Шаг к возрождению транзитного потенциала Украины

Открытие газотранспортного терминала в СЭЗ – знаковое событие
Во второй декаде октября в Одессе будет запущен комплекс перевалки сжиженного газа, пропускная мощность которого позволит переправлять на экспорт от 300 тыс. до 1 млн. тонн пропана и бутана в год. Ежегодные валютные поступления Украины от этого транзитного потока оцениваются в $30 млн., а количество создаваемых в рамках его обслуживания рабочих мест только в одесском регионе исчисляется десятками тысяч. Реализация инвестиционного проекта общей стоимостью около $35 млн. стала возможна благодаря созданию на территории Одесского морского торгового порта специальной экономической зоны “Порто-Франко”.
Главное – начать
Одесса – крупнейший транспортный узел Украины. В грузопотоках семи одесских портов до 70% составляет транзит, объемы которого за последние годы уменьшились практически вдвое: если прежде только на транспортировке российской нефти через Одесские терминалы государство зарабатывало по $11 млн. в год, то теперь о таких цифрах никто и не мечтает. Отчасти это объясняется дороговизной услуг украинских портов, которая обусловлена действующим налоговым законодательством, – транзит нефти через Одесский порт обходится вдвое дороже, чем через порт Новороссийска, соответственно изменился и объем перевозок. Резко сократились также объемы транзита продукции российской металлургии и химических удобрений. Что это означает в финансовом отношении – объяснять не нужно, транзитные платежи являются существенным источником поступлений как для бюджетов портовых городов, так и для государственной казны.
Первым шагом к выходу из критической ситуации, которая сложилась в отечественной сфере внешней торговли и международного транспорта, стало принятие закона “О транзите”, призванного создать условия для реализации транзитного потенциала Украины. При активном содействии комитета по вопросам строительства, транспорта и связи этот документ был утвержден парламентом в том виде, который реально позволяет говорить о создании основы для возрождения транзитного потенциала Украины.
Однако законодательные декларации – это еще далеко не деньги, которые можно вкладывать в конкретные объекты. А суммы нужны немалые. Поэтому второй по важности мерой стало открытие в черноморских портах Одессы и Рени (Одесская область) двух специальных (свободных) экономических зон. Причем реализация этих проектов натолкнулась на мощное противодействие со стороны Кабмина, принятие соответствующих законов проходило в острой, почти конфликтной обстановке, и лишь поддержка инициативы Верховной Рады со стороны Президента помогла расставить все точки над “i”.
Льготы в обмен на эффективные инвестиции
После того как на территории Одесского морского торгового порта реально начала действовать свободная зона “Порто-Франко”, проблему обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли все же удалось решить. Инвесторам, которые реализуют в этой зоне приоритетные проекты стоимостью свыше $1 млн., был предоставлен ряд льгот: специальный таможенный режим, освобождение от налога на прибыль предприятий в течение первых трех лет и налогообложение прибыли по действующей ставке с коэффициентом 0,5 в последующие три года. Кроме того, освобождается от налогообложения сумма инвестиций по согласованным с органом хозяйственного развития зоны проектам, а поступления в иностранной валюте не подпадают под требование об обязательной продаже.
Результаты не заставили долго себя ждать: за считанные месяцы территория Одесского порта изменилась до неузнаваемости. Сегодня там ведется строительство нескольких крупных объектов, в частности суперсовременного терминала для обслуживания транзита химических удобрений, гостиницы и делового центра. Один из наиболее заметных “новоселов” – комплекс перевалки сжиженного углеводородного газа, сооруженный ЗАО “Синтез Ойл” (Украина) совместно с корпорацией “Шеврон” (США) и СП “Тенгизшевройл” (Казахстан). Среди аналогичных объектов в странах СНГ и Прибалтики этот терминал, спроектированный на основе передовых технологий, единственный полностью отвечает международным стандартам, включая экологическую безопасность. Уникальность проекта заключается также в том, что он впервые дает возможность экспорта таких объемов сжиженного газа (до 1 млн. тонн в год) через Черное море. Автором проекта является содружество проектных институтов “Хлорвинилпроект” (Украина) и “Нижегородниинефтепроект” (Россия), не только лидирующих в нефтегазовой отрасли стран СНГ, но и широко известных своими разработками в странах Западной Европы.
Общий объем инвестиций на строительство комплекса оценивается на уровне $35 млн. Причем в этой сумме нет ни копейки государственных средств, тогда ожидаемые валютные поступления от действующего терминала составляют $30 млн. в год. Работы по сооружению объекта выполняли украинские предприятия, все необходимое оборудование также было поставлено отечественными товаропроизводителями. Запуск объекта даст постоянную работу не только тысячам одесситов и работникам смежных предприятий региона и всей страны, но и обеспечит постоянными заказами украинских железнодорожников, – доставлять сжиженный газ от поставщиков Казахстана и России на Одесский терминал будут вагоно-цистерны (двухстороння сливная эстакада комплекса рассчитана на одновременное обслуживание от 30 до 60 цистерн, прибывающих по железной дороге).
Председатель парламентского комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций Алексей Костусев, присутствовавший на презентации проекта, назвал сооружение газотерминала в Одессе знаковым событием. Сегодня, благодаря транспортировке российского газа через территорию Украины, обеспечивается 40% внутренней “газовой” потребности только за счет получаемой платы за транзит (30 млрд. куб. м в год). И можно лишь представить, какие перспективы открывает здесь новый комплекс перевалки сжиженного газа. Уже запланировано сооружение аналогичного комплекса в Ильичевске и других черноморских портах. Географическое положение Украины обуславливает высокий транзитный потенциал нашей страны, вопрос лишь в том, сумеет ли Украина воспользоваться этим шансом. И чтобы эта экономическая возможность была реализована в полной мере, вопрос развития транзита газа взят на контроль тремя профильными комитетами ВР – кроме комитета по экономической политике, им занимается транспортный комитет и комитет по вопросам ТЭК.
Особенности национальной охоты на ведьм
Необходимость подобной опеки продиктована трудностями, с которыми сталкивается даже такой перспективный проект, как упомянутый комплекс перевалки сжиженного газа. Поскольку с экономической стороны предъявить какие-либо претензии к строительству этого объекта невозможно, противники чужих коммерческих успехов (а такие находятся даже когда предприятие обещает принести пользу не только его непосредственным участникам, но и стране в целом, включая каждого ее гражданина) обратили свое придирчивое внимание на экологический аспект транспортировки газа. И их не остановил тот факт, что аналогичные объекты уже более 20 лет активно эксплуатируются в разных уголках планеты, что по своим физико-химическим свойствам сжиженный пропан или бутан никакой опасности для здоровья человека не представляет…
Чинить препятствия реализации проекта не помешало и то, что ради безопасности трубопровода, пролегающего через городскую черту, инвестор прибегнул к усиленным защитным мерам (труба, по которой будет перегоняться сжиженный газ под давлением в 18 атмосфер, имеет двойные стенки и оборудована системой постоянного контроля и мониторинга), а сам по себе комплекс предусматривает несколько степеней защиты на случай “внештатных” ситуаций, которые полностью исключают попадание газа в атмосферу и гарантируют высокую безопасность объекта. Даже возможность эффективного решения проблемы снабжения региона сжиженным газом для бытовых нужд (а такая договоренность между муниципальными властями и руководством проекта уже существует) не стала помехой для широкомасштабной “охоты на ведьм”.
В настоящее время “экологическая война” в Одесском порту близится к своему финалу. Им станет проведение независимой экспертизы комплекса перевалки газа на предмет его экологической безопасности. Возможно, после этого уже не возникнет трудностей при сооружении аналогичных объектов в других черноморских портах. Но, помимо осложнений местного масштаба, реализации подобных широкомасштабных проектов могут помешать и более серьезные причины. В частности, неопределенность государственной политики в отношении свободных экономических зон и территорий приоритетного развития со специальными инвестиционными режимами заметно нивелирует эффект от их внедрения. Крупному инвестору нужна долгосрочная стабильность и уверенность в безопасности собственных вложений, а также прогнозируемость экономических показателей на финансируемых им объектах. Существующие в Украине условия пока не позволяют ни одному сектору отечественной экономики рассчитывать на усиленное внимание со стороны мощных финансовых партнеров, реально способных содействовать позитивным экономическим сдвигам.
Обзор подготовлен 27 октября 2000 г.  

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.