Таможенные режимы Республики Таджикистан

1. Таможенный режим: понятие и виды

В соответствии с ТК РТ все товары и транспортные средства перемеща­ются через таможенную границу Республики Таджикистан в строгом соот­ветствии с заявленным таможенным режимом.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Таджикистан, для таможенных целей.

С помощью таможенного режима определяются сам порядок переме­щения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения, условия нахождения товаров на (либо вне) та­моженной территории Республики Таджикистан; права и обязанности бене­фициара (заявителя) таможенного режима, дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их пере­мещающему.

ТК РТ содержит следующий перечень видов таможенных режимов:

  1. выпуск для внутреннего потребления;
  2. экспорт;
  3. международный таможенный транзит;
  4. переработка на таможенной территории;
  5. переработка для внутреннего потребления;
  6.  магазин беспошлинной торговли;
  7.  переработка вне таможенной территории;
  8.  временный ввоз;
  9.  таможенный склад;

10)   реимпорт;
П )  реэкспорт;

] 2)  уничтожение;

J 3) отказ в пользу государства;

  1.  временный вывоз;
  2.  беспошлинная торговля;
  3.  перемещение припасов;
  4.  иные специальные режимы.
  5. Специальные таможенные режимы.

       В ТК РТ отсутствует упоминание о том, что этот перечень является ис­черпывающим. И это вполне логично. ТК РТ — это прежде всего закон,’ а законы являются нормативно-правовыми актами длительного действия, они принимаются, как правило, на долгие годы. Таможенное регулирова­ние — это весьма гибкий инструмент, особенно для стран с так называемой переходной или неустойчивой экономикой, каковой является современный Таджикистан. Так, например, до принятия новой редакции ТК РТ в Таджикистане действова­ло 18 видов таможенных режимов, 15 из которых были установлены преж­ней редакцией ТК РТ и 3 были введены позднее соответствующими прави­тельственными постановлениями, а именно:

  • режим вывоза товаров для представительств Республики Таджикистан за рубежом;
  • режим вывоза отдельных товаров в государства — бывшие рес­публики СССР; режим перемещения припасов.

Каждый таможенный режим имеет свою определенную внутреннюю структуру, отражающую его содержание, и представляет собой совокуп­ность условий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.

2. Классификация таможенных режимов

Классификация таможенных режимов, т. е. подразделение их на те или иные группы, в литературе проводится по-разному.

Так, в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности таможенные режимы можно условно разделить на две группы.

  1. Режимы, для которых характерен общий (т. е. без каких-либо изъятий и ограничений) порядок применения таможенных средств и методов регу­лирования. Сюда относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реимпорт, реэкспорт, т. е. режимы, с экономической точки зрения высту­пающие как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции. Группа так называемых экономических таможенных режимов, специ­фика которых в более гибком, в отличие от первых, использовании инстру­ментов таможенно-правового регулирования, что выступаетсвоего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Предоставление этих таможенных режимов носит целевой (допускается использование товаров только в стро­го определенных, предусмотренных таможенным режимом целях) и инди­видуализированный характер (разрешение на использование таможенного режима дается строго индивидуально и только при наличии экономическо­го обоснования проведения предполагаемых режимом операций). Из пере численных в ТК РТ таможенных режимов сюда следует относить: оба вида таможенного транзита (внутренний и международный), таможенный склад, беспошлинную торговлю, переработку на таможенной территории, переработку для внутреннего потребления, временный ввоз (вывоз), пере­работку вне таможенной территории. Отдельную группу составляют тамо­женные режимы уничтожения и отказа в пользу государства.

Экономические таможенные режимы можно, в свою очередь, разделить на режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (это тамо­женный склад и беспошлинная торговля), режимы, непосредственно отве­чающие интересам промышленности (сюда относятся все виды режимов переработки), и на режимы, непосредственно отвечающие интересам меж­дународных перевозок (режимы транзита).

Существуют и другие группировки таможенных режимов. Представля­ется все же, что классифицировать все действующие ныне таможенные ре­жимы нужно следующим образом.

  • Группа таможенных режимов, применяемых при совершении основ­ного объема внешнеторговых операций по продаже таджикистанами лицами товаров в другие страны либо по приобретению для нужд таджикских по­требителей товаров за рубежом: выпуск для внутреннего потребления, ре­импорт, экспорт, реэкспорт, временный ввоз (вывоз).
  • Группа таможенных режимов, применению которых сопутствует осу­ществление таможенными органами определенного рода операций в инте­ресах соответствующих лиц и оказание этим лицам определенного рода ус­луг: таможенный склад и беспошлинная торговля.
  • Группа таможенных режимов, применение которых необходимо в це­лях осуществления таможенного контроля за товарами, предназначенными для переработки так как и за ее пределами: пере­работка для внутреннего потребления, переработка на таможенной терри­тории и переработка вне таможенной территории.
  • Группа таможенных режимов обеспечительного характера, куда сле­дует отнести режим вывоза товаров для представительств РТ за рубежом, режим вывоза отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР и режим перемещения припасов, поскольку по­мещаемые под эти таможенные режимы товары так или иначе предназначе­ны для обеспечения той или иной деятельности (обеспечения дипломатических и иных организаций за рубежом, обеспечения деятельно­сти таджикских учреждений научно-производственной и социальной сфе­ры в странах бывшего СССР или в целях упорядочения перемещения через таможенную границу Таджикистана товаров, необходимых для обеспечения нор­мальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой).
  • Группа таможенных режимов, применение которых обусловлено не­возможностью или неэффективностью реализации отдельных товаров на таджикском рынке либо невозможностью или нецелесообразностью их вы­воза за рубеж: уничтожение и отказ в пользу государства.
  • Отдельным элементом выделяют таможенные режимы внутреннего и международного таможенного транзита товаров, применение которых осуществляется в целях доставки товаров из одного государства в другое через территорию Республики Таджикистан без взимания таможенных по­шлин и применения мер экономической политики, способствует развитию мировых внешнеторговых связей и обеспечивает не только загрузку транс­портных артерий страны и стимулирование их развития, но и формирова­ние внутренней добавленной стоимости за счет перевозки товаров.

3. Таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления

Выпуск товаров для внутреннего потребления — это таможенный ре­жим, при котором ввозимые на таможенную территорию Республики Таджикистан товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Данный таможенный режим является одним из наиболее часто приме­няемых и не содержит в себе каких-либо особенностей и сложностей в при­менении. Он характерен для импортных внешнеторговых контрактов, т. е. для поставок товаров из-за границы с целью их последующей реализации на внутреннем рынке Таджикистан. При этом в соответствии с ТК РТ иностран­ные товары, выпущенные для внутреннего потребления на таможенной территории Таджикистана , с момента их выпуска рассматриваются уже как таджикские товары.

Помещению ввозимых в Таджикистан товаров под таможенный режим вы­пуска для внутреннего потребления (как, впрочем, и под другие таможен­ные режимы) предшествует предварительная подача заинтересованным в этом лицом (бенефициаром, т. е. заявителем режима) в таможенный орган соответствующего заявления об использовании данного таможенного ре­жима с указанием цели перемещения — выпуск для внутреннего потребле­ния. Это может быть грузовая таможенная декларация или иной документ. Обязательными условиями выпуска товаров для внутреннего потребле­ния в соответствии с ТК РТ являются:

а) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесе­ние иных таможенных платежей;

 8.   соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

       4. Таможенный режим реимпорта товаров

Реимпорт (т. е. обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке) — это таможенный режим, при котором таджикские товары, вывезенные с таможенной территории Республики Таджикистан в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обрат­но в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налога на до­бавленную стоимость, акцизов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т. д.).СТ-234ТК-РТ.

Товары, помещаемые под режим реимпорта, должны отвечать следую­щим условиям:

а) быть товарами, которые вывозились с территории Республики Таджикистан за ее пределы в соответствии с таможенным режимом экспорта;

б)    быть до момента их вывоза таджикским товарами, т. е. товарами таджикского либо иностранного происхождения, выпущенными в свободное
обращение на территории Республики Таджикистан с полной уплатой всех
таможенных платежей;

в)    быть ввезены на таможенную территорию Республики Таджикистан
в течение десяти лет с момента вывоза;

г) находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза,
кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нор­
мальных условиях транспортировки и хранения и других случаев, опреде­ляемых ГТС Таджикистан.

При этом в случае реимпорта товаров в течение трех лет с момента вы­воза таможенный орган Республики Таджикистан  возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, налогов.

Под данный таможенный режим не могут помещаться следующие виды товаров:

иностранные товары;

  1. таджикские  товары, вывезенные с таможенной территории Таджикистан в соответствии с иными, чем режим экспорта, видами таможенных режимов;
  2. таджикские товары, которые хотя и были вывезены в соответствии с режимом экспорта, но обратный ввоз которых осуществляется по истече­нии установленных предельных сроков для реимпорта;
  3. товары, запрещенные к ввозу в РТ и вывозу за ее пределы в соот­ветствии с нормами таджикскиго законодательства.

Особый интерес для участников внешнеэкономической деятельности представляют такие условия предоставления режима реимпорта, как:

1) допустимость использования за пределами РТ реимпортируе­мых товаров в производственных или иных коммерческих целях, т. ис­пользование товаров за пределами Республики Таджикистан  в производст­венных или иных коммерческих целях не является препятствием для их по­мещения под таможенный режим реимпорта;

2) возможность помещения товаров под режим реимпорта любым заин­тересованным в этом лицом, т. е. вне зависимости от того, кто вывозил ра­нее эти товары из Таджикистана.

В случае если при нахождении товаров за пределами Таджикистан их состоя­ние изменилось, декларант должен оформить соответствующий документ, который становится приложением и неотъемлемой частью грузовой тамо­женной декларации, по которой проводится таможенное оформление реимпортируемых товаров.

5. Таможенный режим экспорта товаров

Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары выво­зятся за пределы таможенной территории Республики Таджикистан без обя­зательства об их возвращении обратно. Аналогичное определение экспорта содержится и в  законе от 27 12 1993 г. «О го­сударственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти»)1, приравнивая к экспорту также и отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Таджикистана (в частности, опера­ции, предусматривающие закупку иностранным лицом товаров у таджикского лица и передачу его другому таджикскому  лицу для переработки с це­лью последующего вывоза продуктов такой переработки за границу Республики Таджикистан.

Таможенным кодексом РТ установлены следующие обязательные тре­бования (условия) для экспорта товаров ст-239-240-241-242ТК РТ

уплата вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

соблюдение мер экономической политики;

вывоз товаров в неизменном их состоянии с момента принятия та­моженной декларации, за исключением случаев изменения состояния това­ров вследствие их естественного износа или убыли при нормальных усло­виях транспортировки и хранения.

Одной из особенностей экспорта в Республики Таджикистан является спе­циальный экспортный контроль за вывозом из страны отдельных категорий товаров, таких, как, например, вооружение и военная техника, сырье, мате­риалы, оборудование и технологии, используемые или могущие быть ис­пользованы для создания оружия массового уничтожения (товары так на­зываемого двойного назначения) и пр. В соответствии положениями Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и  закона от 4 ноября 1995г. «Оволютном контроле»в нем участвуют не только таможенные, но и многие другие органы испол­нительной власти Республики Таджикистан.

Согласно ТК РТ при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные ранее суммы налогов подлежат возврату в соответствии с на­логовым законодательством Республика Таджикистан.

Вывоз товаров в соответствии с режимом экспорта регулируется раз­личными средствами и мерами, входящими в общую систему государст­венного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и мерами нетарифного регулирования: ограничением экспорта исходя из соображений общественной морали и правопорядка, необходимости пре­дотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, выполне­ния международных обязательств Таджикистана и по другим основаниям, а также лицензированием и квотированием экспорта отдельных видов товаров.

Другими важными элементами действующей системы государственно­го регулирования экспорта являются действующий с начала 1995 г. меха­низм валютного контроля за экспортными поступлениями сделок и регист­рация экспортных контрактов.

Контроль за поступлением валютной выручки по экспортным сделкам был введен с ноября  1995 г. в отношении стратегически важных сырьевых товаров, а с марта 1994 г. — всех остальных товаров.

При вывозе некоторых иных видов товаров в соответствии с режимом экспорта также установлено представление таможенным органам специ­альных документов (разрешений). Так, для вывоза из Таджикистана культурных ценностей необходимо предъявлять таможенному органу при их оформле­нии свидетельство, выдаваемое службой РТ по сохранению культурных ценностей.

Таджикские  товары, вывезенные с таможенной территории РТ в та­моженном режиме экспорта, в соответствии с ТК РТ могут быть возвраще­ны обратно в Таджикистан в режиме реимпорта.

 6 Таможенный режим реэкспорта товаров

Реэкспорт (т. е. вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, не под­вергшихся переработке в данной стране, а также товаров, проданных на аукционах и международных товарных биржах) — это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РТ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и нало­гов и без применения мер экономической политики.

Реэкспорт исходит из присутствия реэкспортируемых товаров на тамо­женной территории, что дает возможность осуществления таможенного контроля и принятия дополнительных мер по обеспечению соблюдения ус­ловий использования данного режима. Это принципиально отличает дан­ный режим от, казалось бы, схожего с ним по механизму правовой регламентации режима реимпорта, где основной акцент переносится на доку­ментальные формы таможенного контроля.

Вывозимые в соответствии с режимом реэкспорта товары подлежат декларированию и таможенному оформлению в общем порядке.

Помещение товаров под таможенный режим реэкспорта предполагает соблюдение следующих условий:

  1. заявляемые к реэкспорту товары должны иметь статус иностранных;
  2. необходимо наличие соответствующего разрешения ГТС Таджикистана на реэкспорт, подписанного заместителем Председателя ГТС Таджикистана, кури­рующим вопросы таможенных режимов гл-27.

Само помещение под режим реэкспорта ввозимых в Таджикистан и деклари­руемых при таможенном оформлении в качестве предназначенных для це­лей реэкспорта товаров может быть разрешено при соблюдении следую­щих требований:

  • представление таможенному органу контрактов, свидетельствую­щих, что товары ввозятся непосредственно и исключительно для их реэкс­порта, т. е. фактически представление двух контрактов — одного на ввоз, другого на вывоз;
  • принятие декларантом обязательства об обратном вывозе това­ров, что удостоверяется распиской должностного лица ГТС Таджикистана, оформ­ленной при ввозе товаров;
  • представление в таможенный орган предприятиями, осуществ­ляющими ввоз товаров для целей их последующего реэкспорта, гарантий­ного письма с обязательством вывезти товары в установленные сроки (до шести месяцев), а при оставлении товаров на таможенной территории — обязательства уплатить все причитающиеся таможенные платежи.

Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заяв­ленные изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад. Однако в соответствии с действующим законодательством делать это можно не позднее двух лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспор­тируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; после подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима уплаченные ввоз­ные таможенные пошлины и налоги возвращаются.

Исходя из механизмов помещения товаров под таможенный режим ре­экспорта, описанных выше, реэкспорт условно принято разделять на два вида: первоначальный и производный. В первом случае товары ввозятся в РТ исключительно для целей их последующего реэкспорта, а во вто­ром — реэкспорт заявляется как результат реализации права лица на изме­нение таможенного режима, в котором уже находился ранее ввезенный в Таджикистан товар.

7. Таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза

Временный ввоз (вывоз) — это таможенные режимы, при которых поль­зование товарами на таможенной территории Таджикистана или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных по­шлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Данные таможенные режимы относятся к группе режимов условного выпуска. Они предусматривают, что ввозимые в Таджикистан (вывозимые из нее) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и предоставляются на основе разрешения та­моженного органа, оформляемого в установленном порядке.

Условия помещения товаров под данные таможенные режимы:

  1. таможенные режимы предусматривают, что такие товары подлежат обязательному возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вслед­ствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транс­портировки и хранения;
  2.     ТК РТ предусматривает разрешительный порядок использования ре­жимов — разрешение предоставляется таможенным органом, осуществ­ляющим таможенное оформление, при условии возможности обеспечения надежной идентификации ввозимых (вывозимых) товаров ст-252-253 ТКРТ.
  3. сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможен­ным органом исходя из цели и обстоятельств ввоза (вывоза), но не более чем в два года.

Таможенным законодательством предусмотрено два типа вышеупомя­нутых режимов: с полным и частичным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин и иных налогов. В основе деления на полное или частич­ное освобождение от пошлин и налогов лежит критерий извлечения дохо­да. Так, например, временный ввоз (вывоз) профессионального оборудова­ния, учебных материалов и экспонатов для различного рода выставок, яхт и катеров для соревнований и прочее не преследует цель извлечения дохо­дов и, следовательно, может осуществляться с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.

Нормами таможенного законодательства регламентирован перечень то­варов, временный ввоз или вывоз которых запрещен. К таковым относятся:

  1. расходуемые материалы, т. е. товары относительно невысокой стои­мости и срока службы, за исключением их временного ввоза (вывоза) в ка­честве выставочных экспонатов и образцов;
  2. пищевые продукты и напитки, включая алкогольные и табачные изде­лия, также за исключением временного ввоза (вывоза) в рекламных или де­монстрационных целях в единичных экземплярах;
  3. квотируемые товары, предназначенные для вывоза;

4) промышленные отходы

Товары могут находиться под режимом временного ввоза (вывоза) только в течение установленных сроков их временного пребывания на (или вне) та­моженной территории. Продление сроков должно рассматриваться как ис­ключительная мера. По истечении этих сроков лицо, временно ввезшее (вы­везшее) товары, обязано выполнить установленные процедуры по заверше­нии таможенного режима. В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть за­явлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временно­го хранения, ачадельцами которых являются таможенные органы Таджикистана.

Если временно вывезенные товары не возвращены в установленный срок по причине их уничтожения или безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, образования недостачи в силу естественного износа и убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения или выбытия из владения вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, лицо, осущест­вившее вывоз, не несет ответственности перед таможенными органами, но при одном обязательном условии — каждая из перечисленных причин не­возвращения товаров должна быть подтверждена консульскими учрежде­ниями Таджикистана за рубежом.

8. Таможенный режим таможенного склада

Таможенный склад — это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической полити­ки на период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответст­вии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контро­лем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом РТ (освобождением от таможенных пошлин, возвратом ранее уплаченных сумм и пр.).

Следует различать понятия таможенного склада и режима таможен­ного склада (таможенного складирования)ст-215-216.ТКРТ.

Таможенный склад представляет собой место, в котором в установлен­ном порядке допускается складирование товаров, подпадающих под дейст­вие определенного таможенного режима. чаще всего этим режимом являет­ся таможенное складирование. Однако в некоторых лучаях на таком складе могут храниться и товары, помещенные под другие таможенные режимы.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за ис­ключением товаров, запрещенных к ввозу в Таджикистан или вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТС Таджикистана.

Значение таможенного склада для предпринимательства и внешней тор­говли и экономические выгоды от таможенного складирования определя­ются прежде всего тем, что товар, помещенный под этот режим, с одной стороны, полностью подпадает под действие общего таможенного и нало­гового регулирования, а с другой стороны, с помощью специальных тамо­женных процедур предоставляется возможность уплачивать таможенные пошлины либо подвергаться нетарифным мерам регулирования (квотиро­вание, лицензирование, специальные разрешения) только по факту кон­кретной сделки. В практике внешнеторговой деятельности в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом распорядят­ся ввозимыми товарами. Помещение товара на таможенный склад облегча­ет осуществление внешнеторговых операций, поскольку позволяет ком­мерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу или сбытом его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнк­турой соответствующего товарного рынка и другими факторами. Исполь­зование режима таможенного склада позволяет осуществить крупные за­купки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать тогда, когда спрос на внутреннем рынке зарубежных стран будет наиболее благоприятным. Эти выгоды реализуют­ся в той мере, в какой законодательство предоставляет собственнику товара сроки, достаточные для того, чтобы принять решение об окончательном на­значении товара.

Режим таможенного склада имеет свои преимущества как для импорте­ров, так и для экспортеров. При экспорте владелец товара получает воз­можность в предварительном порядке пройти все таможенные процедуры, связанные с вывозом товара из страны, и затем самостоятельно исходя из потребностей внешнего рынка и наличия транспортных средств решать во­просы вывоза товаров. При импорте режим таможенного складирования позволяет коммерсанту избежать уплаты всей суммы причитающихся та­моженных платежей, ввозя крупную партию товара. Предпочтительность ввоза крупных партий объясняется,’ во-первых, соображениями экономии на накладных расходах, а во-вторых, определенного рода «коммерческой мобильностью»: имея в своем распоряжении достаточный запас товаров, можно гарантировать в случае заключения контракта доставку со склада товаров в кратчайшие сроки. Освобождение от таможенных платежей за ввозимые товары, помещенные на таможенный склад, позволяет импорте­ру избежать невыгодной ситуации, когда до момента заключения сделки (без каких-либо гарантий на скорый сбыт товара) «замораживаются» порой значительные денежные суммы, идущие на уплату таможенных пошлин и сборов. Таким образом, выгода от таможенного складирования налицо ст-217 ТКРТ.

Таможенный склад используется исключительно для хранения товаров, помещенных под режим  таможенного склада. При этом с разрешения тамо­женного органа с этими товарами может проводиться целый ряд операций, таких, как дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаков­ка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка и т. п.

По истечении установленных сроков хранения товар должен быть заяв­лен и помещен под иной таможенный режим.

Объектами хранения на таможенном складе не могут быть:

товары, запрещенные к ввозу в Республики Таджикистан и вывозу из Республики Таджикистан; отдельные товары, определяемые ГТС Таджикистана, а именно: вооружение и военная техника; порох, взрывчатые вещества, пиротехнические средст­ва; ядерные материалы и технологии, источники радиоактивного излуче­ния, включая радиоактивные отходы; драгоценные металлы, лом и их отхо­ды; драгоценные камни, жемчуг; изделия из драгоценных камней и метал­лов; наркотические средства и сильнодействующие ядовитые вещества; отдельные виды сырья, материалов и оборудования, используемые при соз­дании вооружения и военной техники, химического, ядерного и других ви­дов оружия массового уничтожения; химические средства защиты расте­ний; промышленные отходы; огнестрельное, холодное, пневматическое, газовое оружие и боеприпасы к нему; радиоэлектронные средства.

9. Беспошлинная торговля

Беспошлинная торговля — это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Республики Таджикистан (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Республики Таджикистан без взимания таможенных пошлин, налогов и без приме­нения к товарам мер экономической политики.

Использование данного таможенного режима дает возможность прода­вать иностранный товар под таможенным контролем на таможенной терри­тории страны без взимания таможенных налогов и применения к товарам мер экономической политики. Условия помещения товаров под данный таможенный режим: в качестве объекта данного таможенного режима могут выступать как товары иностранного производства, так и отечественные товары, причем как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим ли­цам и только выезжающим за пределы таможенной территории Таджикистана (иными словами, вывоз приобретенных товаров — это обязательное усло­вие данного таможенного режима); в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу в Таджикистан, вывозу из нее, за­прещенных к реализации на ее территории, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТС Таджикистан;ст-258-259ТКРТ.

3) продажа товаров должна осуществляться либо за наличный расчет, либо по кредитным картам (оптовая продажа, продажа по образцам, предва­рительным заказам, с доставкой на дом, а также в рассрочку не допускается).

Основой экономической целесообразности применения данного тамо­женного режима является возможность получения прибыли фактически за счет импортного товара и внешнего потребителя. Значительное снижение себестоимости товара за счет фактического отсутствия таможенных издер­жек увеличивает товарооборот магазина, создает благоприятные условия для развития инфраструктуры аэропортов, портов и т. д.

Беспошлинная торговля — это новелла, пришедшая в нашу страну с Запа­да. Впервые в мире идея беспошлинной торговли (duty free) в специализиро­ванных магазинах (duty free shops) была реализована в Ирландии в аэропорту Шенон более 50 лет назад (в 1947 г.) и довольно быстро «прижилась» не толь­ко в Европе, но и в странах Северной и Южной Америки. Таджикская  же исто­рия беспошлинной торговли берет начало с 1993 г. Но как таможенный режим она стала применяться значительно позже—с  4  ноября  1995 г., когда была принята прежняя редакция ТК РТ.

Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в Республики Таджикистан только таджикскими лицами  лицами. Необходимым и достаточным ус­ловием для открытия магазина является наличие специальной лицензии, выдаваемой ГТС Таджикистана. Срок действия лицензии составляет три года, а за ее выдачу взимается соответствующий сбор, составляющий 500-кратный размер минимальной месячной оплаты труда в Республики Таджикистан

Процедура использования и работы магазина беспошлинной торговли учреждается начальником таможни, в регионе деятельности которой такой магазин учреждается.

В случае если физическое лицо изменило свои намерения относительно выезда за пределы таможенной территории РТ приоб­ретенные в магазине беспошлинной торговли товары подлежат таможенно­му оформлению в соответствии с правилами ввоза товаров физическими лицами в некоммерческих целях.

В случае же продажи или ином отчуждении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, лицам, не имею­щим права на приобретение таких товаров, либо каком-либо ином исполь­зовании указанных товаров не в соответствии с их таможенным режимом, а также утраты или недостачи товаров владелец магазина обязан уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.

При наличии достаточных оснований полагать, что владелец магазина беспошлинной торговли злоупотребляет своими правами, действие лицен­зии ГТС Таджикистан может быть приостановлено на срок до трех месяцев. В этом случае продажа товаров в  магазине не разрешается.

                                 10. Таможенный режим переработки на таможенной территории

Переработка на таможенной территории — это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Республики Таджикистан в течение установленного срока (срока переработ­ки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с пол­ным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с после­дующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам пе­реработки.

Таможенный режим переработки на таможенной территории относится к типу активной переработки, предусматривающей временный допуск ино­странных товаров на национальную таможенную территорию с целью их переработки  гл 21-ст173-174 ТКРТ.

ТК РТ закрепляет разрешительный порядок использования режима. При этом товары могут быть помещены под рассматриваемый режим лишь при наличии у лица, помещающего товары (бенефициара таможенного ре­жима), разрешения на переработку товаров на таможенной территории. Иными словами, заявлению таможенного режима переработки на таможен­ной территории в обязательном порядке должно предшествовать получе­ние соответствующего разрешения. Разрешение на переработку товаров передаче другому лицу не подлежит.

Выданное разрешение на переработку товаров может быть аннулирова­но или отозвано таможенным органом. Разрешение аннулируется, если оно было выдано не в соответствии с требованиями утвержденного ГТС Таджикистана Положения о режиме либо на основании неполных или недосто­верных сведений, имеющих существенное значение для принятия решения о его выдаче. Отзыв разрешения осуществляется в случае, если его владе­лец не соблюдает требования ТК РТ. Общий контроль за товарами для переработки, продуктами переработ­ками и остатками осуществляет таможня, выдавшая разрешение.

В отношении уплаты таможенных платежей при этом таможенном ре­жиме применяется так называемый принцип возмещения: уплаченные при ввозе иностранных товаров суммы таможенных пошлин и налогов подле­жат возврату при вывозе полученных из них продуктов переработки.

Возврат фактически уплаченных денежных сумм производится только при одновременном выполнении следующих условий: вывоз продуктов пе­реработки должен быть осуществлен в срок действия разрешения и не позднее двух лет со дня перемещения товаров для переработки через тамо­женную границу Республики Таджикистан.

11. Таможенный режим переработки для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребления — это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Республики Таджикистан в течение установленного срока (срока переработ­ки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с пол­ным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с после­дующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам пе­реработки. В отличие от режима переработки на таможенной территории в данном случае с этих товаров не взимаются таможенные пошлины и на­логи; их переработка осуществляется для внутреннего потребления с по­следующим выпуском для свободного обращения или помещения продук­тов переработки под иной таможенный режим. Существуют и некоторые другие особенности, а именно:ст-174 ТКРТ.

  1. заявить таможенный режим переработки для внутреннего потребле­ния может только предприятие, непосредственно осуществляющее опера­ции по переработке, т. е. и держатель разрешения на переработку, и перера­ботчик должны быть в одном лице;
  2. ввозимые для переработки товары не должны относиться к подакцизным;
  3. срок переработки не должен превышать шести месяцев;
  4. уровень таможенного налогообложения ввозимых для переработки товаров не должен превышать 100% их стоимости.

И переработка на таможенной территории, и переработка для внутрен­него потребления относятся к типу активной переработки, когда разреша­ется временный допуск иностранных товаров на национальную таможен­ную территорию с целью их переработки.

При режиме переработки на таможенной территории применяется принцип возмещения: уплаченные при ввозе иностранных товаров суммы таможенных пошлин и налогов подлежат возврату при вывозе полученных из них продуктов переработки. В основе применения режима переработки для внутреннего потребления лежит принцип освобождения, поскольку ни таможенные пошлины, ни налоги не уплачиваются при ввозе иностранных товаров для переработки.

Режим переработки на таможенной территории предусматривает воз­врат уплаченных при ввозе иностранных товаров сумм таможенных по­шлин и налогов фактически после завершения действия указанного режи­ма и вывоза продуктов переработки в соответствии с режимом экспорта. В рамках режима переработки для внутреннего потребления налоговые льготы предоставляются одновременно с помещением иностранных това­ров под данный режим. Своего рода платой за это является условие их пере­работки для внутреннего потребления, предусматривающее, что таможенные органы в целях обеспечения соблюдения законодательства бенефициа­ром режима могут осуществлять досмотр и учет товаров, использовать средства идентификации товаров, проводить инвентаризацию, определять конкретные условия осуществления операций по переработке и порядок их проведения.

Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработ­ки для внутреннего потребления включают:

  1. собственно переработку или обработку товаров;
  2. изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разбор­ку товаров.

В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ог­раничения, установленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан о государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности.

Переработка для внутреннего потребления допускается при наличии разрешения таможенного органа.

Переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством  РТ.

Переработка для внутреннего потребления допускается, если:

  1. суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении про­дуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день поме­щения ввезенных товаров под таможенный режим переработки для внут­реннего потребления, если бы они были выпущены для свободного обра­щения;
  2. таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки;
  3. продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначаль­ном состоянии экономически выгодным способом.

Под таможенный режим переработки для внутреннего потребления мо­гут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные тамо­женные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотрен­ных ТК РТст-197-198..

Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки мо­гут использоваться следующие способы, если эти способы применимы ис­ходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке то­варов:

  1. проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
  2. подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изо­бражение в масштабе;
  3. сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезен­ных товаров и продуктов их переработки;
  4. использование серийных номеров или другой маркировки произво­дителя ввезенных товаров.

Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать одного года.

Действие таможенного режима переработки для внутреннего потребле­ния завершается выпуском для внутреннего потребления или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим, когда достигнуты цели использования режима, соблюдены все его условия и требования.

При выпуске продуктов переработки для внутреннего потребления та­моженные пошлины исчисляются исходя из ставок, применимых к продук­там переработки.

Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определя­ются на день их заявления к выпуску для свободного обращения.

12. Таможенный режим переработки вне таможенной территории

Переработка вне таможенной территории — это таможенный режим, при котором  товары вывозятся без применения к ним мер эко­номической политики и используются вне таможенной территории Таджикистана  с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для внутреннего потребления на таджикской таможенной территории с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и нало­гов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории является своего рода обратным отражением режима переработки на таможенной территории, если принять во внимание место проведения операций и до­пускаемые к помещению под режим товары.

ТК РТ предусматривает проведение в рамках данного таможенного ре­жима тех же операций, что и при использовании режима переработки на та­моженной территории, а именно:ст-208 ТКРТ.

  • изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под дру­гие товары;

собственно переработку и обработку товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;

  • использование некоторых товаров, которые содействуют произ­водству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории не может использоваться:

  • если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения вы­плат, предоставляемых при вывозе;
  • в течение действия освобождения от ввозных таможенных по­шлин, налогов, которое было использовано до вывоза товаров на перера­ботку при выпуске их для внутреннего потребления.

ТК РТ не содержит какого-либо специального перечня товаров, кото­рые не могут быть помещены под режим переработки вне таможенной тер­ритории. По общему правилу к запрещенным для помещения под данный таможенный режим товарам относятся товары, перемещение которых за­прещено через таможенную границу РТ.

Как и иные виды переработки, переработка вне таможенной территории производится при наличии разрешения, выдаваемого при условии, что та­моженный орган, во-первых, считает возможным установить, что компен­сационные товары получены в результате переработки вывезенных для этого товаров, а во-вторых, что переработка вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам таджикской экономики.

Особенностями использования данного таможенного режима перера­ботки является срок переработки, который по общему правилу не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения, а также полное или частичное освобождение продуктов переработки от уплаты ввозных тамо­женных платежей.

Полное освобождение от уплаты платежей применяется в случаях, когда таможенному органу, производящему таможенное оформление таких това­ров, будут представлены документы, подтверждающие, что целью вывоза и переработки товаров был ремонт, причем ремонт на безвозмездной основе. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется во всех остальных случаях, в том числе и в случае возмездного ремонта.

13. Таможенный режим перемещения припасов

Перемещение припасов — это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, реч­ных судах и судах смешанного (река — море) плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пасса­жиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров (далее именуются соответствен­но — морские, воздушные суда и поезда), а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных су­дов, перемещаются через таможенную границу Республики Таджикистан без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономиче­ской политики.

Под термином «припасы» при этом следует понимать:гл-20 ТКРТ.

  1. товары, находящиеся на морских, воздушных судах и поездах при их прибытии на таможенную территорию Таджикистан или переме­щаемые (загружаемые) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Республики Таджикистан:
  2. товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во вре­мя следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоян­ки, в том числе топливо и горюче-смазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования;
  3. товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;
  4. товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам эки­пажа морских и воздушных судов, убывающих за пределы таможенной тер­ритории Республики Таджикистан, без цели их потребления на этих судах. Припасы, находящиеся на морских и воздушных судах, при ввозе на тамо­женную территорию Республики Таджикистан освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они остаются и по­требляются на этих судах во время их нахождения на таможенной террито­рии Республики Таджикистан. Припасы, необходимые для обеспечения нор­мальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенные для потребления пассажирами и работниками поездной бригады, находящиеся в поездах во время их прибытия на таможенную территорию Республики Таджикистан, также освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они остаются и по­требляются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Республики Таджикистан. Припасы, перемещаемые (загружаемые) на тамо­женной территории Республики Таджикистан на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Республики Таджикистан, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспече­ния нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом при­пасов, имеющихся на этих судах.

Подпадающие под эту категорию товары могут перемещаться (переда­ваться) соответственно на другие морские, воздушные суда и в поезда, осу­ществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, без обло­жения таможенными пошлинами и налогами, если соблюдается таможен­ный режим перемещения припасов.

Таможенное оформление припасов, перемещаемых на морских или воз­душных судах через таможенную границу Таджикистана в соответствии с тамо­женным режимом перемещения припасов, производится в таможенном ор­гане, в регионе  деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый в установленном порядке для международного сообщения, а припасов, перемещаемых в поездах, — в таможенном органе, расположенном в месте формирования (прибытия) поездов.

Таможенный контроль в отношении перемещаемых припасов прово­дится в соответствии с таможенным законодательством Республики Таджикистан при таможенном оформлении прибытия (убытия) транспортного средства на таможенную территорию (с таможенной территории) Республики Таджикистан.

14. Таможенный режим уничтожения

Уничтожение — это таможенный режим, при котором иностранные то­вары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.ст-243-ТКРТ.

Уничтожение товаров допускается только с разрешения таможенного органа Таджкистана. Таможенный орган не вправе дать разрешение на помеще­ние товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров и транспортных средств может причинить вред окружающей природной среде, влечет расходы для государства либо когда таможенный орган не имеет возможности осуществления таможенного контроля за фактическим уничтожением товаров и транспортных средств.

Под режим уничтожения могут быть помещены только иностранные то­вары, причем как ввозимые на таможенную территорию РТ, так и уже ранее ввезенные и находящиеся в режимах условного выпуска: таможен­ный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной террито­рии и для внутреннего потребления, внутренний и международный тамо­женный транзит, временный ввоз, временный вывоз.

Не допускается помещение под таможенный режим уничтожения това­ров и транспортных средств: запрещенных к ввозу; принятых в качестве предмета залога; на которые наложен арест; изъятых по делам о контрабан­де либо по делам о нарушении таможенных правил; в отношении которых судами принято решение о конфискации; являющихся предметами художе­ственного, исторического и археологического достояния Таджикистана и зарубеж­ных стран.

Кроме того, не допускается помещение под этот таможенный режим ви­дов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Товары, маркированные марками акцизного сбора либо специальными марками, подлежат уничтожению только после повреждения таких марок. Применение режима уничтожения допускается, если в результате ис­пользования выбранного способа уничтожения товаров и транспортных средств они полностью утрачивают свои первоначальные потребительские  свойства и стоимость. Это достигается путем термического, химического, механического либо иного воздействия с соблюдением требований законо­дательства Республики Таджикистан  об охране окружающей среды. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и транс­портных средств, должны быть помещены под соответствующий таможен­ный режим как иностранный товар, находящийся под таможенным контро­лем с уплатой таможенных платежей и применением к ним мер экономиче­ской политики. Отходы, дальнейшее использование которых невозможно и (или) стоимость которых меньше 20 долларов США, таможенными пла­тежами не облагаются.

Стоит также отметить, что к способам уничтожения нельзя относить скармливание животным товаров, первоначально предназначавшихся для потребления человеком, запуск товаров в космическое пространство и опе­рации по их переработке ст-244  ТКРТ.

15. Таможенный режим отказа в пользу государства

Отказ в пользу государства — это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.

Использование режима отказа в пользу государства, так же как и режи­ма уничтожения, напрямую связано с невозможностью или неэффективно­стью реализации импортного товара на таджикском рынке. Внешнеторго­вая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государ­ства в связи со значительным повышением ставок ввозимых таможенных пошлин: резкое увеличение таможенных платежей может сделать импорт­ный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продук­цией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и же­лезнодорожных перевозках.

Помещение товаров под таможенный режим отказа в пользугосударст­ва производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого фактически находятся товары. Для использования режима необходимо предварительно получить разрешение начальника соответствующего структурного подразделения таможенного органа. В выдаче такого разре­шения может быть отказано, если:

  1. отказ от товаров и транспортных средств может повлечь для государ­ства какие-либо расходы;
  2. товар неликвиден, т. е. его стоимость не полностью окупит все расхо­ды таможенного органа по его реализации;
  3. отсутствуют необходимые разрешительные документы иных органов государственного контроля в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих такому контролю.

       Существует целый ряд принципов использования таможенного режима уничтожения. Среди них: запрет применения режима в целях извлечения дохода; ответственность лица, перемещающего товары, за соблюдение ус­ловий таможенного режима (в отношении транспортных средств перед та­моженными органами за соблюдение правовых предписаний отвечает пе­ревозчик); соблюдение природоохранного законодательства; обязательное помещение уничтожаемого товара и образовавшихся отходов (остатков) под таможенный контроль; принцип предпочтительности режима отказа в пользу государства.

Последний принцип означает, что в случае возможности помещения то­варов или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства таможня обязана предложить декларанту воспользоваться именно этим режимом.

Не допускается помещение под режим отказа в пользу государства това­ров, запрещенных к ввозу в Республику Таджикистан, помещенных ранее под режимы выпуска товаров для внутреннего потребления или реимпорта, а также вооружения, боеприпасов, урана, шифровальной техники, наркоти­ческих средств, энергии разных видов, различных отходов и т. п.гл-29-ТКРТ.

Всю полноту ответственности за правомерность заявления режима от­каза в пользу государства несет декларант лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным орга­ном.

Таможенные пошлины и налоги, а также таможенные сборы за тамо­женное оформление при помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства не взимаются. Более того, одновременно с помещением товаров и транспортных средств под тамо­женный режим отказа в пользу государства заявителю режима возвраща­ются суммы, ранее внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, а также суммы ввозных тамо­женных пошлин и налогов на данные товары и транспортные средства, ул­иченные ранее. Это правило не распространяется на временно ввезенные товары и транспортные средства, в отношении которых уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин и налогов возврату не подлежат.

16. Внутренний таможенный транзит

Внутренний таможенный транзит — это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Таджикистан, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической пол тики ст 79-82ТКРТ.

 В целях учета перемещаемых по стране грузов транзит товаров осуще­ствляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании предварительно подаваемого заявления на транзит. Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров, т. е. таможенный орган, в ко­тором начинается процедура транзита товаров. В отдельных случаях, на­пример при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспор­том, разрешение выдается только после внесения причитающихся денеж­ных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.

Существует ряд условий помещения товаров под режим внутреннего таможенного транзита: товары должны оставаться в неизменном состоя­нии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться для каких-либо целей, кроме целей транзита, а также не являться товарами, запрещенными к перемещению через территорию Таджикистана.

Имеется и ограничение по срокам транзита: исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий это вре­мя должно определяться из расчета не более одного месяца на каждые две тысячи километров.

Если у таможенных органов имеются сомнения в том, что перевозчик товаров или транспортное средство не могут гарантировать нормальной доставки товаров, таможенный орган вправе допустить помещение това­ров под режим внутреннего таможенного транзита лишь при условии над­лежащего оборудования транспортного средства, применения таможенно­го сопровождения или перевозки товаров таможенным перевозчиком, обес­печения уплаты таможенных пошлин и налогов путем внесения причитаю­щихся сумм на депозит таможенного органа отправления, перевозки това­ров государственными железными дорогами или речным транспортом.

Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. Это означает, что при выдаче без разрешения таможенного органа Республики Таджикистан то­варов либо недоставлении их в таможенный орган назначения или утраты перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при таможенных режимах выпуска аналогичных товаров для внут­реннего потребления или экспорта соответственно.

Таможенные пошлины не уплачиваются в следующих случаях:

  • при уничтожении или безвозвратной утрате товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
  • возникновении недостачи в силу естественного износа или убы­ли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В процессе внутреннего таможенного транзита товар может быть пере­гружен на другое транспортное средство. Разрешение на такую операцию дает таможенный орган отправления. Товары в течение всего времени их транзитной перевозки, пока они ос­таются под режимом транзита, находятся под таможенным контролем. Завершается действие режима внутреннего таможенного транзита това­ров после доставки, представления товаров (и документов на них) в уста­новленные сроки в таможенный орган назначения и проведения соответст­вующих таможенных процедур.

При изменении режима внутреннего таможенного транзита товаров на другой таможенный режим должны быть соблюдены все условия помеще­ния товаров под вновь заявляемый таможенный режим и уплачены причи­тающиеся таможенные платежи. Таможенный орган, принявший решение о помещении транзитных товаров под другой таможенный режим, должен проинформировать об этом таможенные органы отправления и назначения для снятия транзитного товара с контроля ст-80 ТК РТ.

17. Перемещение товаров трубопроводным транспортом

и по линиям электропередачи

Безусловно, основным мотивом, которым руководствовался законода­тель при включении данной главы в новую редакцию ТК РТ, явилось его стремление учесть специфику отдельных видов товаров и способов их транспортировки. И действительно, эта специфика обусловливает в ряде случае весьма существенные отступления от общего порядка таможенного оформления и таможенного контроля данных видов товаров.

Ввоз на таможенную территорию Республики Таджикистан и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допус­каются после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенно­го режима. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление това­ров не требуется. И при ввозе, и при вывозе допускаются смешивание товаров, а также из­менение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологи­ческих особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в Республики Таджикистан.

Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможен­ного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не применяются.

Периодическое временное декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества това­ров в течение определенного периода времени, не превышающего срока  действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к пе­ремещению через таможенную границу, и (или) предусмотренному усло­виями внешнеторгового договора порядку определения цены указанных товаров.

Допускается подача одной временной таможенной декларации на това­ры, ввозимые или вывозимые одним и тем же лицом, перемещающим това­ры в соответствии с условиями одного таможенного режима в счет испол­нения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том чис­ле по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты)гл-40Т КРТ. Временная таможенная декларация представляется декларантом на пе­риод времени, не превышающий одного квартала, а для природного газа — одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующе­го этому периоду.

Если в течение календарного месяца поставки изменяются условия по­ставки и (или) количество товаров, указанных в принятой таможенным ор­ганом временной таможенной декларации, допускается подача дополни­тельной временной таможенной декларации в течение месяца поставки.

Декларант обязан подать одну или несколько надлежащим образом за­полненных полных таможенных деклараций на товары, ввезенные или вы­везенные за каждый календарный месяц поставки товаров. Полная тамо­женная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров. По мотивирован­ному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации на вывозимые товары, но не более чем до 90 дней.

Продление срока подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов.

Если в течение календарного месяца заявленные к ввозу или вывозу во временной таможенной декларации товары не ввозились или фактически не вывозились, декларант обязан уведомить об этом таможенный орган в пись­менной форме до истечения срока подачи полной таможенной декларации.

Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможен­ной территории Республики Таджикистан, за каждый календарный месяц по­ставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров.

Не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных ис­ходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, упла­чивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому кален­дарному месяцу поставки. При этом исчисление сумм вывозных таможен­ных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорцио­нально соответствующего одному календарному месяцу  поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышаю­щий один календарный месяц.

Не позднее 20-го числа месяца, следующие за каждым календарным месяцем поставки, уплачивается оставшаяся часть сумм вывозных тамо­женных пошлин, исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезен­ных товарах и ставки вывозной таможенной пошлины, действующей на ] 5-е число месяца поставки.

При ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, предшест­вующего каждому календарному месяцу поставки, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу по­ставки.

Уточненные сведения о товарах, ввезенных за каждый календарный ме­сяц поставки, представляются в таможенный орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки. Если сум­мы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов увеличиваются в результате уточнения сведений, доплата сумм должна быть осуществлена одновременно с представлением уточненных сведений. Пени в указанном случае не начисляются. При перемещении товаров трубопроводным транспортом запреты и ог­раничения, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти, применяются на день принятия временной таможенной декларации.

Ввоз на таможенную территорию Республики Таджикистан и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допуска­ются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.

Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможен­ного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропе­редачи, не применяются.

Декларирование перемещаемой через таможенную границу электриче­ской энергии производится путем подачи таможенной декларации не позд­нее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фак­тической поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на пять дней.ст-336 ТКРТ.

Декларированию подлежит фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих пе­ремещение электрической энергии. Количество электрической энергии, пе­ремещаемой  между двумя государствами, определяется как сальдо-переток. Рассчитанное значение сальдо-перетока корректируется на величину имеющих место при перемещении электрической энергии потерь электри­ческой энергии в сетях.

Декларирование производится на основании актов о фактических по­ставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи та­моженной декларации на товары, перемещаемые через таможенную грани­цу в течение одного календарного месяца.

Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется, что не препятствует та­моженным органам устанавливать в таможенных целях количество, качест­во и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.ст-336 ТКРТ.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.