Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Почти 1000 лет господствовала религиозная идеология в Европе, с V по XVI в. В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос. Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового времени – научное знание.

Философия средних веков базировались на двух основных идеях: откровения; творения всего, креационизма.

  Библия – главный источник знаний и вдохновений.

Теоцентричность мышления: сила, определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек должен добросовестно служить Богу.

  Догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В античной философии бороться два противоположных начала – активное и пассивное – материя и идея. Дуализм преодолевается. Монизм Средневековья: есть только Бог, он – абсолютное начало. Весь мир, Вселенная – результат его творчество. Подлинной реальностью обладает лишь Бог.

  С V века схоластическая философия преподавалось в школах, с XII века в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философий был вопрос о соотношении знания и веры.

  Тертуллиан (ок. 160-230 гг.), уроженец Карфагена (Африка), прославленный римский адвокат. Первый «отец» церкви. Отделил знание, философию от веры, от религии. Человеческий разум для него – ничто. Религия основан не на разуме. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан утверждал: верую, ибо абсурдно.

  Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя  в сине. Учителя Тертуллиана – стоики.

  Августин (354-430) автор 100 работ против материалистов, видный христианский философ. Важнейшее работы «О свободе воли», «Против академиков», «О бессмертии души», «Исповедь», «О христианской науке».

  Мир, согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов – все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах.

  Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Бытие у него – Бог, сотворивший мир.  Разум может вступать в противоречия с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог.  

  В средневековая философия существует два направление: реализм и номинализм.

  Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Представители: Ансельм Контерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

  Номинализм отдавал приоритет воле над разумом. Представители: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и другие. 

  Средневековый реализм сближается с позицией Платона. Универсалии существуют до вещей, это – мысли, идеи в божественном разуме.

  Номинализм (от латинский nomen – имя) отрицал возможность существования общих понятий. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей. Это был спор о взаимоотношении общего и единичного. Реализм – разновидность, объективно – идеалистического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму.

  Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по  XVI веков. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получило свое название от итальянского художника и архитектора Джоржо Вазари, который в своей книги «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году впервые употребил этот термин.

  Философия ренессансной эпохи противостоит средневековой, которая противопоставляла материю – форме, природу – Богу, тленный мир – нетленному.

  Философия эпохи Возрождения делится на 3 периода:

  1. Гуманистический (середина XIV – середина XV веков). Проблемы человека.
  2. Неоплатоновский (середина XV – первая половина XVI веков). Проблемы онтологии.
  3. Натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII веков)/

  Гуманизм (от латинский Humanitas – человечность) – центральное для Возрождения культурное явления. Гуманизм – это свободомыслие  и светский индивидуализм.

  Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа производства, общественных отношений, буржуазной цивилизации в целом. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессанс принёс новые веяния в культуре, науке. Новое естествознание выросло из практических потребностей. Ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления. Н. Коперник открыл, что Земля – не центр мироздания, а маленькая планета солнечной системы.  Г. Галилей обнаружил пятна на солнце, сделав телескоп. Барометр помог людям предсказывать погоду.

Николай Коперник (1473-1543) создал новую астрономическую систему: геоцентризм заменил гелиоцентризмом. Главный труд – «О круговращениях небесных тел». Согласно Копернику, первой и высшей из сфер Вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следует планета Сатурн, круг обращения вокруг Солнца 30 лет;  далее  – Юпитер, период обращения  12 лет, затем – Марс, проходящий орбиту в 2 года. Четвертое место занимает Земля, пятое – Венера, пробегающая свой путь за 9 месяцев. В центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты.

  Джордано Бруно (1548 –  1600) – итальянский ученый и философ. Веселенная – бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем  находится в единстве с остальными. Природа – неподвижна, она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное – два главных понятия в философии Д. Бруно. Сожжен на костре в Риме за взгляды, противоречащие церковным.

  Ренессанс возвеличивал человека, его возможности, познания мира. Но Коперник, Галилей, Бруно и другие  мыслители этой эпохи превратили Землю  в песчинку мироздания, а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством.    

  Человек рассматривался как великий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства без конца и начала…

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.