Экономическое развитие Туркменистана при С.Ниязове

Базой социально-экономической политики режима Туркменбаши были следующие направления: низкая оплата коммунальных услуг; бесплатное использование газа и воды; незначительная плата за потребление электроэнергии; наличие льгот при покупке соли, муки; низкие цены на основные продукты питания – лаваш, молоко, а также на многие овощи и фрукты; необычно низкие тарифы на проезд в общественном транспорте; крайне низкие цены на билеты на внутренних авиалиниях; символические цены на бензин. Такая построенная на социальном популизме и по сути антирыночная экономическая политика привела режим С.Ниязова к серьезным проблемам к концу его правления.

Туркмения живет в основном за счет экспорта, который обеспечивался за счет углеводородов – 86%, в т.ч. газ (52%), нефть и нефтепродукты (27%) и текстиль (7%). Выбирая экономическую модель развития государства, президент Ниязов отказался от принципа шоковой терапии, демагогически выдвинув лозунг: рыночные реформы, но не за счет народа. Упор был сделан на развитие социального сектора экономики (на который тратилось до 60% бюджета), создание базы для перерабатывающей промышленности, собственного производства. Это позволило обеспечить относительную занятость населения и избегать социальных катаклизмов.

После распада СССР в Туркмении наблюдался рост базовых отраслей туркменской экономики и предприятий, связанных с добычей и переработкой газа и нефти. Туркменистан планировал к 2010 году довести добычу нефти до 48 миллионов тонн и газа – до 120 миллиардов кубометров. Делались попытки привлечения масштабных инвестиций в геологоразведку и закупку дорогостоящего современного оборудования, внедрения новейших технологий бурения, добычи и переработки нефти и газа. Однако насколько была эффективна данная политика, неизвестно.

В 2003-04 гг. в Туркмении удавалось собирать по 1,5 млн. тонн продовольственного зерна. Это было связано с реализацией грандиозного проекта (принят в 2000 г.) по строительству искусственного озера в центре Каракумской пустыни, которое будет создано за счет стока дренажных вод. Проект был рассчитан на 20 лет, стоимость оценивается 5,5-6 млрд. долл. Его цель состояла в том, чтобы обезопасить от засухи основные сельскохозяйственные и пастбищные угодья. Однако специалисты сомневались в эффективности данного проекта и его способности преодолеть негативные тенденции в аграрном секторе страны. В хлопководческой отрасли Туркменистана наблюдалось стабильное снижение объемов сбора сырца. Это было связано, прежде всего, с истощением земель вследствие неправильных агротехнических мероприятий, нерациональным распределением водных ресурсов, сортовым районированием хлопчатника, плохой селекционной работой, низким качеством посевного материала и административным вмешательством. В этой связи, взятый курс на необоснованную интенсификацию хлопкового производства давал о себе знать хроническим невыполнением обязательств.

Экономика Туркменистана в отрыве от экономик стран СНГ развивалась неэффективно, исключительно в сырьевом направлении. Ставка на приоритетное развитие углеводородной отрасли привела к упадку других отраслей, в частности, сельского хозяйства. В этих условиях Ашхабад ведет курс на фактический отказ от внешнего кредитования, инвестиций и финансовой помощи извне.

На долю Туркменистана приходится около 2% мировых запасов газа и страна по уровню извлекаемых запасов и добыче газа занимает одно из ведущих мест в мире и второе – после России среди республик бывшего СССР. Перспективные с точки зрения добычи газа площади занимают около 80% его территории.Текущие извлекаемые запасы газа Туркменистана составляют около 3 трлн. м (включая около 70 млрд. м растворенного газа), сконцентрированных в газовых, газоконденсатных, нефтегазовых месторождениях. Наиболее крупные месторождения природного газа страны сосредоточены в Амударьинской газовой провинции. Здесь открыто более сотни газовых и конденсатных месторождений, наиболее значительными из которых являются «Ачак», «Наип», «Южный Наип», «Довлетабат», «Донмез» и «Шатлык». К ним географически примыкают месторождения «Кирпичли», «Малай», «Самандепе» и другие. Крупные запасы газа находятся в Мургабе.

На сегодняшний день в Туркменистане открыто 144 месторождения. За годы независимости были открыты, но не освоены 17 месторождений с суммарными запасами 150 млрд. куб. м газа. Таким образом, на балансе Туркменистана числится 127 газовых месторождений с начальными суммарными ресурсами 22,5 трлн. куб. м (включая Каспийский шельф). Разведанные запасы составляют 2,86 трлн. куб. м газа. Остаточные извлекаемые запасы 20 основных разрабатываемых в настоящее время месторождений востока и запада Туркменистана составляют около 1,5 трлн. куб. м, в том числе самого крупного Довлетабадского – 0,9 трлн. куб. м. На Каспийском шельфе, по одним экспертным оценкам, запасы газа составляют 5,5 трлн. куб. м, по другим – вдвое больше.

В 1994 году была принята программа «10 лет благополучия», согласно которой Туркменистан уже в 2000 году должен был достигнуть уровня добычи газа в 112 млрд. куб. м. В 2000 г. была принята Комплексная программа развития экономики страны в целом и топливно-энергетического комплекса в частности, названная «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Предполагалось, что ТЭК останется основным источником поступления валютных средств. В программе подчеркивается, что особое внимание будет уделяться созданию более благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и использования современных технологий. Приоритетными направлениями станут на этот период добыча углеводородов на туркменском шельфе Каспия и освоение новых перспективных площадей Амударьинского бассейна.

Развитие газового сектора страны полностью зависело от возможностей экспорта (80% добычи) и платежеспособности внешних потребителей. Однако многие месторождения истощены, изношенность магистральных трубопроводов достигала 72-87%, проводимые в республике «реформы» в сфере образования и подготовки специалистов не позволяли готовить квалифицированные кадры. Следует отметить, что для туркменского руководства стало традицией забывать о поставленных ранее грандиозных целях, когда становятся известны реальные результаты.

В течение всех лет независимости Ашхабад участвовал в переговорах и проявлял интерес в реализации ряда проектов трубопроводов. Этот фактор оказывает прямое влияние на внешнеполитические приоритеты Туркменистана.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.