Феномен Астаны

Сейчас столица Казахстана именуется Астана. Это буквальный перевод с казахского языка слова «столица».[1] В 1994 году парламент Казахстана (тогда он еще назывался в советском стиле – Верховный Совет) проголосовал за перенос столицы молодого независимого государства из Алматы в другой город – Акмолу. В 1997 году начался переезд министерств.

Этот город был основан русской армией в 1830 г. как крепость. Место для военного укрепления было выбрано, исходя из его стратегического положения: оно позволяло контролировать основные транспортные и коммуникационные линии в регионе как в сухопутном, так и речном плане. Всеобщее внимание этот город привлек во время знаменитой кампании по освоении Целины. Центром нового огромного региона, сориентированного прежде всего на производство в гигантских количествах пшеницы, стал этот город, переименованный в 1961 г. в Целиноград.

В свое время возникало много догадок, почему Нурсултан Назарбаев решился на перенос столицы из прекрасного и теплого южного города Алма-Аты в суровый северный край. Назовем несколько основных версий.

Первая – сейсмическая, или с вариациями – экологически-сейсмическая. Согласно этому объяснению, Алма-Ата расположена в сейсмически опасной зоне (что является чистой правдой), поэтому выполнение ею столичных функций в случае серьезного землетрясения ставится под вопрос. С экологической интерпретацией она звучит так: Алма-Ата перегружена, нечем дышать, экология приближается к критической черте (что также, к сожалению, недалеко от истины).

Вторая версия – «китайская». В начале 1990-х годов существовало много опасений, что Китай вот-вот поглотит «беззащитный Казахстан» (горячие головы даже призывали не отдавать России ядерное оружие). И перенос столицы далеко на север должен был якобы укрепить безопасность молодого государства. Третья версия – «русская» также носит конспирологический характер и является точной противоположностью «китайской» и также связана с безопасностью. Согласно этой точке зрения, испытывая давление со стороны местного русского населения, стремившегося якобы воссоединиться с исторической родиной, Казахстан решился на перенос столицы в населенный преимущественно русскоязычным населением регион с целью усиления здесь контроля со стороны нового казахского руководства и последующей «казахизации» северных областей.

Четвертая версия «экономическая». Она подразумевает исключительно экономические и административные мотивы переноса. Астана расположена в центре страны, поэтому из этой точки существенно облегчится управление республикой в целом и отдельными регионами. Кроме того, развитие Астаны подтолкнет экономический рост как в новой столице, так и в соседних областях, укрепит экономические и транспортные связи между всеми административными и экономическими районами Казахстана. Собственного говоря, именно так и произошло. И наконец, пятая – «внутренняя» версия носила исключительно внутриполитический характер. Как считали некоторые, президент молодого государства решил оторваться от влияния традиционных кланов, происходивших в основном с юга республики, и создать освободить себе руки во внутренней политике, объединить интересы всех региональных групп на основе нового консенсуса и начать строительство нового Казахстана так сказать с нуля.

Все эти версии не выдерживают критики, если брать за основу каждую по отдельности, но вместе они дают ответ на этот вопрос. Перенос столицы был прежде всего шагом в сторону создания и закрепления новой национальной идентичности, и ничем иным. Астана должна была символизировать создание нового Казахстана, который был бы почти не связан с советским прошлым. Как показывает история, Казахстан не был первым в своем выборе. Когда-то столицы перенесли такие страны как Китай и Япония в Азии, Испания и Россия в Европе, а в недавнем прошлом – Бразилия и Малайзия. Причины и результаты этих политических жестов были разными в каждом отдельном случае, но главной причиной было утвердить новую политическую реальность в виде нового режима, новой идентичности.

Если бы столица оставалась в Алматы, то во многом, скорее всего, имело бы место продолжение прежних традиций, сохранявшихся прежней элитой, базировавшейся на юге и мыслившей советскими стереотипами. Но перенос столицы дал удивительный результат, на который, по-видимому, и рассчитывал автор этого проекта. Астана стала центром формирования новой казахстанской идентичности – надказахской, надсоветской, надрусской, надрегиональной и надклановой.

С начала XXI века новая столица Казахстана стала стремительно расти и застраиваться. Уже в 2005 году президент Казахстана Н.Назарбаев смог с гордостью показать российскому лидеру В.Путину фактически уже абсолютно новый город. Темпы строительства поражают воображение. Очевидцы и иностранные наблюдатели единодушно утверждают, что новая столица обновляется каждые полгода. По-видимому, такие темпы сохранятся как минимум до 2010 года. Но уже сегодня очевидно, что Астана в основном свою роль по формированию новой идентичности Казахстана выполнила. Это понимают и зарубежные партнеры Казахстана. Уже почти все посольства сменили место своей дислокации из Алматы на Астану.

Конечно, скрытое соперничество между обеими столицами сохраняется, но уже теряет свою силу. Это происходит во многом благодаря тому, что бывшие алмаатинцы привыкли к жизни в новой столице. Дети бывших алмаатинцев не помнят Алматы и считают себя астанчанами. Поменялся привычный образ жизни, прежние представления и привычки. Не вызывает сомнений, что в будущем Астана сыграет заметную роль в судьбе Казахстана, и фактически этот процесс уже начался. По крайней мере, уже никто не может отрицать ее роль в создании новой идентичности Казахстана и отрыве от советского прошлого, символом которой (возможно, незаслуженно) некоторые считали некогда блистательную Алма-Ату.

И так, выбрав для себя новую столицу, Казахстан вступил в неизвестное, но манящее будущее.

Итоги модернизации

Сегодня Казахстан пытается решить сразу несколько задач: модернизироваться – технически, идеологически и морально, построить национальное государство и встроиться в глобализацию. Эти цели тесно связаны между собой и порой противоречат друг другу.

В последнее время Казахстан считается экономически самым успешным государством СНГ. Процесс экономических преобразований в Казахстане – наглядный пример тех трудностей, которые приходится преодолевать на пути к рыночной экономике даже самому богатому ресурсами новому независимому государству. Руководство страны получило в наследство ситуацию, дававшую реальные основания для оптимизма. Экономика носила диверсифицированный характер, а достаточно развитые обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство открывали возможность для плавного перехода к независимости за счет удовлетворения материальных запросов населения в той степени, которая позволяла сохранить политическую стабильность.

Однако, экономика республики проделала длинный путь, характеризовавшийся драматическим падением производства и высоким уровнем инфляции в начале и стабилизацией экономики, небольшим экономическим ростом и снижением инфляции в конце 1990-х гг. Казахстан к концу 1990-х гг. прошел фазу макроэкономической стабилизации, создания финансовой системы и приватизации в основных секторах экономики. С этого времени и до настоящего времени экономика Казахстана находится в стадии подъема.

Экономические реформы, проводившиеся под руководством Президента Нурсултана Назарбаева, привели к серьезным социально-политическим изменениям. В казахстанском бизнесе появились молодые предприниматели, учившиеся в знаменитых московских институтах или получившие ученую степень по экономическим, финансовым или инженерным наукам в англоязычном зарубежье. Многие из них в начале 1990-х годов стали владельцами малых или средних предприятий или банков. Они научились мышлению в категориях либеральной рыночной экономики и были готовы и способны вести хозяйство без государственных субсидий. Эти представители молодого поколения получили лучшее образование, установили международные контакты и не были обременены идеологическим балластом советского периода.

В Казахстане, как и в других либеральных странах, существует политическая оппозиция, что никто не отрицает. Во многом появление оппозиции стало результатом проведенных экономических реформ. В этой связи следует также сказать о политическом прагматизме правящей элиты Казахстана, которая кооптирует своих соперников не в интересах сохранения монополии на власть, а для того, чтобы связать основные политические силы во избежание внутренних конфликтов. Оппозиция, со своей стороны, подчиняется принципам лояльности и корпоративности, если она хочет участвовать в политическом процессе. Правительство подхватило и отчасти даже осуществило одно из центральных требований оппозиции, а именно реформу избирательного закона, но в то же время оно обеспечило включение механизмов, стабилизирующих процесс смены власти.

В Казахстане есть и другие проблемы. Так, на региональном уровне в Казахстане существуют значительные диспропорции с точки зрения численности населения, его структуры и развития. Региональные различия в климатически-географическом отношении, с точки зрения демографической динамики и социально-экономических условий привели к очень неравномерному распределению и плотности населения Казахстана. В Казахстане существуют большие социально-экономические различия между областями. На одной стороне стоят области с преимущественно сельским населением и в основном сельскохозяйственной и старой индустриальной структурой. На другой стороне находятся области с высокой долей городского населения, с минеральными и сырьевыми месторождениями и конкурентно способной индустрией.

Перенос в 1997 г. столицы из Алма-Аты в Акмолу, расположенную в центральной части страны, увеличил пределы досягаемости центрального правительства и облегчил ему задачу повседневного контроля за происходящим в северных и западных областях. В перспективе правительство Казахстана стремится сформировать более однородные и управляемые области за счет объединения малонаселенных территорий.

Так что же представляет собой современный Казахстан? Это страна, успешно избавляющаяся от негативных элементов советского наследия, строящая открытое и демократическое общество, светское и либеральное по своему духу. В настоящее время Казахстан уже выходит из транзитной фазы, причем экономические реформы опережают политические. Сталкиваясь со многими проблемами и трудностями, Казахстан и его политическая элита научились их решать, и это следует признать главным достижением постсоветской эпохи.

С политической, юридической и психологической точек зрения Казахстан представляет собой многообразное общество, что является наследием советской эпохи. Следующей неизбежной задачей, стоящей перед новым казахстанским политическим классом, является консолидация общества.

Свой вклад в унификацию страны вносит и языковая ситуация. Фактически лингвистическая гомогенность казахского языка и отсутствие диалектов являются позитивными факторами в консолидации казахов. Русский язык как средство коммуникации всех этносов также вносит свой скрепляющий вклад. Но в последние годы в Казахстане появился третий lingua franca – язык межнациональной коммуникации, английский, владение которым активно поощряется властями. Языковая проблема тесно связана с процессом аккультуризации, который способствовал ранее и способствует сейчас культурному сближению двух основных этносов – казахов и русских, заимствованию ими друг у друга различных элементов быта, поведения и культурных стереотипов.

Единственным выходом в плане укрепления унитарности Казахстана и сохранения его политической стабильности стала комбинация модели унитарного государства с сильной президентской властью. История казахской степи полна примеров, когда внешняя угроза сплачивала нацию и вела к национальному и государственному единству. Подобная ситуация существует и сейчас. Политическая элита сплочена общими интересами сохранить государственный суверенитет и территориальную целостность страны. Казахстанские политики действуют очень прагматично и избегают любой идеологической конфронтации.

В политике Казахстана явственно выделяются следующие приоритеты: создание эффективного государства, способного выжить в условиях глобализации международных отношений, экономически лидирующего в регионе в качестве «снежного барса» и остающегося верным своему евразийскому окружению.

Как считают многие эксперты, Казахстану помогло выжить и сложиться как самостоятельному государству принятая в самом начале его развития концепция европейской государственности (с юридической, политической и культурно-цивилизационной точек зрения). Этот выбор позволил относительно безболезненно избегнуть фазы этно-националистических амбиций и межэтнических конфликтов. С политической, юридической и психологической точек зрения Казахстан представляет собой многообразное общество, что является наследием советской эпохи. Следующей неизбежной задачей, стоящей перед новым казахстанским политическим классом, является консолидация общества.

Что будет дальше с Казахстаном? Несмотря на позитивный психологический настрой молодой казахстанской нации и ее успехи в строительстве новой государственности и успешной экономики, многие вещи внушают тревогу. Казахстан никуда не улетел с земли и по-прежнему расположен в центре Евразии, окруженный непростыми соседями, среди которых некоторые – настоящие гиганты. В качестве страны среднего масштаба, Казахстан вынужден реагировать на любые, даже самые малозаметные движения этих соседей. Средством достижения поставленных целей является постепенная социальная профессионализация общества. В этой сфере молодое поколение Казахстана демонстрирует удачную способность к адаптации современных политических и технологических инноваций.

Несмотря на тесные связи с Западом, Казахстан не смог окончательно порвать нить, связывающую его с восточным, в том числе мусульманским миром. Кроме того, в обществе еще окончательно не исчезли химеры коммунизма. Носители ностальгических идей с надеждой поглядывают на север. В то же время, как отмечала К.Пужоль, переживший в свое время целую серию культурных шоков, Казахстан на сегодня представляет собой удачный синтез между азиатским Востоком и европейским Западом. Казахстан располагает всем, чтобы стать процветающим демократическим государством: этническим многообразием, обширной территорией, разноплановой экономикой и хорошо образованным населением.

Тем не менее, есть в Казахстане нечто такое, что позволяет не терять оптимизм. В стране становится все больше молодых людей, которые с искренней верой смотрят в будущее, строят его и сами его представляют в настоящем. Они достаточно оптимистичны и в то же время не настолько наивны, чтобы не понимать, что будущее Казахстана целиком зависит от них, их воли, профессионализма и упорства в достижении поставленных целей.

Таким образом, настойчивая политика руководства Казахстана на протяжении почти двух десятилетий привела к формированию нового государства, новой нации. Эта нация уже принята внешним миром и признана им в качестве равноправного партнера.


[1] В связи с этим в сложное положение попали те, кто постоянно оперирует казахским языком. Чтобы выразить значение «столица» (в отношении, например, других государств) им приходится использовать различные новообразования и эвфемизмы с заимствованиями из других восточных языков – классических или древнетюркских: «баскент», «баскала» – т.е. «главный город.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.