Таможенное дело в Республике Таджикистан

   1. Понятие, содержание и структура таможенного дела.

         В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса Республики Таджикистан (ТК), таможенного дело в Республики Таджикистан составляют таможенная политика Республики Таджикистан, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу и Республики Таджикистан товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

        Основными принципами таможенного дела Республики Таджикистан  являются единство таможенной политики, единство таможенной территории, единство таможенного законодательства, единство тарифного регулирования.

        В данном понятии таможенного дела, по существу, приведены наиболее весомые по значимости функции таможенного дела, которые сложились в результате длительного периода деятельности таможенных органов.

       Однако, в процессе изучения Таможенного  кодекса Республики Таджикистан мы убеждаемся в том, что изложенное в нем понятие таможенного дела не в полной мере охватывает тот широкий спектр задач, с которыми сталкиваются таможенные органы Республики Таджикистан в своей повседневной деятельности. Таможенное дело в Республике Таджикистан  объединяет сложный комплекс неординарных мероприятий, в ходе применения которых, они, взаимно дополняя друг друга, решают весьма сложные задачи.

       К составным частям  комплекса структуры таможенного деда, логично было бы отнести также таможенную статистику , ведение системы товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и, ежедневно применяемую систему таможенных режимов.

        Следовательно, структуру таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан, было бы точнее охарактеризовать следующими блоками:

  1. таможенная политика;
  2. перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  3. таможенные режимы;
  4. таможенное – тарифное регулирование;
  5.  таможенные платежи;
  6. таможенное оформление;

  7-таможенный контроль;

  8- таможенная статистика и Товарная номенклатура внешне экономической деятельности (ТН ВЭД);

  9- контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;

 10– нарушение таможенных правил и ответственность за них;

 11- производство по делам о нарушениях таможенных правил;

 12- рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил;

         Каждый из перечисленных выше блоков, включает в себя  комплекс самостоятельных вопросов и обладает своими особенностями.

      Эти особенности проявляются  в зависимости от их места в системе  таможенного дела, выполняемых ими задач, их непосредственного взаимоотношения с другими составными частями таможенного дела. В совокупности они составляют органическое единство, призванное служить единым таможенным задачам Республики Таджикистан.

       Стержнем составных частей структуры таможенного дела является таможенная политика.

       К примеру, не зная целей и задач таможенной политики на современном этапе, охватывающих такие важные моменты, как защита экономического суверенитета и экономической безопасности, защита внутреннего рынка, стимулирование развития национальной экономики, невозможно обеспечить эффективное использование таких элементов таможенного дела, как таможенное оформление, таможенный контроль и процедуры, связанные с перемещением товаров транспортных средств через таможенную границу.

        Таможенным службам при Правительстве Республики Таджикистан, в целях эффективного применения каждого из этих блоков, подготовлены соответствующие положения и инструкции, на которых мы подробно остановимся в последующих главах книги.

         В таможенным кодеkcе  Республики Таджикистан, с учетом требований времени и норм международных стандартов, таможенные органы дополнительно наделены полномочиями органов дознания.

         Осуществляя дознание по различным правонарушениям в сфере таможенного дела (контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконные валютные операции), в пределах своей компетенции Таможенный службоы при Правительстве Республики Таджикистан полномочен возбуждать уловное дело, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

        Кроме того, в раздел V гл55 ст 445-446Таможенного кодекса Республики Таджикистан включена глава 29 «Валютный контроль таможенными органами Республики Таджикистан», в соответствии с которой  Таможенный  службой при Правительстве Республики Таджикистан является органом валютного контроля.

        Из содержания статей данной главы вытекает, что валютный контроль является составной частью таможенного дела и впредь, таможенные органы, в переделах своей компетенции, должны осуществлять контроль над валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств, за перемещением лицами через таможенную границу Республики Таджикистан за исключением  периметров свободных таможенных зон и ценных бумаг в валюте Республики Таджикистан, ценных бумаг в валюте Республики Таджикистан , валютных ценностей.

2. Таможенная политика, таможенная территория, таможенная граница и таможенное законодательство.

     Таможенные органы Республики Таджикистан в структурном отношении образуют единую, целостную  систему, которая основывается на тех же принципах, что и таможенное дело в Республике Таджикистан.

     Под таможенной политикой Республики Таджикистан следует понимать систему политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных  мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на защиту внутренних и внешних экономических интересов государства, предприятий, организации и граждан гл-1ст-2  ТК РТ.

      В Республики Таджикистан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики.

      Таможенная политика тесным образом взаимосвязана с внутренней политикой страны. В преобладающих случаях, она дополняя внутреннюю политику, способствует решению многих внутриэкономических задач в области формирования и функционирования рыночных отношений. Если, проводимая в стране таможенная политика, сбалансирована с внутренней и исходит из перспективной программы развития страны, то она может выступить в качестве стимулятора и оказать неоценимую помощь в экономическом развитии. Примером такой сбалансированности может выступить введение системы беспошлинного ввоза в республику современного оборудования, техники и технологий, способствующих реконструкции и подъему сфер производства на качественно новый уровень.

       C другой стороны, если проводимая таможенная политика в стране, не согласованна с внутренней политикой, то каждый шаг и каждый час деятельности  таможенных органов может нанести серьёзный ущерб экономическим интересам государства.

       Несогласованность в этом случае может проявиться в  игнорирование таможенно – контрольных  или, в особенности тарифно-пошлинных таможенных инструментов. К примеру, только в результате неправильного определения ставок таможенных пошлин по одной группе товаров, бюджет республики не дополучит десятки миллионов рублов.

       С развалом СССР были разрушены тысячи нитей отлаженного механизма поставки сырья и материалов, оборудования, техники, способствующих беспрерывному производству. Необходимо было налаживать новые коммерческие  связи. Хозяйствующие субъекты Республики Таджикистан стали заключать прямые договоры с зарубежными партнерами. На первых порах, по причине недостаточности опыта и отсутствия  профессиональных навыков ведения внешнеторговых операций, эти договоры носили кабельный характер.

       Для нормального функционирования экономики Таджикистана в условиях рынка, были приняты  необходимые законодательные и нормативные акты, регламентирующие самостоятельную внешнеэкономическую деятельность предприятий, учреждений и организаций.

       Таможенные органы Республики Таджикистан, стремясь обеспечить экономическую безопасность, требовали проведения соответствующей экспертизы заключенных контрактов и сверяли цены контрактов с ценами, сложившимися на международных биржах на момент заключения сделки.

      В случае выявления нарушений, наносящих ущерб экономическим интересам республики, при заключении  контрактов таможенные органы препятствовали их исполнению. Таким образом, подобные действия предотвращали разворовывание и развал государства, экономика которого находилась  в эти годы в глубоком кризисе.

      В первые годы становления суверенитета, когда еще только отрабатывалась, нормативно-правовая база таможенного дела, жесткая экономическая политика Правительства Республики Таджикистан, осуществляемая таможенными органами, способствовала пресечению многих случаев хищений и разворовывания товарно-материальных ценностей, оборудования и технологий.

               Одной из задач таможенной политики является содействие интегрированию экономики республики в мировое хозяйство. Вступление Республики Таджикистан в международные таможенные и торговые организации предоставило бы большую возможность Таможенному спужбу защищать экономические права и интересы предприятий, организаций и граждан Республики Таджикистан  сг-2 ТК. РТ.                                       

            Другим, не менее  важным элементом системы таможенного дела, является единство таможенной территории Республики Таджикистан.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан (статья 3) под таможенной территории Республики Таджикистан следует понимать всю сухопутную территории Республики Таджикистан, внутренние воды и воздушные пространство над ними.

            На территории Республики Таджикистан могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов, в соответствии с принятыми в международной практике положениями, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Таджикистан гл -32-ст264-265 и встатьях 273-274ТК РТ.

            В настоящее время на таможенной территории Республики Таджикистан не существует свободных таможенных зон, но разрабатываются проекты их создания с целью поднятия экономики южных районов республики.

            Привлекательность свободных таможенных зон и свободных складов для инвесторов заключается в том, что на их территориях иностранные товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, действующими в данном государстве. Льготные условия стимулируют приток в эти зоны товарно-материальных ценностей и иностранных инвестиций, открытие отделений международных банков и финансовых организаций, создание развитой инфраструктуры. Получает развитие социально-бытовая сфера, связь, транспорт и другие важные отрасли, способствующие экономическому подъему данной территории. Свободные таможенные зоны и свободные склады являются важнейшими элементами свободных экономических зон.

            В мировой практике были созданы  и процветают свободные зоны на территориях Тайваня, Китая (Шанхай Гонконг), Арабских Эмиратов(Дубай), Российской Федерации (Калининград) и др.

            Пределы таможенной территории Республики Таджикистан, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (при из создании) являются таможенной границей Республики Таджикистан.

            Следует различать понятия»Таможенная граница Республики Таджикистан» и «Государственная граница Республики  Таджикистан». Задачи и функции таможенных и пограничных служб различны и в то же время имеют много общего в вопросах пресечения фактов перемещения через границу Республики Таджикистан запрещенных к вывозу и ввозу товаров и предметов, таких как оружие, боеприпасы, наркотики и другие.

            Товары, транспортные средства, багаж физических лиц, валюта, валютные ценности при пересечение таможенной границы проходят соответствующий досмотр, затем, пересекают государственную границу Республики Таджикистан, где осуществляется визовой и разрешительный контроль со стороны пограничных служб. При ввозе данная процедура осуществляется в обратном порядке, то есть, сначала-пограничный, затем – таможенный контроль.

            Одним из важнейших элементов единой системы таможенного дела является таможенное законодательство.

            Таможенное законодательство в Республике Таджикистан включает в себя Конституцию Республики Таджикистан, Таможенный кодекс Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «О таможенном тарифе» иные законодательные акты Республики Таджикистан, принятые в соответствии с Таможенным кодексом Республики Таджикистан, а также международные договоры, участницей которых является Республики Таджикистан.

            Основой всех законов и законодательных актов в Республике Таджикистан выступает Конституция Республики Таджикистан.

            В соответствии со статьей 7 Конституции Республики Таджикистан, территория Таджикистана неделима и неприкосновенна. Следовательно, на всей территории Республики Таджикистан , без соответствующего разрешения Правительства Республики Таджикистан запрещается установление таможенных постов на границах и других  местах для сбора пошлин или организации каких-либо препятствии для свободного перемещения товаров и услуг. 

            Кроме того, многие нормы приведенные в различных главах Конституции, имеют прямое или косвенное отношение к таможенному делу Республики Таджикистан.

            Основными законодательными актами Республики Таджикистан, регламентирующими деятельность таможенных органов Республики Таджикистан , являются Таможенный кодекс Республики Таджикистан  и Закон Республики Таджикистан «О таможенном тарифе».

            С принятием вышеназванных законодательных актов, в Республике Таджикистан в полной мере была подготовлены правовая, экономическая и организационная основа формирования таможенных органов и его подразделений на местах.

            Одновременно с вышеуказанными законодательными актами таможенные органы республики в своей деятельности в области валютного контроля, ведения таможенной статистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической и правоохранительной деятельности руководствуется законами Республики Таджикистан «О внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан», «О валютном регулирования и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан», Уголовным, Уголовно-процессуальным, Гражданским Кодексами Республики Таджикистан, Кодексом об административных правонарушениях, налоговым   законодательством и др.

            Другим, не менее важным

Элементом единой системы таможенного дела Республики Таджикистан выступают нормативные акты Президента и Правительства Республики Таджикистан.

            Вхождение Республики Таджикистан в международное сообщество, и принятие Правительством курса на либерализацию внеэкономической деятельности вызвало необходимость оперативного решения многих жизненно важных вопросов регулирования таможенного дела. Осуществляя общее руководство таможенным делом, Президент Республики Таджикистан и Правительство Республики Таджикистан уделяют огромное значение подготовке нормативно-правовой базы таможенных органов республики. Подготовка законов и законодательных актов требует времени и детальной проработки важнейших элементов, которые должны охватить текущие и перспективные задачи в области таможенного дела. Поэтому важнейшую роль здесь играют указы Президента и постановления Правительства Республики Таджикистан, призванные осуществлять текущее нормативные регулирование таможенного дела. За последние годы были изданы 4 указа Президента Республики Таджикистан, 11 постановлений Правительства, связанных с таможенным делом в Республике Таджикистан.

            К таким нормативным актам относятся указы Президента Республики Таджикистан:

 -№ 159 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенных органов Республики Таджикистан и текста торжественной присяги сотрудника таможенной службы Республики Таджикистан» от 19 января 1995 года;

 -№ 261 «О дальнейшей либерализации внешней торговли Республики Таджикистан» от 27 июня 1995 года;

 -№ 424 «О либерализации валютных и экспортных операций и мерах по обеспечению полного возраста в республику валютной выручки» от 24 февраля 1996 года;

 -№ 857 «Об утверждении Положения о порядке присвоения специальных званий сотрудникам таможенных органов Республики Таджикистан» от 21 октября 1997 года, которые сыграли существенную роль в дальнейшем развитии и укреплении таможенного дела республики.

            Одновременно большое значение в развитии таможенного дела имели решения Правительства Республики Таджикистан. За последние годы принято более 30 постановлений, касающихся регламентации деятельности таможенных органов Республики Таджикистан.

            Это прежде всего, постановление Правительства Республики Таджикистан:

 – №  14 «Об образовании Главного управления таможенного контроля при Кабинете Министров Республики Таджикистан» от 22 января 1992 года;

 – № 288 «Об образовании Государственного Таможенного cлужбы Республики Таджикистан» от 22 июня 1993 года;

 -№ 85 «Об образовании  Таможенного службы при Совете Министров Республики Таджикистан» от 15 февраля 1994 года;

 – № 107 «Об  образовании Таможенного комитета при Правительстве Республики Таджикистан» от 27 января 1995 года;

            Кроме того, было приняты  постановления Правительства Республики Таджикистан: № 236 от 27 июня 1995 года «Об экспортном и импортном таможенном тарифе Республики Таджикистан», № 596 от 28 сентября 1995 года «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Таджикистан  товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности», № 30 от 12 января 1996 года «Об утверждении   перечня стран-пользователей временной схемой преференций Республики Таджикистан», № 235 от 4 июня  1996 года «Об утверждении положения « О порядке перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан иностранной валюты, валютных ценностей и ценных бумаг в иностранной валюте», № 111 от 19 февраля 1997 «О мерах по совершенствованию внеэкономической деятельности в Республике Таджикистан», № 123 от 26 марта 1997 года «О мерах по развитию и совершенствованию  организации международных автомобильных перевозок в Республике Таджикистан», № 246 от 29 мая 1997 года «О ставках ввозных таможенных пошлин», № 253 от 2 июня 1997 года «О введении акцизных  марок на табачные изделия и алкогольную продукцию», № 271 от 4 июня 1997 года»Об утверждении ставок акцизов на отдельные товары, ввозимые на территорию Республики Таджикистан из-за пределов государств-участников Содружества Независимых Государств», № 284 от 4 июля 1997 года «О порядке перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан товаров и транспортных средств физическими лицами», № 470 от 21 октября 1997 года «Об утверждении Порядка подготовки решений Правительства Республики Таджикистан и оформление документов при экспорте (импорте)  отдельных видов товаров, работ и услуг», в свете которых таможенные органы осуществляли различные мероприятия по усилению таможенного контроля, развитию таможенной инфраструктуры , укреплению кадров таможенных органов и др.

            Немаловажную роль занимают нормативные акты, положения , инструкции и методические   рекомендации, принимаемые Таможенной службой при Правительстве Республике Таджикистан.

            Изданные Таможенным службам в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательны для исполнения всеми таможенными органами Республики Таджикистан и иными государственными органами Республики Таджикистан предприятиями , учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчиненности.

            Нормативные акты Таможенного службы при Правительстве Республики Таджикистан в соответствии с законодательством вступают в силу, как правило, по истечении 30 дней после их опубликования. В отдельных случаях, в соответствии с решениями  Таможенного спужбы сроки их применения могут быть установлены с момента опубликования. Часто принимаются совместные акты Таможенного слжбы при Правительстве Республики Таджикистан с министерствами и ведомствами Республики Таджикистан, регулирующие  взаимные действия. В последние годы были подготовлены: совместно с Национальным банком Республики Таджикистан Положение «О порядке осуществления валютного контроля  за поступлением в Республику Таджикистан валютной выручки от экспорта товаров», с Министерством связи Республики Таджикистан – «Технологическая схема по таможенному контролю и обработке международных почтовых отправлений (МПО)», Министерством транспорта и автомобильных дорог – «Технологическая схема по таможенному оформлению автотранспортных средств и перевозимых на них грузов и пассажиров, следующих через таможенную границу Республику Таджикистан», с Таджикской железной дорогой – «Технологическая схема о взаимодействии таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом», с Государственной авиакомпанией при осуществлении таможенного контроля за воздушными судами, совершающими международные полеты и перевозимыми на них грузами и множество других совместных актов, в которых установленные  нормы и правила имеют значение не только для таможенного регулирования, но и для других вышеперечисленных сфер деятельности.

            Оглядываясь на историю, мы убеждаемся в том, что ранее все государства на своих границах вводили таможенные пошлины, осуществляли контроль над оформлением ввозимых и вывозимых товаров исключительно с учетом собственных экономических интересов. Нормативно-правовые документы отвечали интересам только одного государства.

             Во второй половине XX века произошли коренные изменения в подходах к организации таможенного дела. После второй мировой войны  ведущие страны мира осознали, что методы расширения собственных территорий, усиление экономического влияния путем насилия и войн с другими странами , введения системы экономических санкций и блокад, является нецелесообразным . следовательно назрела необходимость в выработке таких механизмов регулирования внеэкономических связей, которые позволили бы ликвидировать барьеры и различные препятствия в торговле между странами.

            Понятно, что выполнение этой идеи нельзя было осуществить без создания международных организаций, призванных  разрабатывать и распространять единые правила, необходимые для облегчения  перемещения товаров через таможенные границы и способствующие ускорению мирового товарооборота.

            26 января 1953 года в Брюселле семнадцать   стран Европа на своей первой учредительной сессии образовали Совет таможенного сотрудничества.

            Идея таможенного сообщества получила широкий отклик и достаточно быстро из небольшой организации, объединяющий ограниченное число европейских государств, Совет таможенного сотрудничества превратился в авторитетную организацию мирового масштаба – Всемирную таможенную  организацию (ВТО), в которую входят 140 государств.

            В последние годы, в Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правительстве Республике Таджикистан, в других заинтересованных органах исполнительной власти, в том числе и в Таможенном слжбе проводилась интенсивная работа по подготовке и внедрению законодательных и нормативных актов, соответствующих международным нормам и правилам в области внеэкономической деятельностей.  

            С признанием суверенитета и независимости Республики Таджикистан более 127 странами мира, таможенные органы Республики Таджикистан активно включились в международное  сотрудничество и принимают участие во всех международных форумах как полноправный  представитель Республики Таджикистан.

            В связи с этим, нормы международного права в области таможенного дела, наряду с национальным таможенным законодательством, влияют на развитие таможенного дела в Таджикистане. В этом плане Таможенный кодекс Республики Таджикистан, устанавливает, что Республика Таджикистан, в целях развития и укрепления международной экономической интеграции создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Данное направление нашло отражение в многогранной деятельности Республики Таджикистан в области международного торгового и таможенного сотрудничества, в укреплении выгодных взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья, а также международными таможенными организациями.

            В 1995-1996 годах Республика Таджикистан не мог пресоедениться к международным договорам по вопросам таможенного дела:не позволяла политическая обстановка.

     – Конвенция о временном ввозе, принятая 26 июня 1990 года в Стамбуле и Приложения к ней А, Б-1, Б-2, Б-3, Б-5;

     – Учредительная конвенция Совета по таможенному сотрудничеству, принятая 15 декабря 1950 года в Брюсселе и приложение к ней от 1967 года (Всемирная таможенная организация);

     – Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении правонарушений, принятая  9 июля 1977 года в Найроби и приложение Х к ней о содействии деятельности против контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;

    – Единая конвенция о наркотических средствах, принятая 30 марта 1961 года в Вене с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года;

    – Конвенция о психотропных веществах, принятая 21 февраля 1971 года в Вене.

            В октябре 1996 года в Ташкенте между Евротаможенной и Таможенным службом при Правительстве Республики Таджикистан   подписано соглашение по трем программам  сотрудничества, включающее: анализ существующего таможенного законодательства Республики  Таджикистан для сопоставления его с таможенным законодательством Европейского Союза; обучение таможенных  кадров; оказание практической помощи в борьбе с таможенным мошенничеством и контрабандой наркотиков.

            Подробно мы остановимся на этих вопросах в последующих главах книги.

            Для соблюдения общепринятых международных норм и правил таможенного законодательства и полноправного участия Таджикистана в мировом разделении труда основополагающее значение имеет статья 20 Таможенного кодекса  Республики Таджикистан, гласящая: «В случае установления международным договором Республики Таджикистан иных правил, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Таджикистан по таможенному делу, применяются правила международного договора».

            Данное положение можно разъяснить следующим образом. В таможенном законодательстве Республики Таджикистан обуславливается, что все без исключения участники внеэкономической деятельности при ввозе товаров в Республику Таджикистан должны уплачивать импортные таможенные пошлины. Однако в случае, если в соглашении заключенном Республикой Таджикистан   и иностранным государством, утвержденном в установленном законодательством порядке, предоставлены таможенные льготы в виде освобождения от таможенных платежей на ввозимые товары, происходящие с  территории этого государства, то в отношении этих товаров, таможенные пошлины не взимаются.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.