Таможенное оформление Республики Таджикистан

1. Понятие, цель, место, время, язык и виды

таможенного  оформления

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таджикистан, подлежат таможенному оформлению.

Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транс­портных средств под определенный таможенный режим и завершения дей­ствия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РТ гл-2 ст 59.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транс­портных средств под определенный таможенный режим. Таможенное оформление производится в специально отведенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором нахо­дится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделе­ние. Места таможенного оформления ввозимых товаров зависят от вида транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную границу. Оформление товаров, ввозимых в Таджикистан железнодорожным транспортом, осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого на­ходится пограничная передаточная станция, ввозимых автомобильным транспортом — в пункте пропуска через государственную границу, ввози­мых морским и воздушным транспортом — в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и аэропортах). В ряде случаев допускаются от­ступления от изложенного правила. Это может быть связано с просьбой за­интересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей (существует специализированная Энергетическая тамож­ня), для подакцизных товаров (существуют специализированные акцизные таможни и акцизные таможенные посты) и др Производство таможенного оформления осуществляется во время ра­боты таможенного органа, однако по просьбе заинтересованного лица за его счет (уплата сбора за таможенное оформление осуществляется в двой­ном размере) оно может производиться и вне времени работы таможенного  органа. Однако на это, так же как и на изменение места производства тамо­женного оформления, требуется наличие согласия таможенного органа.

Таможенное оформление, включая заполнение таможенных докумен­тов для таможенных целей, производится таджикском языке, но при опреде­ленных условиях таможенные органы могут принимать и использовать до­кументы, составленные на иностранных языках, которыми владеют долж­ностные лица таможенных органов. Нормативными актами ГТС Таджикистана установлены также иные случаи, когда таможенное оформление произво­дится на иностранном языке.

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, полномочия которых подтверждены надлежа­щим образом. Это право может стать и обязанностью, если таможенный ор­ган потребует присутствия указанных лиц.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещае­мых через таможенную границу Таджикистана, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).

           2. Предварительные операции: понятие, виды

Предварительные операции (предварительное таможенное оформле­ние) — это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под опреде­ленный таможенный режим.

Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производ­ство основного таможенного оформления. Их основное назначение — не­допущение ввоза в Таджикистан и вывоза из нее товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификация то­варов и транспортных средств для таможенных целей.

ТК РТ не содержит исчерпывающего перечня предварительных опера­ций. В нем обозначены лишь основные предварительные операции, такие, как уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти това­ры и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое тамо­женным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки; подача краткой декларации.

Полный перечень предварительных операций определен ГТС Таджикистана.

При предварительном таможенном оформлении таможенными органа­ми проводится:

1) прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств  на таможенную территорию Таджикистана;

  • прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Таджикистана;
  • в случае перевозки товаров под таможенным контролем оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможен­ным контролем;
  • прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки;
  • контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения;
  • прием краткой декларации;
  • получение проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями;
  • контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспорт­ных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет;
  • передача оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразде­ления таможенного органа в установленном порядке. Предварительное та­моженное оформление при ввозе товаров и транспортных средств начина­ется после подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пере­сечении таможенной границы Республики Таджикистан. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров и транс­портных средств, доводит до сведения заинтересованных в этом лиц фор­му, порядок и место подачи уведомления. Причем в качестве уведомления могут использоваться (и зачастую используются) грузовые или товаросо­проводительные документы.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Таджикистан лицо, их перемещающее, обязано предварительно уведомить таможенный орган о своем намерении вывезти товары и транс­портные средства. Данное уведомление должно быть зарегистрировано та­моженным органом. Кроме того, назначается время и место, куда должны быть представлены товары и транспортные средства для производства ос­новного таможенного оформления.

Требования о подаче уведомления не распространяются на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную границу Республики Таджикистан без их остановки в порту или аэропорту, находящихся на ее территории.

3. Доставка товаров под таможенным контролем

Одной из операций предварительного таможенного оформления явля­ется доставка товаров под таможенным контролем гл 9 ТКРТ.

В соответствии с Таможенным кодексом РТ ответственность за выпол­нение процедуры доставки товаров возлагается на перевозчика.

Доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем (далее — доставка товаров) именуется перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от одного таможенно­го органа, именуемого таможенным органом отправления, до другого тамо­женного органа, именуемого таможенным органом назначения, под тамо­женным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добав­ленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых отнесено к компетенции таможенных органов, а также без применения мер экономи­ческой политики. Начинается эта процедура после приема таможенным ор­ганом уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров.

Доставка под таможенным контролем применяется при наличии опре­деленных оснований. Так, в отношении ввоза товаров доставка применяет­ся в случаях, когда их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию или место их вывоза с территории свободных таможенных зон на остальную часть тамо­женной территории Таджикистана.

Доставка применяется также и в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами, при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обра­щения и в отношении которых такие платежи таможенными органами не взысканы.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется и в отно­шении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с тамо­женной территории Республики Таджикистан, а также товаров, перемещае­мых между складами, и в некоторых иных определяемых таможенным за­конодательством Таджикистана случаях.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа от­правления при соблюдении следующих условий:

  • товары не запрещены к ввозу в Республику Таджикистан и вывозу из нее, за исключением случаев доставки таких товаров в соответствии с ТК РТ на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;
  • в отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если ввозимые товары подлежат такому кон­тролю, либо представлено разрешение органов ветеринарного или фитоса-нитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения;

—■ имеется разрешение (лицензия) на ввоз товаров в Таджикистан, если в отношении ввоза таких товаров введен разрешительный (лицензионный) порядок;

  • выполнены требования таможенных органов по надлежащему оборудованию транспортных средств, по таможенному сопровождению то­варов, по перевозке товаров таможенным перевозчиком, по обеспечению уплаты таможенных платежей и др.;

обеспечена возможность идентификации доставляемых товаров;

  • представлен документ контроля за доставкой товаров и иные не­обходимые для таможенных целей документы. Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров тамо­женным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Таджикистан и вывозу из нее (при необходимости перевозки таких товаров между таможенными органами), а также может быть принято при перевозке товаров, подлежащих лицензи­рованию, сертификации или контролю иных государственных органов.

Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением причитающихся сумм на депозит таможенного органа.

Товары, перевозимые под таможенным контролем, должны быть иден­тифицированы таможенным органом. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых под таможенным контролем, или их замены.

В случае невыполнения указанных выше условий доставка товаров под таможенным контролем не производится.

Для контроля за доставкой товаров в определенное таможенным орга­ном место используется специальный документ — документ контроля дос­тавки (ДКД). Такой документ заполняется любым заинтересованным в этом лицом на каждую партию товаров. Допускается заполнение ДКД и должностными лицами таможенных органов. Форма ДКД и порядок его заполнения регламентирован ГТС Таджикистана.

Местами доставки товаров, за исключением вывозимых из Таджикистана това­ров, являются склады временного хранения, расположенные в регионе дея­тельности таможенного органа назначения. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пропуска на границе в регионе деятельности та­моженного органа назначения. При вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон местами доставки яв­ляются склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Согласно требованиям ТК РТ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного изно­са или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки.

Доставка товаров должна быть произведена в  сроки, установленные та­моженным органом. Сроки доставки устанавливаются таможенным органом исходя из возможностей транспортного средства, но не более чем 2000 км в месяц.

Исполнение перевозчиками обязательства по доставке товаров в тамож­ни назначения контролируется таможнями отправления. В случае неподтверждения таможней назначения в течение 10 дней после истечения уста­новленного срока перевозки товаров под таможенным контролем таможня отправления направляет в таможню назначения копии ДКД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и дру­гих документов.

4. Временное хранение и порядок его осуществления

Временное хранение — это хранение товаров и транспортных средств, осуществляемое под таможенным контролем в специально выделенных для этого и обустроенных надлежащим образом помещениях или иных местах, именуемых складами временного хранения (СВХ), с момента пред­ставления товаров и транспортных средств таможенному органу и до их выпуска или предоставления в распоряжение лицу (их владельцу) в соот­ветствии с избранным таможенным режимом.ст 224.ТКРТ.

Товары и транспортные средства приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их представления таможенному органу. Временное хранение товаров и транспортных средств осуществляется на складах временного хранения. Склад временного хранения— это специаль­но выделенное и оборудованное помещение или открытая площадка, пред­назначенные для хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля.

Учредителями складов временного хранения могут быть таможенные органы либо таджикского лица. При этом имеются в виду таджикские юри­дические лица. На учреждение склада временного хранения требуется на­личие специального разрешения, выдаваемого таможенными органами, за исключением случаев, когда такие склады учреждаются самими таможен­ными органами.

При создании складов временного хранения их владельцами должны указываться цели, ради которых эти склады создаются:

а) для хранения собственных товаров и транспортных средств;

б)    хранения товаров и транспортных средств их перевозчиком;

в)    хранения товаров и транспортных средств ограниченного круга лиц,
перечень которых прилагается;

г) хранения товаров и транспортных средств неограниченного круга лиц;

д) хранения отдельных видов товаров.

       Учреждение складов временного хранения с иными целями возможно только с разрешения регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого такой склад создается.

Исходя из целей создания склады временного хранения подразделяются на склады временного хранения открытого типа, предназначенные для хранения товаров любых лиц, и склады временного хранения закрытоготипа, предназначенные для хранения товаров строго определенного круга лиц. Причем склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, могут быть только складами открытого типа.

Склады временного хранения могут учреждаться в любых местах, одобренных таможенными органами и удовлетворяющих следующим тре­бованиям:

  • склад должен располагаться по одному почтовому адресу (если склад состоит из одного помещения) либо в пределах неразрывной по пери­метру территории (если склад состоит из нескольких помещений, имею­щих разные почтовые адреса) в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдавшей лицензию;
  • от автомагистралей и главных дорог к складу должны подходить подъездные пути.

Особое внимание при проверке помещений, предназначенных для скла­да, таможенные органы обращают на обустройство склада в плане исклю­чения возможности поступления товаров и транспортных средств и осо­бенно их изъятия со склада помимо таможенного контроля, а также доступа к находящимся на хранении товарам и транспортным средствам третьих лиц.

Практика работы показала, что помещение товаров на склады времен­ного хранения удобнее производить на основании единого документа, в ко­тором отражались бы следующие сведения:

  • страна отправления либо страна получения;
  • наименование и адрес таджикского отправителя либо получателя товара;
  • сведения о перевозчике;
  • сведения о транспортном средстве;
  • номер транспортных документов;
  • наименование, количество мест и вес 6pyттo товаров;
  • сведения о средствах идентификации.

Таким документом является краткая декларация, в которую вносятся все основные сведения о товаре, позволяющие учитывать и идентифициро­вать его на стадии временного хранения.

Срок временного хранения товаров в зависимости от их категорий уста­навливается таможенным органом исходя из времени, необходимого на по­дачу таможенной декларации. При этом необходимо учитывать положения ТК РТ, определяющие максимальный срок подачи таможенной декларации в 15 дней ст 218 ТК РТ. Но в отдельных случаях при решении спорных вопросов, на­пример, таких, как определение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РТ или страны происхождения то­вара, когда необходимо привлечение экспертных учреждений, указанный срок может быть продлен. Для этих случаев в ТК РТ установлен предель­ный срок временного хранения — три года.

Для товаров, запрещенных к ввозу или вывозу из Республики Таджикистан, предельный срок хранения составляет ог трое суток до 180 дней.

После выпуска товаров либо при передаче его лицу в соответствии с за­явленным таможенным режимом товар может находиться на складе не бо­лее трех суток.

В процессе временного хранения товары с разрешения таможенного ор­гана могут осматриваться и измеряться, подвергаться операциям, необхо­димым для обеспечения их сохранности, перемещаться в пределах склада. Кроме того, в этот период могут браться образцы и пробы товаров.

Во время нахождения товаров и транспортных средств на складе вре­менного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец склада. Допускается солидарная ответственность владельца скла­да с лицом, поместившим товар, если это предусмотрено договором на хра­нение товаров (транспортных средств) на складе временного хранения.

При выдаче товара со склада временного хранения сотрудник таможен­ного органа проставляет на краткой декларации штамп, по которому владе­лец склада удостоверяет передачу, а получатель — принятие товара. факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника таможни.

Временное хранение как стадия может не применяться, если товар оформлен в течение суток. 

            5. Предварительное решение.     

Наряду с предварительными операциями, предшест вующими основно­му таможенному оформлению, выделяется и такое направление деятельно­сти таможенных органов, как принятие ими предварительных решений. Принятие таможенными органами таких решений направлено на обеспече­ние надлежащего применения и исполнения норм таможенного законода­тельства в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Предварительные решения прежде всего направлены на защиту эконо­мических интересов Таджикистана, предотвращение неправомерных действий в сфере таможенного дела и распространяются на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятель­ности РТ, на определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости, размеров таможенных платежей и на другие вопросы применения нормативно-правовых актов по таможенному делу в отношении кон­кретного товара или конкретной хозяйственной операции.

Принятие предварительных решений относительно классификации то­варов, страны их происхождения, размеров таможенных платежей отнесено, прежде всего к компетенции ГТС Таджикистана и региональных таможенных управлений. В ряде случаев, определяемых ГТС Таджикистана, предварительные решения могут приниматься также и отдельными таможнями. Например, к компетенции таможни отнесено принятие предварительного решения о возможности помещения товаров под тот или иной таможенный режим.

Как предварительные операции, так и предварительные решения осу­ществляются до производства основного таможенного оформления, явля­ются его подготовительными звеньями, но вместе с тем необходимыми и крайне важными процедурами.

6. Основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции, формы, порядок и сроки производства

Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транс­портных средств под определенный таможенный режим и завершения дей­ствия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РТ.ст-123-гл 4.

Оно делится на предварительноеи основное. Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономиче­ской деятельности требований таможенного законодательства об обяза­тельном декларировании всех товаров и транспортных средств, переме­щаемых через таможенную границу.

Декларирование — это операция, которая является составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или завершает действия такого режима. Ее суть заклю­чается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таджикистан товарах и транспортных средствах, уже перемещенных че­рез таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат деклариро­ванию.

Декларирование как составная часть основного таможенного оформле­ния товаров и транспортных средств и само таможенное оформление — это настолько близкие по смыслу понятия, что для избежания путаницы в по­нятийном аппарате, а также с целью унификации и гармонизации таможен­ных процедур с общепринятыми в мировой практике разработчики проекта нового  вообще исключили из него понятие таможенного оформле­ния, заменив его понятием «таможенное декларирование», в которое вло­жили смысл процедуры основного таможенного оформления в его факти­ческом понимании.

Основные функции декларирования сводятся к следующему:ст-127 ТКРТ.с

  • обеспечению таможенных органов необходимыми для таможен­ных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;
  • подтверждению законности совершаемых декларантом действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;
  • выполнению контрольной функции, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответст­вие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах факти­ческим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной фор­ме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможен­ном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающе­го товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

Форма декларирования — это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу ст 128.                                             

 .

В настоящее время нормами таможенного законодательства предусмот­рено три формы декларирования:

  1. устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании това­ров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами;
  2. письменная форма, являющаяся основной формой декларирования;
  3. декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на маг­нитных носителях информации (является как бы вспомогательной формой и используется одновременно с письменной формой в случаях деклариро­вания с использованием грузовой таможенной декларации).

Заявляемые при декларировании сведения должны быть точными и дос­товерными, т. е. объективно и полно отражать фактические данные. Заявле­ние недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмот­рена Кодексом РТ об административных правонарушениях.

Декларирование товаров и транспортных средств в письменном виде осуществляется путем подачи таможенной декларации.

Основная форма таможенной декларации при помещении товаров и транспортных средств под выбранный таможенный режим — грузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенного оформ­ления с апреля 1995 г. Порядок и условия декларирования с использова­нием ГТД определяется ГТС Таджикистана.

Помимо ГТД на практике широко применяются и другие виды таможен­ных деклараций: краткая декларация, декларация таможенной стоимости, таможенная декларация формы ТД-6 (для физических лиц) и др.

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств как при их вывозе из Таджикистана, так и при ввозе в нее участники внеш­неэкономической деятельности должны соблюдать следующий порядок:

  1. получить разрешение на занятие внешнеэкономической деятельно­стью посредством регистрации в таможенных органах, т. е. зарегистриро­ваться в качестве участника внешнеэкономической деятельности;
  2. заключить договор (либо международный контракт) на производство, куплю, продажу товара, на товарообменные (бартерные) операции, на транс­портировку, погрузочно-разгрузочные, страховые и иные операции, связан­ные с хранением, экспертизой и иными действиями в отношении товаров;
  3. получить в случае необходимости соответствующие лицензии на им­порт или экспорт определенных видов товаров, разрешения на вывоз или ввоз определенных количеств товаров или на определенную сумму (коли­чественных или стоимостных квот), т. е. выполнить существующие в дан­ный момент меры экономической политики государства;
  4. оформить соответствующие товаросопроводительные, транспортные и иные документы, отражающие все необходимые вопросы относительно наименования, качества, количества, классификации товаров в соответст­вии с Товарной номенклатурой, их стоимости, условий поставки, страхова­ния, транспортировки и пр.;
  5. доставить товары и документы на них в согласованное с таможенным органом место (например, на склад временного хранения) и время;
  6. задекларировать товары (т. е. произвести декларирование товаров) таможенным органам для производства таможенного оформления и тамо­женного контроля;
  7. уплатить все необходимые налоги и сборы (таможенные пошлины и пр.) или представить необходимые гарантии такой уплаты;
  8. распоряжаться товарами только после их выпуска для внутреннего потребления или помещения их под иной таможенный режим.

Кроме того, для производства таможенного оформления таможенные органы вправе требовать также и целый ряд иных документов, окончатель­ный перечень которых определяется должностными лицами таможни.

Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТС Таджикистана. При этом максимальный срок не может превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу.

Въезжающие на таможенную территорию Таджикистана порожние транспорт­ные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, подле­жат декларированию не позднее трех часов после пересечения таможенной границы Таджикистана, а выезжающие из Таджикистана транспортные средства — не позднее, чем за три часа до пресечения таможенной границы. Иные сроки установлены в случае перемещения через таможенную гра­ницу физическими лицами товаров не для коммерческих целей в сопровож­даемом ими багаже: таможенная декларация в этом случае подается в тамо­женный орган одновременно с представлением самих товаров.

Таможенная декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ГТС Таджикистана. При этом согласно ТК РТ таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации.

      7. Механизм (этапы) таможенного оформления товаров с использованием грузовой таможенной декларации

Грузовая таможенная декларация, применяемая в настоящее время в Таджикистана, соответствует образцам, используемым в международной прак­тике. Она состоит из четырех листов и содержит 54 графы, часть из кото­рых заполняется декларантом, а часть — таможенным органом. При этом после производства таможенного оформления первый лист декларации ос­тается в таможенном органе, второй направляется в ГТС Таджикистана, третий — лицу, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, а четвер­тый — органу государственного статистического учета.гл-14 ТКРТ .

В грузовой таможенной декларации должны быть отражены сведения об отправителе и получателе товара, стране контракта (стране, в которой зарегистрирована фирма-партнер), стране происхождения товара (при им­порте) или стране назначения (при экспорте), сведения об условиях постав­ки, о валюте контракта, о транспорте, на котором должен быть доставлен товар, таможне, на которой он должен пройти таможенное оформление, квоте (для товаров, экспорт которых квотируется), таможенной стоимости товара, о подлежащих взысканию таможенных пошлинах и сборах и целый ряд иных сведений.

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением ГТД состоит из пяти этапов: приема, регистрации и учета ГТД; таможенного контроля за правильностью определения кода товара в соответствии  и страны происхождения, а также соблюде­ния мер тарифного регулирования; осуществления валютного контроля и контроля таможенной стоимости; контроля таможенных платежей и эта­па осуществления таможенного досмотра и выпуска товаров.

На первом этапе таможенного оформления — этапе приема, регистра­ции и учета ГТД — должностное лицо таможенного органа проводит про­верку соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декла­рации (включая проверку соблюдения порядка совершения предваритель­ных операций), после чего принимает ГТД и другие документы, подлежа­щие обязательному представлению в таможенные органы, а также элек­тронную копию ГТД, после чего производит регистрацию ГТД.

После регистрации проводится общая проверка ГТД и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения согласно заяв­ленному режиму, а также сверка соответствия электронной копии ГТД ее бумажному носителю.

На втором этапе таможенного оформления — этапе таможенного кон­троля за правильностью определения кода товара в соответствии страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регули­рования — должностное лицо таможенного органа должно проверить пра­вильность описания товара в ГТД, соответствие описания характеристикам самого товара, а также осуществить проверку количественных данных о товаре (число мест, вес и пр.).

Третьим этапом таможенного оформления является этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости. На этом этапе проводится проверка наличия всех документов, необходимых для целей проведения ва­лютного контроля; соответствия условий внешнеторгового договора и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства; со­ответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в до­кументах, представленных для осуществления валютного контроля.

На четвертом этапе — этапе контроля таможенных платежей — произ­водится проверка наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по их уплате, а также по уплате процентов за ис­пользованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ра­нее произведенным поставкам и сумм штрафов в случае совершения этим лицом нарушений таможенных правил (при выявлении наличия такой задол­женности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения). Далее проверяется фактическое поступление денеж­ных средств на счет таможенного органа к моменту таможенного оформле­ния, и в случае их непоступления декларация остается на данном этапе.

И наконец, пятый этап таможенного оформления — этап досмотра това­ров и их выпуска. На данном этапе производится проверка прохождения всех предыдущих этапов таможенного оформления и в случае принятия ре­шения о проведении досмотра товаров делается такой досмотр с обязатель­ным фиксированием его результатов, после чего производится выпуск то­варов в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Решение о выпуске принимается начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни (таможенного поста) либо должностным лицом, специально на это уполномоченным, и подтверждает­ся проставлением на ГТД и товаросопроводительном документе (накладной и пр.) штампа «Выпуск разрешен». Штамп и номер ГТД на товаросопрово­дительном документе должны быть заверены личной номерной  печатью должностного лица таможенного органа, производящего выпуск товара.гл 14 ТКРТ.

   8. Декларант, его права и обязанности

Понятие «декларант» является одним из ключевых понятий в таможен­ном праве. Законодательно закрепленное определение этого понятия дано в ТК РТ: декларант — это лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

Декларантом может быть только таджикистана лицо, за исключением слу­чаев перемещения через таможенную границу Таджикистана физическими лица­ми товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК Таджикистана,

Права и обязанности декларанта закреплены в ТК РТ.ст-127.

Первой и основной обязанностью декларанта является обязанность производить декларирование товаров и транспортных средств в соответст­вии с порядком, предусмотренным ТК РТ.

Второй обязанностью декларанта является обязанность предъявления таможенному органу по его требованию декларируемых товаров и транс­портных средств. Порядок предъявления декларируемых товаров и транс­портных средств как составной части процедуры их таможенного оформ­ления устанавливается нормативно-правовыми актами ГТС Таджикистана.ст-128.

Третьей обязанностью декларанта является представление таможенно­му органу документов и иных дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей. Представлением таких документов должна сопровож­даться подача в таможенный орган таможенной декларации. Однако если перечень документов окажется неполным либо в них будет отсутствовать та или иная необходимая для таможенных целей информация, то таможен­ный орган, принявший таможенную декларацию (не принять ее он не впра­ве в силу требований закона), вправе потребовать у декларанта представить все необходимые документы. Декларант обязан выполнить это требование в установленный для этого таможенным органом срок.

Четвертой обязанностью декларанта является обязанность уплатить та­моженные платежи. И хотя по общему правилу любое заинтересованное в этом лицо вправе уплатить таможенные платежи за «таможенную очистку» того или иного товара, обязанность их уплаты лежит именно на декларанте.

И наконец, пятой законодательно закрепленной обязанностью декла­ранта является обязанность оказания содействия таможенным органам в производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, в том числе и путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

Представленный перечень обязанностей декларанта является исчерпы­вающим. Все иные предусмотренные нормами таможенного законодатель­ства обязанности декларант должен выполнять при условии, что он помимо статуса  декларанта обладает статусом иного участника таможенно-правовых отношений.

       Неисполнение декларантом своих обязанностей или их ненадлежащее исполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами таможенного законодательства. Декларант имеет следующие основные права:

  1. присутствовать при производстве таможенного оформления;
  2. подавать с разрешения таможенного органа таможенную декларацию и предоставлять иные документы на иностранных языках, которыми владе­ют должностные лица таможенного органа, производящего таможенное оформление;
  3. с разрешения таможенного органа совершать отдельные действия с то­варами и транспортными средствами (упаковку, переупаковку, взятие проб и образцов и пр.) до окончания производства их таможенного оформления;
  4. получать информацию о причинах принятого таможенными органа­ми решения в отношении декларируемых им товаров и транспортных средств.

9. Таможенный брокер, его права и обязанности

Любой, кто хоть раз в жизни сталкивался с таможенным оформлением, знает, что это не простая процедура, а цепь сложных и взаимосвязанных операций. Для выполнения этих операций необходимо знание не только та­моженного законодательства как такового, но и специфических процедур, всевозможных нюансов и тонкостей заполнения необходимых для тамо­женных целей документов. В этой связи вполне очевидно, что предприни­матель, всецело погруженный в свои производственные проблемы, порой не в состоянии учесть все существующие нюансы и тонкости соблюдения таможенных формальностей. В подавляющем большинстве случаев про­стоя транспортных средств на границе и несвоевременности их таможен­ного оформления и выпуска причиной является именно неподготовлен­ность людей, приходящих на таможню для оформления своих грузов. По­добные проблемы можно решить только при наличии специализированных организаций — таможенных брокеров, которые выступают в качестве по­средников между участниками внешнеэкономической деятельности и та­моженными органами. Их основная функция — выполнение всех обязан­ностей и решение всех проблем по таможенной очистке товаров тех участ­ников внешнеэкономической деятельности, которые по каким-либо причи­нам не могут и не хотят этим заниматься сами   ст-143 ТКРТ.  

Таможенный брокер это коммерческая организация, созданная в со­ответствии с законодательством Республики Таджикистан, являющаяся юри­дическим лицом и получившая разрешение ГТС Таджикистана на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. При этом такая организация должна быть внесена в Реестр таможенных брокеров, обязанность по  веде­нию которого возложена законом на таможенные органы.

       Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от соб­ственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транс­портных средств и выполнении других посреднических функций в сфере таможенного дела за счет и по поручению представляемого им лица, а именно:

  • в декларировании товаров и транспортных средств;
  • предъявлении таможенному органу документов и дополнитель­ных сведений, необходимых для таможенных целей;
  • предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств;
  • обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении деклари­руемых товаров и транспортных средств;
  • совершении иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего пол­номочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.

Представляемое лицо может давать поручение на выполнение указан­ных выше функций в сфере таможенного дела только в совокупности. По­ручение на выполнение одних и тех же функций в отношении партии това­ров или транспортного средства, данное нескольким таможенным броке­рам, либо ограничение полномочий таможенного брокера выполнением только части этих функций или совершением ряда необходимых операций в пределах одной функции не допускается.ст 139 ТКРТ.

При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную гра­ницу РТ. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам не могут быть ограничены догово­ром с представляемым лицом.

Для получения разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера коммерческой организации необходимо:

а) иметь в штате специалистов по таможенному оформлению, получивших квалификационные аттестаты ГТСТаджикистана;

б)    заключить договор страхования риска ответственности за нарушение
договора перед представляемыми лицами, по поручению которых тамо­женный брокер осуществляет свои посреднические функции в сфере таможенного дела;

в)    обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными ор­ганами;

    г)         иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, пае­
вые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном
ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить
возмещение убытков представляемых лиц и уплату  таможенным органам
задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным предусмотрен­ным Таможенным кодексом РТ платежам ст-144.

д)    иметь материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

е) иметь условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, точно
и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами,
подлежащими таможенному контролю.

За включение организации в Реестр таможенных брокеров взимается соответствующий сбор.

Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым им лицом строятся на договорной основе. Договор является публичным и совершает­ся в письменной форме.

10. Специалист по таможенному оформлению: понятие, назначение, специфика деятельности

Специалист по таможенному оформлению — это физическое лицо, имеющее соответствующий квалификационный аттестат ГТС РТ и на­деленное правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера. Специфика деятельности специалиста по та­моженному оформлению заключается в следующем.

При совершении действий по таможенному оформлению от имени тамо­женного брокера специалистом считается, что специалист уполномочен на то таможенным брокером, если таможенный брокер не докажет обратного. При этом таможенный брокер не вправе ограничить обязанности специали­ста по таможенному оформлению по отношению к таможенным органам.

Перечень организаций, в которых осуществляется подготовка специа­листов по таможенному оформлению, определяется ГТС Таджикистан.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформле­нию будет иметь правовое значение только при работе специалиста в таджикской организации, включенной в Реестр таможенных брокеров.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформле­нию может быть аннулирован либо отозван в случаях, если он был выдан его владельцу на основе недостоверных данных или если его владелец не­однократно в процессе своей деятельности нарушает требования норм та­моженного законодательства.ст-147 ТК РТ.

11. Таможенный перевозчик: понятие, виды, обязанности

Таможенный перевозчик — это перевозчик, обладающий правом пере­возить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенным перевозчиком может быть предприятие, созданное в соот­ветствии с законодательством РТ обладающее права­ми юридического лица и включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

Существуют три вида таможенных перевозчиков: зональный, регио­нальный и общереспубликанский.

Зональным таможенным перевозчиком признается перевозчик, кото­рый осуществляет свою деятельность только в регионе деятельности одной таможни. Региональным таможенным перевозчиком признается перевоз­чик, который осуществляет свою деятельность в регионе деятельности не­скольких таможен, подведомственных одному таможенному управлению. Общереспубликанским таможенным перевозчиком считается перевозчик, кото­рый осуществляет свою деятельность в регионе деятельности нескольких региональных таможенных управлений либо на всей территории Таджикистана.

Деятельность таможенных перевозчиков, как и любые другие виды «около таможенного бизнеса», является разрешительным видом деятельно­сти. Для получения разрешения и внесения организации в Реестр таможен­ных перевозчиков юридическое лицо должно обратиться соответственно в таможню (при желании осуществления деятельности в качестве зональ­ного таможенного перевозчика), в региональное таможенное управление (при желании осуществления деятельности в качестве регионального тамо­женного перевозчика) либо непосредственно в ГТС Таджикистана

 (при желании осуществления деятельности в качестве общереспубликанского таможенного перевозчика).

Порядок выдачи разрешения и требования, которые необходимо выпол­нить для его получения, установлены ГТС Таджикистана.

Осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика предполагает исполнение им следующих обязанностей:

  • доставлять товары и документы на них без какого-либо изменения их упаковки и состояния, соблюдая сроки доставки и маршруты движения;
  • вести учет перевозок под таможенным контролем и предостав­лять таможенному органу, в котором он зарегистрирован, отчетность о та­ких перевозках;
  • обеспечивать загрузку и перегрузку на свои транспортные средст­ва, выгрузку и перегрузку с них своими силами или на основании договора с другими предприятиями или организациями;
  • в случае аварии и действия непреодолимой силы принимать все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо неразрешенного их использования.

Таможенный перевозчик может перевозить товары под таможенным контролем как по инициативе заинтересованных в этом лиц, так и по реше­нию таможенного органа отправления. Перевозка товаров под таможенным контролем поручается таможенному перевозчику в случае, когда у тамо­женного органа отправления имеются достаточные основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гаранти­ровать доставку товаров в определенное таможенным органом место. В этом случае производится перегрузка товаров в транспортные средства,

принадлежащие таможенному перевозчику, и их дальнейшая перевозка. Решение таможенного органа о перевозке товаров именно таможенным пе­ревозчиком является обязательным как для отправителя товаров, их полу­чателя, обычного перевозчика, так и для самого таможенного перевозчика.

Обязательная перевозка товаров таможенным перевозчиком (когда нет обеспечения уплаты таможенных платежей) не требуется в случаях, когда товары перевозятся в соответствии с Таможенной конвенцией о междуна­родной перевозке грузов с применением а также в случаях, когда перевозка осуществляется с таможенным сопрово­ждением.

Осуществляя свою деятельность, таможенный перевозчик несет всю полноту юридической ответственности перед таможенными органами (включая ответственность за уплату таможенных платежей) до момента фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного орга­на назначения после доставки товаров в этот орган. принадлежащие таможенному перевозчику, и их дальнейшая перевозка. Решение таможенного органа о перевозке товаров именно таможенным пе­ревозчиком является обязательным как для отправителя товаров, их полу­чателя, обычного перевозчика, так и для самого таможенного перевозчика.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.