверждает:

  1. Только разум способен обобщать получаемую  органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного, только мышление имеет возможность преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание  всеобщее и необходимое.
  2. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он, и только он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые в принципе недоступны нашим органам чувств.
  3. Только разум обладает креативной способностью т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые, будучи материализованными составляют основу человеческой жизнедеятельности и другие.

            Марксистская философия увидела во взаимосвязи чувств и разума диалектическое единство противоположностей. Возникающее противоречие между чувственной и рациональной ступенями познания разрешается их синтезом  в акте предметно – практической деятельности человека.

  Кроме чувственные и рациональных форм познания, в его структуре можно различит и несколько уровней: обыденно – практический и научный, эмпирический и теоретический.

  Обыденное познание откроется на повседневный жизненный опыт человека.

  Научное познание отличается от обыденно – практического множеством свойств проникновением в сущность объекта познания системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.

  Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы  назначения направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и другие. 

Проблема истины в философии.        

  Знание должно соответствовать законом объективного мира, т.е. быть истинным. Истина – цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.

  Аристатель понимал под истиной соответствие мысли объекту.

  Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.

  Австрийский физик Э. Мах понимает истину как достижение наиболее простых и экономных связей между ощущениями. Внешний мир не брался в расчёт. Знание соответствовали не объективной реальности,  а принципу простаты и экономии мышления.

  Прагматизм полагает, что истинно то, что полезно.

  Марксисткая гносеология дает свое понимание истины. Объективность истины В. И. Ленин связывает со следующими положениями:

  1. Источник знания – объективная реальность;
  2. Качество субъекта сами по себе не определят истинность утверждаемого суждения;
  3. Вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истинно субъективна по форме своего выражения, носителем ее является человек. 
  4. Категории для выражения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.
  5. Истина есть процесс;
  6. Истина всегда носит конкретный  характер.

  В марксизме разработаны категории абсолютной и относительной истины.

Абсолютное выражают момент устойчивости, неизменное в явлениях.

Относительное – изменчиво, переходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов, теорий.

  Несовпадение представлений субъекта с отражаемым объектом приводит к заблуждению, неистине. Знание должно соответствовать предмету исследования.

  Истинно и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условием развития знания.

  Заблуждения – спутник научного работника и ученого во все эпохи.

  Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Часть мыслителей (агностики) отрицали такой критерий.  Другие считали, что таковым может быть опыт человека, т.е. его ощущения, третьи полагали, что ясность и самоочевидность суждений суть их критерий. 

  Марксизм считает, что практика – основа, цель и критерий истины.  Этот критерия обладает по меньшей мере двумя достоинствами:

  1. Апеллируя к материальному началу, он выводит нас за предели чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности.
  2. позволяет обосновать предельную для человечества общность суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт.

  Система методов познания

  Важнейшим  структурным компонентом организации процесса познания считаются также его методы, т.е. устоявшиеся способы получения нового знания Ф. Бекон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу бредущему в тьме путнику; Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогией с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной и т.

  Метод есть совокупность правил приемов познавательной и практической деятельности обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.

  Методов познания делят на общелогические и научные. Общелогические  присуши всему познанию в целом. Они «работают» как на обыденном так и на теоретическом уровнях познания. Это такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и другие. Природа их универсальности объясняется тем, что эти приемы исследования реальности являются наиболее простыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются   на «логику» практических повседневных действий каждого человека и формируются практически напрямую, т.е. без посредников в виде сложных теоретических обоснований.

  Анализ – познавательная процедура мысленного расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

  Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

  Индукция – способ рассуждения или метод получения знания при котором общей вывод делается на основе обобщения частных посылок.

Индукция может быт полной и неполной. Полная индукция возможно тогда когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случай встречаются редко. Не возможность учесть все явления данного класса заставляет использовать не полную индукцию, конечные выводы которые не имеют строго однозначного характера.

  Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.

  Аналогия – приём познания при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположит их сходство и в других признаках.

Так, обнаруженные и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства бы зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен.  Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но ещё Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство!».  Она может давать лишь предположительное знание.

  Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

  Все перечисленные общелогические методы используются, разумеется, и в научном познании. В нем принято также выделять методы электрического уровня познания – наблюдение, измерение, эксперимент и методы теоретического уровня – идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно – функциональный анализ и т. д.  Все эти методы относятся к разрядку общенаучных, т.е. применяемых во всех областях   научного знания. Кроме них существуют и частью научные методы. Представляющие собой системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.