Форма государственного правления

Понятие  формы государственного правления.

Монархия и республика

Форма государственного правления — внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти; форма организации государственной власти. В зависимости от положения и характера высшего органа государственной власти различают две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — форма правления государства, при которой в руках его единоличного главы (монарха) сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть.

Из определения монархии можно выделить ее отличительные признаки юридического свойства:

1) существование единоличного главы государства — монарха (фараон, король, царь, шах, князь, султан и др.);

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независимой);

3) занятие трона в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву и в порядке родства, т. е. по фамильному праву;

4) бессрочность монарха, т. е. пожизненность его правления;

5) представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

6) юридическая безответственность монарха, неприкосновенность и неподсудность его личности.

В различные исторические эпохи существовали два основных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная). Оба эти типа, различающиеся степенью ограничения власти главы государства, сохраняются и в современном мире.

Абсолютная монархия характерна для рабовладельческих и феодальных обществ, в которых она выражалась деспотическим владычеством. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неограниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) — лишь объекты права. Карательная функция также находится в его руках. Расцвет монархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII—XVIII вв., в России — XVIII—XIX вв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в

Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.

В результате буржуазных революций, происходивших в Европе в XVIII—XX вв., их политическим завоеванием явились конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех органов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные — правительству.

В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия — это переходная модель государственного правления. Здесь монарх обладает обширными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законодательные функции парламента имеют к нему лишь формально-юридическую принадлежность.

 Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, например, России начала XX в., где существовали два политических учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совети Государственная дума, которым члены правительства были неподотчетны).

Парламентская монархия — гораздо более демократическая модель государственного правления, действующая в целом ряде современных государств (Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония и др.). Права монарха ограничены.

Будучи номинальным главой государства, он руководствуется “правилом английской королевы”: царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и министров,

но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов Кабинета министров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической, своего рода данью традиции, нежели властной.

Известна также особая разновидность монархии — выборная или так называемая избирательная, в которой сочетаются элементы монархии и республики. Такая монархия

существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей монархических штатов федерации.

Республика (от лат. Res publika — общественное дело, государство) — одна из форм правления (наряду с монархией),при которой все высшие органы государственной власти

либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Республиканская форма правления возникла в античную эпоху как альтернатива монархической. Наибольшее распространение получила в Новое и Новейшее время. Обычно выделяют следующие виды этой формы правления: президентские, парламентские и смешанные республики.

К началу XXI в. в мире насчитывается 65 президентских, 13 парламентских и 20 полупрезидентских государств.

Парламентская республика — форма республиканского правления и организации государственной власти, при которой парламент занимает ведущее положение в политической

системе.

test

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *