Философия сознания

  1. Проблема сознания в философии. Сущность и              структура сознания.
  2. Сознание и самосознание.
  3. Сознание и  бессознательное. Сознание, язык, общение.
  4. Что такое идеальное? Социальная идеальность.
  1. Проблема сознания в философии. Сущность и              структура сознания.

Возможности сознания принято считать безграничными.  Именно благодаря  разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере.

  Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Б. Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалось главным образом гносеологическом плане.  Суть ее такова.  Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть  что-то общее.

  У материальных и идеальных объектов  нет никаких общих свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь отсутствуют у объектов идеальных, и соответственно наоборот.  Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: общего-то ничего нет, это взаимоискмочающие  начала.  В этом, собственно и заключается исходная проблема: как относится наше мышления к вне нас существующей реальности, точнее как они умудряются совпадать соответствовать друг другу?

   Ведь если между материальными и идеальными объектами нет ничего общего, то и соответствия между ними быть не может, но сознание вещи есть её образ. Между копией и оригиналом есть сходство, т.е общность признаков.

  Р. Декорт этой общности так и не нашел, зато ее нашёл Б. Спиноза.  Общее, то есть то что объединяет, связывает вместе материю и сознание, – это природа!

  Объявление природы общим основанием проявления как материальных, так и идеальных свойств, хотя и указывало верный путь решения проблемы, но все же не давало контрактного ответа: как же все-таки достигается однозначное соответствие мысли предмету? Приемлемый ответ на этот вопрос был найден только в XIX в. марксисткой философией. Его смысл: соответствие мышления материальному миру обеспечивается практической деятельностью человека.  Наша материальная предметная деятельность – вот  что связывает сознание с материальным миром, формирует наши мысли «по образу и подобию» материальных вещей.

  Ключевое слова этой концепции – «деятельность» исходный тезис можно сформулировать так: сознание, мышление есть деятельность.

  Мышление как особый род деятельности биологически человеку не дано. Оно формируется в социальной среде на основе специфически человеческого образа жизни.  Как именно формируется – каждый из нас может легко вспомнит по собственному опыту.

  Анализ – это мысленная операция расчленения, разложения предмета на  составляющие его части.  Взрослый человек анализирует реальность в  основном  мысленно, идеально.  А ребенок так пока не умеет.  Вот и анализирует несчастное дитя мир единственно доступным ему  способом – материально.  Когда малыш самозабвенно ломает игрушки, отрывает куклам руки – ноги, бьёт стекла и т.д., он не вредность характера демонстрирует, а любознательность или стремление  анализировать. Ему надо знать, как мир устроен.  И если он в детстве вдоволь не «наломает», т.е. материально не проанализирует множества вещей, не сформируются у него к зрелости и мыслительные навыки анализа.

  Таким образом мыслительное деятельность человека связана с его материальной предметной деятельностью генетически.  Мышление – это по сути все та же  практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями.

Сознание и самосознание

В обыденном мышлении помят о себе  отождествляется с самосознанием.  В психологии акт самосознания соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, свои переживания и чувства.  Гегель в этой связи отмечал, что самосознание (самопознание) в тривиальном смысле исследования собственных слабостей представляет интерес для отдельного человека, а не для философии.

     В философии проблема самосознания была наиболее полно разработана в немецкой классике, которую часто называет философией самосознания. Главный тезис этой философии: сознания нет без самосознания.  В основу толкования  феномена самосознания было  положено признание того факта, что сознание открыто себе, что точку его изучения надо выбрать в нем же самом.  Акт самосознание – это акт, в котором сознание может прояснить свое содержание и структуру.  Сознание «знает и имеет понятия только о том, что у него есть в опыте». Опыт – это содержание, которое получается в результате «работы» категорий рассудка, связывающих в некую целостность многочисленные разрозненные хаотические  чувственные данные.

  Такое понимание, самосознания обще всем наукам о человеке.  Но философия понимает под самосознанием не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими – то событиями, происходящими вовне.  Гегель, например, считал, что сознание становится самосознанием, когда Я обнаруживает, что все определения предмета  принадлежат не только предмету как таковому, но и ему самому.  Этом самосознания не тождествен осознанию Я как противоположного не -Я. Когда  Я выделяет себя из природы и противопоставляет себя ей, имеет место неполное самопознание.  В самосознании   Я обнаруживает свою активную деятельностную природу, свою способность давать определения предметом.  Когда я знаю, что Я знаю предмет, Я ещё не обладаю самосознанием в полной мере. Но когда Я знаю, что это Я определил  предмет в мысли и с помощью моей мысли, Я назвал его и т.д., тогда Я становится самосознанием.

Сознание и  бессознательное. Сознание, язык, общение

Категория бессознательного прочно вошла в обиход науки 20 века. Она настолько укоренена в нашем сознании, что рассуждения о нем, изучения его невозможны без этой категории .

      Бессознательное также реально, как и сознание.  Для психоаналитической философии (Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование того  малого мира, которым является  человеческое бытие. Фрейд не столько отворачивается от антологической проблематики, сколько переносить ее в глубины человеческого существа.  Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными.

  В 20 – е годы Фрейд несколько уточняет структуру личности. Оно состоит из трех слов:  Оно, Я, и  Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того глубинного уровня, в  недрах которого копошатся скрытые душевные движение, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные движения человека.  Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром.  Сверх –Я олицетворяет   собой как требования, так запреты морально – нравственного, социокультурного и семейно – исторического происхождения.

                    Самый древний язык людей – это язык жестов.

  Любой жест  – это, прежде всего, действие.  Но действия несколько иное по сравнению с обычным практическим действием. Жест – это как бы полудейсвие. Оно оторвано от реального результата; оно, наконец, просто имитирует, т.е. обозначает реальное практическое действие, так в деятельности людей появляется дополнительный пласт – знаковый, символический. Действие впервые отрывается от своей предметной основы, хотя по прежнему остается материальным.

  Жест – лишь первый шаг на пути к абстракции, т.е. отвлечению от реальных предметов их важных для человека свойств и характеристик. Вторым таким шагом, явилось закрепление в поведении и психике человека определенной связи между жестами и обычно сопровождонощими их звуками. 

  Речь – это уже следующая ступень абстракции более высокая по сравнению с языком жестов. Слово же, звук уже никак на него не похожим, это чистый знак. Но знак, еще сохраняющий материальную  форму, не оторвавшийся окончательно от материи, доступный ощущениям.

  • Что такое идеальное? Социальная идеальность

Современная наука довольно хорошо знает, как человеческий мозг устроен и функционирует. Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками кори головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это-то и есть идеальность, т.е. отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

В неживой природе идеальных взаимосвязей нет. Там возможны только буквальные воздействия предметов друг на друга. Идеальные взаимосвязи появляются только в природе живой и только на основе деятельности субъекта.     

Идеальность сознания человека на несколько порядков сложнее идеальности психики высших животных. Это усложнение происходит сразу по нескольким направлениям:

  1. Нарастает дифференцированность,  разветвленность, структурное разнообразие представленности различных свойств и отношений материальной реальности в «языке» мозга.
  2. Формирующиеся мыслительные образования приобретают способности к объективации, т.е. материализации в создаваемых человеком веща.
  3. Другой обязательной формой объективации идеальных образований в обществе выступают язык и речь, т.е. знаково– символическая  материализация наших образов и  мыслей.
  4. Устойчивость образуемых идеальных образований своим непременным условием имеет коллективный, т.е. надиндивидуальный спросов существования.
  5. Идеальность сознания как бы надстраивается вторым этажом самосознанием: сознание обретает способность представлять и анализировать не только внешнюю реальность, но и самого себя, свои собственные основания и предпосылки.

    Эта способность присуща только человеку и формируется на основе предметной деятельности. Именно потому, что идеальное человеческое сознание объективируется в вещах, словах, знаках и т.д., то есть получает внешнюю материальную форму существования, оно обретает возможность и к самому себе отнестись как к чему-то внешнему, как к объекту. Умение воспроизводить не только внешнюю реальность, но и свои собственные предпосылки и основания дает нашему сознанию дополнительную средство контроля истинности, адекватности материальному миру.  

     Специфика проявления идеального в социальный реальности в первом приближении имеет следующие характеристики:   

    – структурную сложность и дифференцированность;

    – способность  идеальных объектов к объективации и материализации;

     – включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);

     – надындивидуальный,  общественный характер существования;

     – обращенность на самого себя.

  Категория «идеальное» фиксирует способность   высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого – либо внешнего сходства. Это свойство – системное. 

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.