Геополитическая мысль нового времени и эпохи индустриализма

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)

Жан-Жак Руссо, французский просветитель, философ, писатель, педагог и политолог, родился в Женеве (Швейцария) в семье французских ремесленников, гугенотов, бежавших от религиозных преследований. В семье имелась библиотека, и Жан-Жак в детстве много читал, особенно современную ему французскую литературу. Мать и отец вскоре умерли, и родственники отдали Жан-Жака в ученики к часовщику. Обстановка деспотизма и подавления личности заставила четырнадцатилетнего юношу начать самостоятельную жизнь, он побывал послушником католического монастыря в Турине, лакеем графини Версалис, секретарем аббата Гувона (в Италии), воспитанником госпожи де Варан (Аннези, Савойя), гувернером детей начальника судебных установлений Мабли (Лион, Франция).

В 1742 г. тридцатилетний Руссо переезжает в столицу Франции. Парижский период жизни оказал решающее воздействие на становление его как философа, писателя и политолога, ведь там блистали такие корифеи, как Вольтер, Монтескье, Дидро, Кондорсе, Тюрго, Фонтенель. При этом он получил возможность заняться практической политикой, выехав на год (1743-1744) в качестве секретаря французского посланника в Венецию. По возвращении в Париж Руссо тесно сошелся с Дени Дидро и участвовал в реализации его проекта энциклопедии.

В 1750 г. Руссо победил в конкурсе Дижонской академии. Его сочинение «Рассуждение на тему о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» вскоре было опубликовано отдельной книгой, несмотря на то что Руссо дал отрицательный от-

Руссо в отличие от Ратцеля (который позже сформулировал закон пространственного роста государств) вывел закон определенного размера государства, нашел причины расширения и уменьшения государственного организма — он связал государственное устройство, рост территории и соответственно сокращение времени жизни сверхбольших держав. Величина государства как политического организма измеряется протяженностью его территории и численностью населения. При этом население очень тесно связано с землей, поэтому ее количество и качество определяют численность населения в государстве и даже характер будущих войн. «…Если земли слишком много, то охрана ее тягостна, обработка — недостаточна, продуктов — избыток; в этом причина будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, то государство, дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости от своих соседей; в этом причина будущих наступательных войн»1.

И. Кант (1724-1804)

Великий немецкий философ Иммануил Кант родился в г. Кенигсберге в семье ремесленника. После окончания гимназии шестнадцатилетний Иммануил поступил в университет, по завершении обучения в котором (1747) работал учителем в частных домах. После защиты магистерской диссертации (1755) преподавал в Кенигсбергском университете, где получил степень доктора наук (1770).

Несмотря на недворянское происхождение, Кант демонстрировал в научном сообществе образцы порядочности, научной честности, равнодушия к карьере и богатству. Он отказался от предложения занять кафедру в университете в г. Галле, несмотря на то что ему предложили в три раза более высокое жалование, всегда презирал низкопоклонство и протекционизм в науке.

Кант не отличался крепким здоровьем, и это мешало его занятиям науками. Он разработал собственный режим: вставал в пять часов утра и без завтрака работал (писал или преподавал) до часу дня. Затем завтракал, отдыхал, беседовал с друзьями. После этого гулял и рано ложился спать. Кант пунктуально придерживался своего распорядка дня, что позволило ему прожить восемьдесят лет и написать более тридцати крупных произведений.

Кант читал все курсы, преподававшиеся в то время в Кенигсбергском университете, в том числе и географию. В 1757 г. он опубликовал «План лекций по географии», а также работы «О причинах землетрясений» (1756), «Теория ветров» (1756), «Физическая география» (1802). К геополитическим работам И. Канта кроме чисто географических, указанных выше, можно в какой-то мере отнести целый ряд других: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «О применении телеологических принципов в философии» (1788), «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786).

В полной мере геополитическим следует считать трактат «К вечному миру» (1795), где И. Кант продолжал антивоенную традицию европейской философии Нового времени, которая берет свое начало в нравоучительных сочинениях «Жалоба мира» (1517) Эразма Роттердамского и «Новый Киней» (1623) Эмерика Кюссе.

Первый геополитический проект мирного обустройства Европы Нового времени (и всего мира) предложил Максимилен де Сюлли, двенадцать лет бывший министром финансов французских королей. В своих мемуарах (начало XVII в.) он поместил так называемый «Великий план», согласно которому для прекращения войн Европу предполагалось разделить на 15 равных в военной мощи государств. Все споры в новой мирной Европе должны были разрешаться только политическими методами в совете из 60 человек, составлявшемся на равных основаниях от всех государств.

В 1693 г. Вильям Пени, один из руководителей американских квакеров и колонии Пенсильвания, опубликовал «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе», в котором предложил для установления нерушимого мира создать всеобщий союз государств.

В 1713-1717 гг. известный французский дипломат Шарль де Сен-Пьер издает трехтомный «проект вечного мира в Европе», который вскоре вышел и в сокращенном варианте. Подобно Пенну, Сен-Пьер считал залогом постоянного и нерушимого мира создание союза государств со своими наднациональными органами, которые и регулировали бы международные отношения, не допуская военных столкновений. Идеи Сен-Пьера получили широкое распространение во всех цивилизованных странах, включая Германию. Кантовское «К вечному миру» в какой-то мере является откликом на эти идеи. Вместе с тем, идеи о мире являются неотъемлемой частью этики, учении о культуре и праве самого И. Канта.

Идея «вечного мира» у Канта соотносится с основополагающими доктринами о естественном праве и общественном договоре. «Поскольку естественное состояние народов… — это состояние, из которого необходимо выйти, для того чтобы вступить в законное состояние… то для этого всякое право народов и все внешние мое и твое государств, приобретаемое или сохраняемое войной, лишь временны и только в общем союзе государств… это право может стать окончательно действительным к истинным состояниям мира»1. Для него нерушимый «истинный» мир может осуществиться лишь в правовом поле международного союза государств.

По представлениям философов XVIII в., заимствованных ими у Аристотеля, государства, превышающие размеры античного полиса, теряют свою политическую стабильность. Отсюда вытекает пессимизм Канта в отношении осуществимости вечного мира как «конечной цели международного права». Выход Кант видел в приближении к состоянию мира, в создании политических и правовых условий осуществления этой великой идеи, условий, учитывающих стремление к миру как государств, так и отдельных граждан.

При этом иная природная среда, например море, не только способствует учащению контактов между людьми и развитию торговли, но и установлению мира. Для этого людям необходимо создавать законы и правила, регламентирующие заселение неосвоенных районов Земли, взаимоотношения народов метрополий, метрополий и колоний, которые должны быть основаны на соответствующих договорах. Кант верил, что каждый человек, соблюдая моральные императивы и этические правила, может стать членом всемирного гражданского общества.

Ш. Монтескье (1689-1755)

Шарль Луи де Секонда барон де ла Бред и де Монтескье, известный французский правовед, политолог, философ, просветитель, появился на свет в родовом замке Ла Бред, недалеко от Бордо. Получив хорошее домашнее образование, он затем изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. Монтескье был назначен сначала советником (1714), а затем президентом парламента (до революции 1789 г. это был судебный орган) г. Бордо (1716). Анонимно опубликовал «Персидские письма» (1721), чем вызвал нападки двора и церкви. Убедившись в невоз-

можности изменить мир и нравы людей с помощью старых институтов — королевской власти, генеральных штатов и парламентов, он отправился путешествовать по Европе. Монтескье знакомился с правовыми и политическими системами, социальными отношениями в Италии, Швейцарии, Германии, Англии. Особое внимание он уделил изучению британского политического и гражданского общества, задержавшись там более чем на год. По возвращении на родину (1731), он добровольно заточил себя в замок Ла Бред и занялся написанием правовых и политических трактатов. Наибольшую известность из них получили: «Размышления о величии и падении римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748), «Разъяснения» (1750). За свои труды Монтескье в 1727 г. был избран в Королевскую академию наук.

Еще в «Персидских письмах» он утверждал, что общественной жизнью управляет не провидение или случай, а определенные закономерности, которые вытекают из естественных законов. Более того, все социальное бытие людей обусловлено географическими, политическими и религиозными факторами. Но наиболее обоснованно связь географического и социально-политического просматривается в главном политологическом сочинении Ш. Монтескье «О духе законов». Под духом законов французский просветитель понимал всю совокупность политических, нравственных, религиозных отношений в обществе, базирующихся на естественных законах, т. е. обусловленных окружающей природной средой. Продолжая линию Ж. Бодена, Т. Гоббса о закономерной необходимости перехода людей из естественного в гражданское состояние, Монтескье тем не менее не отрывал их гражданские и политические отношения от продолжающегося воздействия естественных законов, географических факторов. В этом, собственно, и заключается не только естественно-научный и социологический, но и геополитический подход Монтескье. Связь географического и политического заложена им в самом методе исследования. В главе I он утверждает: «Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства… Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату… качествам почвы… образу жизни ее народов… степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения…» Простое перечисление названий некоторых глав свидетельствует о неукоснительном применении им своего метода: книга семнадцатая: «Об отношении законов о политическом рабстве к природе климата», книга восемнадцатая: «О законах в их отношении

к природе почвы», книга девятнадцатая: «О законах в их отношении к основным началам, образующим общий дух, нравы и обычаи народа». Кроме того, в данном трактате можно обнаружить попытку решения таких геополитических проблем, как выбор столицы государства, отношение его силы, могущества к деспотизму или свободе, процветающей в нем, связь черт характера народа с ландшафтом и климатом их национальной территории.

Г. Гегель (1770-1831)

Великий немецкий философ Георг Гегель родился в г. Штутгарте в семье чиновника. Окончив классическую гимназию, он в 18 лет поступил в теологический Тюбингенский университет, в котором в это же время учились Шеллинг и Гелдерлин.

После окончания университета Гегель некоторое время работал учителем гимназии сначала в Берне (Швейцария, 1793-1796), затем во Франкфурте (Германия, 1797-1799), пока после смерти отца не получил причитавшегося ему наследства и не отправился в самый знаменитый по тем временам германский университет — Йенский, в котором преподавали Фихте и Рейнгольд. После ухода Фихте (1799) его кафедру занял молодой, тридцатидвухлетний сокурсник Гегеля Шеллинг. В Йенском университете Гегель защитил диссертацию и опубликовал свое первое философское сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801). В Йене Гегель вместе с Шеллингом начал издавать «Критический философский журнал», в котором публиковал и свои научные статьи; здесь же Гегель написал «Феноменологию духа» (1802).

Наполеоновские походы вызвали удорожание жизни, что заставило Гегеля оставить престижный Йенский университет и переселиться в провинциальный Бамберг, где ему предложили редактировать «Бамбергскую газету» (1803). Но там он не задержался и года, переехав в Нюрнберг, где довольно долгое время занимал пост директора гимназии (до 1816). В нюрнбергский период Гегель написал «Науку логики» — одно из самых сложных своих произведений.

В 1816-1818 гг. он преподавал в Гейдельбергском университете. В Гейдельберге Гегель опубликовал «Энциклопедию философских наук». В 1818 г. он переехал в Берлин.

Берлинский университет, основанный в 1810 г., только начал свой путь к той славе, которая его ожидала уже в середине XIX в. Одним из создателей этой славы, по крайней мере в области философских власти. Реакцией на деспотизм становится самоуглубление угнетенных, уход их в новую религию. Светскому царству кесаря противопоставляется духовное царство.

Четвертый момент истории связан с германским государством и соответствует старческому возрасту человека. В отличие от человека, который дряхлеет в этом возрасте, дух приобретает зрелость и стремится к единству, но только как дух. Государство примиряется с христианской церковью, духовная власть «погружается» в светскую, а последняя теперь должна соответствовать духовному принципу. Свобода находит свою опору, «свое понятие, как осуществить себя». В этом состоит цель всемирной истории.

Таким образом итогом, концом истории Гегель считал обретение свободы как личной, субъективной, так и всеобщей субстанциальной, примирение всех и каждого с самим собой, обретение гармонии светского и духовного начал, государства и церкви. Гармония и единение, отсутствие противоположностей индивидуального и социального, социального и государственного, светского и религиозного прекращают диалектическую борьбу и останавливают исторический процесс.

Свобода от своей субстанциальной формы через различные соотношения с субъективной формой (Восток — детство, Греция — юность, Древний Рим — возмужалость, Германия — зрелость, старость) приходит к синтезу в оптимальной форме абстрактной и всеобщей свободы — в этом Гегель видел конец истории.

Своими концепциями философии истории и социальной философии Гегель подготовил почву для таких геополитиков немецкой школы, как К. Ратцель, Ф. Челлен, К. Хаусхофер. На представление Гегеля о цели и конце истории опирались в своих работах К. Ясперс, А. Тойнби и Ф. Фукуяма.

К. фон Клаузевиц (1780-1831)

Карл фон Клаузевиц — известный военный теоретик и военный стратег. Родился в Пруссии в г. Бург (недалеко от Магдебурга) в семье акцизного чиновника. В 1792 г. записался в прусскую армию. Через несколько лет был произведен в офицеры. В 1801-1803 гг. учился во Всеобщем военном училище (Берлин). В 1803-1808 гг. служил адъютантом принца Августа Прусского и в этом ранге участвовал в войне с Францией 1806-1807 гг. В сражении под Йеной попал в плен и вернулся на родину после окончания войны (1808). В 1808-1809 гг. Клаузевиц как член военно-организационного комитета, возглавля-

емого генералом Герхардом Шарнхорстом, принимал активное участие в подготовке военной реформы. В 1810-1812 гг. преподавал в офицерском училище. Занимал патриотические позиции по отношению к оккупации Пруссии французскими войсками. Именно К. Клаузевиц стал автором «Трех символов веры» (февраль 1812) — документа военных реформаторов (Шарнхорста, Гнейзенау, Бойена), выступивших с патриотической идеей всенародной войны против Наполеона в союзе с Россией. Клаузевиц личным примером показал достижимость идеалов «Трех символов», поступив на службу в русскую армию, где исполнял по большей части штабную работу. Проявил себя сторонником маневренной обороны. К августу 1813 г. был уже начальником штаба корпуса. В апреле 1814 г. вернулся на прусскую службу на аналогичную должность. В 1818-1830 гг. генерал-лейтенант Клаузевиц исполнял должность директора Всеобщего военного училища, которое когда-то окончил. В 1830 г. был назначен инспектором артиллерии, а в 1831 — начальником штаба прусской армии на польской границе. Скоропостижно скончался от холеры.

На политические взгляды Клаузевица большое влияние оказали либеральные идеи Великой французской революции. Но его либерализм имел сильный оттенок прусского национализма и военного авторитаризма. В своих военно-исторических трудах Клаузевиц применил диалектический метод Г. Гегеля, рассматривая военно-политические события в развитии и взаимосвязи. Наиболее известным трудом, вобравшим его геостратегические и военно-теоретические взгляды, является трехтомная работа «О войне», которая вышла в сборнике под общим названием в 1832-1837 гг. в Берлине.

В этой работе Клаузевиц выдвинул постулат об обусловленности войны и боевых действий политикой, проводимой государством. В политике, утверждал он, заключены в скрытом виде основные очертания будущей войны, которая «есть продолжение войны иными средствами». При этом политика, по Клаузевицу, носит национальный характер, выражает общенациональные интересы. Каждая эпоха ставит свои задачи перед нацией, которая выдвигает политику, соответствующую этим задачам. Следовательно, «всякая эпоха имеет свои собственные войны», вызванные изменением общественных отношений, прогрессом науки техники. Новые условия диктуют изменения в военной теории и стратегии. Но всегда именно политика определяет военную стратегию, именно геостратегия определяет количественные и качественные характеристики армии, именно геополитика диктует применение армии для решения тех или иных национальных задач. Стратегия у Клаузевица среди прочих составляющих успеха в войне (моральных, физических, математических, статистических) обусловливается «географическим элементом», ведь каждая война проводится в определенных географических условиях, а боевые действия разворачиваются на определенном пространстве. Поэтому пространственно-географический фактор, вместе с политическим, оказывает существенное влияние на ход и исход войны и определяет ее геополитическое содержание.

Но все же главное внимание Клаузевиц сосредоточил на доказательстве единства политики и военной стратегии при ведущей роли первой. В каких бы войнах ни участвовало государство (в коалиции или единственном числе) способ их ведения, стратегия и даже порой тактика отдельных сражений всегда определяются «политическими поводами», политическими целями. Ход войны (агрессивный или нерешительный, наступательный или оборонительный) целиком вытекает из интересов политики. Войны могут вестись, например, только для создания видимости угрозы противнику или в подкрепление переговоров. Это еще раз доказывает, что войны «вызываются лишь политическими отношениями между правительствами и между народами», что «война есть орудие политики», что война принимает свойства политики, становясь то слабой и половинчатой, то грандиозной и мощной, что при составлении плана войны политическая позиция должна господствовать над военно-стратегической. Только с этой точки зрения можно составить единую доктрину, включающую политические цели и их достижение различными методами, в том числе военными.

Вывод Клаузевица о том, что «ведение войны в своих главных очертаниях есть сама политика, сменившая перо на меч, но от этого не переставшая мыслить по своим собственным законам», можно смело назвать одной из главных парадигм военной стратегии и геополитики.

Г. Бокль (1821-1862)

Генри Томас Бокль родился в местечке Ли (графство Кент) в купеческой семье. После смерти отца (1849), получив приличное наследство, восемнадцатилетний Г. Бокль задумал написать историю цивилизаций. Для начала он разработал план занятий: утром — естественные науки, после завтрака — иностранный (он взялся изучить девятнадцать языков), вечером — история, юриспруденция и всемирная литература. И так девять-десять часов в день. Затем прибавились анатомия, физиология, ботаника, химия, физика, политическая экономия, статистика, история религий и церквей и др. Бокль считал себя историком, а историк, по его мнению, обязан знать все, тем более тот, который взялся осуществить столь всеобъемлющий научный проект. Для совершенствования стиля, например, он выучивал наизусть парламентские речи Берка и Питта, переписывал уже законченные главы, готовился публично защищать свои выводы. Когда выяснилось, что для реализации его замысла не хватает времени, он решил отказаться от таких развлечений, как игра в шахматы и чтение романов. Словно чувствуя, что времени отпущено немного (Бокль прожил всего 41 год), он относился к своим занятиям чрезвычайно рационально. Он действительно изучил девятнадцать языков, но не усовершенствовал произношение, а использовал их только для пополнения знаний. У него было в молодости несколько романов, но он так и не решился на женитьбу, продолжая жить в поместье со своей матерью и все свое время отдавать работе. Лишь в конце жизни, когда первый том его труда вышел из печати, а здоровье не позволяло продолжать научные изыскания, Бокль отправился в давно задуманное путешествие на Восток, во время которого его настигла смерть. Он был похоронен в Дамаске — городе, о котором он мечтал с детства. С геополитической точки зрения в работе Бокля «История цивилизации в Англии» наиболее интересными представляются первая и вторая главы. В первой главе он утверждал, что «действия людей управляются духовными и физическими законами» и «не может быть истории без естественных наук». Вторая глава посвящена исследованию влияния физических законов на организацию общества и характеры людей. К таким законам Бокль отнес воздействие на развитие цивилизации таких факторов, как климат, пища, почва и природные явления («общего вида природы»). От первых трех факторов непосредственно зависит «производство богатства», т. е. материальное положение человека. Причем у менее цивилизованных народов приращение «богатства» идет главным образом от внешних природных сил («плодородия почвы»), а у более цивилизованных — от субъективной, рациональной деятельности, ведущей к накоплению знаний. Первое приращение имеет предел, у второго такой предел отсутствует, это снимает отграничения на дальнейшее ускоренное развитие. К другим законам влияния среды на уровень развития и характер народа Бокль причислил потребность в разнокалорийной пище людей жаркого и умеренного климата («пища кислородная» и «пища углеродная»), разную степень социальной дифференциации обществв Индии и Египте из-за крайней неравномерности распределения богатства и власти по сравнению, например, с обществом Греции.

Л. И. Мечников (1838-1888)

Лев Ильич Мечников, известный русский писатель и ученый: географ, антрополог, психолог, социолог, в полной мере может быть причислен к геополитикам, хотя сам себя таковым не считал.

Лев Мечников родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Еще в детстве проявил замечательные способности к языкам, естественным и социальным наукам, поэзии и живописи. Но из-за тяжелой болезни, сделавшей его инвалидом (правая нога короче левой), а также вспыльчивого характера он не закончил ни одного высшего учебного заведения, в которых учился (Училище правоведения, медицинский факультет Харьковского университета, факультет восточных языков Петербургского университета, Академия художеств).

Ему удалось устроиться переводчиком в миссию генерала Мансурова (1858-1859), цель которой состояла в покупке земли в Святой земле, близ храма Гроба господня. Затем была работа агентом по снабжению на пароходе, плававшем по Дунаю и Средиземноморью, потом учеба живописи в Венеции (1860) и участие в национально-освободительной войне в отряде Гарибальди.

Будучи в Европе, Лев Мечников втянулся в политику. Познакомился с русскими эмигрантами А. А. и А. И. Герценами, Н. П. Огаревым, А. А. Серно-Соловьевичем, но, считая себя анархистом, ближе всего сошелся с М. А. Бакуниным, а потом с П. А. Кропоткиным. В герценовском «Колоколе» появились его статьи: «Противники государственности в России», «Прудонова новая теория собственности», а на родине, в «Современнике» — повесть «Смелый шаг».

В 1874 г., предварительно изучив японский язык, Мечников поступил на работу в Токийскую школу иностранных языков преподавателем русского языка, но климат Японии не годился для его здоровья. Он возвратился в Европу и занялся научной работой. Так, им было написано географическое сочинение «Японская империя», которое вышло в свет в 1881 г. Книга состоит из трех частей: «Страна», «Народ», «История», выражающих геополитический, по существу, подход Л. Мечникова к изучению любого общества, заключающийся в связи, взаимозависимости и взаимообусловленности географического, этно-социального и исторического, синтезе окружающей среды и людей в историческом процессе. При этом сам процесс — про дерации, полисы, республики) к свободным объединениям (анархиям) отвергалась большинством географов, историков, политологов и геополитиков. В то же время его теория развития цивилизаций от речных форм к морским и океаническим до сих нор сохраняет актуальность.

О. Шпенглер (1880-1936)

Немецкий философ, культуролог и геополитик Освальд Шпенглер родился в небольшом городке Блакенбурге (современный Бад-Блакенбург, находящийся в 50 км на юго-запад от Йены) в семье почтового служащего. В 1887 г. семья переехала в г. Зост, где семилетний Освальд поступил в гимназию. Через четыре года, в связи с новым переездом в город Галле, ему посчастливилось стать гимназистом школы Латина, известной отличной постановкой обучения древним языкам. По окончании гимназии Шпенглер поступил на естественно-математический факультет Галльского университета (1899). После смерти отца (1901) он перевелся в Мюнхенский, а затем в Берлинский университет, где и окончил курс обучения. В 1904 г. в Галльском университете Шпенглер защитил диссертацию на тему «Основная метафизическая идея гераклитовой философии». Затем преподавал в гамбургской гимназии. После смерти матери (1910) и получения небольшого наследства целиком посвятил себя научной деятельности. Переехал в Мюнхен, где вел жизнь домашнего затворника, покидая свой рабочий кабинет лишь для посещений библиотеки. Первый том его знаменитого «Заката Европы» в общих чертах был готов уже в 1914 г. Еще четыре года ушли на доработку и правку, правда, в то же время Шпенглер успел написать «Пруссачество и социализм» (издана в 1919 г.).

Наконец, в 1918 г. в Германии, живущей предчувствиями поражения в войне, социально-политического кризиса, в обстановке пессимизма и нестабильности появляется книга с почти пророческим названием («Закат Европы»), предвещающая исчезновение всей европейской цивилизации. Общественный резонанс, вызванный работой Шпенглера, был не менее шумным, чем гром пушек на фронтах Европы, ее обсуждали столь же эмоционально и так же широко, как сводки боевых действий.

После публикации второго тома «Заката Европы» (1922), который вышел в свет в иной политической системе Веймарской республики, но в той же кризисной обстановке политической нестабильно

Во втором томе «Заката Европы» Шпенглер, как истинный геополитик, связывает происхождение и развитие человека, примитивных сообществ с ландшафтом, животным миром, климатом, с учащением контактов между представителями разных племен и субкультур. Но не только примитивная культура, составляющая первую эру человечества, была обусловлена и детерминирована географическими условиями. Вторая эра высокой культуры, в течение которой сформировалось восемь различных цивилизаций, также имела в своей основе различия природной среды.

Шпенглер перевел старый геополитический спор о разграничении Европы и Азии, Запада и Востока в новую плоскость. Если Запад и Восток, по Шпенглеру, «понятия, исполненные подлинного исторического содержания», то слово «Европа» следовало бы вычеркнуть из истории, ибо это слово ничего не значит для националиста, за ней не стоит никакой нации, более того, прикрываясь своим европейством, русский народ со времен Петра Великого отождествляет себя с европейскими нациями, хотя «русский инстинкт с враждебностью… очень верно и глубоко отмежевывает Европу от России».

Г. Спенсер (1820-1903)

Великий английский философ и социолог Герберт Спенсер родился в г. Дерби (Средняя Англия) в семье учителя. Из-за слабого здоровья не посещал школу, учился дома под руководством отца. В семнадцать лет Спенсер уже работал техником, а затем и инженером на железной дороге, параллельно занимаясь самообразованием.

С начала 1940-х гг. он начал сотрудничать с периодическими изданиями, а затем становится профессиональным журналистом. Его статьи в конце 1940-х — начале 1950-х гг. печатал известный журнал «Экономист». Но журналистика уже не могла удовлетворить мощный и глубокий ум Спенсера. Он продолжает штудировать британских философов и экономистов: Д. Юма, Дж. Милля, Т. Р. Мальтуса, А. Смита; увлекается позитивной философией О. Конта. В 1851 г. вышла в свет его «Социальная статика» — книга, написанная не без влияния позитивной философии О. Конта. В 1853 г., получив после смерти дяди наследство, Спенсер начал жизнь кабинетного ученого. Он разработал план систематизации знаний об обществе и методически проводил его в жизнь. Результатом его исследований явилась десятитомная «Система синтетической философии», выходившая в течение 1862-1896 гг.

Принимая в общем контовский позитивный, т. е. строго научный, объективный, доказательный и проверяемый на практике метод, Спенсер привнес в социальную философию и социологию представление об обществе как об организме (органицизм) и учение об эволюции. Учение об эволюции, принесшее всемирную славу Г. Спенсеру, представляет эволюцию как перераспределение материи и движения1, перераспределение, которое идет как во Вселенной в целом, так и во всех ее частях, включая человека и человеческое общество. Таким образом, эволюция становится не только всеобщим процессом, но и всеобщим философским законом. Эволюция проявляет себя как одновременное действие процессов дифференциации и интеграции, как переход от неопределенной, несвязной однородности к определенной и связной разнородности. Каждый агрегат, достигнув предела своей эволюции, подвергается действию процесса разложения, который представляет собой закон, обратный эволюции. «Этот ритм эволюции и разложения… вечен и всеобщ — каждая из чередующихся фаз процесса господствует в известный момент в одном месте, в известный — в другом, смотря по местным условиям»2.

Законы эволюции Спенсер в полной мере переносил на человеческое общество. Рассмотрев строение, динамику различных социумов и происходящие в них изменения, он определил основные черты, характеризующие общество как живой организм. Во-первых, это непрерывный рост. Во-вторых, усложнение строения, которое происходит самопроизвольно в процессе роста. При этом «с прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается прогрессивная дифференциация социальных отправлений»3. Отправления, т. е. социальные процессы, комбинируются таким образом, что делают все части социального агрегата взаимозависимыми. Эта взаимозависимость частей общества дает возможность представить их как аналог органов живого организма. Итак, взаимозависимость органов-частей есть третья черта общества как организма. Наконец, четвертая черта — наличие собственной жизни агрегата, отличной от жизни составляющих его единиц, продолжительность которой, как правило меньше. В то же время жизнь определенного общества может быть нарушена без уничтожения жизней составляющих его людей.

Однако человеческое общество, социальный организм не является точной копией любого организма. Животная особь, по Спенсеру,конкретна, т. е. ее социальное поведение однозначно определено, предсказуемо и адекватно отражает действие факторов внешней среды. Следовательно, конкретные особи животных тесно и однозначно соединены между собой, образуют конкретное «сообщество». Человеческая особь обладает дискретностью, т. е. свободой воли, неоднозначностью поведения. Такие особи, как считал Спенсер, образуют «дискретные» общества.

Далее он подробно рассматривает отмеченные свойства человеческого общества (рост, усложнение структуры, взаимозависимость отправлений и частей-органов), выделяя в человеческом социуме такие «органы», как система питания, распределительная и регулятивные системы.

Подобно Огюсту Конту, Спенсер подразделял все общества на военные (где все течение жизни определяют военные, где «армия и народ имеют одинаковое строение») и промышленные, все социальные отношения в которых определяются свободным обменом услугами.

Взгляды Спенсера на общество как на живой организм не новы в истории социальной мысли, но вместе с учением об эволюции, с учетом огромного собранного и систематизированного им материала и эволюционно-позитивного метода представляют собой цельную научную систему, оказавшую сильное влияние на дальнейшее развитие социальной теории. Спенсером восхищались, ему подражали, на него ссылались не только британские, но и французские, немецкие, итальянские, русские, шведские, голландские ученые. Взгляды Спенсера на общество как на живой организм оказали существенное влияние на формирование образов социума у представителей других научных дисциплин. В частности, представления «предтечи» геополитики К. Риттера, «отца» геополитики Ф. Ратцеля, геополитиков классического периода Р. Челлена, К. Хаусхофера, Г. Обста и других явно навеяны учением Спенсера.

Т. Моммзен (1817-1903)

Теодор Моммзен — выдающийся немецкий историк и правовед античности, родился в г. Шлезвиге на севере Германии (современная земля Шлезвиг-Голштейн) в семье пастора. Историческое образование получил в Кильском университете, где сложилась сильная школа историков античности во главе с основоположником истории эллинизма Н. Дройзенбм (1808-1884), которая выделялась среди германских университетских школ, притом что Германия в XIX в. стала лидецепции, характер изучения такого глобального социально-политического, военно-стратегического, административно-территориального феномена, каким был Древний Рим, дают не только колоссальное множество фактов, не только целостный процесс смены политических систем, форм административного управления, военной организации, социально-экономического бытия, но и метод, который нельзя не назвать геополитическим.

Главный труд Моммзена и выдвинутые им концепции оказали большое влияние на мировое общественное мнение и позиции ученых — историков, политологов, геополитиков. До сих пор не утихают споры вокруг выдвинутых им теорий. В 1902 г. за «Историю Рима» Моммзен получил Нобелевскую премию.

К. Риттер (1779-1859)

Немецкий географ Карл Риттер родился в Пруссии в г. Кведлинбурге в 130 км на северо-запад от Лейпцига. Окончил университет в г. Галле, после чего приступил к работе над своим первым трудом «Европа, ее географо-историческая и статистическая картина», два тома которого вышли в течение 1804-1807 гг.

В молодости Риттер много путешествовал по Европе. Подолгу жил и внимательно изучал климат, народонаселение, историю, политику Франции, Италии, Швейцарии, других стран. Только после такой подготовки он приступил к своему главному сочинению «География в соответствии с природой и историей людей», которое было издано в Берлине в двух томах в 1817-1818 гг. Уже в процессе этой работы Риттер начал преподавать в Берлинском университете, а в 1828 г. стал профессором по кафедре землеведения. В 1822 г. его избрали академиком Прусской академии наук. Вместе с А. Гумбольдтом он основал Берлинское общество землеведения и долгое время был его президентом.

Риттер считал свою географию прагматической и сравнительной, так как основу его научного метода составляла идея о взаимосвязи и взаимозависимости земли и ее населения и сопоставление различных континентов, стран, географических зон и человеческих обществ. Поэтому он чаще называл свою науку землеведением. Риттер постоянно перерабатывал и дополнял свой труд, а в 1822 г. начал переиздавать его. Сначала выходит первый том «Африка» (1822), а затем девять томов «Азии» (1832-1859). Эта гигантская работа была прервана смертью ученого.

Труды К. Риттера оказали большое влияние на развитие географической науки в Европе, в том числе в России. Его ученик и последователь П. П. Семенов-Тян-Шанский популяризовал идеи Риттера в выступлениях в Российском географическом обществе, в публикациях его докладов и трудов.

Все геополитики-классики были хорошо знакомы с работами Риттера и считали его одним из предшественников геополитики. В частности, методом Риттера, его представлениями о связи «почвы и кропи» пользовались Ратцель, Науманн, Хаусхофер, русские евразийцы.

На русском языке тексты работ Риттера опубликованы в изложении Семенова-Тян-Шанского. Первая его работа — «Землеведение. Азия» в русском переводе получила название «Землеведение Азии Карла Риттера». В ней геополитический интерес вызывает сравнение «древнеиндоцентристского» и евроцентристского воззрения на Землю1.

Евроцентристский взгляд на мир, естественно, предполагал в центре вселенной Старый Свет. Собственно риттеровский взгляд на структуру земной поверхности изобилует дифференциацией (он называет это «расчленением») на составные части: континенты, их окраины и береговые очертания. Расчленение континента, по Риттеру, может быть горизонтальным и вертикальным. Чем более расчленен континент, тем более развита его береговая линия и тем более возможностей существует для мореплавания, дальнейшего развития человеческих обществ, связанных с этой частью суши. Большим расчленением и береговым развитием объясняет Риттер более высокий уровень культуры Европы по сравнению с Африкой. Общее направление развития цивилизаций идет от середины евразийского материка к его окраинам, к «окружности континентального кольца». Эта идея, вполне возможно, была позаимствована у Риттера Маккиндером.

В переведенном на русский язык «Выступлении Риттера на заседании Берлинской академии наук» ученый говорил уже не о двух сферах земной поверхности (суша и море), а о трех: воздушной, водяной и твердой, причем их «пространственные и физические отношения находятся в гармонии»2. Он подробно анализировал влияние каждой из этих сфер на природные условия и в конечном счете на развитие человеческих обществ. Риттер утверждал, что историческое разделение цивилизаций на восточные и западные, а также на северные и южные было предопределено группировкой масс земной поверхности, а культурные различия народов Востока и Запада определяются различиями климатов и «группировкою космического (мирового) положения главных масс, нашей планеты…»1

Риттер, сравнивая площади континентов, приходит к выводу о неравномерности распределения континентальных масс на поверхности Земли. В этой неравномерности, по его мнению, и заключается тайна планетарного устройства и его действия на развитие цивилизации.

Литература

Бокль Г. Т. История цивилизаций. История цивилизации в Англии. М., 2000. Т. 1. С. 21, 31, 40-45, 48, 50-51, 68-69, 73-74, 76-78, 82-83, 87-89.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 126—127, 129-138, 140-141, 143-152. Геополитики и геостратеги: Хрестоматия / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2003. Ч. 1. Предтечи геополитики. С. 78-228.

Кант И. К вечному миру / «К вечному миру» И. Канта. М., 1989. С. 24-28, 30, 33-34, 43, 46, 48-50.

Кант И. Метафизика нравов / Критика практического разума. СПб., 1995. С. 381, 386-390.

Клаузевиц К. О войне: В 2 т. М., 1941. Т. 1. С. 166-167, 329-339, 341.

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 251-252, 258-259, 262, 270-283, 311-312, 314-318, 322-323, 325, 328-338.

Моммзен Т. История Рима: В 5 т. СПб., 1994. Т. 1. С. 21-24, 47-48, 50.

Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999. С. 198-200, 234-242, 244, 260.

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 2000. С. 235-239.

Семенов-Тян-Шанский П. П. Землеведение Азии Карла Риттера. СПб., 1856. Т. 1. Ч. 1. С. 19-27, 30-31, 35-37, 39, 40, 44, 46-47, 93, 100, 139, 143-149, 153, 155, 157-162, 171-173, 176-177.

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 287-293, 295-296, 298, 488-490, 494.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Минск, 1999. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. С. 42-49, 63-64.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.