Таможенные органы как субъекты таможенного права

1. Понятие и правовой статус таможенных органов

Таможенные органы Таджикистана — это государственные органы, регули­рующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю­щиеся в сфере таможенного дела.Ст-460-гл-59.ТК РТ.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ро­лью в общей системе органов государственной власти Республики Таджикистан. Таможенные органы являются составной частью системы  исполнительной власти Республики Таджикистан. Структура ­органов исполнительной власти определена Указом Президента РТ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре органов испол­нительной власти»’.

Исходя из понимания  исполнительной власти как деятель­ности, состоящей в практической реализации норм и положений Конститу­ции РТ, законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повсе­дневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранитель­ных органов.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РТ и Правительства РТ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

     2. Компетенция таможенных органов и формы ее реализации

Компетенция таможенных органов — это система властных полномо­чий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы,

в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможен­ным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия тамо­женных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и го­сударством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать ре­шения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в раз­личных правовых формах — путем правоустановления (издания норматив­но-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и ре­шения поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами — участниками правоот­ношений, урегулированных нормами таможенного права.

Правоприменения в деятельности таможенных органов — это власт­но-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по пре­творению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменения должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста­навливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъ­ектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юри­дического воздействия.

3. Основные функции таможенных органов

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных ор­ганов являются правовые, экономические и организационные основы та­моженного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Таджикистана, активизацию связей таджикской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хо­зяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обя­занностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможен­ные органы Таджикистана, в систему которых входят: региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов Таджикистана (их двадцать) изложе­ны в гл 1 ТК    РТ. Среди них:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики, а так­же участие в разработке и реализации мер экономической политики в отно­шении товаров, перемещаемых через таджикскую  границу;
  • защита экономических интересов и обеспечение в пределах сво­ей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета Таджикистана;
  • содействие осуществлению мер по защите государственной без­опасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов таджикских потребителей ввози­мых товаров;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-эконо­мических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных та­моженных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таджикистана;
  • осуществление и совершенствование таможенного контроля и та­моженного оформления, а также создание условий, способствующих уско­рению товарооборота;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономи­ческой деятельности;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и нало­гового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через та­моженную границу Таджикистана; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологиче­ского достояния народов Таджикистана и зарубежных стран, объектов интеллекту­альной собственности, исчезающих видов животных и растений;
  • содействие в борьбе с международным терроризмом;
  • выполнение международных обязательств Таджикистана в части, касаю­щейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными

 органами, занимающимися вопросами таможенного дела. к обеспечиваю­щим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Перечень функций таможенных органов конкретизирован и детализи­рован в Положении о ГТС Таджикистана, а также в общих положениях о других таможенных органах Республики Таджикистан.

4. Единая система таможенных органов: краткая

характеристика, признаки единства, принципы построения

взаимоотношений

Единую систему таможенных органов Таджикистана в общем виде можно оп­ределить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задача­ми, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев выше­стоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и поло­жением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена: ГТС Таджикистана  региональные таможен­ные управления, таможни и таможенные посты. Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отра­жена в ТК РТ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Де­централизация проявляется в наличии у каждого таможенного органа стро­го определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованно­го руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможен­ных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на еди­ной правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможен­ные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда име­ют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда – опознава­тельный знак (эмблему таможенных органов).

Становление единой системы таможенных органов Таджикистана было сопря­жено с конкретными политическими, экономическими и социальными пе­ременами, произошедшими в нашей стране в начале 90-х гг. XX в. Эти пе­ремены были обусловлены распадом СССР на ряд независимых госу­дарств, становлением новой таджикской  государственности, переходом экономики страны на условия рыночных отношений и связанной с этим ли­берализацией внешнеэкономической деятельности. Все эти факторы в государственную структуру с приданием им мощных рычагов правотвор­чества, правоприменения и правоохраны.

Деятельность системы таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РТ, таджикскими  законами и меж­дународными договорами Республики Таджикистан по вопросам таможенно­го дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих долж­ностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы несут ответственность как юридические лица в соответствии с по­ложениями гражданского законодательства (ст. 472 ГК РТ), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого были нарушены. При этом непосредственно виновные в этом должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

5. Государственный таможенный служба РТ: правовой статус, основные задачи, функции, права и организационная структура

В соответствии с Таможенным кодексом РТ и Указом Президента РТ от 4 ноября 1995 г. № 2014 «Об утверждении Положения о Государствен­ном таможенном Кодексе Республики Таджикистан»1 Государственный та­моженный Кодекси Республики Таджикистан (ГТК Таджикистана) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Как  орган исполнительной власти ГТС Таджикистана осуществ­ляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Республики Таджикистан, а также органами местного самоуправления.

Основные задачи ГТС Таджикистана вытекают из основных направлений та­моженной политики Республики Таджикистан и мер по ее реализации и сво­дятся к следующему: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов Таджикистана; организации применения и со­вершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной дея­тельности с учетом приоритетов развития таджикской  экономики и необхо­димости создания благоприятных условий для участия Таджикистана в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в Таджикистане; обеспечению соблюдения таможенного и иного законода­тельства, контроль, за исполнением которого возложен на таджикские  таможенные органы; обеспечению участия Таджикистана в международном сотрудни­честве по таможенным вопросам.

В соответствии с названными задачами ГТС

 Таджикистана выполняет 64 функ­ции, которые можно разделить на следующие группы.

  1. Организационные функции. К  ним частности, относятся: подготов­ка предложений о совершенствовании таджикской  таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством Таджикистана создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лаборато­рий, вычислительных центров, материально-технической базы, полигра­фических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и органи­заций, деятельность которых способствует решению задач таможенных ор­ганов Таджикистана.
  2. Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельно­сти ГТС Таджикистана  вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отноше­нии товаров, перемещаемых через таджикскую  таможенную границу; уча­ствует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, пе­ремещаемых через таджикскую  таможенную границу, включая лицензиро­вание, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесе­ние в  бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулиру­ет или отзывает их; обеспечивает ведение реестров; утверждает размеры сборов и других платежей.

3.Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформ­ления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совер­шенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществле­ния таможенного контроля и принятие мер по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разра­ботке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу   – Таджикистана участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом   стратегических и других жизненно важных для Таджикистана и  материалов, а также  культурных ценностей.

       4.Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следую­щие функции: организацию осуществления валютного контроля (в преде­лах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.

      5.Правоохранительные функции. К ним относятся: обеспечение уча­стия таджикских  таможенных органов в осуществлении мер по защите го­сударственной безопасности, охране общественного порядка, нравствен­ности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окру­жающей природной среды, защите интересов таджикских  потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступ­лениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения таджикскими  таможенными органами функций органов дознания по таким преступлени­ям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ор­ганизация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил; осуществ­ление контроля за соблюдением должностными лицами таджикских  тамо­женных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, ведении оперативно-розы­скной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных пра­вил и их рассмотрении.  

   6.    Функции по ведению таможенной статистики. В данную группу мож­но включить следующие функции: организацию ведения таможенной ста­тистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Таджикистана; представление Президенту РТ, Правительству РТ и другим  органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопро­сам, отнесенным к их ведению, а также субъектам Республики Таджикистан  в части, непосредственно к ним относящейся; обеспечение информирова­ния всех заинтересованных в этом лиц посредством официальных публика­ций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, приня­тым в международной практике; организацию ведения Товарной номенкла­туры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке предложений по ее изменению и дополнению.

     7. Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела. К этой группе функций относятся: создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия тамо­женных органов Таджикистана  и их должностных лиц; обеспечение своевремен­ного и полного рассмотрения жалоб и обращений; принятиемер по устра­нению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций; создание системы обеспечения заин­тересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможен­ным вопросам в соответствии с законодательством Таджикистана; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу; проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в Таджикистане с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных; соз­дание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции.

       8. Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции: разработку проектов ме­ждународных договоров Таджикистана по вопросам таможенного дела, проведе­ние в установленном порядке переговоров по их заключению, представле­ние предложений о заключении таких договоров; участие в разработке про­ектов других международных договоров Таджикистана в части, касающейся тамо­женного дела; внесение в Правительство РТ предложений о присоедине­нии Таджикистана к международным договорам по вопросам таможенного дела; участие в деятельности международных организаций, занимающихся во­просами таможенного дела, и др.

          9. Функции по реализации кадровой и социальной политики в сфере та­моженного дела. К этой группе функций относятся: обеспечение подготов­ки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц тамо­женных органов, подготовки специалистов для работы в таможенных лабо­раториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и орга­низациях; утверждение учебных программ для подведомственных учеб­ных заведений; организация системы обучения специалистов в области та­моженного дела для предприятий, учреждений и организаций; развитие ма­териально-технической и социальной базы таможенных органов; содейст­вие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц та­моженных органов и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

      Из приведенных функций ГТС Таджикистана видно, что они носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля). Это еще раз подчеркивает, что ГТС Таджикистана  явля­ется функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.

Возложенные на него функции ГТС Таджикистана выполняет непосредствен­но, а также через региональные таможенные управления, таможни и тамо­женные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТС Таджикистана учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислитель­ные центры и другие предприятия и организации.

В процессе осуществления возложенных на него функций ГТС Таджикистана в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РТ и иными законода­тельными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательных для исполнения всеми таможенными органами Республики Таджикистан, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Возложенные на ГТС Таджикистана функции и задачи определяют его внут­реннюю организационную структуру, состоящую из руководства ГТС Таджикистана, которое в свою очередь состоит из Председателя ГТС Таджикистана, его заместителей и коллегии ГТС Таджикистана, а также из аппарата ГТС Таджикистана, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности ГТС Таджикистана

ГТС Таджикистана  является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальности и единоначалия. Председатель ГТС Таджикистана осуществляет общее руководство системой таможенных орга­нов. Председатель ГТС Таджикистана назначается на должность и освобождается от должности Президентом РТ и имеет ранг  министра. Пред­седатель ГТС Таджикистана имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РТ по представлению Председателя ГТСТаджикистана Обязанности между заместителями распределяются Председате­лем ГТС Таджикистана.

Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседаниях образуемой в составе ГТС Таджикистана Коллегии ГТС Таджикистана, возглавляемой Председателем ГТС Таджикистана и со­стоящей из его заместителей и ряда иных руководящих работников системы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами Председателя ГТС Таджикистана и являются обя­зательными для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.

Основной объем оперативной работы по руководству деятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТС Таджикистана сформированные по функциональному признаку.

ГТС Таджикистана является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ГТС Таджикистана и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств  бюджета.

20. Региональное таможенное управление как звено системы

таможенных органов: правовой статус, основные задачи,

функции, права и организационная структура

Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Республики Таджикистан и осуществляет непосредст­венное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все располо­женные на территории подведомственного ему региона таможенные орга­ны, за исключением непосредственно подчиненных ГТС Таджикистана. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями и др.). Не­обходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управле­ния таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории Таджикистана. Руководить таможнями и тамо­женными постами из одного центра при такой огромной таможенной тер­ритории невозможно. В связи с этим вся территория Таджикистана поделена на та­моженные регионы, в границах которых региональные таможенные управ­ления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. Границы таможенных регио­нов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Республики Таджикистан  и административно-территориальных единиц.

Правовой статус ТТУ закреплен в Общем положении о региональном та­моженном управлении Республики Таджикистан, утвержденном ГТС Таджикистаном.

Основными задачами РТУ являются: реализация таможенной политики Таджикистана на территории подведомственного региона; разработка и реализа­ция в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, на­правленных на обеспечение единства таможенной территории Таджикистана; раз­работка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны; обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов Таджикистана в пределах компетенции таможенных органов; организа­ция таможенного дела в подведомственном регионе; обеспечение соблюде­ния единообразного применения и осуществление контроля за исполнени­ем в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможен­ного дела, а также с нарушениями таможенных правил; руководство, обес­печение, координация и контроль за деятельностью подведомственных та­моженных органов; обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей; содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона; ряд других.

Функции РТУ сложны и многообразны (их более 100), перечислять их все представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с функциями ГТС Таджикистана можно условно разделить на девять основных направлений:

по реализации таможенной политики Республики Таджикистан на тер­ритории подведомственного региона;

организации и осуществлению таможенного дела в подведомствен­ном регионе;

организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

организации, координации и контролю за осуществлением таможен­ного контроля нижестоящими таможенными органами;

организации, координации и контролю за деятельностью нижестоя­щих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административ­ными правонарушениями в сфере таможенного дела;

осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;

осуществлению контроля за соблюдением законодательства о тамо­женном деле в подведомственном регионе;

обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомст­венном регионе;

организации и осуществлению кадровой работы в таможенных орга­нах подведомственного региона.

По своей направленности функции РТУ совпадают с функциями ГТС Таджикистана, но по содержанию они различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с уче­том изменения объекта и субъекта управления.

Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТС Таджикистана. Деление территории Республики Таджикистан на таможенные регионы осуществляется в соответствии с ее де­лением на  округа.

Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждается ГТС   Таджикистана.

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от долж­ности Председателем ГТС Таджикистана. Заместители начальника, начальник от­дела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник правового отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности прика­зами ГТС Таджикистана по представлению начальника РТУ. Начальники иных са­мостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобож­даются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соот­ветствующими структурными подразделениями ГТС Таджикистана.

Так же как и в ГТС Таджикистана, в ТТУ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей началь­ника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. Решения коллегии РТУ, так же как и решения Коллегии ГТС Таджикистана, проводятся в жизнь приказами ее предсе­дателя — начальника ТТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник ТТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТС Таджикистан.

РТУ является органом  исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется из средств Республиканского бюджета.

6. Таможни и таможенные посты как звенья системы

таможенных органов: правовой статус, основные задачи,

функции и организационная структура

Таможни и таможенные посты составляют организационный фунда­мент системы таможенных органов Таджикистана. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня входит в единую систему таможенных органов Таджикистана и осу­ществляет свою деятельность под общим руководством ГТС Таджикистана и не­посредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТС Таджикистана.

Таможни создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного им региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТС Таджикистана с учетом мнения РТУ и может как совпадать, так и не совпа­дать с административными границами субъектов Республики Таджикистан, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция  таможни распространяется на всю территорию  Хатлонский области, юрисдикция  таможни — далеко не на всю территорию Хатлонский области. Причем РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредст­венно подчиненных ему таможен.

Таможни подразделяются на так называемые пограничные и внутрен­ние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в рай­онах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных стан­ций, а вторые — в глубине таможенной территории страны в местах кон­центрации участников внешнеэкономической деятельности.

Деление таможен Республики Таджикистан на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста чело­век, и крупные — со штатом до двухсот и более сотрудников. Для диффе­ренциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в  России, так и в советский период и в нашей таджикский государственной.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридиче­скому лицу атрибутами.

Таможенный пост РТ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов Таджикистана, является первич­ным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непо­средственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТС Таджикистана.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому стату­су. В соответствии с законодательством решением ГТС Таджикистана таможенно­му посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможен­ные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями

по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузов и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможен­ный пост, и может колебаться от нескольких человек до ста и более. Разме­щение таможенных постов, так же как и таможен, строится по территори­альному принципу: непосредственно вблизи пунктов пропуска через госу­дарственную границу или внутри таможенной территории страны на круп­ных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, и в иных местах сосредоточения участников внешнеэкономи­ческой деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТС Таджикистана Общих положениях о таможне и таможенном посте, во мно­гом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществле­ние таможенного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 5) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных орга­нов, изложенные в ТС РТ. Условно их можно разделить на три взаимозави­симые группы: экономические (фискальные), правоохранительные и орга­низационно-аналитические функции.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции та­можня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других органов исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов Республики Таджикистан, на территории которых они находятся, органами местного само­управления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного по­ста утверждается ГТС Таджикистан. Конкретная структура и штатная числен­ность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим тамо­женным органом.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ГТС Таджикистана по представлению либо с учетом мнении РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ, а таможенного поста со статусом юридиче­ского лица или непосредственно подчиненного ГТ С Таджикистана либо подчи­ненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ТС Таджикистана, — ГТС Таджикистана.

    7. Специализироные таможенные органы

В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы: специализированные РТУ, спе­циализированные таможни и специализированные таможенные посты. Специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория РТ созданные для организации и непосредственного ру­ководства теми или иными направлениями деятельности таможенных орга­нов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникно­вению на них, осуществлением тылового обеспечения деятельности тамо­женных органов и пр.).

Первое специализированное РТУ — Региональное таможенное управ­ление по борьбе с таможенными правонарушениями — было создано в 1995 г. в целях организации втаможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможен­ных правонарушений. В настоящее время их уже более четырех.

Специализированные таможни и таможенные посты — это таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, напри­мер, Ходженская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Согдийской об­ласти, таможня — на таможенном контроле за перемеще­нием энергоносителей через таможенную границу Республики Таджикистан, так называемые оперативные таможни, существующие в каждом таможен­ном регионе, — на борьбе с контрабандой и иными таможенными правона­рушениями, Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные по­сты, также существующие в каждом таможенном регионе, — на таможен­ном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров существует много.

8. Организации таможенной службы

В единую систему  таможенной службы Республика Таджикистан помимо таможенных органов входят также предприятия, организа­ции и учреждения таможенной службы, основное назначение которых — создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них задач и функций. Все они объединяются единым понятием — «орга­низация таможенной службы».

Правовую основу для создания и деятельности организаций таможен­ной службы определяет ТС РТ, согласно положениям которого для прове­дения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ГТС Таджикистан создает таможенные лаборатории; в целях проведения научно-исследова­тельских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повыше­ния их квалификации в системе ГТС Таджикистан действуют научно-исследова­тельские учреждения и учебные заведения профессионального и дополни­тельного образования, а также вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, дея­тельность которых способствует решению стоящих перед таможенными органами задач.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях в системе таможенной службы должен действовать  таможенный лаборато­рий.

 Является головной экспертно-исследовательской организацией та­моженной службы, непосредственно подчиняется ГТС Таджикистана и осуществ­ляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразде­лениями. Она является юридическим лицом, имеет самостоятельный ба­ланс, печать с изображением герба Республики Таджикистан и своим наиме­нованием, иные печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и иных кредитных организациях. Имущество, находящееся в оперативном управлении ГТУ, является республиканской собственностью.

Основными задачами являются: организация и совершенствование экспертного обеспечения в сфере таможенного дела; проведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; руководство, обеспечение, ко­ординация и контроль за деятельностью таможенных лабораторий; совер­шенствование правового регулирования и методического обеспечения дея­тельности таможенных лабораторий; обеспечение таможенных лабораторий лабораторным химико-аналитическим оборудованием; организация и прове­дение прикладных научных исследований и разработок по проблемам экс­пертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.

Помимо ГТЛ в таможенной системе должен действовать также целый ряд регио­нальных таможенных лабораторий например, таможенная лабора­тория , которые, как и  являются экспертно-исследовательскими организациями ГТС Таджикистана. Таможенные лабора­тории обладают статусом юридического лица, имеют самостоятельный ба­ланс, печати, а также текущие счета по бюджету и спецсред­ствам. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенных лабораторий осуществляет ГТС РТ по представлению начальника согласованному с управлением, в регионе деятельности которого  таможенная лаборатория расположена.

Задачами таможенных *лабораторий являются: организация экспертного обеспечения таможенных органов, в регионе деятельности которых они расположены; проведение экспертиз и исследований товаров в таможен­ных целях; методическая помощь подразделениям таможенных органов в вопросах использования методов и средств экспертного обеспечения; участие в проведении прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения тамо­женного дела.

Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенно­го дела и повышения эффективности работы таможенных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной инфор­мационной системы (ЕАИС) таможенных органов в структуре ГТС Таджикистана создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) — государственное учреждение, действующее на основе устава о нем, утвержденного Председателем ГТС. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения и вычисли­тельного центра.

Основными задачами и функциями ГНИВЦ являются: создание, вне­дрение и эксплуатация ЕАИС таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности, в частности сбор и автоматизированная обработка ис­ходной информации ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; внедрение и машинное ведение системы классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, отраслевых классификаторов.

В системе ГТС Таджикистана должен действовать и специализированное учебное заве­дение — усавершенстве и повышение квалификации. 

При таможенном службе создана учебно-методическим, научным и информационно-аналитическим цент­ром по решению проблем, связанных с деятельностью таможенной систе­мы. Она действует на основе устава, утвержденного приказом ГТС Таджикистана. В уставе, в частности, сказано, что  в системе учебных заведений и на­учных учреждений ГТС Таджикистана является головным учебным заведением, реализующим программы высшего профессионального образования, а так­же головным научным учреждением в области исследования проблем та­моженного дела. Обучение в курсах осуществляется по очной, и заочной формах на трех  вузах именно на Таджикском государством унверститете коммерции.

Кроме описанных выше, в системе ГТС Таджикистана действует еще целый ряд других организаций таможенной службы, основная цель которых, как уже отмечалось, — обеспечение решения таможенными органами постав­ленных перед ними задач по регулированию общественных отношений в сфере таможенного дела.

                   9. Правовые акты управления в деятельности таможенных        органов: понятие, виды и краткая характеристика

Правовые акты управления в сфере таможенного дела — это объекти­вированное выражение деятельности таможенных органов по реализации возложенных на них задач и функций государственного управления в сфере таможенного дела. Такая оговорка очень важна, поскольку в общем, виде к правовым актам управления в сфере таможенного дела относятся, напри­мер, и акты, издаваемые Правительством РТ по вопросам таможенного дела в стране, однако их рассмотрение выходит за рамки данного вопроса.

Основной критерий классификации таможенных правовых актов — их юридические свойства. По юридическим свойствамэти акты подразделя­ются на нормативные, индивидуальные и акты смешанного характера.

Помимо юридических свойств правовые акты управленияв сфере та­моженного дела можно также подразделять и по другим видовым крите­риям, например:

а) по сроку действия: на правовые акты с неопределенным сроком дей­ствия (бессрочные), срочные правовые акты (срок действия которых прямо
указан в самих этих актах) и временные, т. е. срок действия которых прямо
не определен, но явно непродолжителен и в названиях которых прямо ука­зано, что они временные;

б) территории действия: на правовые акты, действующие в масштабе
всей таможенной территории Таджикистана, и на акты, действующие лишь на ее определенной части (например, в пределах  особой экономической зоны и др.);

в) способу их охраны от нарушений: на правовые акты, охраняемые ме­рами дисциплинарной ответственности (сюда относятся акты, адресованные нижестоящим таможенным органам и должностным лицам), и на акты,
охраняемые мерами административной ответственности (сюда относятся
нормативные правовые акты ГТС Таджикистана, содержащие общеобязательные правила поведения в сфере таможенного дела);

г) способу издания: на издаваемые только таможенными органами
в пределах их компетенции и на совместные правовые акты таможенных
органов и иных органов, издаваемые по вопросам, затрагивающим их совместную компетенцию (например, совместные акты ГТС
с Центральным банком РТ по вопросам перемещения через таможенную
границу страны валюты и валютных ценностей);

д)      наименованию издаваемых правовых актов и по    ряду иных критериев.
Представляет интерес на примере издаваемых ГТС Таджикистана  правовых актов более подробно рассмотреть видовую классификацию таможенных правовых актов по их наименованию. В своей повседневной деятельности по регулированию таможенного дела в стране ГТС Таджикистана издает большое количество разнообразных по своему названию, форме и содержанию правовых актов. Причем нормативный характер в соответствии с постановле­нием Правительства РТ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов  органов ис­полнительной власти и их государственной регистрации» могут носить только издаваемые ГТС РТ приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

Из всех возможных к изданию нормативных правовых актов на практи­ке ГТС Таджикистана издает лишь приказы и распоряжения. Правовые акты с на­званиями типа «общие правила», «правила», «порядок», «положение», «инструкция» утверждаются приказами ГТС Таджикистана и по существу явля­ются лишь приложениями к этим приказам, хотя некоторые из них могли бы издаваться и самостоятельно.

Помимо приказов и распоряжений ГТС Таджикистана издает всевозможные указания, письма и телеграммы. В отличие от первых эти правовые акты норм таможенного права никогда не содержат.

10. Правоохранительная деятельность таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов — это такая их деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохра­нительных органов Республика Таджикистан, на основе закона и в соответст­вующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела.

Правоохранительная деятельность таможенных органов имеет следую­щие особенности:

правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен законом, а не вытекает из анализа выполняемых ими функций, как в случае, например, с органами милиции,  службы безопасности и дру­гими правоохранительными органами; является одним из основных, но далеко не единственным направле­нием деятельности таможенных органов в отличие от других правоохрани­тельных органов Таджикистана; носит некий фискальный оттенок, поскольку является одним из средств пополнения  бюджета Таджикистана.

Рассмотрим основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов.

1. Деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела — это комплекс согласован­ных правовых, организационно-управленческих, социально-психологиче­ских, материально-технических, оперативно-розыскных и кадровых мер, связанных с выявлением преступлений и административных правонаруше­ний в сфере таможенного дела, их пресечением, проведением расследова­ния (по делам об административных правонарушениях в сфере таможенно­го дела) либо проведением дознания (по делам о преступлениях в сфере та­моженного дела), а также с применением к виновным лицам мер административной ответственности (по делам о нарушениях таможенных правил). Причем деятельность эта должна осуществляться на основе прин­ципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.

  • Деятельность по обеспечению собственной безопасности — это дея­тельность, включающая в себя комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией и другими должностными преступлениями в таможенных ор­ганах в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач и функций.
  • Деятельность службы таможенной охраны, включающая в себя ком­плекс мер, необходимых:
  • для охраны таможенной границы Республики Таджикистан, админи­стративных зданий, учреждений, организаций и предприятий, подчинен­ных ГТС Таджикистан, и других объектов таможенной инфраструктуры;
  • соблюдения режима зоны таможенного контроля;
  • таможенного сопровождения грузов и транспортных средств и та­моженного надзора;
  • защиты должностных лиц таможенных органов и членов их се­мей от противоправных посягательств.

4. Деятельность по контролю за соблюдением должностными лицами
таможенных органов законности при реализации ими своих юрисдикционных полномочий в рамках борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, включающая в себя комплекс мер по контролю за полнотой, все­сторонностью, объективностью и правильностью (в рамках действующего законодательства) производства должностными лицами таможенных органов дознания по уголовным делам и производства по делам о нарушениях
таможенных правил — мер, проводимых с целью обеспечения и охраны
прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответственности.

Действующим законодательством таможенные органы отнесены к субъектам оперативно-розыскной деятельности, осуществление которой вряд ли можно назвать самостоятельным направлением правоохранитель­ной деятельности, поскольку реализуется она либо в рамках борьбы с пре­ступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, либо в рамках деятельности по обеспечению собственной безопасности, но не упомянуть о ней нельзя.

11. Компетенция таможенных органов как органов дознания

Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследо­вания преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет собой деятельность ор­ганов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказатель­ств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значе­ние для дела.

Дознание отличается от предварительного следствия по органам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса, по срокам процес­суальной деятельности, выполняемой этими органами. Согласно УПК РТ органами дознания являются: органы внутренних дел, органы коорупци, органы пограничной службы РТ, органы службы судебных при­ставов. Отнесены к таковым и таможенные органы.

К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уго­ловным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РТ (кон­трабанда) и ст. 194 УК РТ (уклонение от уплаты таможенных платежей).

В соответствии с УПК РТ таможенные органы как органы дознания обя­заны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотрен­ные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступ­лений и лиц, их совершивших. Таможенные органы также обязаны прини­мать все меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Срок производства дознания по общему правилу не может превышать 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на 10 суток.

Дознание в системе таможенных органов осуществляют: ГТС Таджикистана в лице Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни.

Непосредственно дознание проводят дознаватели этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа.

12. Таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной

деятельности

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) представляет собой осо­бый вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения опе­ративно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопас­ности общества и государства от преступных посягательств.

Практика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет такие направления ее развития, как:

  • оперативно-розыскная деятельность по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
  • оперативно-розыскная деятельность по обеспечению собствен­ной безопасности таможенных органов.

Таможенным органам, осуществляющим ОРД, запрещается действо­вать в интересах какой-либо политической партии, общественного объеди­нения или религиозной организации. Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и сво­бод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют опера­тивно-розыскные мероприятия — действия оперативно-розыскных орга­нов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом. Оперативно-розыскные ме­роприятия как раз и являются средствами сбора данной информации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий яв­ляются:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • поручение следователя, указания прокурора или определение суда;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Действия сотрудников таможенных органов как субъектов оператив­но-розыскной деятельности принципиально отличаются от их действий как представителей органов дознания. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделе­ний, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. По­этому и характер отношений между ними является внеправовым, неофици­альным. Информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стре­миться как можно быстрее трансформировать оперативные данные в про­цессуальные доказательства.

Таможенные органы, осуществляя ОРД, имеют право использовать ком­пьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые для достижения поставленных перед ними целей.

Результаты ОРД используются для подготовки и осуществления следст­венных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляюще­го ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

13. Контролируемая поставка как метод оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

Контролируемая поставка — осуществляемое при наличии указанных в законе оснований и с соблюдением установленных процедур перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществ­лять оперативно-розыскную деятельность, товаров и предметов в целях вы­явления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению.

Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работни­ками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступле­ний и иных правонарушений, в целях их разоблачения и привлечения к со­ответствующей ответственности.

Определенное представление о контролируемой поставке дают положе­ния, содержащиеся в гл. 2-ст 12 ТК РТ. В ней под контролируемой поставкой понимается осуществление под контролем таможенного органа ввоза, вы­воза с таможенной территории Республики Таджикистан или транзита через ее территорию наркотических средств, психотропных веществ, включен­ных в незаконный оборот; предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления; предметов, добытых преступным путем; пред­метов, преступные действия с которыми являются контрабандой.

Цель контролируемой поставки — выявление, предупреждение, пресе­чение, раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготовив­ших, совершивших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологи­ческой безопасности.

Задачами контролируемой поставки являются:

  • установление каналов поступления запрещенных к обороту ве­ществ и предметов;
  • установление отправителей и получателей;
  • установление лиц, совершивших или совершающих преступление;
  • обеспечение доказательств преступной деятельности.

Классификация контролируемых поставок может проводиться по раз­личным основаниям. В зависимости от способа наблюдения контролируе­мые поставки подразделяются на проводимые путем наблюдения за грузо­выми перевозками и путем слежения за почтовыми отправлениями.

В зависимости от избранной тактики выделяют обычные (когда обнару­женные предметы не изымаются до завершения операции) и «чистые» (ко­гда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж) контролируемые поставки.

Также контролируемые поставки подразделяются:

  • на внешние, т. е. осуществляемые не территории нескольких госу­дарств;
  • внутренние (проводимые на территории Таджикистана);
  • транзитные.

Кроме того, контролируемые поставки делятся на сопровождаемые и несопровождаемые.

Решение на проведение контролируемой поставки должно отвечать тре­бованиям государственной стратегии борьбы с преступностью, соответст­вовать природе оперативной деятельности, обеспечивать возможность ра­ционального использования имеющихся сил и средств, строиться на точ­ном учете характера сложившейся обстановки.

Результаты контролируемой поставки могут представляться оператив­но-розыскным подразделением органу дознания в случае, если они отвеча­ют требованиям:

  • относимости результатов оперативно-розыскных мероприятий к конкретному преступлению;
  • законности осуществления соответствующих оперативно-розыск­ных мероприятий;
  • соблюдения положений уголовно-процессуального законодатель­ства, определяющих работу с доказательствами, порядок и основания воз­буждения уголовного дела;
  • режима секретности.

14. Контроль и надзор за деятельностью таможенных                                             органов

В соответствии с положениями ТС РТ вышестоящий таможенный ор­ган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое вре­мя в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или из­менить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законода­тельными актами Республики Таджикистан меры в отношении неправомер­ных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или ни­жестоящих должностных лиц таможенных органов.

Обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства, в том числе и таможенными органами и их должностными лицами, является од­ной из основных задач ГТС Таджикистана, закрепленных в положении о нем. Ру­ководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью ниже стоящих таможенных органов входит также в перечень основных задач ре­гиональных таможенных управлений и таможен.

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осу­ществляется по трем направлениям: инспекционному, финансовому и юри­дическому.

Инспекционный контроль за деятельностью таможенных органов осуще­ствляется подразделениями таможенной инспекции, основной функцией ко­торой является инспекционная проверка на конкретных участках работы ни­жестоящих таможенных органов (например, работы по сбору таможенных платежей и перечислению их  бюджет), выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности таможенных органов, обобщение их результатов и представ­ление предложений об устранении выявленных причин и условий.

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осущест­вляют Финансовое управление ГТС Таджикистан и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. На данные отделы в числе прочих задач возложены задачи по организации финансового и бух­галтерского учета и контроля за рациональным и экономным использова­нием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает тамо­женный орган.

Юридический контроль в таможенных органах осуществляется подраз­делениями юридической службы — Правовым управлением ГТС Таджикистана и подчиненными ему правовыми отделами региональных таможенных управлений и таможен. Основными задачами юридической службы по кон­тролю за деятельностью таможенных органов являются использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству таможен­ных органов.

Осуществление общего надзора за деятельностью таможенных орга­нов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры. На органы прокуратуры возложено осуществление от имени Республики Таджикистан надзора за исполнением действующих на ее территории законов, обеспече­ние их верховенства, обеспечение единства и укрепление законности, защи­та прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

В случае выявления нарушений в деятельности таможенных органов и их должностных лиц прокурор обязан реагировать соответствующим об­разом. Законом предусмотрены три формы реагирования прокурора на на­рушения законности: принесение протеста, внесение представления и вы­несение соответствующего постановления (о возбуждении уголовного дела из производства об административном правонарушении).

       Органы прокуратуры, как и иные государственные органы, имеют свою подведомственность. В соответствии с этой подведомственностью проку­рорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют спе­циализированные прокуратуры — транспортные, систему которых воз­главляет Управление Генеральной прокуратуры РТ по надзору за исполне­нием законов на транспорте и в таможенных органах.

14. Обжалование решений, действий или бездействия

таможенных органов и их должностных лиц как элемент

обеспечения законности их деятельности

Одной из гарантий обеспечения законности в деятельности таможен­ных органов, свидетельствующей о демократизме таможенного дела в Таджикистане в целом и процедуры осуществления таможенными органами своей деятельности в частности, является наличие в таможенном праве институ­та обжалования. В соответствии с положениями ТК РТ любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов Республики Таджикистан и их должностных лиц, если считает ущемленными (т. е. нарушенными либо нереализованными) свои права и законные инте­ресы (естественно, в сфере таможенного дела) и если упомянутые реше­ния, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Причем последняя фраза имеет особый смысл и значе­ние, поскольку подчеркивает, что общее несогласие лица с тем или иным решением, действием или бездействием таможенных органов и их должно­стных лиц, когда такое решение, действие или бездействие непосредствен­но и индивидуально не затрагивает это лицо, не может служить основанием для его обжалования.

Законодательство позволяет различать общее право обжалования и специальное право обжалования. Правом на общее обжалование облада­ют все участники таможенно-правовых отношений, обладающие общей правосубъектностью, а правом на специальное обжалование — лишь те из них, кто наделен специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Так, например, правом обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил обладает лишь то лицо, в отношении которого оно вы­несено.

Таможенным законодательством предусмотрен альтернативный поря­док обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: внесудебное обжалование через обращение в вы­шестоящие таможенные органы или к вышестоящим должностным лицам и непосредственное обращение в суд. Причем нормы таможенного законо­дательства применяются при обжаловании любых решений, действий или бездействия таможенных органов, за исключением обжалования постанов линий таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, порядок обжалования которых предусмотрен Кодексом РТ об администра­тивных правонарушениях.

Внесудебное обжалование нисколько не умаляет конституционного права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными дей­ствиями (решениями) государственных органов, органов местного само­управления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих наруше­ны его права и свободы.

Так называемое обжалование в административном порядке состоит в подаче жалобы вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу и предполагает следующее:

Соблюдение сроков обжалования и возможности их восстановления. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о приня­тии решения либо совершения действия. При неуведомлении лица о приня­том решении жалоба может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения. А при бездействии — в течение трех месяцев со дня исте­чения трехмесячного срока после получения соответствующими таможен­ными органами письменной просьбы о принятии решения либо в течение трех месяцев с момента возникновения юридического факта (фактов), обра­зующего обязанность должностных лиц таможенных органов действовать должным образом. В случае пропуска указанных сроков для подачи жалобы по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, подавшего жалобу, могут быть восстановлены соответственно вышестоящим должностным лицом, вышестоящим таможенным органом либо ГТС Таджикистана.

Соблюдение сроков рассмотрения жалобы. Законом установлен ме­сячный срок для рассмотрения первоначальной жалобы, который по письменному ходатайству таможенного органа, рассматривающего жало­бу, может быть продлен вышестоящим таможенным органом либо ГТС Таджикистана еще на два месяца. Таким образом, максимальный срок рассмотре­ния такой жалобы может составлять три месяца.

  • Соблюдение формы жалобы. Жалоба подается в письменной форме и направляется соответствующему таможенному органу или должностно­му лицу.

Наступление предусмотренных законом последствий подачи жалобы. Юридические последствия, обусловленные подачей жалобы, наступают только при условии соблюдения ее письменной формы. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за ис­ключением предусмотренных ТК РТ случаев, когда таможенный орган или должностное лицо, которому подана жалоба, имеет достаточные основа­ния полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует зако­нодательству Республики Таджикистан.

Решение таможенного органа или его должностного лица по жалобе, поданной в административном порядке, принимается в письменной форме и доводится до сведения лица, ее подавшего (причем для лица, подавшего жалобу, решение по ней может быть и менее благоприятным, чем обжалуе­мое решение). В случаях, когда решение по жалобе имеет общее значение, т. е. когда оно адресовано неопределенному кругу лиц, такое решение под­лежит опубликованию в соответствующих органах печати.

Если решение таможенного органа или его должностного лица по по­данной в административном порядке жалобе не удовлетворяет заявителя, в этом случае он обладает правом на вторичное обжалование. Закон уста­навливает различную подведомственность вторичного обжалования в за­висимости от его существа.

Так, вторичные жалобы на решения, действия или бездействие тамо­женных органов и их должностных лиц, связанные с проведением тамо­женного контроля, производством таможенного оформления, ведением производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотре­нием, а также по другим не затрагивающим экономической политики госу­дарства вопросам, подаются в районные (городские) суды по месту нахож­дения таможенного органа либо по месту работы должностного лица тамо­женного органа, чьи решения, действия или бездействие обжалуются. Срок подачи вторичных жалоб — один месяц со дня получения письменного уве­домления вышестоящего таможенного органа об отказе в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока с момента подачи жалобы при неполучении письменного ответа. Рассмотрение таких жалоб осущест­вляется в соответствии с правилами гражданского судопроизводства.

Вторичные жалобы от предприятий, учреждений, организаций и граж­дан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, подаются в арбитражные суды. Порядок предъявления подобных исков к таможенным органам и порядок их рассмотрения под­робно урегулирован арбитражным процессуальным законодательством Республики Таджикистан.

Вторичные жалобы на нормативные акты ГТС Таджикистана, адресованные неопределенному кругу лиц, а также жалобы на правоприменительную практику в деятельности таможенных органов, затрагивающую экономи­ческую политику страны, подаются в Конституционный Суд РТ.

Иные вторичные жалобы на решения, действия или бездействие тамо­женных органов и их должностных лиц, т. е. жалобы, не подведомственные судам общей юрисдикции, арбитражным судам и Конституционному Суду РТ

могут быть поданы Генеральному прокурору РТ.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.