Функции государства

Понятие функций государства

Виды функций государства

Функции государства — основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами — устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе социального прогресса, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами.

В зависимости от того, какие задачи стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

Виды функций государства

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

Экономическая функция — выработка и координация государством экономической политики, т. е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества.

Политическая функция — регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами, нациями по поводу реализации их политических интересов, гармонизации интересов различных групп общества.

Социальная функция — выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе.

Правовая функция — осуществление правотворчества(деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем принятия правоприменительных актов, повседневной работы по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера), правоохранения (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности правонарушителей и т. п.).

Экологическая функция — в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства — регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства на международной арене:

• оборонная — защита государства от внешних угроз и военной агрессии;

• дипломатическая — поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

• внешнеэкономическая — развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т. п.;

• внешнеполитическая — это поддержание мирового правопорядка, общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;

• культурно-информационная — взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

• глобального сотрудничества — сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологические, энергетические, демографические и т. п.).

Многие функции государства независимы от его правовой формы, например защита от внешних угроз. Государство многофункционально. Его функции осуществляются в системе реализации государственной власти, базирующейся на началах разделения, и приобретают реальное воплощение в деятельности различных звеньев государственного

аппарата. Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает процессу реализации функций свойство системности. Без этого свойства государственное управление не может состояться. В этом процессе задействовано множество государственных органов и других структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей.

Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность реализации функций государства может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.

Организованная целостность во всем богатстве элементов и свойств государства особенно актуальна для практики государственного управления.

1. Типология государств

Познание государства как постижение логики естественно-исторического процесса его развития предполагает уяснение классификации по определенным типам. Такая классификация может быть проведена по критериям, положенным в ее основание.

Объективность таких критериев должна подтверждаться социально-политической практикой. Если брать за основу применявшийся длительное время в нашей стране и за рубежом так называемый формацион- ный критерий, то типология государств будет проведена по историческому типу общества с доминирующим в нем способом производства.

Отсюда типы государства привязаны к тем или иным общественно-экономическим формациям, указывающим на историческую ступень в поступательном развитии производственных отношений человечества. Смена одной общественно-экономической формации знаменует собой смену системы производственных отношений — экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней и соответствующего типа государства и права.

Отличный подход к типологии государств дает цивилизационный критерий. Согласно ему, тип государства, его социальная природа и сущность определяются не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурологическими факторами.

Применяемые здесь теоретические конструкции, имея различие классификаций государств, сходятся в основных признаках. В современной науке наибольшее распространение получило деление государств на восточные (государства восточного типа) и западные (государства западного типа). С правовых позиций значение имеет различение государств восточного и западного типов по признакам, выражающим

суть проявления общественных отношений в политической и экономической сферах.

Так, для восточного типа государств характерно:

• разделение общества на социальные группы при определяющем положении лица в зависимости от его социально- правового статуса в иерархической структуре государства;

• идеологизация политической системы;

• экономика основана на государственной и общественной собственности на средства производства;

• наличие влиятельного слоя чиновников и бюрократического аппарата, который фактически является собственником средств производства;

• государственный аппарат строго централизован, во главе стоит единоличный глава государства либо узкая группа лиц (например, коллективное руководство КНР);

• регламентация прав и свобод человека не имеет приоритетного признания.

Соответственно западному типу государств присущи:

• деление общества на социальные группы в зависимости от отношения к собственности на средства производства;

• наличие охраняемой государством и правом частной собственности на средства производства;

• бюрократия и государственный аппарат не являются собственниками средств производства, но при этом играют существенную роль в жизни государства и общества;

• в осуществлении государственной власти по принципу разделения властей имеются тенденции к ее децентрализации;

• права и свободы человека неотчуждаемы и постоянно расширяются.

В религиозном государстве господствующая религия провозглашается идейной основой правления, государственная религия и соответствующая церковь предстает институтом, который признается частью официальной организации государства.

Проявляется это в том, что государство финансирует данную церковь; участвует в назначении священников; утверждает акты, регулирующие внутреннюю деятельность данной церкви, и признает за данной церковью право осуществлять некоторые юридически значимые государственные функции, в частности регистрировать браки, рождения, смерти.

Государственная религия существует в таких странах, как Великобритания (англиканство), Швеция, Норвегия, Дания, Исландия (лютеранство), Испания, Парагвай (католицизм), Греция (православие), Иордания, Иран, Марокко и др. (ислам).

В ряде зарубежных стран (Бельгия, ФРГ, Нидерланды, Израиль) институт государственной религии заменен институтом юридического признания религии со стороны государства.

Отличие этого института в том, что государство не вмешивается в назначение священников и регулирование внутренней деятельности церкви, но оказывает признанной церкви государственную поддержку и нередко признает за церковной церемонией брака юридические последствия.

Государства отличаются по способам формирования и формам организации государственной власти. Принято различать две основные формы государства — форму правления и форму государственного устройства. Важную характеристику государства выражают политический и государственный режимы, также относимые к форме государства.

test

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *