Таможенное право в системе Таждикского Права

1. Понятие, предмет и метод таможенного права Таджикистана

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль таджикского  права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санк­ционируются государством и предназначены для регулирования общест­венных отношений в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможен­ного права)следует считать общественные отношения в сфере таможенно­го дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный ха­рактер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти раз­нородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяю­щий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и ус­ловий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РТ. Именно наличие этого объединяющего признака позволя­ет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отноше­ний — таможенных отношений. Комплексность этих отношений позволяет судить о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенно­го дела определена Таможенным кодексом РТ ст-7. В зависимости от конкрет­ных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможен­ных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

  •  государственной таможенной службы;
  • общественные отношения, связанные с перемещением через та­моженную границу Таджикистана товаров и транспортных средств;
  • общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;
  • общественные отношения, связанные с проведением таможенно­го оформления;
  • общественные отношения, связанные с проведением таможенно­го контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми че­рез таможенную границу Таджикистана;
  • общественные отношения, связанные с валютным контролем;
  • общественные отношения, связанные с ведением таможенной ста­тистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • общественные отношения, связанные с осуществлением тамо­женными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности;
  • общественные отношения, связанные с совершением администра­тивных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • общественные отношения, связанные с информированием, кон­сультированием по вопросам таможенного дела и принятием предвари­тельных решений;
  • общественные отношения, связанные с обжалованием или опро­тестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
  • общественные отношения, связанные с участием Республики Таджикистан в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Теперь о методе таможенного права. Поскольку таможенные отноше­ния имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отноше­ний, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права: в зависимости от вида этих отношений он мо­жет быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинаци­онном сочетании обоих этих правовых способов воздействия на субъектов таможенно-правовых отношений в аспекте обеспечения соблюдения тре­бований таможенно-правовых норм.

2. Принципы таможенного права                               

Принципы таможенного права представляют собой исходные норма­тивно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодатель­ства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последова­тельность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содейст­вуют своевременной отмене устаревших и принятию новых норматив­но-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению пра­вовых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера. К общеправовым принципам таможенного права относятся: принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полно­масштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, прин­цип приоритета международно-правовых норм, принцип юридического ра­венства, принцип объективной истины и принцип судебной защиты субъ­ективных прав. Их содержание общеизвестно.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются:

  • принцип единства таможенной политики Таджикистана, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории Таджикистана осу­ществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;
  • принцип единства таможенной территории, основанный на нор­мах Конституции РТ, гарантирующих единство экономического простран­ства, свободное перемещение по территории Таджикистана товаров, услуг и фи­нансовых средств, а также недопустимость установления таможенных гра­ниц, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения;
  • принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом «О таможенном тарифе»,от 1995г в соответствии с которым ставки тамо­женных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимо­сти от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сде­лок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относятся также принци­пы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие, как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возмож­ность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добро­вольность выбора таможенного режима и ряд других. Подробнее эти прин­ципы рассмотрены ниже (см. вопрос 31).

3. Таможенно-правовые нормы и их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрыва­ются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли. Таможенно-правовую норму можно определить как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого яв­ляется регулирование общественных отношений, возникающих, изменяю­щихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три эле­мента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Теперь о видах таможенно-правовых норм. Как уже упоминалось ранее, правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различ­ной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, ад­министративного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми нормами, является их на­правленность на предмет регулирования таможенного права, т. е. на регу­лирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и пре­кращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Таджикистан. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются иа конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера. Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направ­ленности. По этому критерию они подразделяются на материальные нормы и нормы процессуальные. Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответст­венность субъектов таможенно-правовых отношений. Процессуальные та­моженно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права. Помимо юридической силы и предметной направленности таможен­но-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их со­держания, по характеру предписываемых правил поведения, по техничес­ким приемам установления правил поведения и другим критериям.

И наконец, о действии таможенно-правовых норм во времени, в про­странстве и по кругу лиц.

Основополагающим для таможенного права является положение РТ согласно которому в таможенном деле применяются нормы тамо­женного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Республики Таджикистан. При не­законном перемещении товаров и транспортных средств через таможен­ную границу Таджикистан таким днем, т. е. днем принятия таможенной деклара­ции, считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его опреде­лить — день обнаружения таможенного правонарушения. Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени, хотя, конечно же, их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия, т. е. до их официальной отмены компетентным органом (таких норм большин­ство), и на нормы с указанием срока их действия (например, сезонные по­шлины вводятся на определенный срок).

По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно разде­лить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Республики Таджикистан (таких норм большинство), и на нормы, действие кото­рых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, на особую экономическую зону ).

Действие норм таможенного права Таджкистана по кругу лиц предопределе­но, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами, нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории Таджикистана, где они действуют, а в ряде слу­чаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе.

4. Таможенно-правовые отношения

Таможенно-правовые отношения — это урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых вы­ступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и га­рантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в этом определе­нии нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта их характеристика в скрытой фор­ме уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управлен­ческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и но­сят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридиче­ском равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т. е. составные части. Такими частя ми являются: субъекты таможенного права (т. е. участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (т. е. то, по повод чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений.

Понятие и виды субъектов таможенного права рассмотрены ниже. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела.

Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь  следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

Непосредственным объектом таможенных правоотношений является по­ведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предме­том же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно пе­ремещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального ха­рактера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, пе­ревозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).

Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

По различным критериям классификации таможенно-правовые отно­шения следует подразделять:

  • на материальные и процессуальные;
  • первичные и вторичные;
  • возникающие в момент, до и после фактического перемещения то­варов и транспортных средств через таможенную границу;
  • порождаемые правомерными и неправомерными фактами;
  • иные виды.

К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отноше­ния, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материаль­ными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессу­альными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что ма­териальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

Первичные таможенно-правовые отношения — это отношения, непо­средственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредст­венного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производ­ные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми от­ношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушениия таможенного зако­нодательства).

Таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совер­шить внешнеторговую сделку);

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу про­
ведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае не­
обходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между
таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до
или сразу после) пересечения последним таможенной границы Таджикистана);

в) после (т. е. значительно позже) фактического пересечения товарами или
транспортными средствами таможенной границы (например, отношения меж­
ду таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности
по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валют­
ной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоот­ношений, в том числе и таможенных, являются юридические факты. По ха­рактеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отно­шения, эти отношения делятся на порождаемые правомерными юридиче­скими фактами и на порождаемые неправомерными юридическими факта­ми. Последние еще именуются деликтными, или юрисдикционными, пра­воотношениями.

5. Субъекты таможенного права: понятие и виды

Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэто­му под субъектами таможенного права Таджикистана следует понимать лиц (как физических, так и юридических), которые наделяются государством спо­собностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере та­моженного дела. К таковым относятся: таможенные органы, государствен­ные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы, юридические лица, физические лица.

С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты та­моженного права могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы — субъекты, обладающие специальной правоспособ­ностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов  исполнительной власти, регулирующих правоотношения  в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо организации таможенной службы по реализации компетенции таможен­ных органов.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физи­ческие лица (как граждане Таджикистана, так и иностранные), не обладающие специ­альной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их право­вого статуса.

          6. Система таможенного права Таджикистана

Таможенное право, как совокупность правовых норм, имеет свою спе­цифику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой при­надлежности, объединенных общим предметом правового регулирова­ния — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по пово­ду перемещения товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу Таджикистана. Поэтому комплексный характер таможенного права как от­расли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

Систематизация норм таможенного права может быть проведена по раз­личным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться два ус­ловия: во-первых, чтобы систематизация исходила из наличия и объектив­ной дифференциации таможенно-правовых норм, а во-вторых, чтобы сис­тематизация приносила определенную пользу науке и практике.

Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-пра-вовые нормы — устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, т. е. в некотором роде элементар­ные частицы таможенного права, относящиеся к нему как единичное к об­щему.

Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а че­рез правовые институты. И таможенное право не исключение. Институты таможенного права составляют взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку род­ства, т. е. регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. Поскольку таможенное право является кодифи­цированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включе­ния в РТ, т. е. внутренней структурой РТ.

           Правовые институты таможенного права можно, в свою очередь, объе­динить в соответствующие разделы права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это раздел таможенного права. В него входит основной ин­ститут, три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование, а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик, имеющие непосредственное от­ношение к таможенному оформлению.

С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на общую и особенную части, как это принято в других отраслях. Услов­ность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

В общую часть таможенного права входят те разделы таможенного пра­ва, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулиро­вания всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Иными словами, положения общей части таможенного права приме­няются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих от­расль таможенного права.

В состав общей части таможенного права входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание та­моженного дела и таможенной политики Таджикистана; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной дея­тельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий, и др.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РТ порядке и логической последо­вательности институты таможенного права, связь между которыми объек­тивно обусловлена самим существом таможенного дела. Сюда входят пра­вовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу то­варов и транспортных средств, применения таможенных режимов, тамо­женного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифного ре­гулирования и взимания таможенных платежей, порядка применения тамо­женных льгот, ведения таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

7. Источники таможенного права Таджикистана

Под источниками таможенного праваследует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в кото­рых содержатся нормы таможенного права.

Конституция РТ, будучи ее Основным законом, предопределяет характер
таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование (п. «ж»
гл-1 Конституции РТ) к ведению органов государственной
власти, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже было   ,
упомянуто, являются только  нормативно-правовые акты.

Классификацию источников права принято проводить по признакам   –правовых свойств — по юридической силе нормативно-правовых актов,  с

В этой связи источники таможенного права можно расположить в следую­щей последовательности:

  • международно-правовые договоры и иные соглашения по тамо­женному делу, участниками которых является Республика Таджикистан (в си­лу положений ст. 10 Конституции РТ эти акты по юридической силе стоят выше актов внутреннего таджикского законодательства);
  • Конституция РТ, нормы которой являются нормами прямого дей­ствия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Республике Таджикистан (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;
  • подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охаракте­ризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможен­ного дела, издаваемые Президентом РТ, Правительством РТ,  а также совместные акты Таджикистана с другими министерствами и ведом­ствами. При определении понятия «источники таможенного права» мы ни­чего не сказали о правовых обычаях, которые также можно отнести к систе­ме источников таможенного права в качестве вспомогательного звена.

14. Соотношение таможенного права с другими отраслями таджикского права

Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования об­щественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различ­ной правоотраслевой принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями Таджикского пра­ва. Прежде всего необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, граждан­ским, уголовным и административным. лишь только после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли сис­темы таджикского  права.

Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической
и политической организации Таджикского общества, являются основопола­гающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного.
Конституция РТ формирует основные принципы таможенного права, как
общеправовые, так и принципы отраслевого характера.
         Соотношение таможенного и     административного права проявляется  в том, что, во-первых, деятельность таможенных органов как основных ‘    субъектов таможенно-правовых отношений в основном представляет со­бой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуют­ся в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией.

 Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для адми­нистративно-правового регулирования.

В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры админи­стративной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры между сторонами — участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регули­ровании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.

Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-пра­вовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории Таджикистана ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т. д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой до­говор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик», договор хране­ния — аналог «Временное хранение» и др.

Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями таджикского  права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уго­ловно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земель­ным, международным и другими отраслями права.

Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налого­вым правом — в части, затрагивающей пополнение  бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголов­но-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выпол­нения таможенными органами возложенных на них функций органов доз­нания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности тамо­женных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании
служебных отношений в процессе прохождения гражданами Республики Таджикистан службы в таможенных органах и организациях таможенной
службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах
использования таможенными органами земельных участков для таможен­ных целей.]

Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.