Россия и Европа

Ключевой страной для европейской (в т.ч. энергетической) политики России является ФРГ. Германо-российские отношения воспринимаются большинством немцев как беспроблемные. Президент В. В. Путин продолжает пользоваться в ФРГ популярностью вопреки всем антипутинским кампаниям в германских СМИ. Спорадические попытки Меркель противопоставить хорошие отношения с США добрым отношениям с Россией («Нам нужно меньше Путина и больше Буша») не встречают особого отклика среди избирателей, у которых каждый день перед глазами катастрофические результаты американских действий в Ираке. Экономическое сотрудничество с Россией никем не ставится под вопрос. О продолжении германо-российского стратегического партнерства неоднократно говорила и А.Меркель даже в периоды ухудшения российско-европейских отношений.

Основные цели политики России в отношении ЕС состоят в следующем: сохранение франко-германо-российской «тройки», которая имеет уникальное значение для Европы; продолжение и усиление энергетической зависимости стран ЕС от России; достижение и сохранение поддержки России со стороны ключевых европейских держав (ФРГ, Франции, Италии и по возможности – Великобритании) как баланс в отношениях РФ с США, восточноевропейскими странами Евросоюза; выработка совместной политики на важных для Москвы направлениях геополитики.

«Тройка» Париж-Берлин-Москва рассматривается в России как первый проект общеевропейского строительства, решающий шаг к преодолению раскола континента. Один из важных элементов сохранения влияния России на немецкую политику и на европейскую энергетическую политику – назначение бывшего канцера Г.Шредера главой Северо-Европейского трубопровода.

Важнейшие аспекты экономического сотрудничества ЕС и России были рассмотрены в «Российском проекте», подготовленном группой видных экономистов, финансистов и политических деятелей Франции и РФ. По мнению авторов проекта, его первостепенной задачей могло бы стать содействие в реконструкции российской инфрастуктуры. Это позволило бы подтянуть их к европейскому уровню и создать условия для формирования единого европейского экономического пространства Россия-Евросоюз. Другое направление – это давно назревшее расширение и улучшение трубопроводной системы.

Как считают российские стратеги, долговременное, рассчитанное на десятилетия, крупномасштабное сотрудничество двух взаимодополняющих экономических комплексов – России и Евросоюза – могло бы заложить основы нового, мощного центра многополюсного мира XXI в. По их мнению, при благоприятном развитии событий этот центр может выйти к середине нынешнего столетия на первое место в мире. Энергетические ресурсы Казахстана, Каспийского региона и Центральной Азии (поставленные под контроль России) рассматриваются в Москве как необходимое и важное дополнение к этой стратегии.

С другой стороны, отношения Европейского Союза с Россией неизбежно отражаются на европейской политике на постсоветском пространстве, отношениях со странами Центральной Азии и Казахстаном. Во всех документах ЕС присутствует мнение о том, что экономические потенциалы и интересы Евросоюза и РФ взаимно дополняют друг друга. Россия представляет для европейских экспортеров товаров и капитала расположенный рядом огромный рынок с большим потенциалом роста прибыли. Союз является главным торговым партнером России, однако структура торговли несбалансированна: большая ее часть приходится на минеральное топливо, которое составляет основу импорта Евросоюза из РФ.

Неблагоприятным фактором считается устойчивая зависимость ЕС от поставок российских энергоносителей. Признается необходимость реструктуризации и улучшения конкурентоспособности российской промышленности, а также снятия ограничений доступа для экономических агентов ЕС на российский рынок. Увеличение экспорта европейских товаров и рост европейского инвестирования в экономику России обусловлены определенными усилиями с ее стороны, а именно – созданием рыночных условий, улучшением инвестиционного климата и достижением устойчивого экономического роста.

Евросоюз намерен также поддерживать и интенсифицировать политический диалог с Россией и содействовать ее вовлечению в сферу деятельности международных организаций и структур – таких, как Совет Европы, ОБСЕ, «Большая Восьмерка» и ВТО. В то же время для ЕС желательно участие России в инициированных им гуманитарных акциях, операциях по поддержанию мира, миростроительству и разминированию в конфликтных регионах (в рамках европейской политики безопасности и обороны).

Учитываются также «мягкие» угрозы безопасности для ЕС, исходящие из России. При оценке положения дел в России усматривается существование в России опасных для Евросоюза явлений (называемых «мягкими» угрозами безопасности), которые требуют к себе постоянного внимания. К «мягким» угрозам относятся: недостаточная безопасность ядерных объектов; организованная преступность, включая незаконный оборот наркотиков; незаконная иммиграция в ЕС из России; торговля людьми; «отмывание» денег; распространение болезней, а также загрязнение окружающей среды (особенно Балтийского моря). Обеспокоенность Европейского Союза вызывают негативные социальные показатели и демографические тенденции в России – сохраняется и даже усиливается неравенство групп населения, регионов.

Главной формально-юридической проблемой между Россией и Европейским союзом к концу путинского правления в 2008 г. являлось продление Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – международно-правового документа, определяющего основы их отношений. В конце 2007 года срок действия СПС истек. Россия выступала за то, чтобы речь шла о договоре. В иерархии международно-правовых документов «договор» стоит выше «соглашения», и Москва считала, что заключение более весомого по статусу документа само по себе будет отражать приоритетное, стратегическое значение, которое стороны придают друг другу. Брюссель же исходил из того, что в нормотворческой практике Европейского союза сложилась традиция заключать договоры только между самими странами-членами. Москва видела будущий базовый документ предельно кратким и рамочным.

Брюссель категорически не желал отказываться от тактики увязок, уже неоднократно приносившей ему дивиденды. Соглашаясь на словах с идеей подписания рамочного документа, евробюрократы начали добиваться включения в главный документ основных требований, предъявляемых Европейским союзом России. Такую тактику европейские чиновники успешно применяли в отношении Китая, Туркмении, Казахстана, Азербайджана, государств Ближнего Востока и Северной Африки.

Следует отметить также, что идейный вакуум, который наблюдался в Москве и Брюсселе в плане стратегии развития отношений друг с другом возник вследствие идеи о формировании четырех «общих пространств», которая была предложена Францией, подхвачена и извращена Еврокомиссией и закончилась принятием малопонятных по статусу совместных «планов действий». Они представляли собой хаотичный набор деклараций, благих пожеланий и мелких «домашних заданий», обращенных в основном к России. Тем не менее, не следует переоценивать кризис отношений между РФ и ЕС. Экономическое сотрудничество между Россией и ЕС шло по нарастающей: больше половины российского товарооборота приходится на Евросоюз, причем он растет на 15-20% в год.

Однако, инициатива в конфликте 2007 г. исходила со стороны России. Именно Москва запретила ввоз польского мяса, перестала поставлять нефть в Литву и сознательно пошла на обострение, точно рассчитав, что ее конфликт с Восточной Европой вызовет реакцию в Западной Европе, которая перерастет на остальной Евросоюз. Следует помнить, что В.Путин всегда нормально сотрудничал с Западом – на равных и по-деловому. Но в 2007 г. произошел отход от бесконфликтного существования. При этом уже несколько лет назад Москва в своем общении с Евросоюзом стала делать упор на двусторонние контакты.[1]


[1] См.: Арбатова Н. Россия-ЕС после 2007 года: российские внутриполитические дебаты. (RNV No 20). – Paris: IFRI, 2007. – 25 p.; Гомар Т. Евросоюз и Россия: в поисках равновесия между геополитикой и регионализмом. – Paris: IFRI, 2006. – 22 p.; Данилов Д. Общее пространство внешней безопасности России и ЕС: амбиции и реальность // Мировая экономика и международные отношения (Москва). 2005. № 2. С. 35-48; Караганов С. Европейская стратегия России: новый старт. Ситуационный анализ под руководством Караганова С. // Россия в глобальной политике (Москва). 2005. № 2. Т. 3. С. 172-185; Лизачев В. Россия и Европейский Союз // Международная жизнь. 2006. № 1-2. С. 66-82; Арбатова Н. Общее политическое пространство безопасности между Россией и ЕС: императивы и препятствия // Индекс безопасности (Москва). 2008. № 3. С. 63-76; Расширение Европейского Союза и Россия. Под ред. О.В.Буториной, Ю.А.Борко. – Москва: Деловая Россия, 2006. – 568 с.; Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений. Россия и Европейский Союз в 2004-2005 годах. – Санкт-Петербург: Россия-Нева, 2006. – 576 с.; Бордачев Т.В. Пределы европеизации. Россия и Европейский Союз в 1991-2007 гг.: теория и практика отношений. – Москва: ГУ ВШЭ, 2008; Ответы России и Евросоюза на вызовы XXI века Часть I-III. Доклады ИЕ РАН № 180-182. – Москва: ИЕ РАН, 2006. – 157 с; 78 с.; 113 с.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.